Научная статья на тему 'О ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Доступная среда / беспрепятственный доступ / полномочия органов местного самоуправления / полномочия собственника / инвалиды в муниципальных образованиях / права инвалидов / показатели доступности / Accessible environment / unhindered access / powers of local self-government bodies / powers of the owner / disabled people in municipalities / rights of disabled people / accessibility indicators

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дитятковский Михаил Юрьевич

Рассматриваются основные вопросы, связанные с компетенцией органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов. Дается анализ федерального законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, рассматриваются вопросы о сущности указанных полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIBLE ENVIRONMENT IN MUNICIPALITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject. This article discusses the main issues related to the competence of local gov-ernments in the field of providing an accessible environment for the disabled. Methodology. The paper analyzes the federal legislation regulating the powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled, and discusses the essence of these powers. Main results, scope of application. The powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled should be considered, first of all, as the powers of the owner. At the same time, the powers of the owner are not the only powers of local governments in this area. Local self-government bodies participate in activities to ensure that disabled people living on the territory of the relevant municipalities have equal opportunities with other citi-zens in the exercise of their rights and freedoms provided for by the Constitution of the Rus-sian Federation. Based on this, local self-government bodies should participate in providing an accessible environment for disabled people not only on municipal property, but also on the territory of the municipality as a whole, together with state authorities and organizations. The second group of powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled can include: (1) the powers of local self-government bodies, which are implemented by them when granting local self-government bodies separate state powers in the field of providing an accessible environment for the disabled; (2) the powers of local self-government bodies, which are implemented by them jointly with the state authorities of the subjects of the Russian Federation at the expense of subsidies from the regional budget as part of the implementation of measures of the state programs of the subjects of the Russian Federation on the accessible environment; (3) the powers of local self-government bodies to participate, together with public organizations of disabled people, in the work on certification of priority facilities and services in priority areas of life of disabled people and other low-mobility groups of the population, carried out by state authorities of the subjects of the Russian Federation. Conclusions. When considering the issue of the essence of the powers of local self-govern-ment bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled, based on the analysis of the practice of the Russian Constitutional Court and the Supreme Court, it was revealed that by their nature these powers, as a rule, are neither separate state powers transferred to local self-government bodies for implementation, nor their own powers of local self-government bodies to address issues of local importance.

Текст научной работы на тему «О ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

THE LAW ENFORCEMENT BY LOCAL AUTHORITIES

УДК 342

DOI 10.52468/2542-1514.2023.7(4).96-105

0 доступной среде в муниципальных образованиях российской федерации

М.Ю. Дитятковский12

1 Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Россия

2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления -

16 июня 2023 г.

Дата принятия в печать -

10 октября 2023 г.

Дата онлайн-размещения -

20 декабря 2023 г.

Ключевые слова

Доступная среда, беспрепятственный доступ, полномочия органов местного самоуправления, полномочия собственника, инвалиды в муниципальных образованиях, права инвалидов, показатели доступности

Рассматриваются основные вопросы, связанные с компетенцией органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов. Дается анализ федерального законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, рассматриваются вопросы о сущности указанных полномочий.

ACCESSIBLE ENVIRONMENT IN MUNICIPALITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Mikhail Yu. Dityatkovsky12

1 Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russia

2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received -2023 June 16 Accepted -2023 October 10 Available online -2023 December 20

Keywords

Accessible environment, unhindered access, powers of local self-government bodies, powers of the owner, disabled people in municipalities, rights of disabled people, accessibility indicators

The subject. This article discusses the main issues related to the competence of local governments in the field of providing an accessible environment for the disabled. Methodology. The paper analyzes the federal legislation regulating the powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled, and discusses the essence of these powers.

Main results, scope of application. The powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled should be considered, first of all, as the powers of the owner.

At the same time, the powers of the owner are not the only powers of local governments in this area. Local self-government bodies participate in activities to ensure that disabled people living on the territory of the relevant municipalities have equal opportunities with other citizens in the exercise of their rights and freedoms provided for by the Constitution of the Russian Federation. Based on this, local self-government bodies should participate in providing an accessible environment for disabled people not only on municipal property, but also on the territory of the municipality as a whole, together with state authorities and organizations. The second group of powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled can include: (1) the powers of local self-govern-

ment bodies, which are implemented by them when granting local self-government bodies separate state powers in the field of providing an accessible environment for the disabled; (2) the powers of local self-government bodies, which are implemented by them jointly with the state authorities of the subjects of the Russian Federation at the expense of subsidies from the regional budget as part of the implementation of measures of the state programs of the subjects of the Russian Federation on the accessible environment; (3) the powers of local self-government bodies to participate, together with public organizations of disabled people, in the work on certification of priority facilities and services in priority areas of life of disabled people and other low-mobility groups of the population, carried out by state authorities of the subjects of the Russian Federation.

