УДК 378.1
Дзукаева Елена Николаевна
преподаватель кафедры иностранных языков Северо-Осетинской государственной медицинской академии [email protected]
О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ)
Dsukaeva Elena Nikolaevna
Lecturer of the Foreign Languages Department, North Ossetian State Medical Academy [email protected]
CONCERNING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS (CASE STUDY OF THE NORTH OSSETIAN STATE MEDICAL ACADEMY)
Аннотация:
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего медицинского образования - развитию духовно-нравственной культуры студентов-медиков. Проведенное исследование показало, что большинство опрошенных студентов обладают невысоким уровнем духовности. Это выражается в недостаточно полном понимании важности данной культуры в профессиональном становлении будущих врачей и в иерархии выделяемых студентами ценностей. В ходе исследования были определены методики, способствующие развитию духовно-нравственной культуры студентов-медиков.
Ключевые слова:
духовно-нравственная культура, нравственное мировоззрение, духовность, профессиональная компетентность, уровень нравственной культуры, ценностные ориентации, личностные качества, врач-профессионал.
Summary:
The article deals with such an urgent issue of the contemporary medical education as the development of the students' moral and spiritual culture. The undertaken research found that the majority of the respondent students are of a low spirituality level which is expressed in inadequate realization of this culture's impact on the vocational development of the future physicians and its place in the students' value system. As a part of the study the author defines methods stimulating the development of the medical students' spiritual and moral culture.
Keywords:
spiritual and moral culture, moral worldview, spirituality, professional competence, level of moral culture, values, personality, professional physician.
Глобальные изменения, происходящие в современном российском обществе, отражаются не только на социально-экономической сфере жизни, но и на иерархии нравственных ценностей, где материальные блага предпочтительнее духовных ценностей. Подобные трансформации отражаются, в первую очередь, на молодежи, в частности, на студенчестве. Возрастает роль высшей школы, которая призвана развивать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и содействовать формированию духовно-нравственной культуры личности, что имеет особое значение для медицинского вуза. Ведь итогом обучения в данном университете должна стать профессиональная компетентность, в которой будут интегрированы личностная (мотивационно-ценностное отношение к своей деятельности), духовная и нравственная позиции, а также профессиональные знания, умения, навыки. Именно сочетание данных качеств позволит врачу реализовать гуманистические ценности, нести ответственность за свои действия и участвовать в позитивных социальных переменах [1, с. 290].
Сложно переоценить значимость духовно-нравственной культуры врача. На протяжении всей истории медицины бесспорным остается тот факт, что «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» [2, с. 40]. Любая биоэтическая ситуация и психологическая трудность в общении с пациентом, любая профессиональная задача, стоящая перед врачом, требует знания и понимания духовно-нравственного состояния человека. Духовная культура - необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в психологическом планах [3].
Духовно-нравственная культура отражает уровень развития нравственности, является хранилищем положительного нравственного опыта в форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, самостоятельным фактором нравственной жизни. Каждое проявление нравственной культуры несет в себе нормативность, характеризующую нравственную культуру как общества в целом, так и отдельной личности, в частности.
Комплексный подход позволяет анализировать нравственную культуру как неотъемлемый компонент формирования духовного мира личности студента. Исходя из этого, механизм ее функционирования можно представить в виде определенной системы: формирование нравственного мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) влечет за собой духовное обогащение личности. Это позволяет выработать верные целевые
установки и основы нравственного мировосприятия, которые, в свою очередь, способствуют формированию социально-ценностной мотивации деятельности. Выработка у студентов нравственной культуры как составной части процесса формирования ее духовного мира преследует одну цель: формирование духовно развитой личности.
В структуре нравственной культуры студента А.А. Магометов, Б.А. Тахохов выделяют три основных компонента. Первый включает нравственные знания, чувства, оценки, ориентацию личности и этическое мышление; второй состоит из нравственных убеждений, навыков нравственной деятельности и нравственных качеств личности; третий компонент базируется на нравственной деятельности и поведении [4, с. 157].
Как отмечают авторы, процесс формирования нравственной культуры студента (овладение личностью нравственной культуры) протекает на этих трех уровнях одновременно, но не всегда синхронно и равномерно. Формирование теоретического нравственного сознания - это только первый уровень овладения субъектом нравственной культуры. Второй уровень - превращение знаний в убеждения личности. Данный уровень представляет собой переходную ступень от теории к практике. Третий уровень - деятельный. Происходит реализация знаний и убеждений в нравственной деятельности, поведении.
На основании данной структуры А.А. Магометов, Б.А. Тахохов выделяют следующие уровни развития нравственной культуры студентов. Высокий уровень предполагает глубокие знания о сущности и структуре нравственной культуры, ее особенностях в условии чрезвычайных обстоятельств, верную самооценку уровня подготовки к профессиональной деятельности, устойчивый интерес при высоком настрое и положительном отношении к повышению уровня нравственной культуры, умение постановки целей совершенствования культуры и преодоления трудностей на пути к ним. Средний уровень предполагает хорошие знания о сущности и структуре нравственной культуры, особенностях ее проявления в условиях чрезвычайных обстоятельств, верную самооценку подготовки к профессиональной деятельности и неустойчивый интерес при осознании потребности к ней, постановку профессиональных целей, реализация которых при значительных трудностях слабая. Низкий уровень предполагает слабые знания процесса формирования и повышения уровня нравственной культуры и ее особенностей, нейтрально-безразличное эмоциональное отношение к ней, проявление интереса в виде любознательности [5].
