Научная статья на тему 'Архетипы горного пейзажа'

Архетипы горного пейзажа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
949
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ / ЭТНОС / АРХЕТИП / АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / МИФ / СИМВОЛ / ДУХ / MOUNTAIN LANDSCAPE / ETHNICITY / ARCHETYPE / ARCHETYPAL IMAGE / MYTH / SYMBOL / SPIRIT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жук С. А.

В статье анализируются такие понятия как архетип горы, архетипические образы горного пейзажа. На основе полученных данных, дано определение горного пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHETYPES OF THE MOUNTAIN SCENERY

This article analyzes such concepts as the archetype of the mountain, the archetypal images of the mountain scenery. Based on these results, a definition of the mountain scenery.

Текст научной работы на тему «Архетипы горного пейзажа»

ся под прессом идеологической цензуры. Не избежав их власти, режиссер проявляет недюжинный талант, находя в известных наработанных схемах неожиданный ход, поворот темы. Он снимает без всяких претензий на формотворчество, не использует новомодных приемов. Не ошибся он и в подборе актеров, кото-

рых впоследствии приглашал в другие свои фильмы. Уже в дебютной работе он, по сути, сформировал ансамбль «своих» исполнителей. Много лет спустя критики признают, что фильм «Из Лебяжьего сообщают» явился истоком всех более поздних крупных работ режиссера Шукшина.

Библиографический список

1. Каган, М.С. Морфология искусства - М., 1972.

2. Шукшин, В.М. Собрание соч.: в 8 т. - Барнаул, 2009. - Т. 8. Публицистика. Статьи. Интервью.

3. РГАЛИ, Ф. 2453, оп. 4., д.1091, лл. 22-23.

4. Из Лебяжьего сообщают [Видеозапись]: киностудия «Мосфильм», 1960. - М., 2006.

5. В. Шукшин: жизнь в кино: сб. док. - Барнаул, 2009.

6. Куравлев, Л. Как березы... // О Шукшине: экран и жизнь. - М., 1979.

7. Тюрин, Ю.П. Кинематограф В. Шукшина. - М., 1984.

Bibliography

1. Kagan, M.S. Morfologiya iskusstva - M., 1972.

2. Shukshin, V.M. Sobranie soch.: v 8 t. - Barnaul, 2009. - T. 8. Publicistika. Statji. Intervjyu.

3. RGALI, F. 2453, op. 4., d.1091, ll. 22-23.

4. Iz Lebyazhjego soobthayut [Videozapisj]: kinostudiya «Mosfiljm», 1960. - M., 2006.

5. V. Shukshin: zhiznj v kino: sb. dok. - Barnaul, 2009.

6. Kuravlev, L. Kak berezih... // O Shukshine: ehkran i zhiznj. - M., 1979.

7. Tyurin, Yu.P. Kinematograf V. Shukshina. - M., 1984.

Статья поступила в редакцию 20.04.13

УДК 7.07 Zhuk S.A. ARCHETYPES OF THE MOUNTAIN SCENERY. This article analyzes such concepts as the archetype of the mountain, the archetypal images of the mountain scenery. Based on these results, a definition of the mountain scenery.

Key words: mountain landscape, ethnicity, archetype, archetypal image, myth, symbol, spirit.

С.А. Жук, доц. каф. изобразительного искусства и дизайна, ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: sergei.zhuk2010@mail.ru

АРХЕТИПЫ ГОРНОГО ПЕЙЗАЖА

В статье анализируются такие понятия как архетип горы, архетипические образы горного пейзажа. На основе полученных данных, дано определение горного пейзажа.

Ключевые слова: горный пейзаж, этнос, архетип, архетипический образ, миф, символ, дух.

