Научная статья на тему 'Музыкальное искусство и его влияние на социум в век информационных технологий'

Музыкальное искусство и его влияние на социум в век информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
850
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНОСТЬ / КВАЗИДУХОВНОСТЬ / "МАССОВАЯ КУЛЬТУРА" / "ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО" / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / MUSIC / MUSICAL ART / TECHNICAL SCIENTIFIC PROGRESS / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / SPIRITUALITY / QWASISPIRITUALITY / MASS CULTURE / HIGH ART / BIOLOGICAL FACTOR / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тодорова Н. В.

В статье исследуются процессы, происходящие в современном музыкальном искусстве. Анализируется позитивное и негативное влияние музыкального искусства на духовный мир современного человека. Главная идея статьи заключается в раскрытии влияния «биологического фактора» музыки через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, Интернет) на социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL ART AND ITS INFLUENCE ON THE SOCIETY IN THE CENTURY OF INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

The article views the tendencies in the modern musical art. The author analyses positive and negative trends of influence of the musical art to the spiritual world of a contemporary person. The main idea of the article embraces the research of the biological factor of music through mass media (TV, radio, Internet) over the society.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство и его влияние на социум в век информационных технологий»

«чистой природы» всегда связан с человеком и является, прежде всего, средством поэтического выражения человеческих чувств и мыслей. Мир человеческих переживаний воссоздается и как бы претворяется в пейзаже посредством определенного эмоционального состояния, настроения, наполняющего композицию в целом. Наблюдая жизнь природы, с ее меняющейся по сезонам красотой, художники любят изображать осень, весну и пасмурную зиму - те состояния природы, когда ее краски особенно многосложны, нюансированы. В таком типе пейзажных картин и этюдов пространство реальное, его переживание художником является довлеющим при решении формальных задач. Реальное пространство и его переживание, осмысление предопределяет композиционный, цветовой строй, диктует особенности передачи воздуха, освещения. В целом, утвердились следующие композиционные схемы пейзажных изображений, будь то этюд или картина: природа Горного Алтая: часть долины, цепь гор на горизонте и небо; равнинный Алтай: в пропорциональном соотношении земля и небо; пейзаж «второй среды»: земля и асфальтовая дорога на переднем плане, архитектура или техническое сооружение на втором, небо - на третьем. Подобный композиционный отбор обогащается масштабными доминантами какой-либо части. Однако в большинстве случаев художники стремятся изобразить все части с более или менее высокой степенью их гармонического равновесия. В разработке пространства эпического и лирического пейзажа можно также обозначить влияние русской реалистической школы. Композиция при глубокой линейной перспективе с низким горизонтом создает более монументальное впечатление. Высокий горизонт, перспективно сокращающий изображенный ландшафт, производит более интимное впечатление. Мерою движения в глубину пейзажного пространства с низким или высоким горизонтом являются предметы на горизонтальной поверхности.

Произведения алтайских художников отчетливо показывают, что из всего многообразия свойств природы они выбирают преимущественно те, которые связаны с состоянием времени года и суток. Эта влюбленность в пейзажное состояние, продиктованное мировосприятием художников формирует концепцию тональных отношений: передача

тончайших изменений цвета при переходе от освещенных к затененным частям. Такое понимание цвета лежит в основе живописной системы русской реалистической пейзажной живописи. В творчестве художников Алтая это диктовалось не только школой, которую прошли мастера, но и отношением к этюду как принципиально необходимому методу в работе над живописным образом на пленэре. Однако в композиционных пейзажах цветонасыщенность часто усиливается с целью подчеркнуть смысловой акцент и повысить эмоциональное

Библиографический список

звучание образа. Для этого художники используют те возможности, которые дает декоративность. Во многих работах 1970-1980-х гг. она имеет и другой аспект. Непосредственно опираясь на свою главную функцию, декоративноть, она демонстрирует включение в изображение интеллектуального начала, способствуя сложению такой системы живописной интерпретации природы, где господствует логическое обобщение. Живописная система таких пейзажей является своеобразным эмоциональным переживанием того или иного цвета, существующего в природе, и используется как символ определенного чувства или эмоционального состояния. Во многих работах конца ХХ в. декоративность имеет и другой аспект: включение в изображение архетипических образов, способствуя сложению такой системы живописной интерпретации природы, где доминантой является этнотрадиция. Живописная система таких пейзажей является своеобразным эмоциональным переживанием того или иного цвета, существующего в природе, и используется как символ определенного чувства или эмоционального состояния.

