Научная статья на тему 'Поддержка малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», посредством развития сельскохозяйственной кооперации'

Поддержка малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», посредством развития сельскохозяйственной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», посредством развития сельскохозяйственной кооперации»

плановая трансформация части или всей существующей сельскохозяйственной организации, реформирующей структуру производства независимо от того, входит ли она в агрохолдинг, является самостоятельной сельскохозяйственной организацией или К(Ф)Х.

Шэтап. При завершении выращивания ремонтного молодняка (в 2008 г.) ЛПХ и К(Ф)Х, занятые выращиванием, берут в банке кредиты до 300 тыс. р. каждый сроком до пяти лет под поручительство СПК и выкупают нетелей в снабженческо-сбытовом сельскохозяйственном потребительском кооперативе (СПоК-1), членами которого они являются. При этом в выкупе могут принимать участие и новые ЛПХ и К(Ф)Х.

Выкупленные нетели в качестве дополнительного учредительного взноса передаются в паевой фонд СПК, куда вошли ранее купленные у СПоК-2 основные средства и здание фермы от сельскохозяйственной организации. Вновь созданный кооператив (СПК) берет на себя финансовые обязательства по погашению кредиторской задолженности перед ЛПХ, К(Ф)Х и СПоК-2, которые, в свою очередь, из полученных от него средств возвращают кредит. СПК берет также в аренду землю в размере 400-600 га у областного земельного фонда и владельцев земельных паев.

Расчеты показывают, что общая окупаемость проекта составляет не более пяти лет. Таким образом, в течение двух лет создается новое сельскохозяйственное предприятие в форме классического производственного кооператива, специализирующегося на производстве молока в объеме 1 500-1 700 т в год с числом работающих примерно 20 человек. В данном кооперативе достигается полная гармония интересов работников кооператива, которые одновременно являются его учредителями.

Создаются, по сути, небольшие общинные технологически независимые, экономически эффективные, конкурентоспособные предприятия, у которых есть хорошие перспективы выдержать конкуренцию, с одной стороны, крупных многоотраслевых сельскохозяйственных предприятий, холдингов, с другой стороны, - мелких фермерских хозяйств.

Финансовый результат - 4,2 млн р. (13,1 млн р. минус 8,9 млн р.), срок окупаемости кредита (20 млн р. разделить 4,2 млн р.) примерно пять лет. В расчете учтен финансовый результат, полученный в животноводстве. Предполагается, что растениеводство будет специализироваться на производстве кормов и результатом его деятельности будет малозатратное их производство.

1. Баланс доходов и расходов сельскохозяйственного производственного кооператива

Статья Количество, т Цена за 1 т, тыс. р. Выручка, млн р. Затраты млн р.

Доходы:

от продажи молока 1 500 7 10,5

от продажи скота, в живой вес 2,6

В том числе

молодняка (240 гол. х 70 кг) 16,8 70 1,2

От продажи выбракованных коров (70 гол. х 0,5 т) 35 40 1,4

Доходы всего 13,1

Расходы:

корма в т корм. ед.: 1 500 2 3,0

ветеринарное обслуживание и осеменение (2 тыс. р. х 300) 0,6

Заработная плата с начислениями 1,2

налоги 0,1

ввод первотелок (70 гол. х 0,5 т) 35 70 2,5

Прочие (стоимость ГСМ, электроэнергии, воды, газа, малоценного инвентаря) 1,5

Расходы всего 8,9

Итого: 131 8,9

ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК», ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

С.А.Пахомчик, к.э.н., проф. Тюменского нефтегазового университета

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе страны является одним из главных направлений в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса».

Сегодня сектор малых форм хозяйствования, включающий фермерский уклад, домашние хозяйства сельского населения, кооперативы индивидуальных производителей сельхозпродукции, весомую долю в валовых объемах производимой в стране

сельскохозяйственной продукции. Велика его роль в социальном плане в занятости населения.

Однако, несмотря на это, малые формы хозяйствования испытывают большие трудности в доступе к финансовым средствам, каналам сбыта своей продукции, инфраструктуре по обслуживанию их производства и т. д.

То обстоятельство, что на государственном уровне на это обращено внимание, следует всячески приветствовать. Это зародило надежду и оптимизм у миллионов сельских жителей. Тот интерес, который

они проявляют к основным направлениям, по которым предполагается реализовать этот проект, очевиден.

Два основных крупных мероприятия в рамках стимулирования развития малых форм хозяйствования предполагают: расширение доступности кредитных ресурсов для К(Ф)Х, ЛПХ и создаваемых ими кооперативов посредством 100%-ного субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам; стимулирование создания заготовительных и снабженческих структур, развитие кооперации в сфере предоставления кредитов и в переработке сельхозпродукции производимой в ЛПХ и К(Ф)Х.

