Научная статья на тему 'Развитие кооперативных форм в региональном мясопродуктовом подкомплексе в свете реализации национального проекта «Развитие АПК»'

Развитие кооперативных форм в региональном мясопродуктовом подкомплексе в свете реализации национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперативных форм в региональном мясопродуктовом подкомплексе в свете реализации национального проекта «Развитие АПК»»

в 2003 г. - 4 млн р., в 2004 г. - 4 млн р., в 2005 г. -8 млн р.

Число кредитных кооперативов к 2006 г. возросло до 20. В 2005 г. были поддержаны структуры, работающие с ЛПХ граждан, в первую очередь, для приобретения холодильного оборудования, спецтранс-порта для транспортировки молока, племенного скота.

Задачи ускоренного развития малых форм предпринимательства, создания для них соответствующей производственной инфраструктуры и на этой основе достижения подъема товарности заставляют органы управления АПК региона повернуться лицом к проблеме совершенствования и развития кооперативных форм. Согласно намеченным мероприятиям к

2007 г. предполагается организовать успешную работу 96 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая 22 кредитных кооператива.

Усилия будут направлены на вовлечение в члены сельскохозяйственных потребительских кооперативов владельцев ЛПХ.

Разработаны мероприятия по стимулированию развития в ЛПХ скотоводства и свиноводства на 2006 г. Среди стимулирующих этот процесс мер предусмотрены обеспечение домашних хозяйств племенными телками - 4,5 тыс. голов, племенными свиноматками - 2,5 тыс. голов на льготных условиях и бесплатное выделение по 0,5 т комбикормов

на каждую отелившуюся нетель и опоросившуюся свиноматку.

Организуется эксперимент по выращиванию картофеля в ЛПХ граждан по технологиям, отработанным на протяжении нескольких последних лет в агрофирме «КриММ» - признанном флагмане среди картофелеводческих предприятий восточных регионов России. В него в 2006 г. будет вовлечено пять сельских районов юга Тюменской области, с возделыванием в каждом из экспериментальных ЛПХ от 20 до 33 га посадок картофеля, с использованием элитного посадочного материала, произведенного в научно-исследовательской лаборатории агрофирмы и с последующей помощью предприятия в хранении и реализации выращенного урожая.

На поддержку ЛПХ и их кооперативных формирований из бюджета области в текущем году предполагается выделить 100 млн р. Будут поддержаны в своем развитии успешно функционирующие кооперативные формирования, обслуживающие ЛПХ и К(Ф)Х, и организованы новые на территориях, где они до сих пор отсутствовали.

Принимаемые меры будут способствовать реализации мероприятий, направленных на осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на региональном уровне.

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЯСОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

Т.П. Соколова, к.э.н., проф., Н.В. Полянскова, к.э.н., ст. преп. Самарского государственного технического университета

Провозглашение развития сельского хозяйства одним из национальных приоритетных проектов обусловило всплеск общественного интереса к «аграрной» теме. В настоящее время во всех регионах Российской Федерации идет подготовка к реализации основных его направлений, одним из которых является развитие кооперативных структур агропромышленной интеграции в целях создания замкнутого цикла производства и реализации продукции из сельскохозяйственного сырья.

В настоящее время в большинстве регионов России, в частности, и в Самарской области, большая часть инвестиционных вложений приходится на отрасль птицеводства, где их оборачиваемость выше, чем в свиноводстве и в мясном скотоводстве особенно. Поэтому первоочередной задачей региональных органов власти является повышение инвестиционной привлекательности мясных отраслей на основе кооперирования как ресурсов производства, так и сбыта продукции.

В последние годы преобладающей формой организации мясной отрасли Самарской области является внутрихозяйственная кооперация, основанная на совместном использовании средств производства и непосредственном участии членов кооперативов в производственном процессе. Эта форма характерна и для других отраслей производства,

о чем свидетельствует преобладание производственных кооперативов (50,5%) по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Вместе с

тем, по нашему мнению, наиболее эффективной формой в организации отрасли является межхозяйствен-ная кооперация. Особенно необходимо развитие меж-хозяйственных формирований в мясопродуктовом подкомплексе путем организации комплексов и площадок по выращиванию, доращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота. Однако за годы реформ произошли свертывание процессов межхозяйственной кооперации, реорганизация объединений и специализированных хозяйств, что не было экономически обосновано.

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость перераспределения производственных задач между участниками рынка с учетом взаимных интересов. И посему одним из эффективных направлений решения проблемы, по нашему мнению, является рациональное воспроизводство стада, которое должно быть обусловлено выбранным направлением скотоводства.