В основе фактурных разработок алтайских пейзажей лежит реалистический метод. Но он имеет свои специфические черты, тесно связанные с манерой художника и особенностями природной среды. Характер красочного слоя и мазка зависит от замысла художника. Часто используются манера обобщенного плотного письма, а также техника мелкого раздельного мазка. Обычно отдаленные мотивы исполнены «легче», чем находящиеся на первом плане, что сказывается в их мазке, по большей части широком и плоском. Иногда мазок очень маленький, что помогает передать определенное состояние природы. Путем скобления на холсте, лессировок и других технических приемов достигается ощущение материальности изображения. Традиционно в качестве основы используется холст, реже - картон, деревоплита и др. Наряду с масляной и темперной техникой в живописи Алтая представлены факты освоения мотивов природы в технике гуашь, линогравюра, карандаш, литография, «тушь-перо», акварель, уголь, пастель.

Таким образом, динамика развития пейзажного жанра на Алтае во второй половине ХХ в. проходила в контексте влияния традиций русской реалистической школы. В этот период пейзаж является наиболее полной формой выражения сложного процесса зарождения самобытной живописной школы в регионе; алтайские живописцы связывали ее решение с реалистическим отражением природной среды, имеющей географическую определенность и вызывающей в человеке при контакте с ней поэтические переживания. Каждый живописец в своей теме достиг особых вершин мастерства, обогатив как художественную культуру Алтая, так и отечественное искусство в целом.

1. Краевая художественная выставка, 10: Каталог. - Барнаул, 1954.

2. Степанская, Т.М. Очерки искусства Алтая. - Барнаул, 2009.

3. Степанская, Т.М. Русская пейзажная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ-начало XXI вв.) / Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович. - Барнаул, 2009.

Статья поступила в редакцию 27.02.10

УДК 78:316.7

Н.В. Тодорова, аспирант АГУ, г. Барнаул, E-mail: natalitodorova@mail.ru МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИУМ В ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье исследуются процессы, происходящие в современном музыкальном искусстве. Анализируется позитивное и негативное влияние музыкального искусства на духовный мир современного человека. Главная идея статьи заключается в раскрытии влияния «биологического фактора» музыки через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, Интернет) на социум.

Ключевые слова: музыка, музыкальное искусство, научно-технический прогресс, информационные технологии, духовность, квазидуховность, «массовая культура», «высокое искусство», биологический фактор, диалог культур.

Музыка - такой же продукт человеческой мысли, как и всё, созданное человеком, здесь властвуют те же законы. Специфика музыки заключается в особо опосредованных связях её материала с жизненной практикой. Это вид искусства, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта. Музыкальное искусство - явление в высшей степени сложное, многогранное, исторически развивающееся и изменяющееся, как и его значение в жизни людей. Музыка представляет собой особый мир, обладающий собственным бытием. Двойственная природа музыки определяет особую сложность её для анализа. С одной стороны, музыка выступает как продукт культуры, истории, традиции, как мощный фактор социальных взаимодействий. С другой стороны, этот феномен предполагает наличие субъективного начала, так как «произрастает» из личностного опыта, всегда индивидуального и субъективного.

Чтобы составить общее представление о современном музыкальном искусстве и попытаться объяснить причудливые пути его развития, а также проследить влияние его на социум, необходимо прежде всего связать это искусство с современной культурой, из глубин которой оно вырастает, и с присущим этой культуре своеобразным духом времени.