Основной организацией, финансово обеспечивающей эти процессы определен Россельхозбанк, имеющий развитую филиальную сеть в подавляющем большинстве субьектов РФ и 100%-ное государственное участие в нем.

Реализация этих мероприятий позволит к концу 2007 г. создать до 1 550 кооперативов, включая 1 тыс. маркетингового типа (снабженческо-сбытовых, заготовительных и их подобным), 550 перерабатывающих. Также имеются намерения к концу периода реализации проекта обеспечить создание и развитие 1 тыс. сельских кредитных кооперативов. В настоящее время их количество в стране превысило 800.

На наш взгляд, курс, взятый на развитие кооперации среди малых форм хозяйствования, является правильной мерой.

Малому агробизнесу в сегодняшних условиях становится все труднее конкурировать с крупными аграрными компаниями. Лишь их объединение на принципах кооперации может обеспечить их выживание и поднять конкурентные возможности. Но это может случиться, если государство поддержит кооперацию.

Проблема незанятости сельского населения становится вопиющей в ряде регионов России. Ее последствия еще до конца не осознаны, но уже сегодня можно убедиться в деградации широких слоев сельского населения. Создание новых рабочих мест, изменение идеологии в подходах государства к развитию сельских территорий, преодоление бедности населения, создание институтов гражданского общества в сельской местности - все это требует серьезного переустройства сегодняшнего порядка сельской жизни.

Место и роль сельскохозяйственной кооперации в формировании инфраструктуры для сельского предпринимательства трудно переоценить. История развития производительных сил на селе неоднократно подтверждала эту истину. Крепкий и работящий сельский труженик - вот социальноэкономическая основа для развития всех форм сельской кооперации.

Но развитие предпринимательства не может в наших условиях произойти само по себе, посредством провозглашения важности и своевременности этого направления. Для этого требуется система выверенных мер, способная обеспечить необходимые условия желающим заняться предпринимательством, чтобы вначале организовать собственное дело, а затем успешно вести его. Для зарождения этого явления требуется введение режима наибольшего благоприятствования минимум на десять лет. Если приоритетным национальным проектом в ближайшие два года будет заложен фундамент этого

начинания, то после его окончания потребуется последовательное и логичное продолжение.

Ведь цифры, озвученные на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, посвященной рассмотрению вопроса «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (в октябре 2005 г.), свидетельствуют о том, что льготной формой кредитования в

2006 г. будут охвачены около 200 тыс. ЛПХ и порядка 6 тыс. К(Ф)Х, а их в России соответственно 16 млн и 1 млн 200 тыс. Это капля в море.

Разумеется, сегодня важно, чтобы процесс пошел, но нужно, чтобы он получил дальнейшее продолжение. Чтобы сельские жители почувствовали, что это «всерьез и надолго». И не представили себе это очередной кампанией, сопровождающейся треском и шумом.

Хотелось бы кроме обозначенных правительство страны действий видеть, что предполагается в ближайшее время осуществить по таким направлением, как: устойчивое развитие сельских территорий, выравнивание диспаритета цен на сельхозпродукцию и энергоресурсы, снижение налогового бремени и другим вопросам.

В Тюменской области функционируют около 2,5 тыс. К(Ф)Х, производящих примерно 15% зерна, более 2% картофеля, около 5% овощей от 2 до 2,5% мяса и молока.

В хозяйствах населения (ЛПХ) производится 90% картофеля, около 5% овощей, 59% молока, 45% мяса, 98% шерсти. В целом это 54% валовой сельскохозяйственной продукции.

Государственная поддержка этих сегментов аграрной экономики далеко не адекватна их вкладу в общие объемы производства сельскохозяйственной продукции.

И это также приводит к тому, что товарность субъектов предпринимательства малого агробизнеса не увеличилась по сравнению с началом 90-х гг. XX столетия. Это можно объяснить тем, что оказалась разрушенной система закупа излишков сельскохозяйственной продукции у населения (прежде всего, потребительской кооперацией), свертывание этой работы в коллективных предприятиях, невозможностью продать по достойной цене свою продукцию на рынках (в силу его криминализации) и т.д.

И это несмотря на то, что в области предпринимались попытки организации сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по работе с малыми формами хозяйствования.

Но отсутствие их полноценной поддержки, особенно на государственном уровне, привело к тому, что почти из 90 официально зарегистрированных потребительских сельскохозяйственных кооперативов активно работала в лучшем случае третья часть. Остальные в силу недостатка собственных оборотных средств и источников кредитования фактически без бюджетной поддержке в период 2001-

2005 гг. свернули свою деятельность, а часть ликвидировалась, либо перерегистрировалась в другие организационно-правовые формы хозяйствования.