Таким образом, нравственная культура заключается, прежде всего, в гармонии культуры сознания, ценностей и моральных аспектов поведения, а уровень нравственной культуры студента характеризует целый ряд ее качеств, отношение к другим людям и социальной действительности. Достаточно высокий уровень культуры (в студенческом коллективе) является основой положительного нравственноэмоционального отношения к учебе, будущей профессии, развитию творческих способностей.
Итак, в целях определения уровня духовно-нравственной культуры современной молодежи на примере студентов Северо-Осетинской государственной медицинской академии были использованы следующие способы и методики.
Студентам 1-4 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медикопрофилактического факультетов (320 человек) было предложено определить понятие «духовно-нравственная культура» и указать качества, на которых она базируется. Как показало исследование, более 45 % студентов (преимущественно студенты 3 и 4 курсов) под духовно-нравственной культурой понимают совокупность определенных личностных качеств, помогающих реализовать себя в выбранной профессии на благо общества. 35 % рассматривают данное понятие как определенный уровень воспитания, выражающийся в поведении человека и в форме взаимодействия с окружающими людьми. 20 % опрошенных студентов определяют духовно-нравственную культуру как соблюдение морально-этических норм, предписанных обществом.
Несомненно, в предложенных студентами определениях есть рациональное зерно. Ведь свое активное социальное значение данная культура приобретает в той мере, в какой становится достоянием большинства, входит в практические отношения людей, проникает в их сознание и чувства. Духовнонравственная культура является неотъемлемой частью духовно-практической культуры общества, отдельных социальных групп, индивида. Ее сущность состоит в органическом единстве этических знаний, моральных чувств, качеств, принципов, убеждений, а также навыков и способностей к нравственной деятельности и, наконец, к активности их проявлений в реальных действиях, отношениях.
Среди качеств, являющихся основой духовно-нравственной культуры личности, студентами выделены следующие: милосердие, доброта, сострадание, совестливость, ответственность, отзывчивость, внимательность.
В целях определения иерархии духовно-нравственных ценностей среди студентов-медиков была применена методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, которая базируется на непосредственном ранжировании предлагаемых ценностей. В данной методике автор различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [6, с. 99].
Среди терминальных ценностей 75 % опрошенных студентов выделили следующие: материально обеспеченная жизнь, интересная работа, свобода, счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, общественное признание.
25 % студентов в качестве наиболее важных терминальных ценностей определили: интересная работа, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, свобода, любовь, жизненная мудрость.
Среди инструментальных ценностей 55 % студентов отдают предпочтение следующим: образованность, честность, ответственность, воспитанность, жизнерадостность, чуткость. 25 % студентов на первое место ставят рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения/взглядов, честность.
20 % опрошенных студентов выделяют независимость, жизнерадостность, образованность, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями, ответственность, честность.
Данное исследование показало, что большинство студентов достаточно хорошо определяют понятие «духовно-нравственная культура», но не в полной мере понимают важность данной культуры, что отражается в иерархии ценностей, предпочитаемых ими. Ведь духовно-нравственные ценности являются своего рода мерилом развития духовности и оказывают непосредственное влияние на формирование личности профессионала. Особенно актуальна данная проблема для медиков, так как в профессии врача чрезвычайно важно «в какой мере человек может распорядиться своими способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум и потребности интересам общества» [7, с. 5].
В целях развития духовно-нравственной культуры актуально использование материалов, предложенных А.А. Магометовым и Б.А. Тахоховым, для тренингов, которые направлены на совершенствование воспитания студентов. Работы включают различные методики, ориентированные на повышение уровня духовнонравственной культуры студентов. К примеру, использование игровых ситуаций для развития эмпатии -немаловажного личностного качества врача - может служить действенным средством ее развития [8].
Для развития духовно-нравственной культуры студентов-медиков можно использовать материалы, предлагаемые Н.В. Кудрявой, состоящие из опросников и ситуационных задач, призванных помочь будущему или уже практикующему врачу глубже уяснить духовные ценности и смысл избранной им профессии. Среди указанных автором опросников можно выделить следующие: «Духовный облик, призвание, долг и совесть врача», «Мы и наши пациенты», «Ценность и уникальность человеческой жизни», «Целостность и единство природы человека» [9]. Обсуждение со студентами ситуационных задач, предлагаемых автором, безусловно, будет содействовать развитию духовно-нравственной культуры и таких важных для профессии врача качеств как совесть, милосердие, сострадание, доброта и другое.
Развитие духовно-нравственной культуры в рамках учебно-познавательного процесса можно также реализовывать и на занятиях по иностранному языку. Студентам предлагаются тексты на английском или немецком языках, отражающие в своей тематике нравственные проблемы не только в области медицины, но и в повседневной жизни. После проверки перевода следует дискуссия по тематике текста.
Определение уровня духовно-нравственной культуры современной молодежи на примере студентов Северо-Осетинской государственной медицинской академии необходимо для дальнейшей разработки педагогических методов и приемов, для расширения методологической базы способствующей развитию духовности как одного из важнейших компонентов в структуре личностных характеристик будущих врачей.
Ссылки:
1. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине. М., 2006.
2. Силуянова И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача // Вестник РАМН. 1997. № 8.
3. Кудрявая Н.В. Указ. соч. С. 241.
4. Магометов А.А., Тахохов Б.А. Воспитательная работа в современном вузе. Владикавказ, 2009.
5. Там же. С. 158.
6. Рубаева В.П. Формирование нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов совре-
менного вуза средствами английского языка: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2011.
7. Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности: автореф.
дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.
8. Магометов А.А., Тахохов Б.А. Указ. соч. С. 210.
9. Кудрявая Н.В. Указ. соч. С. 283.