Библиографический список
1. Нехвядович, Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960 - 1970-Х гг.: учеб. пособ. / науч. ред. Т.М. Степанская. - Барнаул, 2004.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и глав. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998.
3. Энциклопедия символов / Л.С. Баешко, А.Н. Гордиенко, А.Н. Гордиенко. - М.; Смоленск, 2007.
4. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / В.Д. Лихвар, Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый. - Ростов-на-Дону, 2010.
5. Потапов, Л.П. Очерки по истории алтайцев. - М.; Л., 1953.
6. Вовк, О.В. Энциклопедия знаков и символов. - М., 2007.
7. Серикова, Т.Ю. Архетип в пейзаже [Э/р]. - Р/д: http://archvuz.ru/2010_4/14.
8. Михась Крыница Мировое древо - как архетип вертикальной структуры космоса [Э/р]. - Р/д: http://www.kafedramtai.ru/almanac/327-
mihas-krynica-qworld-tree-as-the-archetype-of-the-vertical-structure-of-the-cosmosq.html.
9. Гребенникова, Н.С. Вселенная мифа: учеб. пособ. - Горно-Алтайск, 2004.
10. Щепановская, Е.М. Архетипы России [Э/р]. - Р/д: http://www.kafedramtai.ru/almanac/177-2010-05-10-13-18-36.html.
11. Карнаев, М.А. Архетипы, символы, орнаменты Горного Алтая: монография / М. А. Карнаев, И. Н. Карнаева. - Бийск, 2011.
12. Пейзаж [Э/р]. - Р/д: http: //© ArtSeven.Ru - Oil Painting Gallery. All Rights Reserved/.
Bibliography
1. Nekhvyadovich, L.I. Peyjzazhnaya zhivopisj Altaya 1960 - 1970-Kh gg.: ucheb. posob. / nauch. red. T.M. Stepanskaya. - Barnaul, 2004.
2. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / sost. i glav. red. S.A. Kuznecov. - SPb., 1998.
3. Ehnciklopediya simvolov / L.S. Baeshko, A.N. Gordienko, A.N. Gordienko. - M.; Smolensk, 2007.
4. Noveyjshiyj kuljturologicheskiyj slovarj: terminih, biograficheskie spravki, illyustracii / V.D. Likhvar, E.A. Podoljskaya, D.E. Pogorelihyj. -Rostov-na-Donu, 2010.
5. Potapov, L.P. Ocherki po istorii altayjcev. - M.; L., 1953.
6. Vovk, O.V. Ehnciklopediya znakov i simvolov. - M., 2007.
7. Serikova, T.Yu. Arkhetip v peyjzazhe [Eh/r]. - R/d: http://archvuz.ru/2010_4/14.
8. Mikhasj Krihnica Mirovoe drevo - kak arkhetip vertikaljnoyj strukturih kosmosa [Eh/r]. - R/d: http://www.kafedramtai.ru/almanac/327-mihas-krynica-qworld-tree-as-the-archetype-of-the-vertical-structure-of-the-cosmosq .html.
9. Grebennikova, N.S. Vselennaya mifa: ucheb. posob. - Gorno-Altayjsk, 2004.
10. Thepanovskaya, E.M. Arkhetipih Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.kafedramtai.ru/almanac/177-2010-05-10-13-18-36.html.
11. Karnaev, M.A. Arkhetipih, simvolih, ornamentih Gornogo Altaya: monografiya / M. A. Karnaev, I. N. Karnaeva. - Biyjsk, 2011.
12. Peyjzazh [Eh/r]. - R/d: http: //© ArtSeven.Ru - Oil Painting Gallery. All Rights Reserved/.
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 7.04 (571.150)
Zheleznikova N.P. THE HOLY TRINITY ICONS FROM THE COLECTION OF ALTAI ORTHODOX CHURCH MUSEUM. The work contains a stylistic analysis of the Holy Trinity Icons reposited in the Altai Orthodox Church Museum. The emphasis is placed on the great value of orthodox culture in the process of a person's moral and spiritual formation.
Key words: spirituality, artistry, soulfulness, visual arts, religion, churchianity, morality, image, beauty, theology.икона, icon, museum.
Н.П. Железникова, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного искусства,
Алтайский гос. университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИКОНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА АЛТАЕ
В статье представлен стилистический анализ икон Пресвятой Троицы, хранящихся в фондах музея «Истории Православия на Алтае». Рассматривается значимость Православной культуры в процессе духовно-нравственного формирования личности.
Ключевые слова: духовность, художественность, изобразительное искусство, религиозность, церковность, нравственность, образ, красота, богословие, икона, музей.