Особенности природного ландшафта и его растительности, водных систем и небесного пространства определяют типологию тем и мотивов пейзажа «чистой природы»: равнины, горы, леса, рощи, одиноко растущие деревья, степи, пустыни, луга, поля, моря, озера, реки, ручейки, болотистые низменности, небо, космос, стихийные явления природы (ветер, буря, туман, солнце, дождь, молния, гроза, радуга, снег, извержение вулкана и т.д.). Круг тем и мотивов пейзажа «второй среды» определяется спецификой ландшафта, преобразованного человеком. Общепринято деление его на городской (в том числе ведуту), архитектурный, усадебный, парковый, индустриальный типы. Промежуточное место между пейзажем «чистой природы» и пейзажем «второй среды» в типологии занимают деревенский и сельский пейзажи [1, с 11]. Исходя из типологии пейзажа, мы можем выделить горный пейзаж как пейзаж «чистой природы». Что же на самом деле мы вкладываем в понятие горный пейзаж? Решение задачи данного раздела мы видим в трех аспектах:

- во-первых, необходимо рассмотреть генезис понятий «гора», «архетип», а также выявить архетипические образы горного пейзажа;

- во-вторых, важно раскрыть традиционное мифологическое восприятие горы и рождение символов у представителей различных культурных этносов;

- в-третьих, нужно дать определение горного пейзажа.

Рассмотрим, как трактуется понятие «гора» в художественных, толковых словарях и энциклопедиях. В «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецов дает определение понятию «Гора», -ы, вин. гору; мн. горы, дат. -ам. Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью [2, с. 218].

В энциклопедии символов «гора» является символом уверенности, устойчивости, неизменности и нерушимости. В фоль-

клоре народов, живших в непосредственной близости от горных пиков, бытовало представление о них как о чем-то священном, близком к небу и богам [3, с. 154].

Рассмотрим понятия «гора» как архетип и архетипический образ. Что же собственно понимается под «архетипом»? В новейшем культурологическом словаре «архетипы культурные» (гр. arche - начало, и typos -образ) - архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образы жизнедеятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры. Концепция культурных архетипов основывается на идеях «аналитической психологии» (К.Г. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выгодский), «символического интеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей. Культурный архетип, согласно К.Г. Юнгу, - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», их характерными чертами являются устойчивость и неосознанность.

«Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры [4, с. 28-29]. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства. Следовательно, архетипы - это первичные схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения.

Мифы, в свою очередь, есть непреходящая форма видения мира, форма мышления. И они же - результат первичных форм сознания. Устойчивость их необычайно крепка. Пронизывая все поколения, все эпохи, мифопоэтическое творчество и поныне благотворно влияет на развитие культуры любого народа [5]. В мифологии древних народов упоминаниям о священных горах нет числа. Для иллюстрации приведем лишь несколько примеров.

Меру - Мировая гора в мифологии индусов, предстающая не только центром земли, но и осью Вселенной, поскольку вокруг нее вращаются все звезды, Солнце Луна и планеты [6, с. 95]. В исламской традиции упоминается гора Каф, которая находится в средоточии дискообразной Земли и отделена от нее непреодолимой пропастью. Этот пик полностью создан из изумруда, и его сияние может ослепить человека. Именно здесь и проходит граница между видимым и невидимым мирами, которая служит символом истиной глубины правды о сущности и природе человека. Также на Кафе находится гнездо сказочной птицы Симург — советчицы и помощницы царей и героев. Средневековый трувер Вольфрам фон Эшенбах в своем романе «Пар-сифаль» описал таинственную гору Монсоваж, на вершине которой находится Святой Грааль. Позже это произведение легло в основу оперы Вагнера [3, с. 154].

Сумеру («Великолепная», «Величественная»)— Мировая гора в монгольской мифологии, поднимающаяся из бездонных глубин океана и возносящая свой пик в космическое пространство. Северный склон этой чудесной горы сложен из золота, восточный — из серебра, западный из яхонта, а южный — из лазурита. Сумеру окружают 12 континентов, и лишь один из них, Джамбудвипа, расположенный с южной стороны горы, населен людьми.

У Юэ — в китайской мифологии сразу пять священных гор: Бэйюэ, т.е. «Северный пик»; Сиюэ - «Западный пик»; Дунъюэ — «Восточный пик»; Наньюэ — «Южный пик» и Чжунъюэй - «Срединный пик». Этим священным горам соответствуют реальные Хэншанъ, Хуашань, Тайшань, Хуншань и Суншань.