Conclusions. When considering the issue of the essence of the powers of local self-government bodies in the field of providing an accessible environment for the disabled, based on the analysis of the practice of the Russian Constitutional Court and the Supreme Court, it was revealed that by their nature these powers, as a rule, are neither separate state powers transferred to local self-government bodies for implementation, nor their own powers of local self-government bodies to address issues of local importance.

1. Введение

Вопрос о доступной среде всегда был достаточно непростым и актуальным для современного российского государства и общества. Еще более сложным он является для муниципальных образований Российской Федерации. Несмотря на достаточно длительное действие комплексных программ по обеспечению доступной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по информации Министерства труда и социальной защиты населения РФ, показатель «доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов» в Российской Федерации по итогам 2022 г. составляет только 76,6 %. Поэтому говорить о полном решении проблемы обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры еще очень рано. Это определяет актуальность данной проблемы.

В настоящей статье автор рассматривает основные вопросы, связанные с компетенцией органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья, которых в российском законодательстве традиционно именуют «инвалидами». В работе дается анализ федерального законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, рассматриваются вопросы о сущности указанных полномочий.

Мы рассмотрим данные вопросы с применением формально-юридического метода, методов

анализа нормативных правовых актов разного уровня, регулирующих полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, и судебной практики в данной сфере, а также синтеза подготовки выводов и предложений на основании данного анализа.

Вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов достаточно слабо изучены в научной юридической литературе. Традиционно в науках конституционного права и права социального обеспечения изучаются только общие вопросы конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации (диссертационные исследования А.П. Рахимли [1], С.Н. Бризецкого [2], Т.А. Лыхиной [3], А.Ю. Альбеевой [4]), вопросы защиты прав отдельных категорий инвалидов (диссертационные исследования О.М. Ильиной [5], И.В. Уша-нкова [6], А.Г. Чепурного [7]), общие вопросы правового регулирования социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, труда и социального обеспечения инвалидов (диссертационные исследования Н.В. Антипьевой [8], И.Н. Ясыревой [9], Р.Н. Жаворон-кова [10]) и т. д.

Общим правовым проблемам инвалидов посвящены отдельные научные статьи Я.С. Рочевой,

A.А. Свинцова, В.И. Радуто, В.П. Шестакова, Т.С. Чер-някиной, Е.А. Радьковой, Г.И. Черновой [11-13]. Общие вопросы реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и требования безбарьерной среды рассмотрены в научных статьях Е.П. Лебедевой, А.А. Мининой, С.М. Перепадя, О.А. Ризк [14], В.В. и Л.М. Долинских [15], Ю.В. Лавровой [16], В.И. Радуто, А.А. Свинцова,

B.П. Шестакова [17]. Отдельным аспектам практики

органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов посвящены научные статьи В.П. Шестакова, А.А. Свинцова, Т.С. Чернякиной, В.И. Радуто [18; 19]. Данными авторами также изучены отдельные аспекты судебной практики судов общей юрисдикции в рамках исполнения положений Конвенции о правах инвалидов [20] и административно-правового обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры [21]. Вместе в тем во всех вышеуказанных работах отсутствует муниципальная составляющая: в них не рассматриваются проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов.

В юридической литературе вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов освещены в очень незначительном объеме и только в общих чертах. В научной литературе имеются только работы, посвященные полномочиям органов местного самоуправления в сфере благоустройства (например, научные статьи А.А. Сергеева [22] и О.В. Лаврентьевой [23]). Б.Н. Матуловым рассматриваются вопросы делегирования государственных социальных полномочий органам местного самоуправления [24], Д.В. Соломахой изучено разграничение полномочий органов местного самоуправления при реализации полномочий собственника муниципального имущества [25], а В.И. Радуто исследованы муни-ципально-правовые аспекты реабилитации инвалидов [26]. Вместе с тем вышеуказанные работы прямо не касаются проблем реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов.