В традиционных ценностях современного мира можно выделить различные аспекты этой темы. Однако, рассматривая ее в свете деятельности епархиального музея, необходимо остановиться на процессе формирования духовно-нравственных ценностей музейными средствами. Формирование духовно-нравственного начала личности есть первостепенная задача церковного искусства. Духовность есть способность человека руководствоваться в своем поведении высшими ценностями жизни. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.
Предметы церковной истории и искусства, помещенные в экспозицию епархиального музея, превращают музейное пространство в продолжение пространства храма.
Одну из ведущих ролей в формировании музейной экспозиции предметами церковного искусства принадлежит иконе. Среди множества православных икон, икона Святой Троицы воплощает символ Православной веры, богословское понимание одного из важнейших праздников нашей Церкви. Этот праздник, совершаемый через семь недель после Святой Пасхи, посвящен воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на
пятидесятый день после Воскресения Христова, поэтому день Пресвятой Троицы именуется также Пятидесятницей.
Академик Б.В. Раушенбах, известный исследователь икон, в своих работах по исследованию иконографии неоднократно отмечает, что первые изображения Ветхозаветной Троицы появились ещё в римских катакомбах. Из дошедших до нас более поздних изображений, возможно упомянуть мозаики V века (Санта Мария, Маджоре, Рим) и VI века (Сан Витале, Равенна). Конечно, эти изображения ещё не несут в себе богословскую условность, а лишь трактуют сцену из Ветхого Завета. Лица Троицы изображаются в виде трех мужей (согласно тексту), а не ангелов [1].
Передача и осмысление троичного догмата художественными средствами проявилась значительно позже и особенно ярко в древнерусском иконописном искусстве. В первую очередь это связано с тем, что именно Православное христианство утвердило и почитает догмат о триединстве Бога, что в католическом богословии отсутствует. Такое многообразие обоснований
происхождения празднования Дня Святой Троицы не могло не отразиться в живописном искусстве православного мира.
В.Д. Сарабьянов, один из авторов исследования «История древнерусской живописи», проведя тщательный анализ фресок Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде, особо выделил фреску «Троица Ветхозаветная», написанную Феофаном Греком. Однако глубина смысла триединства Бога открылась в изобразительном искусстве несколько позднее [1].
Исследование Э.С. Смирновой особенностей художественных центров Руси XIV века, её глубокий анализ творчества А. Рублева в контексте сложения нового стиля московской живописи (XV в.) дают основание полагать, что во времена Андрея Рублева тема воплощения триединого божества стала символом эпохи Сергия Радонежского [1].
Преподобный Сергий Радонежский стал ревностным сторонником духовного единства Руси, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Именно духовный авторитет Сергия Радонежского воплотился в знаменитом творении Андрея Рублева. «Троица» Рублева стала гимном символа православной веры. Популярность образа Троицы в XIV-XVI веках, объясняется, прежде всего, тем, что основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства - внутреннее соборное объединение, которое должно победив хаотическое разделение и вражду мира и человечества, преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, то есть внутреннее объединение всех существ в Боге. В основе сюжета «Троица» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей - Ангелов. Авраам с женой Сарой угощали их под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в Ангелах воплотилось Божество в трех лицах. Существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания агнца.
Несколько позже появились иконы «Сошествие святого Духа» и «Троица Новозаветная». Все эти образы одинаково почитаемы. В настоящее время, на волне возрождения Православной культуры, многие музеи, выставочные залы, художественные галереи, создают коллекции русских икон. Анализ этих собраний позволяет раскрыть как художественно-историческую сторону иконописи, так и глубину их богословского смысла.
В Барнаульском епархиальном музее «Истории Православия на Алтае» хранятся несколько икон посвященных празднику Святой Троицы, среди них икона «Сошествие Святого Духа». Икона выполнена в технике хромолитографии. Внизу по краю подпись «типо-храмолит Л. Плющеева, среднефонтанская соб. д. в Одес..».
В центре композиции на троне изображена Богородица, правая рука её приподнята в благословляющем жесте, левая прижата к груди. Глаза смотрят в молитвенном обращении на языки снисходящего на апостолов пламени. Богоматерь в окружении 12 апостолов. На переднем плане апп. Павел и Петр ведут оживленную беседу в руках их свитки с текстами Священного Писания.
Справа от Богородицы апостол Иоанн. Колорит печати, преобладание сине-зеленых и различных градаций желто-коричневых характерен для храмолитографических икон XIX - нач. XX вв.
Еще одна икона «Сошествие Святого Духа» выполнена в технике печати на металле (цинкографии). Иконография данной иконы так же основана на священном тексте. Богоматерь, восседающая на троне в окружении апостолов, благословляет присутствующих обеими руками. В отличие от предыдущей иконы, в данном варианте все 12 апостолов изображены в сияющих нимбах.
Икона имеет повреждения в виде царапин и осыпания цветной печати. Нимбы апостолов и Богоматери носит следы понов-ления золотистой краской. Металлическая основа иконы укреплена на деревянной, обтянутой красной тканью, доске.
