Научная статья на тему 'Диагностика уровня нравственной культуры у студентов i курса медицинского факультета'

Диагностика уровня нравственной культуры у студентов i курса медицинского факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ВРАЧ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Татьяна Станиславовна

Рассмотрены проблемы развития нравственной культуры у будущих врачей. Разработаны критерии нравственной культуры и определены уровни ее сформированности у студентов-медиков. Проведен эксперимент по определению исходного уровня сформированности нравственной культуры у студентов I курса медицинского факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня нравственной культуры у студентов i курса медицинского факультета»

УДК 378.661.034

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

THE DIAGNOSTIC RESEARCH OF MORAL CULTURE OF MEDICAL DEPARTMENT FIRST-YEAR STUDENTS

Т. С. Игнатьева T. S. Ignatyeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Рассмотрены проблемы развития нравственной культуры у будущих врачей. Разработаны критерии нравственной культуры и определены уровни ее сформированности у студентов-медиков. Проведен эксперимент по определению исходного уровня сформированности нравственной культуры у студентов I курса медицинского факультета.

Abstract. The article considers the problems of the development of moral culture of future doctors. The criteria of moral culture are developed and its maturity levels of medical students are determined. The experiment on determining the initial level of moral culture of Medical Department first-year students is carried out.

Ключевые слова: нравственная культура, будущий врач, диагностика, критерий, уровень.

Keywords: moral culture, future doctor, diagnostics research, criterion, level.

Актуальность исследуемой проблемы. В связи с коренными преобразованиями в нашей стране в последние десятилетия современное российское общество оказалось в сложной ситуации духовно-нравственного кризиса, когда прежние нравственные ценности подверглись идеологической критике, а новые еще не получили достаточного научного обоснования и общественного признания. Данная ситуация негативно отразилась на системе здравоохранения и на системе высшего медицинского образования. Одной их главных задач современной системы высшего медицинского образования является духовно-нравственное воспитание будущих врачей.

Изучение проблемы развития нравственной культуры у будущих медиков также обусловлено необходимостью анализа ситуации, связанной с возрастающей неудовлетворенностью общества качеством оказываемой медицинской помощи, которое зависит от уровня профессионализма и морального облика врача. В связи с этим мы считаем, что вопросы развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов, вопросы их личностно-профессионального развития являются на сегодняшний день как никогда актуальными.

Материал и методика исследований. Изучив научные работы А. М. Ачилова [1], Н. Б. Крыловой [4], Л. И. Недели [7], С. Ш. Пашаева [8], а также исследования А. М. Багаутдинова [2], Н. В. Жуковской [3], М. А. Тарарышкиной [9], М. А. Мартыновой [5], Н. В. Маховой [6], в которых проводится анализ современной нравственной культуры личности и особенно проблемы ее формирования в студенческие годы, и сделав анализ представлений о сущности и содержании понятия «нравственная культура», специфики профессиональной деятельности врача и особенностей развития нравственной культуры у будущих врачей, мы пришли к выводу, что формирование высоконравственной личности неразрывно связано с необходимостью выявления критериев и разработки соответствующей системы определения уровня сформированности нравственной культуры у будущих врачей.

Поэтому целью нашего исследования было обоснование уровней нравственной культуры и определение исходного уровня сформированности нравственной культуры у будущих врачей (студентов первого курса). Мы исходили из того факта, что к моменту поступления в медицинский вуз у абитуриента уже сформирован свой уровень нравственной культуры.

В ходе нашего эксперимента решались следующие задачи:

- изучение и анализ современного состояния проблемы формирования нравственной культуры у будущих медиков;

- изучение и анализ показателей и уровней сформированности нравственной культуры у будущих медиков.

Экспериментальной базой исследования явился медицинский факультет ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

Для решения поставленных задач были использованы диагностические методы научного исследования: анкетирование, тестирование, опрос.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе исследования для определения исходного уровня сформированности нравственной культуры нами выделены следующие критерии нравственной культуры: нравственное отношение к жизненным и профессиональным ценностям (нравственная мотивация), способность к эмпатии, степень развития нравственных качеств, включенность студентов в нравственный процесс.