Так, воспроизводство молодняка должно осуществляться на фермах, а доращивание и откорм - на откормочных площадках и комплексах. Вокруг крупных городов региона необходимо создавать высокоинтенсивные молочные хозяйства с удельным весом коров в стаде не менее 55%. Таким хозяйствам заниматься откормом не всегда целесообразно, так как, во-первых, откормочное поголовье может быть небольшим, во-вторых, хозяйство может испытывать недостаток кормовых и трудовых ресурсов. В этом случае наиболее удачной формой организации ин-

тенсивного и эффективного откорма является меж-хозяйственная кооперация, когда молочные хозяйства передают на откорм молодняк в откормочные предприятия, кооперируясь с ними на взаимовыгодных условиях.

В хозяйствах молочно-мясного направления есть возможность откармливать молодняк самим, создавая фермы оптимального размера. Также могут быть организованы самостоятельные откормочные площадки, где откорм производится за счет покупки молодняка. Однако во всех случаях важным является создание оптимальных размеров ферм и комплексов по откорму крупного рогатого скота.

Наши исследования показали, что ферма по откорму крупного рогатого скота для хозяйств с законченным оборотом стада должна быть не менее 500 голов и не более 1 тыс. голов. Хозяйств с таким поголовьем в регионе 68, или 17,6% от областного показателя. Для откормочных площадок рекомендуется оптимальный размер - 1 000-1 500 голов, но не более 3 тыс. голов; для откормочных комплексов -от 3 тыс. до 6 тыс. голов; для откормочных комплексов промышленного типа - более 10 тыс. голов. Однако в ближайшую перспективу создание крупных откормочных предприятий не представляется возможным не только из-за финансового состояния, но и из-за воспроизводственного потенциала собственного стада, так как он ограничен ростом маточного поголовья.

В целях усиления межхозяйственных связей предполагается создание в каждом сельскохозяйственном районе Самарской области специализированных предприятий (площадок) по откорму и доращиванию крупного рогатого скота (в целом не менее 27 - по одной площадке на район).

С использованием показателей передовых хозяйств в мясном скотоводстве региона нами были разработаны оптимальные параметры специализированных скотоводческих предприятий откормочного типа, позволяющие обеспечить среднесуточную продуктивность скота в 650-700 г и более (табл. 1). Организацию откормочных хозяйств целесообразно начать уже с 2006 г. для передачи молодняка из пригородных хозяйств в специализированные.

Создание кооперативных форм в региональном мясопродуктовом подкомплексе, а также экономическая эффективность инвестиционных процессов невозможны без определенного единства и взаимодействия инвесторов, реципиентов и органов власти, которые в настоящее время полностью отсутствуют. По нашему мнению, одним из решающих факторов успешного развития мясного животноводства в Самарской области (в рамках национального проекта «Развитие АПК») является создание регионального мясопродуктового холдинга, преследующего основную цель - повышение эффективности производства и переработки мяса (его модель представлена на рис. 1).

Вертикальный путь интеграции в региональном мясопродуктовом подкомплексе позволит избежать монополизма со стороны переработчиков и предприятий торговли, возникающего в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры, и будет способствовать вытеснению с рынка мясного сырья по-средников-перекупщиков.

1. Основные параметры специализированного скотоводческого (откормочного) предприятия в регионе (Самарская область)

Показатели Параметры

1 2

Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га 15,0-16,0

пашни пастбища 12,0-13,0 2,0-3,0

Среднегодовая численность работников, занятых в с.-х. производстве, чел. 370-400

Годовой объем реализации говядины, ц 3 000-3 500

Площадь под зерновыми, тыс. га 6,0-7,0

Поголовье крупного рогатого скота на откорме, голов 1 500-2 200

Структура посевных площадей, % зерновые кормовые 60.0-65,0 40.0-35,0

Структура товарной продукции, % зерно животноводство в том числе скотоводство 30.0-32,0 58.0-60,0 43.0-45,0

Структура кормов, % концентраты сено солома сенаж силос зеленые корма 30 16 5 10 20 26

Урожайность зерновых, ц/га 25,0-27,0

Среднесуточный прирост молодняка крупного рогатого скота, гр 650-700

Средняя сдаточная масса 1 головы крупного рогатого скота на откорме, кг 435-450

Производство говядины на 100 га сельхозугодий, ц 25,0-27,0

Затраты труда на 1 ц привеса, чел.-час. 20,0-25,0

Затраты кормов на 1 ц привеса, ц корм. ед. 9,5-10,0

Стоимость расхода кормов на 1 ц привеса, тыс. р. 2,2-2,5

Рентабельность производства, % зерна говядины 50.0-60,0 10.0-12,0

Для достижения экономического эффекта мясопродуктового холдинга необходимо усилить действие факторов роста продуктивности животных, от уровня которых зависят доходность отрасли (коэффициент корреляции составляет 0,57), производительность труда (0,50) и себестоимость производства мяса (-0,47).

