Научная статья на тему 'О единстве этнографического, исторического и художественного пространства'

О единстве этнографического, исторического и художественного пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕЙЗАЖ / ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / GEOGRAPHICAL AREA / ART SPACE / LANDSCAPE / HISTORICAL AND CULTURAL MEMORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанская Тамара Михайловна

Автор привлекает внимание к особенностям современной художественной культуры Сибири в контексте культурологической биосфероцентрической концепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Unity of Ethnographical, Historical and Art Space

The author pays attention to the peculiarities of modern art Siberian culture in the context of the cultural biospherecentric conception.

Текст научной работы на тему «О единстве этнографического, исторического и художественного пространства»

философия, социология и культурология

ББК 87.8

Т.М. Степанская

О единстве этнографического, исторического и художественного пространства

T.M. Stepanskaya

About the Unity of Ethnographical, Historical and Art Space

Автор привлекает внимание к особенностям современной художественной культуры Сибири в контексте культурологической биосфероцентрической концепции.

Ключевые слова географическая среда, художественное пространство, пейзаж, историческая и культурная память.

The author pays attention to the peculiarities of modern art Siberian culture in the context of the cultural biosphere-centric conception.

Key words: geographical area, art space, landscape, historical and cultural memory.

В настоящее время искусство все настойчивее трактуется как «высшая способность адекватно соответствовать определенной реальности... способность сознания целого, иррационального, полно отражать законы той ситуационной позиции, которая переживается или имеется... здесь и сейчас» [1, с. 70-71]. Констатация постмодернистскими мыслителями раздробленности, фрагментарности человеческого опыта конца XX столетия послужила своеобразным толчком поиска новых онтологических и экологических оснований культуры XXI в. Природопреобразующая функция культуры ныне заменяется на природосохраняющую функцию. Эта концепция направлена на восстановление утраченной человеком органичной взаимосвязи с природным миром. Как известно, идеология Нового времени провозгласила высшей ценностью человека, а его научно-технические открытия - необходимым условием социального прогресса, что привело к доминированию материально-производственной сферы в жизни общества и потребительскому эгоцентризму. Антропоцентрические тенденции и прагматизм западной культуры XIX-XX столетий «упрочили дистанцию между человеком и природой, точнее, положение человека “над природой”, что обусловило самоидентификацию представителя индустриальной и постиндустриальной формации исключительно как потребителя природных ресурсов» [2, с. 3].

Особенностью русской культуры и русского искусства является поклонение природе и высокие достижения развития пейзажного жанра в живописи, чьи эстетические и этические ценности не растворились в искусстве России XX в. Ведущим жанром был и остается пейзаж, однако и в нем произошли некоторые перемены, связанные с поисками национального образа. Пришло понимание, что природа не

только повод для этюдных мимолетных состояний, но и основа мировоззрения художников данной территории, обладающей ярко выраженной географической спецификой [3, с. 53]. Тезис о единении природы и человека находит убедительное воплощение в искусстве современных мастеров пейзажа, не вышедших из сферы обаяния отечественной художественной школы.

Пейзаж для художников России всегда был источником духовности, утешителем, тем моментом восприятия, когда житель Земли погружается в пейзажи и находит там и утешение, и вдохновение действовать, жить. Велики просторы России, и этот простор определяет восприятие пейзажа. Россия, как отмечали русские философы, - это страна метелей, вьюг, тайги, рек и гор, она никак не может быть той страной, где можно игнорировать пейзаж. Пейзажем люди живут, пейзажем люди вдохновляются, пейзажем питаются духовно. «Россия - не есть страна бесконечного оптимизма, тяготение к скорбным глубинам присуще ей по природе», - слова русского религиозного философа И.А. Ильина. Он глубоко прав. Духовные идеи России, глубина национального самосознания получили выражение в пейзажной живописи. В пейзаже художники размышляли о судьбе нации, через пейзажный образ раскрывали душу личности и волнение эпохи. Пейзажное мышление в российской художественной традиции проявляется не только в пейзаже, но и в исторической, в бытовой картине и портрете. Природа не только фон или место действия, а элемент, усиливающий тональность события. В природе ощущается незримая полнота мира. «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души», - отмечал русский философ Н.А. Бердяев.

о единстве этнографического, исторического и художественного пространства

Фундаментальный принцип гармонии, обусловливающий единство бытия, открывается в произведениях искусства. «Для Вас пейзаж как икона», - отзывался о выставке алтайских живописцев в Касселе один из немецких историков искусства.

С точки зрения П.А. Флоренского, в процессе исторического бытия храмового искусства визуальный духовный опыт, относящийся к иконописанию, был закреплен в иконописном каноне. Икона - это символ [4, с. 205]. Пейзаж тоже содержит символы и знаки. Например, мотив дороги, столь часто присутствующий в русском пейзаже, - архетипический мотив, первообраз, характерный для просторов России. В православной культуре дорога, тропинка - символ земного пути человека. Образ дороги связан с раздумьями о человеческой судьбе. Истоки православной культуры проистекают от общения и созерцания российских озер, рек, лесов, где жили наши святые подвижники Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Западная культура не обладает таким содержанием, в ней живут несколько иные отношения с природой. Природа там как бы накрыта труднопроницаемым панцирем цивилизации. «Благородство каждой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами... И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее... Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников... У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера» [5, с. 700]. Ныне востребовано знаковое искусство, натура (природа) используется как исходный материал для изображения «истинной», «знаковой» картины мира, в которой каждый художник строит свое пространство как свою мыслительную конструкцию. Российская художественная традиция в природе всегда видела источник вдохновения. Географическая среда - непременная составляющая, формирующая ментальность и художественное пространство творческой личности. Мир искусства есть высшая реальность человеческого бытия. Обладая творческой силой сознания, человек не просто призван быть, а призван бытийствовать, т.е. принимать самое непосредственное участие в формировании для себя реальности. В этом процессе географической среде, пейзажу принадлежит ведущая роль. Красиво, образно, точно сказали об этом русские мыслители, в частности философ В. Соловьев: «Природа есть живое воплощение небесного начала на земле ... красота растений, живых существ и самого человека есть первоисточник творчества». Именно об этом свидетельствует выставка произведений алтайских живописцев в Западной Европе в декабре 2007 - мае 2008 г.

