Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОН / ДОСТУПНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНВАЛИДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР (КОНТРОЛЬ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каирова Алла Игнатовна, Никитин Алексей Николаевич

В статье основной целью является исследование и определение степени эффективности действия механизма нормативно-правового регулирования обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, соблюдения обязанными субъектами требований нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений. Статья написана на основе анализа материалов доклада, в основном, законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих создание доступной среды для инвалидов, направленных на практическую реализацию положений Закона о социальной защите инвалидов, федеральной программы «Доступная среда», аналогичных региональных программ. Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности носит планомерный характер. Критерии доступности разрабатываются и рассчитываются на основе анализа потребностей инвалидов и закрепляются в нормативно-правовых актах. Соответствие создаваемых объектов инфраструктуры государственным стандартам носит обязательный характер. Более эффективной реализации программы способствует контроль (надзор) осуществляемый федеральными службами. Создание механизма контроля соблюдения требований к обеспечению доступной среды для инвалидов является обязательным элементом в системе мер, направленных на социальную защиту инвалидов. Деятельность федеральных служб контроля (надзора), направлена на соблюдение обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каирова Алла Игнатовна, Никитин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE COMPLIANCE CONTROL MECHANISM TOWARDS PROVIDING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR THE DISABLED

The main purpose of the article is to study and determine the degree of effectiveness of the mechanism of regulatory regulation of providing an accessible environment for disabled and low-mobility groups of the population, compliance by obligated subjects with the requirements of regulatory legal acts regulating this sphere of public relations. The article is based on the analysis of the materials of th e report, mainly laws, other regulatory legal acts regulating the creation of an accessible environment for disabled people, aimed at the practical implementation of the provisions of the Law on Social Protection of Disabled People, the federal program "Accessible Environment", similar regional programs. The creation of an accessible living environment for the disabled is systematic. Accessibility criteria are developed and calculated based on an analysis of the needs of persons with disabilities and are fixed in regulatory legal acts. Compliance of the infrastructure facilities being created with state standards is mandatory. The control (supervision) carried out by federal services contributes to more effective implementation of the program. The creation of a mechanism for monitoring compliance with the requirements for providing an accessible environment for disabled people is an obligatory element in the system of measures aimed at social protection of disabled people. The activities of the federal control (supervision) services are aimed at compliance with mandatory requirements to ensure accessibility for disabled people of social, engineering and transport infrastructure facilities and services provided.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _29

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE MECHANISM FOR MONITORING COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS FOR PROVIDING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR THE DISABLED

КАИРОВА Алла Игнатовна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: kairova@mggeu.ru;

НИКИТИН Алексей Николаевич,

доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: nikitin@mggeu.ru;

KAIROVA Alla Ignatovna,

candidate of historical sciences, associate professor, Moscow state University of Humanities and Economics. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: kairova@mggeu.ru;

NIKITIN Alexey Nikolaevich,

Doctor of Law, Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Moscow State University of Humanities and Economics. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: nikitin@mggeu.ru

Краткая аннотация. В статье основной целью является исследование и определение степени эффективности действия механизма нормативно-правового регулирования обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, соблюдения обязанными субъектами требований нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений. Статья написана на основе анализа материалов доклада, в основном, законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих создание доступной среды для инвалидов, направленных на практическую реализацию положений Закона о социальной защите инвалидов, федеральной программы «Доступная среда», аналогичных региональных программ. Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности носит планомерный характер. Критерии доступности разрабатываются и рассчитываются на основе анализа потребностей инвалидов и закрепляются в нормативно-правовых актах. Соответствие создаваемых объектов инфраструктуры государственным стандартам носит обязательный характер. Более эффективной реализации программы способствует контроль (надзор) осуществляемый федеральными службами. Создание механизма контроля соблюдения требований к обеспечению доступной среды для инвалидов является обязательным элементом в системе мер, направленных на социальную защиту инвалидов. Деятельность федеральных служб контроля (надзора), направлена на соблюдение обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Abstract: The main purpose of the article is to study and determine the degree of effectiveness of the mechanism of regulatory regulation of providing an accessible environment for disabled and low-mobility groups of the population, compliance by obligated subjects with the requirements of regulatory legal acts regulating this sphere of public relations. The article is based on the analysis of the materials of th e report, mainly laws, other regulatory legal acts regulating the creation of an accessible environment for disabled people, aimed at the practical implementation of the provisions of the Law on Social Protection of Disabled People, the federal program "Accessible Environment", similar regional programs. The creation of an accessible living environment for the disabled is systematic. Accessibility criteria are developed and calculated based on an analysis of the needs of persons with disabilities and are fixed in regulatory legal acts. Compliance of the infrastructure facilities being created with state standards is mandatory. The control (supervision) carried out by federal services contributes to more effective implementation of the program. The creation of a mechanism for monitoring compliance with the requirements for providing an accessible environment for disabled people is an obligatory element in the system of measures aimed at social protection of disabled people. The activities of the federal control (supervision) services are aimed at compliance with mandatory requirements to ensure accessibility for disabled people of social, engineering and transport infrastructure facilities and services provided.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, закон, доступная среда жизнедеятельности, инвалиды, государственный надзор (контроль).