Содержание предложенных критериев.

1. Нравственное отношение к жизненным и профессиональным ценностям (нравственная мотивация). Данный критерий означает четкую нравственную мотивацию личности, ориентированную на общечеловеческие ценности, имеющие презентацию в профессиональной сфере личности.

2. Способность к эмпатии. Данный критерий означает направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности другого человека, на его состояние, проблемы и поведение.

3. Нравственные качества (по результатам самооценки). Данный критерий предполагает самооценку наличия (отсутствия) наиболее значимых нравственных качеств.

4. Включенность студентов в нравственный процесс.

В нашем исследовании установлены три уровня сформированности нравственной культуры: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень предполагает слабые знания о сущности и структуре нравственной культуры, отсутствие способности к объективному восприятию действительности, анализу человеческих отношений, несформированность ценностных ориентаций, преобладание ситуативного типа предпочтений; отсутствие нравственной мотивации, безответственность, недифференцированность мотивации, отражение в ней не столько нравственных свойств, сколько внешних признаков; низкий уровень эмпатии; крайне слабую развитость основных нравственных качеств; отсутствие творческого начала в организации коллективных дел; студент - пассивный участник мероприятий, а чаще -наблюдатель.

Средний уровень предполагает хорошие знания о сущности и структуре нравственной культуры, но недостаточно развитую способность к объективному восприятию действительности, однотипность оценочных суждений с преобладанием нормативных установок; неустойчивость нравственной мотивации; средний уровень эмпатии; проявление нравственных качеств в зависимости от личных интересов студентов; студент из пассивного наблюдателя становится участником процесса нравственного развития, включается в перцептивно-аналитический вид деятельности, начинает проявлять творческое начало.

Высокий уровень предполагает глубокие знания о сущности и структуре нравственной культуры, ее особенностях в условиях чрезвычайных обстоятельств; устойчивое нравственное отношение к жизненным ценностям; проявление способности к объективному восприятию действительности и анализу человеческих отношений; соотнесенность субъективно-личностных избирательных норм, предпочтений с общественно-значимыми; развитую нравственную мотивацию, которая носит устойчивый характер; высокий уровень эмпатии; развитые нравственные качества, проявляющиеся постоянно; студент - активный участник всех дел и мероприятий, включен во все виды воспитательной деятельности.

Важно отметить, что между уровнями нет жестких границ и дискретности. Мы допускаем возможность промежуточных подуровней и исходим из того, что предшествующий уровень выступает подготовительным этапом к последующему, более высокому, а каждый из последующих включает в себя все промежуточные и вносит в них качественные изменения.

Для определения уровня нравственного отношения к жизненным и профессиональным ценностям нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Анализ результатов ответов студентов об их отношении к жизненным и профессиональным ценностям показал, что у подавляющего большинства студентов преобладает ориентация «на процесс деятельности» (72,0 %), предполагающий, что процесс является ведущим показателем материальной стороны профессиональной деятельности. Вместе с тем, ориентация на «результат деятельности» в качестве приоритета выступает у 28,0 % студентов. Почти половина (48,0 %) студентов ориентированы на альтруистические ценности, а остальная часть (52,0 %) ориентирована на эгоистичные ценности, предполагая в качестве приоритета индивидуальное

благосостояние. Ориентация на «деньги» преобладает у 85,0 % испытуемых. Ориентация на «труд» отмечена у 40,0 % опрошенных. Около 30,0 % студентов ориентированы в своих жизненных и профессиональных приоритетах на «власть», считая ее основополагающей для достижения материального благополучия.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что большинство опрашиваемых студентов имеют средний уровень сформированности нравственного отношения к жизненным и профессиональным ценностям.

Для определения уровня способности к эмпатии у будущих врачей были использованы: методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.

Результаты проведенного исследования показали, что 45,5 % опрашиваемых студентов имеют средний уровень сформированности эмпатических способностей, низкий уровень - 25,0 %, высокий - 29,5 %.