Апробация предложенной модели регионального мясопродуктового холдинга позволит в дальнейшем повысить эффективность, конкурентоспособность и перспективность данной формы хозяйствования. Расчеты свидетельствуют, что объем инвестиций на создание и развитие мясопродуктового холдинга выразится суммой 800 млн р., причем с каждым годом предусматривается уменьшение вложений в связи с формированием собственной инвестиционной базы и проведением инвестиционной политики, которая должна предусматривать направление собственных средств в инвестиционные проекты восстановления и развития предпри-ятий-акционеров, а возвращающиеся средства использовать для обновления производства.

Потребители мяса и мясопродуктов Органы государственной власти (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области)

і к

Торговые

предприятия

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ВОЛ ГОМЯСОХОЛДИНГ»

(ЗАО ТМК «Тольяттимясокомбинат»

Банк

4 (ЗАО «Газбанк»)

Круп ные мясоперерабатывающие предприятия (ОАО «Комсомольский мясокомбинат», ОАО «Мясокомбинат «Сызран-с кий»; ОАО «Самарское»)

финансовые ресурсы

Завод по производству минеральных удобрений (ОАО «Тольяттиазот»)

Комбикормовый завод (ООО «Объединение «Куйбышевское» по кормопроизводству»)

Сельскохозяйственные предприятия по выращиванию и откорму скота и птицы: мяса КРС: ГУП «Племзавод «Дружба», СПК «Мирный», ЗАО «Северный ключ», ЗАО «Заречье», СПК «Прогресс», колхоз «Путь Ленина» мяса свиней: ЗАО «Алексеевское», ЗАО «Северный ключ»

мяса птицы: ООО «Обшаровская птицефабрика», ОАО «Птицефабрика «Безенчукская», ОАО «Тольяттинская птицефабрика»

Рис. 1. Модель мясопродуктового холдинга в Самарской области

Расчетная ыручка от реализации по интегрированному формированию к 2008 г. составит 42,3% от общеобластной, а рентабельность - 25%. Доля рынка, занимаемая холдингом, с учетом поступательного развития мясной отрасли в регионе в 2008 г. составит 17,5%, т.е. не будет превышать 30-35%, что не проти-

воречит требованиям антимонопольного законодательства и вполне достаточно для решения главной задачи приоритетного национального проекта - бесперебойного обеспечения населения мясом и мясопродуктами собственного производства.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

Е.В.Аверьянова, к.э.н., вед. науч. сотр. Северо-западного НИИ экономики и

организации сельского хозяйства

Актуальность исследуемойтемы определяется высокими плановыми результатами реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», его второго направления «Развитие малых форм хозяйствования в АПК и механизмам по решению этих проблем». Мероприятиями плана проекта предусматривается создание инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения малых форм хозяйствования (ЛПХ и К(Ф)Х) в виде сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В течение двух лет необходимо обеспечить создание 1 тыс. заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих и до

1 тыс. кредитных кооперативов.

Анализируя первоначальный этап создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов с момента вступления в силу Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (декабрь 1995 г.) по настоящее время, отмечаем, что за девять лет создано 455 перерабатывающих, 156 обслуживающих, 91 сбытовых и порядка 800 кредитных кооперативов. Таким образом, сопоставляя темпы роста современного кооперативного строительства и планы проекта на два года, очевидна необходимость разра-

ботки научнообоснованной, апробированной методологии осуществления целевых установок Проекта.

Задачами исследования, на наш взгляд, являются:

- выявление результативных методов становления и развития региональных кооперативных систем (в разрезе предприниматели/кооператоры, власть и наука):

- адаптация этих методов к плану проекта по субъектам РФ;

- выработка этапов и методов реализации проекта с учетом территориальной дифференциации регионов РФ;

- комплексный мониторинг достижения плановых результатов проекта с обязательной оперативной корректировкой плана и методов проведения мероприятий проекта;

- разработка видения развития национальной сельскохозяйственной кооперативной системы с

2008 г.

Создание кооперативов основывается на знаниях факторов и на учете уровня рисков, влияющих на функционирование кооперативных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.