Keywords: legal regulation, law, accessible living environment, people with disabilities, state supervision (control).

Для цитирования: Каирова А.И., Никитин А.Н. Нормативно-правовое регулирование механизма контроля соблюдения требований к обеспечению доступной среды для инвалидов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 29-31. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_29.

For citation: Kairova A.I., Nikitin A.N. Regulatory and legal regulation of the mechanism for monitoring compliance control with the requirements for providing an accessible environment for the disabled // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 29-31. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_29.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2022

Одним из принципов, закрепленных в Конвенции о правах инвалидов, является принцип доступности (ст. 3, п. f) [2]. Создание для инвалидов доступной среды является обязательным в перечне условий, необходимых «для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [3].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 1(217)

Согласно статье 114 п. в.2) Конституции РФ, Правительство РФ «обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни» [4]. Конституционное закрепление обеспечения и функционирования системы социальной защиты инвалидов и создания в ее рамках доступной среды, свидетельствует о приоритетности этой задачи в деятельности правительства, и, в целом, всего государства и общества. Для достижения поставленных задач в сфере создания доступной среды разработана и реализуется федеральная государственная программа «Доступная среда» [5], а также аналогичные программы реализуются во всех субъектах РФ [6].

Согласно программе «Доступная среда», признается равное право «всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество» для обеспечения которого, государство берет на себя обязательства по принятию «надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению».

Основными приоритетами и целями создания доступной среды для инвалидов являются:

- создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами;

- социальное сопровождение при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

- создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

- обеспечение информационной доступности в части выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов по зрению, и в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху;

- формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера;

- создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Успешная реализация задач по созданию доступной среды требует координации деятельности множества субъектов федерального, регионального, а также муниципального уровня в строгом соответствии с определенными указанной программой и иными нормативно-правовыми актами требованиями.

Исследования в области нормативно-правового регулирования создания доступной среды для инвалидов, в основном посвящаются проблематике нормативного закрепления основных задач в этой сфере. Меньшее внимание сосредоточено на вопросах соответствия создаваемой инфраструктуры установленным критерия и стандартам. Вопрос четкого, абсолютно точного соответствия создаваемых объектов инфраструктуры установленным критериям - чрезвычайно важный, т.к. именно он определяет их доступность для инвалидов, возможность комфортно и безопасно пользоваться ими на равных со всеми другими группами населения. Важно исследовать и определить степень эффективности действия механизма нормативно-правового регулирования обеспечения доступной среды для инвалидов, соблюдения обязанными субъектами требований нормативно-правовых актов (в части критериев, стандартов, нормативов), регулирующих данную сферу общественных отношений.

Важным аспектом в перечне комплекса мер, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, а также органами муниципальной власти по созданию доступной среды является создание нормативно-правового механизма контроля соблюдения требований к обеспечению доступной среды для инвалидов. Необходимость создания подобного механизма продиктована несколькими причинами. В рамках Программы, согласно п. 4 «реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации «сохранение населения, здоровье и благополучие людей Программа носит комплексный характер. Задачи, поставленные в программе, носят комплексный характер, реализация их требует принятия решений и осуществления деятельности практически во всех сферах жизнедеятельности общества. С учетом того, что она реализуется в рамках социальной политики государства, можно предположить, что по своим масштабам она может рассматриваться как одна из приоритетных функций современного российского государства.