Стало уже привычным определение XX века, как века научно- технической революции. Современный мир нельзя себе представить без систем связи, интенсивного информационного обмена, мощнейших вычислительных систем, высоких и тонких технологий и всё возрастающей человеческой вовлечённости в информационные процессы. В результате научно -технического прогресса сформировалась техногенная цивилизация, для которой характерны чрезмерная научная рационалистичность, вера в безграничные возможности разума, стремление подчинить природу и преобразовать её в узкопотребительских целях. Во второй половине XX столетия эти тенденции породили глобальные и, может быть, уже необратимые процессы. Реальна угроза ядерной или экологической катастрофы, разрушается духовная и даже биогенетическая основа личности - люди превращаются в роботообразных потребителей исключительно материальных благ. Большая часть нового поколения человечества не мыслит своё существование без интернета. В информационной сети свободно доступны чуть ли не все шедевры человеческой мысли, здесь можно найти любую музыку, чуть ли не все произведения живописи, однако, сетевая статистика свидетельствует о медленно, но верно уменьшающейся посещаемости сайтов с классическими, имеющими общечеловеческое значение, произведениями культуры: духовной и классической музыки, архивами живописи, виртуальными музеями и библиотеками. Всё это подводит нас к одному простому и печальному выводу: развитие информационных технологий, научно- технический прогресс и широкая доступность произведений культуры сами по себе не являются ни стимулами культурного развития человека, ни её показателями. Более того, поставлены под вопрос традиционные представления о ценностях и смысле жизни, о роли и месте в ней культуры, в том числе музыкальной. Благодаря техническому прогрессу в средствах массовой коммуникации все элементы человеческой жизни наделяются ценностной (или антиценностной) значимостью; задаются системы тех или иных музыкальных приоритетов; определяются более или менее сложные системы ориентации в музыкальном мире.

В условиях глобального системного кризиса, с которым столкнулось человечество на рубеже тысячелетий, становится очевиден факт - человечество утрачивает некие значимые основания своего бытия, лишается чего - то важного, сущностного, определяющего меру человеческого в человеке, всего того, что во многих философских и религиозных учениях отражается в понятии духовность, которая является на наш взгляд осмыслением, сопереживанием, созиданием органичного единства мира, в том числе и через музыкальное искусство, где также усиливаются традиции квазидуховности.

Отмеченные перемены находятся в русле процесса, который Х. Ортега-и-Гассет не вполне точно назвал «дегуманизацией искусства», ибо в большинстве случаев речь шла скорее о стремлении «вписать» человеческое (гуманное) в более объективную и принципиально неантропоцентрическую картину мира, чем о его полном исчезновении из искусства.

Характерной чертой современного музыкального искусства является большая его вовлечённость в общий процесс научно-технической модернизации. Но хотя диапазон воздействия научно-технического прогресса на искусство широк и многогранен, отсюда вовсе не следует, что новое в самом музыкальном искусстве или его прогрессивность и современность определяются только развитием научно- технических средств. Разные исторические времена музыки актуализированы в сегодняшней музыкальной жизни; различные национальные и этнические традиции переплетаются в современном движении музыкального искусства. Более того, произошли существенные сдвиги в осмыслении феномена музыки, в понимании авторства и позиции человека в его отношении к звуковой материи (т. к. музыка- искусство звукового, точнее интонационно- мелодического высказывания) и, наконец, претерпело расширение представление о музыкальном материале. Особая роль при этом принадлежит электронной музыке: композитор впервые за всю историю оказывается в ситуации совершенной свободы и способен теперь с помощью компьютера сам изобретать (обнаруживать) звуковой материал.

Современная музыкальная культура включает в себя две основные сферы: музыку элитарного характера, требующую для своего восприятия особой эстетической подготовленно-сти(традиционная классика, включающая в себя все авангардные течения 50- 70- х гг., основные направления джаза и т. д.) и музыку, ставшую частью «массовой культуры», эстетически непритязательную (поп музыка, традиционная эстрада и мюзик-холл).

Особую позицию занимает рок-культура, порождающая разнообразные течения, близкие как к одной, так и другой сфере. Рок-культура - неоднозначный феномен. С одной стороны, это передовое явление, т. к. оно тесно связано с электронной аппаратурой, компьютерной техникой и не может быть отделено от прогресса. Рок, электронная музыка может быть очень интересна благодаря неслыханным тембровым, пространственным, выразительным возможностям, которые не могут быть свойственны, скажем, музыке XVIII или XIX века. То есть она использовала все технические новшества и в этом смысле идёт в ногу со временем. Но, с другой стороны, очевидно как глибоко её воздействие на глубинные пласты подсознания людей. Рок-культура нередко пытается понять человека в состоянии депрессии, близости к самоубийству или наркотического опьянения и порой откровенно провоцирует эти состояния.

