УДК 37.034 + 378.1
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИВ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
©Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Кпимкина Е.И.
Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме: Социально-экономические преобразования в обществе, модернизация системы образования России вызвали серьезные изменения в структуре культурных ценностей молодежи. В статье обсуждаются вопросы нравственного воспитания в медицинском образовании. Подчеркивается важность гармоничного развития как профессионально-ориентированных качеств, так и духовно-нравственной культуры студентов-медиков.
Ключевые слова: нравственное воспитание, медицинское образование, высшая школа
MORAL EDUCATION AT HIGHER MEDICAL SCHOOL IN MODERN CONDITIONS Novikov V.E., Pozhilova E.V., Klimkina E.I.
Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Krupskaya St., Smolensk, 28
Summary :Social and economical transformations in our society, modernization of the Russian educational system have resulted in substantial changes in the structure of the cultural values of young people. This article discusses the problem of moral education at higher medical schools and demonstrates that harmonious development of either professional qualities or the spiritually-moral culture is of great significance to medical students.
Key words: moral upbringing, medical education, high school
Задачей современной высшей медицинской школы является не только обучение студентов профессиональным знаниям и умениям, но и формирование личности будущего врача, его гражданской ответственности, правовой культуры, духовности, нравственности. Главные составляющие нравственного воспитания врача - это формирование таких качеств личности как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность.
В последние годы наряду с социально-экономическими изменениями в нашем обществе произошли серьезные изменения в структуре культурных потребностей молодежи, в частности, происходит рост эгоистических тенденций личности, в иерархии ценностных ориентаций молодых людей растет значимость ценностей частной жизни. Прагматизм, меркантилизм, индивидуализм, эгоизм потеснили другие качества, включая альтруизм, толерантность, добродетель. Конечно, время накладывает отпечатки на все стороны жизни, в том числе на процесс формирования личностных качеств человека. Политика и экономика государства, социальная среда обитания играют здесь решающую роль, однако последнее слово остается за самим человеком. В этих условиях важная роль в нравственном воспитании молодежи принадлежит высшей школе, призванной готовить кадры, отвечающие вызову времени.
Во всей системе образования нашей страны, включая высшую медицинскую школу, сегодня происходят серьезные преобразования. Модернизация российской системы образования часто сводится к слепому подражанию западным моделям, малопригодным для российской почвы и не отвечающим интересам нации. В данном случае речь идёт о присоединении России к Болонскому процессу. Интеграция в европейское образовательное пространство - дело неплохое и, очевидно, неизбежное. Сегодня только сообща можно решить глобальные проблемы, стоящие перед Человечеством. Однако, по мнению некоторых ученых, вопрос этот требует всестороннего рассмотрения и осмысления, так как никто по-настоящему не оценивал плюсы и минусы проводимой реформы образования. Болонский процесс - это процесс, организованный несколькими наиболее развитыми европейскими странами для того, чтобы получить возможность выкачивать интеллектуальный потенциал из других стран. Болонский процесс не подразумевает совершенствования системы образования в России. Наоборот, подразумевает утрату культурологических оснований, национальных особенностей, культурной самобытности [2].
Известно, что для каждой профессии характерен свой комплекс определенных личностных качеств, наличие которых предполагает успешное развитие в выбранной сфере деятельности. Так и для врача, как представителя самой гуманной профессии, имеется определенный свод морально-нравственных правил, от соблюдения которых напрямую зависит успешность лечения [3]. Бесспорным во все времена являлось утверждение о том, что профессия врача немыслима без духовной культуры, что «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» [10].
Поскольку культура представляется определенной внутренней мерой того или иного процесса, явления или деятельности, она может быть в этом качестве отнесена и к морали. Духовно-нравственный идеал в здравоохранении культивирует у врача эмоциональную восприимчивость, честность и чуткость, без которых невозможны взаимоотношения врача и больного. Культура чувств, сопереживание, выполнение долга - все это составляет морально-эстетическую основу профессии врача [5].