Вместе с тем было признано необходимым уделить более серьезное внимание поддержка кредитной кооперации. Так, на пополнение фондов кредитования сельских кредитных кооперативов из бюджета области в 2002 г. было выделено 6 млн р.,

в 2003 г. - 4 млн р., в 2004 г. - 4 млн р., в 2005 г. -8 млн р.

Число кредитных кооперативов к 2006 г. возросло до 20. В 2005 г. были поддержаны структуры, работающие с ЛПХ граждан, в первую очередь, для приобретения холодильного оборудования, спецтранс-порта для транспортировки молока, племенного скота.

Задачи ускоренного развития малых форм предпринимательства, создания для них соответствующей производственной инфраструктуры и на этой основе достижения подъема товарности заставляют органы управления АПК региона повернуться лицом к проблеме совершенствования и развития кооперативных форм. Согласно намеченным мероприятиям к

2007 г. предполагается организовать успешную работу 96 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая 22 кредитных кооператива.

Усилия будут направлены на вовлечение в члены сельскохозяйственных потребительских кооперативов владельцев ЛПХ.

Разработаны мероприятия по стимулированию развития в ЛПХ скотоводства и свиноводства на

2006 г. Среди стимулирующих этот процесс мер предусмотрены обеспечение домашних хозяйств племенными телками - 4,5 тыс. голов, племенными свиноматками - 2,5 тыс. голов на льготных условиях и бесплатное выделение по 0,5 т комбикормов

на каждую отелившуюся нетель и опоросившуюся свиноматку.

Организуется эксперимент по выращиванию картофеля в ЛПХ граждан по технологиям, отработанным на протяжении нескольких последних лет в агрофирме «КриММ» - признанном флагмане среди картофелеводческих предприятий восточных регионов России. В него в 2006 г. будет вовлечено пять сельских районов юга Тюменской области, с возделыванием в каждом из экспериментальных ЛПХ от 20 до 33 га посадок картофеля, с использованием элитного посадочного материала, произведенного в научно-исследовательской лаборатории агрофирмы и с последующей помощью предприятия в хранении и реализации выращенного урожая.

На поддержку ЛПХ и их кооперативных формирований из бюджета области в текущем году предполагается выделить 100 млн р. Будут поддержаны в своем развитии успешно функционирующие кооперативные формирования, обслуживающие ЛПХ и К(Ф)Х, и организованы новые на территориях, где они до сих пор отсутствовали.

Принимаемые меры будут способствовать реализации мероприятий, направленных на осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на региональном уровне.

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЯСОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

Т.П. Соколова, к.э.н., проф., Н.В. Полянскова, к.э.н., ст. преп. Самарского государственного технического университета

Провозглашение развития сельского хозяйства одним из национальных приоритетных проектов обусловило всплеск общественного интереса к «аграрной» теме. В настоящее время во всех регионах Российской Федерации идет подготовка к реализации основных его направлений, одним из которых является развитие кооперативных структур агропромышленной интеграции в целях создания замкнутого цикла производства и реализации продукции из сельскохозяйственного сырья.

В настоящее время в большинстве регионов России, в частности, и в Самарской области, большая часть инвестиционных вложений приходится на отрасль птицеводства, где их оборачиваемость выше, чем в свиноводстве и в мясном скотоводстве особенно. Поэтому первоочередной задачей региональных органов власти является повышение инвестиционной привлекательности мясных отраслей на основе кооперирования как ресурсов производства, так и сбыта продукции.

В последние годы преобладающей формой организации мясной отрасли Самарской области является внутрихозяйственная кооперация, основанная на совместном использовании средств производства и непосредственном участии членов кооперативов в производственном процессе. Эта форма характерна и для других отраслей производства, о чем свидетельствует преобладание производственных кооперативов (50,5%) по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Вместе с

тем, по нашему мнению, наиболее эффективной формой в организации отрасли является межхозяйствен-ная кооперация. Особенно необходимо развитие меж-хозяйственных формирований в мясопродуктовом подкомплексе путем организации комплексов и площадок по выращиванию, доращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота. Однако за годы реформ произошли свертывание процессов межхозяйственной кооперации, реорганизация объединений и специализированных хозяйств, что не было экономически обосновано.

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость перераспределения производственных задач между участниками рынка с учетом взаимных интересов. И посему одним из эффективных направлений решения проблемы, по нашему мнению, является рациональное воспроизводство стада, которое должно быть обусловлено выбранным направлением скотоводства.

Так, воспроизводство молодняка должно осуществляться на фермах, а доращивание и откорм - на откормочных площадках и комплексах. Вокруг крупных городов региона необходимо создавать высокоинтенсивные молочные хозяйства с удельным весом коров в стаде не менее 55%. Таким хозяйствам заниматься откормом не всегда целесообразно, так как, во-первых, откормочное поголовье может быть небольшим, во-вторых, хозяйство может испытывать недостаток кормовых и трудовых ресурсов. В этом случае наиболее удачной формой организации ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.