Таким образом научные работы, направленные на изучение осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, в юридической литературе в настоящее время отсутствуют. В связи с этим настоящая работа представляет актуальность и новизну.

2. Анализ федерального законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов.

Согласно ст. 7 Конституции РФ1 в России, как в социальном государстве, обеспечивается государ-

ственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Правительство РФ обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (пп. «в.2» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Упоминание о доступной среде для инвалидов появилось в Конституции РФ только после принятия поправок 2020 г.

Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как федеральный и региональных органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131) доступная среда упоминается в ст. 14, 16, 16.2, 17 о вопросах местного значения отдельных видов муниципальных образований и полномочиях органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Например, к вопросам местного значения муниципального округа и городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

При этом нужно отметить, что в Федеральном законе № 131 имеется определенное противоречие об обязанности органов местного самоуправления предусматривать в правилах благоустройства территории муниципального образования положения о доступной среде для инвалидов. Если в статьях о вопросах местного значения содержится императив-

1 Здесь и далее нормативные акты приводятся по СПС «КонсультантПлюс».

ное требование о наличии в правилах благоустройства территории муниципального образования положений о доступной среде для инвалидов, которые обязательно проверяются при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, то в п. 9 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131 о содержании правил благоустройства территории муниципального образования предусмотрено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131 по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. 14, 15 и 16 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения, федеральными законами могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. В связи с этим Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон об инвалидах) установлены дополнительные полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов.

Самой важной для нашей темы является ст. 15 Закона об инвалидах, в соответствии с которой федеральные и рениональные органы государственной власти, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности и т. д.

3. Вопрос о сущности полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов

Исходя из сложной и неразграниченной формулировки ст. 15 Закона об инвалидах на практике возникал вопрос о сущности полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов: являются ли эти полномочия собственными полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления или по сути это отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления? Указанный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, по итогам которого было принято Определение от 13 мая 2010 г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ"».

Конституционный Суд РФ пришел к выводам о том, что, установив в Законе об инвалидах полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ст. 15 Закона об инвалидах носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного само- 99

управления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе эта обязанность не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Таким образом, само по себе оспариваемое положение ч. 1 ст. 15 Закона об инвалидах конституционные права заявителя не нарушает.

Кроме того, аналогичный вывод был подтвержден и Верховным Судом РФ, принявшим Постановление от 13 мая 2014 г. № 32-АД14-1, которым предусмотрено следующее. Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решениями вышестоящих судов, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения проверки должностными лицами Министерства социального развития Саратовской области выявлено, что администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не приняла мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», тем самым уклонилась от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, нарушив требования ст. 15 Закона об инвалидах.

В силу положений ст. 15 Закона об инвалидах администрация района как орган местного самоуправления обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из материалов дела следует, что объект нежилого фонда, в котором размещена администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», является собственностью муниципального образования «Город Саратов». Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил, что факт закрепления здания местной администрации в оперативное управление муниципального казенного учреждения не освобождает муниципальное образование в лице администрации района об обязанности по обеспечению требований доступности для инвалидов здания местной администрации, находящегося в муниципальной собственности, а также не освобождает местную администрацию от административной ответственности.

Поэтому в первую очередь полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов связаны с объектами муниципальной собственности. Именно их органы местного самоуправления обязаны привести в соответствие с нормативными требованиями о доступности. Но это не единственные полномочия органов местного самоуправления в данной сфере. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст. 12, 130-133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 2, 7, 18 и 19). Исходя из этого органы местного самоуправления должны участвовать в обеспечении доступной среды для инвалидов не только на объектах муниципальной собственности, но и на территории муниципального образования в целом совместно с органами государственной власти и организациями.

Ко второй группе полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов можно отнести:

1. Полномочия органов местного самоуправления, которые реализуются ими при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения до-

ступной среды для инвалидов. Например, такая возможность прямо предусмотрена постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

2. Полномочия органов местного самоуправления, которые реализуются ими совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субсидий из регионального бюджета в рамках реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации о доступной среде.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 261-п «Об утверждении государственной программы Омской области "Доступная среда"» предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения в рамках реализации таких мероприятий Программы, как:

а) создание в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа, и оснащение организаций дополнительного образования детей специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом;

б) обустройство пешеходных переходов светофорами со звуковыми сигналами, оборудование светофоров звуковыми сигналами;

в) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к остановочным комплексам и пешеходным переходам на маршрутах общественного транспорта.