Как нетрудно заключить из всех этих примеров, фантастические священные горы древних народов обычно имели свои земные прототипы. Объяснить такую ситуацию проще простого: с помощью метода гиперболизации, весьма характерного, для древних, реальная, пусть и очень высокая гора раздувалась до исполинских размеров Мировой Горы и достигала неимоверной высоты.

Но вот одна интересная особенность: многие фантастические горы часто представляли ступенчатыми. В реальности люди стремились подражать этой особенности мифических гор, возводя подобные им архитектурные объекты. Так возникли азиатские пагоды, вавилонские зиккураты, ступенчатые пирамиды Центральной Америки и Египта (например, пирамида Джосера, фараона III династии). Все это совсем не случайно: дело в том, что ступени гор, пирамид, зиккуратов и пагод символизировали духовный подъем, последовательные стадии духовного просветления [6, с. 95].

Необходимо пояснить, в чем состоит различие между архетипами и архетипическими образами. Архетип - это абстрактная тема например (зрелость). При этом архетипические образы («созревшие плоды», «полдень жизни человеческой») являются конкретными вариациями данной темы. Анализируя понятия «гора», «архетип» и «архетипический образ» мы можем сказать, что гора - это архетип, а изображение горы в пейзаже -это архетипический образ. Художники-пейзажисты в лучших своих произведениях соединяют образы природы с образами-архетипами, заложенными глубоко в нашем сознании. Такими, к примеру, как уже упомянутые Рождение, Рост, Зрелость, Угасание, Умирание и заложенное в нем новое Рождение. Перечисленные категории соответствуют не только циклу человеческой жизни, но также являются циклами жизни природы, иначе можно сказать - временами года [7]. В изобразительном искусстве горы представлены как в непосредственном, так и в опосредованном виде. В первом случае гора олицетворяла мужское начало, а во втором ее символом выступали треугольник, ступени, корона, крест или звезда [6, с. 97]. Неотъемлемой частью горного пейзажа является не только гора, но и архетипические образы, такие как: дерево, река, камень, небо и т.п.

Архетип «Мировое древо» (arbor mundi, «космическое» древо) - образ, характерный для мифологического сознания всех народов планеты. В образе Мирового древа, раскрывается универсальная концепция мироздания, центр Космоса. Трехуровневая система мироустройства, с центральной осью (деревом, столбом, горой, рекой и т.д.) засвидетельствована практически повсеместно [8].

В тюркской мифологии древо заменялось другой «осью» мироздания - «золотой горой», столпом («брус во всю Русь»). Вертикальная ось мира соединяла триаду: преисподнюю (загробный мир), землю (срединный слой) и небо. Мировая ось связывала воедино также и горизонтальное пространство, в особенности четыре стороны света [9, с. 322]. Иногда в космологических представлениях Древней Руси ось мира вместо мирового древа обозначалась огненной рекой, достигающей в высоту неба, а в глубину - преисподней. Как считает ряд исследователей, образ огненной реки старше мирового древа, так как первоначально мир мыслился «стоящим на воде высокой», опирающейся на камень, который держат четыре золотых кита, плавающих в огненной реке. Горизонтальная структура Мирового древа моделирует не только страны света, но и времена года (весна, лето, осень, зима), время суток (утро, день, вечер, ночь), цвета, элементы мира. В конце концов, само Мировое древо, в известном смысле и в определённых контекстах, является моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Его образ выступает как посредник между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения, и т.о. гарантирует целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной. Образ Мирового древа - это символ символов, это архетип центра, стабильности и организации, порядка бытия [8].

Архетипический образ Неба-творца характеризует свобода без ограничений, и это еще одно важное понятие менталитета России. Как отмечает исследовательница языка А. Вежбицка, в русском языке слово свобода предполагает свободу во внутреннем отношении, освобождение от давления и полный простор: этот семантический компонент не характерен для западно-европейских языков, где свобода мыслится прежде всего как свобода в правовом отношении [10].

В алтайской мифологии существует семнадцать ярусов неба. На последнем, семнадцатом, обитает Кайра-Кан - вершитель судеб вселенной. Из него путем эманации возникли три высших божества: Бай-Улгон, который живет на шестнадцатом ярусе неба, на золотой горе, в золотом дворце, он восседает на золотом троне [11, с. 32].