Используя методику В. В. Бойко, мы определили качественное отношение студентов к определенным эмпатическим каналам (рациональный, эмоциональный, интуитивный, проникающая способность эмпатии, индентификация субъекта в эмпатии). Анализ результатов анкетных данных показал, что рациональный канал эмпатии имеют 35,2 % студентов, эмоциональный - 43,0 %, интуитивный - 24,8 %. Проникающая способность эмпатии как важное коммуникативное свойство человека (особенно врача) характерна в среднем для 35,0 % студентов, что говорит о невысоком уровне нравственной коммуникации будущих врачей, отсутствии у них готовности к снятию атмосферы напряженности во взаимодействии с пациентами. Идентификация себя как субъекта эмпатийных отношений в профессиональной деятельности характерна для 41,0 % опрошенных.

Для определения уровня сформированности нравственных качеств у будущих врачей мы использовали опросник, где студенты сами должны были отметить из предложенного перечня нравственных качеств их наличие (по пятибалльной шкале: 5 -качество сильно выражено; 4 - выражено выше среднего; 3 - выражено средне; 2 - слабо выражено; 1 - не выражено), а именно: 1) отношение к окружающему миру - любовь к природе, бережное отношение к ней, бережное отношение к окружающим предметам, интерес к явлениям окружающего мира; 2) отношение к деятельности и труду -трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность и тщательность в работе; 3)

отношение к себе - духовность, честность, порядочность, бескорыстие, упорство, ответственность, инициативность, прилежание; 4) отношение к людям - доброта, справедливость, взаимопомощь и взаимная поддержка, дружелюбие, любовь к ближнему и забота о близких.

Анализ анкетирования свидетельствует о среднем уровне развития нравственных качеств. Так, средний балл в результате самооценки нравственных качеств по отношению к окружающему миру составил 3,2; по отношению к деятельности и труду - 3,6; по отношению к себе - 3,4; по отношению к людям - 3,8. Примечательно то, что, отвечая на вопросы анкеты, некоторые студенты впервые задумались о своих поступках и об отношении к людям и самому себе.

Для определения уровня сформированности нравственной культуры по четвертому предложенному нами критерию студентам были заданы вопросы: «Считаете ли Вы, что врач должен быть высоконравственной личностью?» и «Считаете ли Вы, что Вам

необходимо повысить свой уровень нравственной культуры?». На первый вопрос положительно ответили 65,0 % студентов, на второй - 82,0 %.

Резюме. Обобщив результаты исследования, мы сделали заключение, что большинство студентов I курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» медицинского факультета, имеют средний уровень сформированности нравственной культуры - 42,8 %, высокий уровень - 32,3 % и низкий - 24,9 % респондентов.

Проведенное исследование позволило, во-первых, дать характеристику студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»; во-вторых, результаты данного исследования подтвердили необходимость поиска путей, средств, способов повышения уровня нравственной культуры студентов-медиков и их нравственного отношения к общечеловеческим и профессиональным проблемам, так как сегодня, в условиях кризисного состояния нравственности российского общества, нам необходим врач-специалист, который в своей деятельности будет сочетать и профессиональные, и нравственные составляющие своей личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ачилов, М. Н. Нравственное формирование будущего учителя / М. Н. Ачилов. - Ташкент : Укитувчи, 1979. - 327 с.

2. Багаутдинов, А. М. Формирование нравственной культуры студенчества : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / А. М. Багаутдинов. - Уфа, 1997. - 28 с.

3. Жуковская, Н. А. Технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. А. Жуковская. - Саратов, 2007. - 23 с.

4. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. - М. : Высшая школа, 1994. - 230 с.

5. Мартынова, М. А. Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Мартынова. - М., 2009. - 27 с.

6. Махова, Н. В. Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Махова. - М., 2004. - 22 с.

7. Неделя, Л. И. Этика студента: теоретико-прикладное исследование / Л. И. Неделя. - Минск : Университетское, 1988. - 135 с.

8. Пашаев, С. Ш. Наука и нравственное воспитание / С. Ш. Пашаев. - М. : Высшая школа, 1984. -

152 с.

9. Тарарыгшкина, М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Тарарышкина. - М., 2007. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.