Субсидии на данные цели по г. Омску предоставляются в 2023 г. в пропорции: 89 % из областного бюджета и 11 % из бюджета г. Омска.

3. Участие органов местного самоуправления совместно с общественными организациями инвалидов в работе по паспортизации приоритетных

объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, проводимой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, в Омской области такие мероприятия проводятся в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 г. № 192-п «Об утверждении Порядка формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Омской области».

4. Выводы

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели вопрос о том, с какими трудностями на практике сталкиваются инвалиды при реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере обеспечения доступной среды. Мы выяснили, что к полномочиям по решению вопросов местного значения относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является в том числе соблюдение требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

При рассмотрении вопроса о сущности полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, на основании анализа практики Конституционного и Верховного судов РФ было выявлено, что по своей природе эти полномочия, как правило, не являются ни отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления для осуществления, ни собственными полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в первую очередь на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, если нормативно не установлено иное. Поэтому полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов необходимо рассматривать, в первую очередь, в качестве полномочий собственника.

Вместе с тем полномочия собственника не являются единственными полномочиями органов местного самоуправления в данной сфере. Органы мест- 101

ного самоуправления участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Исходя из этого органы местного самоуправления должны участвовать в обеспечении доступной среды для инвалидов не только на объектах муниципальной собственности, но и на территории муниципального образования в целом совместно с органами государственной власти и организациями.

Ко второй группе полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов можно отнести:

1) полномочия органов местного самоуправления, которые реализуются ими при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов;

2) полномочия органов местного самоуправления, которые реализуются ими совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субсидий из регионального бюджета в рамках реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации о доступной среде;

3) полномочия органов местного самоуправления по участию совместно с общественными организациями инвалидов в работе по паспортизации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, проводимой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с низкими фактическими значениями показателей доступности для инвалидов объектов и услуг муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо организовать планомерную работу по повышению значений данных показателей доступности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Рахимли А. П. Особенности конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / А. П. Рахимли. - М., 2007. - 264 с.

2. Бризецкий С. Н. Законодательное обеспечение конституционных прав инвалидов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / С. Н. Бризецкий. - М., 2012. - 221 с.

3. Лыхина Т. А. Права инвалидов : проблемы международно-правового регулирования и международные обязательства Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Т. А. Лыхина. - СПб., 2011. - 198 с.

4. Альбеева А. Ю. Правовая политика в отношении инвалидов в советской и постсоветской России: исто-рико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук / А. Ю. Альбеева. - Самара, 2017. - 248 с.

5. Ильина О. М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / О. М. Ильина. - Саратов, 2010. -176 с.

6. Ушанков И. В. Конституционно-правовые гарантии права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в условиях социального, правового государства : дис. ... канд. юрид. наук / И. В. Ушанков. - М., 2015. - 184 с.

7. Чепурной А. Г. Конституционно-правовое регулирование государственной политики Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов боевых действий : дис. ... д-ра юрид. наук / А. Г. Чепурной. -М., 2006. - 512 с.

8. Антипьева Н. В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Н. В. Антипьева. - Омск, 2000. - 245 с.

9. Ясырева И. Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов : дис. ... канд. юрид. наук / И. Н. Ясырева. - Пермь, 2007. - 223 с.

10. Жаворонков Р. Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук / Р. Н. Жаворонков. - М., 2014. - 495 с.

11. Рочева Я. С. Термин «инвалид» с позиций современной модели инвалидности / Я. С. Рочева, А. А. Свинцов, В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2021. - № 2. - С. 38-44.

12. Шестаков В. П. Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов / В. П. Шестаков, А. А. Свинцов, Т. С. Черня-кина, В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2019. - № 2. - С. 37-42.

102 -

Law Enforcement Review 2023, vol. 7, no. 4, pp. 96-105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шестаков В. П. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / В. П. Шестаков, А. А. Свинцов, В. И. Радуто, Е. А. Радькова, Г. И. Чернова // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 1. - С. 11-14.

14. Лебедева Е. П. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения / Е. П. Лебедева, А. А. Минина, С. М. Перепадя, О. А. Ризк // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 3. - С. 26-30.

15. Долинская В. В. Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права / В. В. Долин-ская, Л. М. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 10. - С. 68-73.

16. Лаврова Ю. В. Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры / Ю. В. Лаврова // Законность. -2018. - № 5. - С. 20-21.