На основании выше изложенного мы можем утверждать, что ахетипическиие образы горы, дерева, реки и неба, в определениях тесно переплетаются и зачастую символизируют одно и тоже. К общим признакам этих понятий относятся: многослой-ность или ступенчатость, стабильность, движение, целостность.

При рассмотрении первого вопроса обратимся к понятию синонима «пейзажу» будет географическое слово «ландшафт». И, если мы посмотрим многочисленные пейзажные картины художников И. Шишкина, А. Куинджи, И. Айвазовского, Р. Кента, В. Мешкова, то легко убедимся, что в основном они отображают разнообразный географический ландшафт [12, с. 1].

На основе вышеизложенных определений среда обитания оказывает сильное и непосредственное влияние на художника и исподволь формирует в его сознании представления и образы, связанные с воздействием этой среды на человека. С таким направлением в станковой живописи, как горный пейзаж, связано не только изображение гор и скал, но и местности вокруг гор, то есть деревьев, неба, растительности и человеческого жилья. Горы привлекают художников особенного склада, романтиков, для которых они символизируют некую тайну и величие. Такие живописцы стремятся к поиску вечной истины, поэтизируют древность. Горный пейзаж становится для них самым лучшим способом самовыражения, ведь гора - это еще и символ божественного, древнего, созданного нерукотворно. Она монументальна и приближена к небу, способна вызвать чувство благоговения.

Горный пейзаж в русском изобразительном искусстве по праву считаются ведущим жанром во многих национальных, художественных школах. Ломаные линии, буйство красок, монументальность - едва ли другое направление пейзажного жанра сможет дать такую возможность для самовыражения художника.

З11

Библиографический список

1. Нехвядович, Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960 - 1970-Х гг.: учеб. пособ. / науч. ред. Т.М. Степанская. - Барнаул, 2004.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и глав. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998.

3. Энциклопедия символов / Л.С. Баешко, А.Н. Гордиенко, А.Н. Гордиенко. - М.; Смоленск, 2007.

4. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / В.Д. Лихвар, Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый. - Ростов-на-Дону, 2010.

5. Потапов, Л.П. Очерки по истории алтайцев. - М.; Л., 1953.

6. Вовк, О.В. Энциклопедия знаков и символов. - М., 2007.

7. Серикова, Т.Ю. Архетип в пейзаже [Э/р]. - Р/д: http://archvuz.ru/2010_4/14.

8. Михась Крыница Мировое древо - как архетип вертикальной структуры космоса [Э/р]. - Р/д: http://www.kafedramtai.ru/almanac/327-

mihas-krynica-qworld-tree-as-the-archetype-of-the-vertical-structure-of-the-cosmosq.html.

9. Гребенникова, Н.С. Вселенная мифа: учеб. пособ. - Горно-Алтайск, 2004.

10. Щепановская, Е.М. Архетипы России [Э/р]. - Р/д: http://www.kafedramtai.ru/almanac/177-2010-05-10-13-18-36.html.

11. Карнаев, М.А. Архетипы, символы, орнаменты Горного Алтая: монография / М. А. Карнаев, И. Н. Карнаева. - Бийск, 2011.

12. Пейзаж [Э/р]. - Р/д: http: //© ArtSeven.Ru - Oil Painting Gallery. All Rights Reserved/.

Bibliography

1. Nekhvyadovich, L.I. Peyjzazhnaya zhivopisj Altaya 1960 - 1970-Kh gg.: ucheb. posob. / nauch. red. T.M. Stepanskaya. - Barnaul, 2004.

2. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / sost. i glav. red. S.A. Kuznecov. - SPb., 1998.

3. Ehnciklopediya simvolov / L.S. Baeshko, A.N. Gordienko, A.N. Gordienko. - M.; Smolensk, 2007.

4. Noveyjshiyj kuljturologicheskiyj slovarj: terminih, biograficheskie spravki, illyustracii / V.D. Likhvar, E.A. Podoljskaya, D.E. Pogorelihyj. -Rostov-na-Donu, 2010.