Самым глубинным источником творческого, личностного потенциала человека является его

принадлежность к определенной этнической общности. Когда этнос находится на подъеме, причастность его исторической судьбе, ценностям, идеалам создает вдохновляющий настрой, активизирует созидательно-преобразовательную энергию людей и наоборот. Проблемы художественного пространства глубоко интересуют историков искусства, культурологов, искусствоведов. С первыми публикациями о динамике развития художественного пространства в России выступили сотрудники российского научноисследовательского института «Наследие» (Москва). В публикациях автора Лавреневой разработаны структуры этнографического, исторического и художественного пространства; подчеркиваются тесные взаимодействия и взаимозависимость названных типов пространства (см.: [3, с. 154]).

Современные исследователи выделяют три исторические парадигмы отношения к культурно -му наследию: «отсутствие прошлого», «память-преемственность», «культурный диалог» [2, с. 14]. В основе этих парадигм лежат такие установки, как представления о чрезвычайной культурной значимости памяти. Социокультурная ситуация в современной России убеждает в том, что «высокая» культура не выдерживает столкновения с рыночным мышлением и, уступая рынку, зачастую выходит из борьбы за умы и сердца людей. Распространение реального окружающего мира воздействует на сознание человека, формируя его индивидуальное ментальное пространство. Увиденное и осмысленное претерпевает в человеческом сознании изменения, обусловленные особенностями личности, изначальным настроем воспринимающего, стереотипами, традициями. При этом искажение окружающей пространственной реальности происходит и по той причине, что история, миф и любой ландшафт несут больше информации, чем может вместить сознание одного человека. Результат восприятия - искаженный слепок окружающей действительности [2, с. 16]. Индивидуальное ментальное пространство для человека более убедительно, чем реальность, постичь которую во всем многообразии и во всей полноте он не в состоянии. Ментальное пространство формируют и косвенные источники - искусство, легенды, обыденные суждения, повседневность. В отличие от результатов непосредственных впечатлений и прямого восприятия, косвенные источники формируют слабо детализированное пространство, не факт, не точность, но комплекс знаков, символов мнений, которые человек ассоциирует с регионом, историческим периодом, мифопоэтикой [3, с. 118]. Личное ментальное пространство - очень динамичная структура, пополняющаяся и пульсирующая в течение жизни человека. Многое из окружающего мира вовсе не находит отражения в ментальном личном пространстве. Индивидуальное ментальное

философия, социология и культурология

пространство формируется помимо усилий воли человека. Искусство является источником косвенной информации об окружающем мире; оно формирует так называемое художественное пространство при участии непосредственного восприятия действительности художниками.

Художественное произведение становится «закрепителем» внешних и внутренних пространственных связей и смыслов той или иной территории. Сохранение и передача исторической памяти, помимо других форм, осуществляется через творческую деятельность.

Художественные произведения можно назвать «пространственной памятью» города, края, страны.

Художественное пространство - сложная структура, включающая этнографическое, историческое, мифопоэтическое «подпространства». Художественное пространство формируется под непосредственным влиянием природы, этнографической среды, особенностей исторического развития, мифопоэтического восприятия, религиозной культуры. Большую роль в построении общего художественного пространства, в создании произведений играет индивидуальное художественное пространство личности, которое человек приобретает в детстве, т.е. ментальность. Это устойчивая характеристика творца, она сохраня-

ется в течение всей жизни, но в течение жизни она и обогащается общением с другими территориями, с другими странами, культурами. Диалог неизбежен, но именно диалог, а не растворение национального в безликом океане цивилизации и технизации. Все сказанное относится и к процессу формирования художественного пространства на Алтае. Для художественного пространства Алтая XVШ-XX вв. характерно разнообразие этнических, культурных и духовных истоков. Культурная и духовная интеграция являются устойчивым вектором развития российской и региональной культуры. Процессы глобализации, в которые вовлечены практически все современные цивилизации, нередко приводят к исчезновению уникальных, самобытных культур, тесно связанных с конкретным местом. Конкретное место - это то генетическое начало, которое дает жизнь многочисленным неповторимым культурам [6, с. 213-214]. В культуре Алтая на основе взаимодействия ярко проявились традиции в форме функционирования преемственности. На всех этапах формирования и развития художественного пространства Алтая четко прослеживается традиция в форме образца, в качестве которого выступали столичная, локальная, региональная и этническая культуры, вступившие во взаимодействие.

Библиографический список

1. Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика. - Новосибирск, 1987.

2. Каминский С.Ю. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках. -Екатеринбург, 2009.

3. География искусства / под ред. Ю.А. Веденина. - М., 1999.

4. Флоренский П.А. Иконостас // Философия искусства XVI-XX вв. Антология. - М., 1993.

5. Бердяев А. Философия неравенства // Философия свободы. - Харьков, 2002.

6. Степанская Т.М. Очерки истории культуры Алтая. -Барнаул, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.