17. Радуто В. И. Формирование систем вспомогательных услуг и персональной помощи инвалидам в целях содействия им в реализации права вести самостоятельный образ жизни: предложения по совершенствованию нормативно-правового урегулирования на федеральном уровне / В. И. Радуто, А. А. Свинцов, В. П. Шестаков // Социальное и пенсионное право. - 2022. - № 1. - С. 50-54.

18. Радуто В. И. Организационно-правовые и доктринальные аспекты совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в рамках исполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов и федерального законодательства / В. И. Радуто, А. А. Свинцов, Т. С. Чернякина // Социальное и пенсионное право. - 2022. - № 4. - С. 44-50.

19. Шестаков В. П. Организационные и правовые аспекты реализации Конвенции ООН о правах инвалидов на региональном уровне / В. П. Шестаков, А. А. Свинцов, Т. С. Чернякина, В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2017. - № 4. - С. 42-46.

20. Шестаков В. П. Отдельные аспекты судебной практики судов общей юрисдикции в рамках исполнения положений Конвенции о правах инвалидов / В. П. Шестаков, А. А. Свинцов, Т. С. Чернякина, В. И. Радуто // Администратор суда. - 2019. - № 4. - С. 23-27.

21. Радуто В. И. Административно-правовая составляющая обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры / В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2010. -№ 4. - С. 23-26.

22. Сергеев А. А. О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории / А. А. Сергеев // Конституционное и муниципальное право. - 2023. - № 2. - С. 53-59.

23. Лаврентьева О. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства / О. В. Лаврентьева // Российский юридический журнал. - 2016. - № 1. - С. 66-70.

24. Матулов Б. Н. Делегирование государственных социальных полномочий органам местного самоуправления: возможности и пределы / Б. Н. Матулов // Государственная власть и местное самоуправление. -2020. - № 4. - С. 30-33.

25. Соломаха Д. В. Разграничение полномочий органов местного самоуправления при реализации полномочий собственника муниципального имущества / Д. В. Соломаха // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014. - № 3. - С. 24-26.

26. Радуто В.И. Муниципально-правовые аспекты реабилитации инвалидов / В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 4. - С. 19-24.

REFERENCES

1. Rakhimli A.P. Features of the constitutional and legal status of disabled people in the Russian Federation, Cand. Diss. Moscow, 2007. 264 p. (In Russ.).

2. Brizetskii S.N. Legislative support of constitutional rights of disabled people in the Russian Federation, Cand. Diss. Moscow, 2012. 221 p. (In Russ.).

3. Lykhina T.A. The rights of persons with disabilities: problems of international legal regulation and international obligations of the Russian Federation, Cand. Diss. St. Petersburg, 2011. 198 p. (In Russ.).

4. Al'beeva A.Yu. Legal policy in relation to disabled people in Soviet and post-Soviet Russia: historical and legal research, Cand. Diss. Samara, 2017. 248 p. (In Russ.).

- 103

Law Enforcement Review 2023, vol. 7, no. 4, pp. 96-105

Правоприменение 2023. Т. 7, № 4. С. 96-105

- ISSN 2542-1514 (Print)

5. Il'ina O.M. The constitutional right to basic general education and guarantees of its implementation by disabled children in the Russian Federation, Cand. Diss. Saratov, 2010. 176 p. (In Russ.).

6. Ushankov I.V. Constitutional and legal guarantees of the right to education of children with disabilities and children with disabilities in a social, legal state, Cand. Diss. Moscow, 2015. 184 p. (In Russ.).

7. Chepurnoi A.G. Constitutional and legal regulation of the state policy of the Russian Federation in the field of social protection of combat invalids, Doct. Diss. Moscow, 2006. 512 p. (In Russ.).

8. Antip'eva N.V. Legal regulation of social protection of disabled people in the Russian Federation, Cand. Diss. Omsk, 2000. 245 p. (In Russ.).

9. Yasyreva I.N. Social security law on complex rehabilitation of disabled people, Cand. Diss. Perm, 2007. 223 p. (In Russ.).

10. Zhavoronkov R.N. Legal regulation of labor and social security of disabled people in the Russian Federation, Doct. Diss. Moscow, 2014. 495 p. (In Russ.).

11. Rocheva Ya.S., Svintsov A.A., Raduto V.I. The "person with disabilities" term from the standpoint of the modern disability model. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2021, no. 2, pp. 38-44. (In Russ.).

