НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
А.Н. Булыгин
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Ивановский государственный медицинский университет» Минздрава России
О единстве учебной и воспитательной работы
В настоящее время в высших учебных заведениях России широко представлены разные формы проведения воспитательной работы со студентами. Пристальное внимание уделяется воспитательной работе со студентами младших курсов, особенно студентами первого и второго курсов. Эта работа идет под руководством проректора по воспитательной работе в содружестве со студенческим профкомом и различными общественными организациями. Среди многочисленных форм работы со студентами важное место занимает работа преподавателей - кураторов студенческих групп.
В статье обращается внимание на возможность, и даже необходимость проведения воспитательной работы во время непосредственного контакта преподавателя со студентом во время выполнения учебных занятий.
Ключевые слова: философия образования, медицинское образование, цифровизация, медицинская этики, цифровая этика.
В последние десятилетия отношение к воспитательной работе со студентами в высшей школе неоднократно менялось и порой достаточно резко: от полного ее забвения до практически ежедневного пристального контроля за студентом. Этот контроль осуществлялся со стороны преподавателей, со стороны деканата, а, если речь идет о студентах первого курса, то и со стороны кураторов групп.
В настоящее время во многих вузах организация и проведение воспитательной работы находится под контролем проректора по воспитательной работе и ведется в нескольких направлениях.
Первое направление можно назвать системным, то есть в рамках академии для всех студентов организуется целый ряд мероприятий, в которых может участвовать каждый желающий. Это участие в концертах, экскурсиях, встречах с интересными людьми, работа в различных кружках, участие в спор-
тивных соревнованиях и др. Активную позицию в этом занимает и профком академии. Эта работа планируется, контролируется, она на виду и касается широких студенческих масс.
Второе направление - кураторство. Чаще кураторство распространяется только на студентов 1 курса (в разные годы в разных вузах оно касалось даже студентов 2-3 курс). Эта работа тоже носит системный характер, так как касается всех студентов первого курса и контролируется также проректором по воспитательной работе. Но эта работа носит и локальный характер (ограниченный студентами одной группы) так как с каждой отдельной группой ее проводит отдельный куратор, как правило, преподаватель первого курса. А это значит, что, несмотря на системность кураторской работы, она, безусловно, зависит от индивидуальных особенностей куратора, как человека, как личности! То есть успех работы куратора за-
висит от его желания помочь студенту, умения войти в контакт со студентом, степени его занятости другой работой, от его воспитания (его человеческих, моральных качеств). Таким образом, системный характер кураторства может столкнуться с его локальным характером и не факт, что эти два направления совпадут по своему вектору влияния на воспитательную работу по отношению к студенту.
Но есть еще одна форма воспитательной работы со студентами - индивидуальная работа со студентом. Эта та воспитательная работа, которая подспудно ведется каждым преподавателем в процессе учебной работы. Она еще более зависит от личности преподавателя, так как если кураторов отбирают (назначают лучших преподавателей!), проводят с ними соответствующую работу, то с обычными преподавателями (не кураторами) такой повседневной работы не проводится. Нам кажется, что такую индивидуальную воспитательную работу, которая идет совместно (параллельно!) с учебной работой, нельзя недооценивать и следует уделять ей должное время и место.
Приведу несколько примеров.
Воспитательная работа начинается с самого начала практического занятия или лекции. Преподаватель не должен опаздывать и обязан начать занятие вовремя. Вовремя, должны осуществляться перерывы, вовремя должно заканчиваться занятие. Тем самым преподаватель демонстрирует свою дисциплину, умение правильно организовать свою работу и призывает студентов следовать его примеру.
Преподаватель должен следить за внешним видом студента. Приходится иногда видеть в вузе студентов с разорванными в нескольких местах «модными» джинсами. Не хочу показаться ханжой, но мне кажется, что то модно на улице, на прогулке, в кафе и в других местах, не должно находить места в вузе. Думаю, что надо приветствовать умеренную строгость (не униформу!) в одежде, ее соответствие занятию, ее опрятность, чистоту. В некоторых вузах для проведения практических занятий студенты используют халаты. Неприятное впечатление оставляют грязные, измятые халаты, болтающиеся пояса и хлястики. И здесь преподаватель должен быть примером для подражания. Не сек-
рет, что и некоторые преподаватели тоже ходят в расстегнутых халатах!
Преподаватель должен следить за тем, чтобы студенты не приносили верхнюю одежду в учебную комнату и студенту надо разъяснять - почему это делать нельзя!
Преподаватель должен следить за речью студента, умением правильно и четко сформулировать свою мысль. В разговоре с преподавателем студент должен использовать понятные, общепринятые термины, и применять их к месту, а не абы как. При этом некоторым современным студентам необходимо помочь правильно сформулировать свою мысль.
Часто приходится видеть студентов, которые в перерыв в ожидании занятия совершенно не соблюдают общепринятые нормы поведения (громко говорят, бегают, вступают в борьбу друг с другом, сидят на полу и др.). Это также должно быть в поле внимания преподавателя.
Примером индивидуальной воспитательной работы может быть беседа со студентом в поисках причины его неудовлетворительной успеваемости. При этом выясняется, что студенты не умеют правильно распределять свое время, не умеют сопоставлять информацию, полученную на разных кафедрах. У некоторых студентов совершенно отсутствует мотивация к получению профессии, имеет место непонимание важности усвоения базовых дисциплин для понимания последующих специальных дисциплин, а, значит, нежелание их изучать.
В ряде случаев выясняется, мягко говоря, невнимательное отношение родителей к учебе студента, а привлечение внимания родителей к проблемам студента часто дает положительный результат.
Отдельно хочется сказать об оценке знаний студентов. Известно, что оценка, поставленная преподавателем субъективна (речь не идет об оценке по тестам!). Важно, чтобы у студента вырабатывалась «самооценка» своих знаний, своего ответа на занятии или экзамене, и эта «самооценка» совпадала с оценкой преподавателя или мало чем отличалась от нее.
Говоря об оценке важно, чтобы студент получал ее заслуженно, то есть за учебную работу, а не за какие-то свои «подвиги» или «заслуги». Некоторые студенты считают, что
если они выступили на соревнованиях за свой университет или за свою академию, если они выступили на концерте или каком-то другом мероприятии, если они выполнили научную работу или что-либо другое, то они должны за это получать более высокие оценки и на занятии и на экзамене! Мне кажется, что любая внеучебная работа должна поощряться другими способами!
Есть, на мой взгляд, и другие моменты, связывающие учебную и воспитательную работу. Например, является ли предметом воспитательной работы неумение студента четко и ясно формулировать ответ на поставленный вопрос? Вероятно «ДА». Или, связанное с этим нежелание студента отвечать достаточно внятно и достаточно громко, если он плохо подготовился к занятию и не уверен
в своем ответе. Или нежелание студента, письменно отвечающего на тестовое задание, писать четким почерком. Должен ли преподаватель обращать на это внимание? Думаю, что обязан!
Безусловно, есть и другие вопросы, на которые следует обратить внимание в воспитательной работе со студентом.
Мне кажется, что если мы будем больше обращать внимание на сочетание воспитательной работой с учебным процессом, то это придаст ей больше конкретики и пользы.
©Булыгин А. Н., 2024