Третий образец иконы «Сошествие Святого Духа» выполнен на дереве в технике масляной живописи. Икона храмовая, передана в музей из церкви Иоанна Предтечи г. Барнаула. Ранее принадлежала монахине, родственники которой, после её смерти передали икону в храм. По их рассказам, данная икона была привезена из Центральной России в первой половине ХХ века. Икона не имеет значительных повреждений, но, судя по колористическому контрасту между фигурами Божией Матери и апостолов, была поновлена.
Лик Богоматери и белый мафорий имеют следы более позднего высветления и несколько грубоватой записи. Одежды Богородицы и святых апостолов Петра и Павла так же были фрагментарно поновлены.
Видимо такая своеобразная реставрация проводилась художником самоучкой, так как для поновления выполнялась яркими, белым, красным и зеленым цветами не свойственным данному классическому изображению. Нимб Богоматери и нимбы апостолов художник обозначил (поновил) черным контуром.
Однако, несмотря на столь необычный подход к реставрации иконы, художник смог сохранить смысловой замысел изображения: Богоматерь и святые апостолы Петр и Павел как основа Православной Церкви. Их яркие фигуры на общем потемневшем фоне, иконы органически создают центр композиции, зрительно не дробя общее изображение.
Особого внимания заслуживает икона «Троицы Ветхозаветной». Икона выполнена в технике темперной живописи с элементами чеканки по золоту. Потемневшей от времени слой олифы позволяет, однако, рассмотреть все особенности данного изображения.
Стиль написания иконы, напоминает московскую иконописную школу. Фигуры 3-х ангелов, восседающих за столом, имеют мягкие, изогнутые воздушные очертания. Одежды их выполнены с тонкими мелкими прорисовками. Яркие сочные оттенки желтого и красного цветов проступают даже через потемневший слой олифы. На заднем плане, за фигурами ангелов изображены: справа Мамврийский дуб, слева под аркой, символизирующую порог дома, фигуры Авраама и Сары. В верхней части иконы фон выполнен в технике чеканки по золоту.
Поля иконы имеют двойную опушь и богатую чеканную на золоте рамку с растительным орнаментом. Здесь же на рамке помещены изображения (справа от Троицы) Ангела-хранителя, слева - св. апостола Павла.
Этот факт позволяет предположить, что икона является именной. Подобные иконы писались по заказу. Сюжеты заказных именных икон выбирались разнообразные, но всегда добавлялись изображения Ангела-хранителя и Небесного Покровителя заказчика, в данном варианте - апостола Павла.
Икона имеет надпись по верхнему краю на полях рамки -Святая Животворящая Троица. По всей иконе есть следы повреждения жуком-точильщиком, шпонки торцевые. Сцена гостеприимства Авраама представлена и на обложке «Помянни-ка», поступившего в музей из г. Заринска.
Обложка выполнена в технике объемной цинкографии; имеются повреждения в виде осыпания красочного слоя (лики 2-х Ангелов), ржавчины, следов пробоин от гвоздей.
Композиция иконы передает Ветхозаветный сюжет. Под Маврийским дубом представлена трапеза 3-х Ангелов, явившихся ко Аврааму. Фигура Авраама помещена так же на переднем плане. Праотец обращается к одному из сидящих за столом Ангелов.
На заднем плане из-за дуба выглядывает испуганная Сара. Возможно, здесь представлен тот момент, когда Ангел пророчествует Аврааму о том, что Сара на склоне лет родит ему наследника Исаака. Сара, стоящая позади дуба не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил её неверие, сказав: «Есть ли что трудное для Господа?». И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.
Помещение иконы Святой Троицы на обложку «Помянни-ка», очень символично, так как молитва Символ Веры, является основополагающей для любого молитвенного правила.
Обложки, выполняемые в подобной технике, были широко распространены II пол. XIX в. до нач. ХХ в. Изготавливались такие иконы, как правило, в Москве на фабрике «Жако и Бонаке-ра». К большому сожалению, иконы в технике цинкографии не подлежат реставрации.
Помимо рассмотренных выше икон, посвященных празднику Святой Троицы, есть и другой вариант данного образа - «Троица Новозаветная». Исходя из результатов исследования многих знатоков русского искусства в частности Сарабьянова, Лазарева, Дьяченко О.А. можно утверждать, что подобный иконографический извод ранее XVI в неизвестен.
В фондах Барнаульского епархиального музея представлена храмовая икона «Троица Новозаветная», поступившая от частного лица в дар музею.
Рельефный верхний край иконы говорит о том, что ранее она находилась в иконостасе храма. Икона написала предположительно, во И-ой половине XIX века в технике масляной живописи. Имеются утраты красочного слоя и левкаса по правому краю иконы, многочисленные мелкие осыпания и кракелюры.