12. Shestakov V.P., Svintsov A.A., Chernyakina T.S., Raduto V.I. The main areas for improvement of the laws of the Russian Federation pursuant to the requirements of the convention on the rights of persons with disabilities. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2019, no. 2, pp. 37-42. (In Russ.).

13. Shestakov V.P., Svintsov A.A., Raduto V.I., Rad'kova E.A., Chernova G.I. Contemporary aspects of legal regulation in the sphere of social protection of invalids in the Russian Federation. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2013, no. 1, pp. 11-14. (In Russ.).

14. Lebedeva E.P., Minina A.A., Perepadya S.M., Rizk O.A. On State program of the Russian Federation "Available environment" up to 2020: issues of legislation and law application. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2016, no. 3, pp. 26-30. (In Russ.).

15. Dolinskaya V.V., Dolinskaya L.M. Requirements of barrier-free environment in construction and sources of law. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2016, no. 10, pp. 68-73. (In Russ.).

16. Lavrova Yu.V. Protection of the rights of individuals with disabilities to unimpeded access to social, engineering, and transport infrastructure facilities. Zakonnost', 2018, no. 5, pp. 20-21. (In Russ.).

17. Raduto V.I., Svintsov A.A., Shestakov V.P. The establishment of systems of auxiliary services and personal assistance to people with disabilities to facilitate exercising of their right to independent living: proposals for the improvement of the legal regulation on the federal level. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2022, no. 1, pp. 50-54. (In Russ.).

18. Raduto V.I., Svintsov A.A., Chernyakina T.S. Organizational, legal and doctrinal aspects of improvement of laws of the constituent entities of the Russian Federation on living a self-sustained life by persons with disabilities within the framework of fulfillment of provisions of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities and federal laws. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2022, no. 4, pp. 44-50. (In Russ.).

19. Shestakov V.P., Svintsov A.A., Chernyakina T.S., Raduto V.I. Organizational and legal aspects of regional implementation of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2017, no. 4, pp. 42-46. (In Russ.).

20. Shestakov V.P., Svintsov A.A., Chernyakina T.S., Raduto V.I. Some aspects of the judicial practice of general jurisdiction courts within the framework of fulfillment of provisions of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Administrator suda = Court's Administrator, 2019, no. 4, pp. 23-27. (In Russ.).

21. Raduto V.I. Administrative-law element of unchecked access of invalids to the objects of social infrastructure. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2010, no. 4, pp. 23-26. (In Russ.).

22. Sergeev A.A. On powers of local self-government in terms of regulation of site improvement. Konstitutsion-noe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2023, no. 2, pp. 53-59. (In Russ.).

23. Lavrentyeva O.V. The powers of local authorities in the sphere of territory improvement. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal, 2016, no. 1, pp. 66-70. (In Russ.).

24. Matulov B.N. Delegation of state social powers to local self-government authorities: opportunities and limits. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-government, 2020, no. 4, pp. 30-33. (In Russ.).

25. Solomakha D.V. Delimitation of powers of local governments in the implementation of the powers of municipal property owner. Munitsipal'naya sluzhba: pravovye voprosy = Municipal Service: legal issues, 2014, no. 3, pp. 24-26. (In Russ.).

26. Raduto V.I. Municipal-legal aspects of rehabilitation of disabled people. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2009, no. 4, pp. 19-24. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дитятковский Михаил Юрьевич - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права; 2профес-сор кафедры государственного и муниципального права

1 Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

1 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

2 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а E-mail: ditmihur@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7318-212X ResearcherlD: W-2788-2019 SPIN-код РИНЦ: 3935-0431

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Дитятковский М.Ю. О доступной среде в муниципальных образованиях Российской Федерации / М.Ю. Дитятковский // Правоприменение. -2023. - Т. 7, № 4. - С. 96-105. - DOI: 10.52468/ 2542-1514.2023.7(4).96-105.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Mikhail Yu. Dityatkovsky - Doctor of Law, Associate Professor; 1Professor, Department of Constitutional and Municipal Law; 2Professor, Department of State and Municipal Law

1 Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

2 Dostoevsky Omsk State University

1 9, Sadovaya-Kudrinskaya ul., Moscow, 125993, Russia

2 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: ditmihur@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7318-212X ResearcherlD: W-2788-2019 RSCI SPIN-code: 3935-0431

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Dityatkovsky M.Yu. Accessible environment in municipalities of the Russian Federation. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 4, pp. 96-105. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(4).96-105. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.