Исследуя воздействие музыки на человека, можно сказать, что музыка есть нечто большее, чем эстетический феномен. Звук оказывает влияние на каждого человека. О целебном влиянии звука знали ещё в глубокой древности. У античных авторов можно найти множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на физическое и психическое состояние человека. Существуют звуки, которые могут вызвать дегенерацию, или, наоборот, регенерацию органов человеческого тела. Это подтверждено экспериментально. В XX в. проводилось множество исследований воздействия музыки на физическое и психическое состояние человека. Так, на кафедре акустики МГУ исследовались наиболее агрессивные образцы рок- и поп- музыки. Компьютер раскладывал звук на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как эта музыка влияет на организм. Например, частота основного ритма композиции британской группы « Дип Пёпл» «Дым над водой» (SMOKE ON THE WATER) от 2 до 4 Гц. Шумовые призвуки и негармонические обертоны в музыкально- звуковом спектре, да ещё при громкости в 40- 50 дБ вызывают неконтролируемое возбуждение, вплоть до потери контроля над собой, агрессивность к

окружающим или, наоборот, негативные эмоции по отношению к себе [3, с. 28-29].

Вопросы физиологического воздействия музыки на человека нашли место и в исследовательской практике врача -психиатора XX века В. Леви, который обращает внимание на существенную, по его мнению, сторону музыки - её «биологичность». В своём исследовании «Вопросы психобиологии музыки» он пишет, что по - видимому существуют так называемые «эмоционально - акустические единицы» для многомерной шкалы эмоциональных отношений (например, страх, угроза, уверенность, неуверенность и др.). В. Леви считает, что на этих «эмоционально - акустических единицах» и основаны глубочайшие биологически отработанные механизмы внушения. И далее он приходит к выводу: «.. .и что такое музыка, как не величайшее, эффективнейшее средство эмоционального внушения?» [2, с. 40]. Мы полностью разделяем точку зрения врача - психиатора, ведь совершенно очевидно, что этим пользуются дельцы шоу - бизнеса, «зомбируя» слушателей с помощью всевозможных клипов, низкопробных реклам, навязчивых песенок и подобного хлама, которым заполнены современные средства массовой информации.

Однако до середины XX в. композиторы вряд ли задумывались над воздействием «биологического фактора» музыки на человека. Осознанное использование «биологического фактора» стало актуальным после Второй мировой войны. Начиная с 30- 40 х гг. в условиях тоталитарных политических режимов музыка впервые была вовлечена в сферу жёсткой культурной политики. Так, в Германии музыка великого композитора XIX в. Рихарда Вагнера превратилась в звуковой символ нацизма. Эти опыты с музыкальной классикой в 30- 40 гг. ХХ в. поставили последующие поколения перед мощным соблазном использования музыки как средства психологического воздействия на огромное число людей. Начиная с 50- х гг. заманчивая идея была с блеском реализована в различных формах «массовой культуры», которая, придя на смену «высокому искусству», в электронно-компьютерную эпоху является мощным средством манипулирования сознанием, психикой людей, организации иллюзорного образа жизни. На этом принципе строятся всевозможные шоу, концерты поп - и рок- звёзд, дискотеки, современная реклама и т. п.

Современные средства коммуникации и рост численности населения сделали аудиторию искусства массовой. Во второй половине ХХ века с превращением открытого общества в общество потребления и резко возросшей технической воспроизводимостью художественных произведений искусство также превратилось в продукт массового потребления. Современный период отличается приобщением к искусству широких масс, почти равнодушных к «высокому искусству». Во многом благодаря техническим достижениям (радио, телевидение, Интернет, звукозаписывающие устройства) музыка массовых жанров активно овладевает жизненным пространством-временем, становясь неким звуковым фоном и стилем поведения, особенно среди молодёжи.