Бог Отец изображен в виде старца, держащего в правой руке державу сферу - символ земли, в левой руке его - скипетр. Иисус Христос восседает рядом Богом Отцом. В левой руке Спаситель держит крест - орудие Спасения людей, правая рука его поднята в благословляющем жесте. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя потому, что Он явил Себя так при Крещении Спасителя. Икона по фону имеет золотистый стилизованный растительный орнамент.
Библиографический список
Фигуры Спасителя и Бога Отца несколько не пропорциональны. Общий колорит иконы выдержан в охристо-зеленой гамме. Образы «Троицы Новозаветной» сейчас достаточно распространены и встречаются повсеместно. Образ Господа Саваофа, понимаемого как образ Бога-Отца, пишут на иконах и на стенах всех новых храмов. «В иконописи мы можем видеть его на иконах «Державная», «Курско-Коренная» и др. Основание для этого, по-видимому, имеется в Писании. Ведь Иисус Христос говорил: «Я и Отец одно» [2, Ин. 10.15], «видевший Меня, видел Отца» [2, Ин. 14.9].
Иконы, посвященные празднику Святой Троицы, ставшему народным, представленные в епархиальном музее раскрывают многие аспекты интерпретации праздника в его богословском и историческом контекстах.
1. Сарабьянов, В.Д. История Древнерусской живописи / В.Д. Сарабьянов, Э.С. Смирнова.
2. Евангелие от Иоанна
3. Алпатов, М.В. Древнерусская живопись. - М., 1978.
4. История иконописи. VI-XX века. Истоки. Традиции. Современность. - М., 2002.
5. Книга поступлений КП-I.
6. Книга Поступлений КП-II.
7. Книга Поступлений КП -III.
8. Книга Поступлений КП -IV.
Bibliography
М., 2007.
1. Sarabjyanov, V.D. Istoriya Drevnerusskoyj zhivopisi / V.D. Sarabjyanov, Eh.S. Smirnova.
2. Evangelie ot Ioanna
3. Alpatov, M.V. Drevnerusskaya zhivopisj. - M., 1978.
4. Istoriya ikonopisi. VI-XX veka. Istoki. Tradicii. Sovremennostj. - M., 2002.
5. Kniga postupleniyj KP-I.
6. Kniga Postupleniyj KP-I I.
7. Kniga Postupleniyj KP -III.
8. Kniga Postupleniyj KP -IV.
M., 2007.
Статья поступила в редакцию 21.05.13
УДК 776 Nekrasova A.N. ALTAIC SCHOOL BOOK GRAPHS: ROLE TO ARTISTIC TRADITION IN MODERN CONSUMER SOCIETY. In article is considered specifics book art, tradition book graphs on Altai, open the notions a tradition and novation. The Author addresses to problem востребованности book art in XXI age.
Key words: artistic tradition, book graphics, altaic school, image of the modern book.
А.Н. Некрасова, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного искусства,
Алтайский гос. университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА КНИЖНОЙ ГРАФИКИ: РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается специфика книжного искусства, традиция книжной графики на Алтае, раскрываются понятия традиция и новация. Автор обращается к проблеме востребованности книжного искусства в XXI веке.
Ключевые слова: художественная традиция, книжная графика, алтайская школа, образ современной книги
Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира читателя. «Книгу только тогда можно назвать подлинно книгой, когда она находится во взаимодействии с читателем, в действии» [1, с. 15]. Через общение читателя с книгой выявляется её особенности как синкретического вида искусства. Книга имеет свою специфическую архитектуру, которая развивает пространственное мышление. Ощущение многомерности произведения создается у реципиента, когда работают несколько основных каналов восприятия. Это не только визуализация - в восприятие активно включается фантазия, она объединяет все элементы книжного ансамбля в единое целое. Образ книги складывается у читателя также из тактильных ощущений - плотность, вес предмета, находящегося в руках, особенности книжной фактуры. Подключается обоняние - запах
типографской краски, бумаги остается у человека в памяти с первых дней его знакомства с книгой.
В каждом виде искусства художник стремится к целостности своего произведения. Для книги цельность создается интуитивно-чувственным и рациональным путем, утверждает исследователь Е.Б. Адамов. «Достичь такого художественного строя книги, где все состоит из всего, где связи, отношения частей между собой и частей и целого закономерны, прочны, обусловлены, приятны - это и значит достичь в ней гармонии» [1, с. 15]. Это ансамбль, который создается гармонией внутренних и внешних элементов, таких как текст, иллюстрация, шрифты, обложка, шмуцтитул, переплет и т.д.
Книга исполняет роль посредника между поколениями в передаче культурных кодов, знакомит читателя с литературным, изобразительным и полиграфическим искусством. Техни-