5. Potapov, L.P. Ocherki po istorii altayjcev. - M.; L., 1953.

6. Vovk, O.V. Ehnciklopediya znakov i simvolov. - M., 2007.

7. Serikova, T.Yu. Arkhetip v peyjzazhe [Eh/r]. - R/d: http://archvuz.ru/2010_4/14.

8. Mikhasj Krihnica Mirovoe drevo - kak arkhetip vertikaljnoyj strukturih kosmosa [Eh/r]. - R/d: http://www.kafedramtai.ru/almanac/327-mihas-krynica-qworld-tree-as-the-archetype-of-the-vertical-structure-of-the-cosmosq .html.

9. Grebennikova, N.S. Vselennaya mifa: ucheb. posob. - Gorno-Altayjsk, 2004.

10. Thepanovskaya, E.M. Arkhetipih Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.kafedramtai.ru/almanac/177-2010-05-10-13-18-36.html.

11. Karnaev, M.A. Arkhetipih, simvolih, ornamentih Gornogo Altaya: monografiya / M. A. Karnaev, I. N. Karnaeva. - Biyjsk, 2011.

12. Peyjzazh [Eh/r]. - R/d: http: //© ArtSeven.Ru - Oil Painting Gallery. All Rights Reserved/.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК 7.04 (571.150)

Zheleznikova N.P. THE HOLY TRINITY ICONS FROM THE COLECTION OF ALTAI ORTHODOX CHURCH MUSEUM. The work contains a stylistic analysis of the Holy Trinity Icons reposited in the Altai Orthodox Church Museum. The emphasis is placed on the great value of orthodox culture in the process of a person's moral and spiritual formation.

Key words: spirituality, artistry, soulfulness, visual arts, religion, churchianity, morality, image, beauty, theology.икона, icon, museum.

Н.П. Железникова, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного искусства,

Алтайский гос. университет, г. Барнаул, E-mail: n_zheleznikova@mail.ru

ИКОНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА АЛТАЕ

В статье представлен стилистический анализ икон Пресвятой Троицы, хранящихся в фондах музея «Истории Православия на Алтае». Рассматривается значимость Православной культуры в процессе духовно-нравственного формирования личности.

Ключевые слова: духовность, художественность, изобразительное искусство, религиозность, церковность, нравственность, образ, красота, богословие, икона, музей.

В традиционных ценностях современного мира можно выделить различные аспекты этой темы. Однако, рассматривая ее в свете деятельности епархиального музея, необходимо остановиться на процессе формирования духовно-нравственных ценностей музейными средствами. Формирование духовно-нравственного начала личности есть первостепенная задача церковного искусства. Духовность есть способность человека руководствоваться в своем поведении высшими ценностями жизни. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

Предметы церковной истории и искусства, помещенные в экспозицию епархиального музея, превращают музейное пространство в продолжение пространства храма.

Одну из ведущих ролей в формировании музейной экспозиции предметами церковного искусства принадлежит иконе. Среди множества православных икон, икона Святой Троицы воплощает символ Православной веры, богословское понимание одного из важнейших праздников нашей Церкви. Этот праздник, совершаемый через семь недель после Святой Пасхи, посвящен воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на

пятидесятый день после Воскресения Христова, поэтому день Пресвятой Троицы именуется также Пятидесятницей.

Академик Б.В. Раушенбах, известный исследователь икон, в своих работах по исследованию иконографии неоднократно отмечает, что первые изображения Ветхозаветной Троицы появились ещё в римских катакомбах. Из дошедших до нас более поздних изображений, возможно упомянуть мозаики V века (Санта Мария, Маджоре, Рим) и VI века (Сан Витале, Равенна). Конечно, эти изображения ещё не несут в себе богословскую условность, а лишь трактуют сцену из Ветхого Завета. Лица Троицы изображаются в виде трех мужей (согласно тексту), а не ангелов [1].

Передача и осмысление троичного догмата художественными средствами проявилась значительно позже и особенно ярко в древнерусском иконописном искусстве. В первую очередь это связано с тем, что именно Православное христианство утвердило и почитает догмат о триединстве Бога, что в католическом богословии отсутствует. Такое многообразие обоснований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.