Хочется отметить тот факт, что в информационных технологиях самих по себе нет вреда. Но практическое и неправильное их использование несёт колоссальный вред. Сегодня главная проблема приобщения человека к ценностям музыки состоит в том, что как никогда прежде, в сознание, чувства и души людей внедряются низкопробные образцы поп музыки (хотя и в этом музыкальном жанре встречаются глубокие высокохудожественные произведения). В большинстве своём она не затрагивает каких - то глубинных сущностей. А искусство без глубины, по нашему мнению, не есть искусство вообще. Всё это приобретает глобальные масштабы «благодаря» телевидению и Интернету. Специфика развития музыки как

Библиографический список

формы «массовой культуры» привела к тому, что она фактически стала частью специальной индустрии, в которой музыкант всего лишь эффектный сценический персонаж, амузыка не более чем средство для получения доходов.

Затрагивают ли законы шоу- бизнеса классическую музыкальную культуру? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Для музыки второй половины XX века характерно обращение к музыкальному наследию прошлого и специфической переработки его в контексте новой эпохи, синтез с другими видами искусства (театр, кино, мюзикл). В современных условиях классические композиторы и исполнители столь же остро нуждаются в рекламе и финансовой поддержке и используют те же средства - телевидение и прессу. Однако в этой области действуют совершенно иные законы. Звезда поп-музыки или рока может начать свой путь с записи сингла или создания клипа и на волне возникшей популярности появиться перед публикой. Поэтому на современной сцене так много посредственных исполнителей. Классический же музыкант обретает признание только через «живое» выступление перед слушателем, вкладывая в него свой талант и частичку своей души, а записи являются уже следствием его сценического успеха.

Необходимо признать, что общество всегда нуждалось в определённых ценностно-смысловых, духовно- нравственных ориентирах, которые являлись бы опорой для народа в тех или иных жизненных ситуациях. Практика показала, что рождение и формирование этих ориентиров происходит наиболее плодотворно в процессе рефлексии на участие в диалоге культур, в том числе культур музыкальных. Ведь идейно - эмоциональная сила музыки и массовость её воздействия обеспечивают ей большое место в общественной и культурной жизни разных народов. Музыкальное искусство не знает границ, одним оно несёт внутреннее освобождение, очищая и возвышая духовно, другим, как поётся в песне «строить и жить помогает», а некоторыми в лучшем случае ценится как источник наслаждения. Поэтому, благодаря эмоциональной яркости самой музыки и таланту её исполнителей, эмоционально- ценностному восприятию и приятию как своей, так и другой музыкальной культуры происходит процесс трансформации мировоззренческих позиций, духовных идеалов и потребностей как неотъемлемой части культуры (в том числе музыкальной) отдельных субъектов и общества в целом.

И хочется надеяться, что в наш прагматичный, урбанизированный, компьютеризированный век музыкальное искусство не превратится только в средство избавления от стрессов и тревог, в некий «звуковой фон». И хотя технический прогресс грандиозным образом вторгся в людскую жизнь, изменил, не мог не изменить каких - то общечеловеческих представлений - это неизбежно, но нам видится, что человеческая натура в чём-то остаётся неизменной, а именно - в тяге к прекрасному, вечному. Поэтому, быть может, излишнее увлечение ритмами нашего времени и пошло в ущерб тому глубинному и первоначальному, что в человеке заложено. Одно время урбанистические ритмы завораживали, увлекали, но они отразили чисто внешний, достаточно поверхностный интерес, не затронув сути, поэтому быстро «сошли со сцены». А вот Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский всегда будут актуальны, так как затрагивают некие глубинные, философские, общечеловеческие проблемы, которые не могут не волновать. Идущие от сердца к сердцу их музыкальные послания не подвержены веяниям моды и не подлежат пересмотру, и это на наш взгляд именно то, что поможет человечеству не потерять своё лицо и не превратиться в бездушные приставки к компьютеру.

1. Киверин, С.Ю. Грёзы об информационных технологиях и их теоретический анализ // Вестник МГУКИ.- Москва: Издательство МГУКИ, 2008. - №2.

2. Леви В. Вопросы психологии музыки // Советская музыка, 1996.- №8.- с.37-43.

3. Орбелиани-Муравьёва-Апостол, Т. Остановите музыку // Чудеса и приключения. - 2000. - № 1.

Статья поступила в редакцию 11.02.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.