Дегуманизация общества, как следствие постоянных социально-экономических изменений, находит свое отражение и в системе здравоохранения. Неудовлетворенность врачей оплатой и условиями их работы, конкуренция на медицинском рынке труда, коммерциализация медицины также негативно отражаются на этической культуре современных врачей [3]. Поэтому, обучая и воспитывая современное медицинское студенчество, необходимо акцентировать внимание не только на профилирующих клинических дисциплинах, но и на духовно-нравственной культуре будущих врачей. Для достижения этих целей в образовательном процессе следует использовать документальные и художественные образы, демонстрирующие лучшие качества представителей медицинской профессии [1, 6, 7, 9]. Медицинские знания, навыки и умения не могут ограничиваться одним естествознанием. Они обязательно предполагают и нравственное измерение [3].
Утрата или отказ от моральных оснований врачевания, как никогда опасны сегодня в условиях распространения в обществе этического нигилизма, который непосредственно связан с обесцениванием традиционных человеческих христианских ценностей. Для современного профессионала важна констатация того факта, что его деятельность должна включать в себя компоненты научной компетентности и добродетели. Гиппократ в известной каждому врачу Клятве специально оговаривает значение нравственного совершенства для врача: «Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство» [11].
В ряде публикаций видные отечественные ученые поднимают вопросы формирования компетентных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих современным требованиям, и преемственности духовных ценностей в образовательном процессе. Так, по мнению В.А. Садовничего, «дальнейшая коммерциализация обучения снизит образовательную планку молодёжи: учиться смогут лишь выходцы из обеспеченных слоев общества, а за деньги можно купить всё, не утруждая себя знаниями. Непродуманная политика в данном вопросе девальвирует систему образования, снижает её эффективность, наносит вред воспитанию будущих специалистов» [8].
Заключение
Таким образом, высшая медицинская школа призвана создать все необходимые воспитательные и образовательные условия, обеспечивающие гармоничное развитие как профессионально-ориентированных качеств, так и духовно-нравственной культуры студентов-медиков. Поскольку деятельность врача предусматривает такой уровень личностных качеств, которые позволили бы методами и формами медицинской практики утверждать высшие человеческие идеалы Истины, Добра и Красоты. Целью нравственного воспитания в медицинском образовании должно стать формирование нравственных устоев, соответствующих чести и достоинству медика, верности клятве врача Российской Федерации, а также понимания требований, предъявляемых со стороны общества к профессиональному и нравственному облику, социальной значимости профессии медицинского работника.
При недооценке роли нравственного воспитания и абсолютизации роли профессиональных навыков возможно развитие различных опасностей, одна из которых хорошо описана поэтом Ю. Кузнецовым в виде художественного образа [4]:
Эту сказку счастливую, слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленьи полета По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. Пригодится на правое дело! Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.
Литература
1. Булыка Г.А., Лисовская Е.В., Яхонтова Г.А. Великие ученые XX века. - М.: Мартин, 2001. - 463 с.
2. Долженко О.В. Между Курой и Ельчиком // Высшее образование для XXI века. - М.: ВИНИТИ, 2005. -С. 122.
3. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине. - М.: Академия, 2006. - 319 с.
4. Кузнецов Ю.П. Атомная сказка // Сборник русской поэзии «Лирикон». http://liricon.ru/atomnaya-skazka.html. - С. 102.
5. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. - М.: Медицина, 1984. - 280 с.
6. Литвинов А.В., Литвинова И.А. Медицина в художественном пространстве. - Смоленск, 2010. - 356 с.
7. Новиков В.Е. 90 лет кафедре фармакологии Смоленской государственной медицинской академии // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2011. - Т.9, №3. - С. 98-106.
8. Образование, которое мы можем потерять: Сборник / Под общ. ред. В.А. Садовничиего. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 288 с.
9. Профессор В.С. Яснецов / Под ред. В.Е. Новикова. - Смоленск, 2009. - 236 с.
10. Силуянова И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты врача // Вестник РАМН. -1997. - №8. - С. 40-49.
11. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. - 2000. - Т.42, №1. - С. 5-8.
Информация об авторах
Новиков Василий Егорович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии с курсом фармации ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Пожилова Елена Васильевна - ассистент кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Климкина Елена Ивановна - доцент кафедры фармакологии с курсом фармации ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]