Создание нормативно-правового механизма контроля соблюдения требований к обеспечению доступной среды для инвалидов предполагает разработку специалистами и нормативно-правовое закрепление полного перечня критериев, государственных стандартов всех существующих и создаваемых объектов инфраструктуры. Согласно ст. 15.1 «Оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг» Закона о социальной защите инвалидов в РФ, соблюдение требований, содержащихся в указанных актах обеспечивается посредством осуществления федерального и регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением:

- трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- социального обслуживания;

- в области железнодорожного транспорта;

- на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

- в области гражданской авиации;

- в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта;

- в области связи;

- качества и безопасности медицинской деятельности;

- в сфере обращения лекарственных средств;

- в области охраны объектов культурного наследия, в том числе в рамках переданных субъектам Российской Федерации соответствующих полномочий Российской Федерации;

- в области охраны объектов культурного наследия;

- жилищного контроля (надзора);

- экспертизы проектной документации и государственного строительного контроля (надзора) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

На муниципальном уровне осуществляется контроль в сфере благоустройства.

С целью оказания содействия по реализации программы ведомствами и учреждениями приняты и действуют

методические рекомендации по организации доступной среды [7].

При осуществлении деятельности по созданию доступной среды, субъектам необходимо руководствоваться «Национальным стандартом Российской Федерации. Руководящими указаниями для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды» [8], иными актами.

Механизм контроля соблюдения требований к обеспечению доступной среды для инвалидов является необходимым элементом целостной системы государственной социальной политики, за уклонение от исполнения, ненадлежащее исполнение возложенных на юридических и должностных лиц обязанностей, предусмотрены меры государственного воздействия, привлечение к ответственности нарушителей в соответствии с законодательством РФ.

Осуществление федерального и регионального государственного контроля (надзора) в сфере реализации программ по созданию доступной среды, функционирование механизма контроля соблюдения требований законодательства в рамках целостной государственной политики, способствуют эффективной реализации задач по созданию доступной среды для инвалидов, составляющих более, чем десятая часть населения Российской Федерации. Признание их в качестве активных и полноправных членов общества, исключение какой бы то ни было дискриминации соответствует национальным целям Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт. Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2020 годы за 2020 год // (mintrud.gov.ru) Ссылка активна на 01.09.2022.

2. Конвенция о правах инвалидов // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468. (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.

3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

4. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 18.10.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» // Собрание законодательства РФ. 15.04.2019, N 15 (часть II). Ст. 1746 (начало); Собрание законодательства РФ. 15.04.2019, N 15 (часть III). Ст. 1746 (продолжение).

6. К примеру: Постановление Правительства Москвы от 06.09.2011 N 420-ПП (ред. от 29.03.2022) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. N 53. Том 2. 20.09.2011.

7. К примеру: Методические рекомендации по организации доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения на предприятиях, организациях и учреждениях, правовое регулирование которых осуществляется Минпромторгом России. М., 2016. - 88 с.; Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма // garant.ru (Дата обращения 18.08.2022); методические рекомендации по формированию доступной среды для маломобильных групп населения с учетом основных структурно-функциональных зон и элементов зданий и сооружений // Методичка по доступной среде (xn----7sbaba3anergfqi8bwck5o8b.xn--p1ai) (Дата обращения 18.08.2022).

8. «ГОСТ Р 54937-2018/IS0/IEC Guide 71:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.08.2018 N 517-ст). М.: Стандартинформ, 2018.

References:

1. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation: Official website. Report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" for 2011 -2020 for 2020 // (mintrud.gov.ru ) The link is active on 01.09.2022.

2. Convention on the Rights of Persons with Disabilities // Collection of Legislation of the Russian Federation. February 11, 2013 N 6. St. 468. (Concluded in New York on 13.12.2006) // Collection of Legislation of the Russian Federation. February 11, 2013 N 6. St. 468.

3. Federal Law No. 181-FZ of 24.11.1995 (as amended on 28.06.2021) "On social protection of disabled persons in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 27.11.1995. N 48. St. 4563.

4. Constitution of the Russian Federation. (Adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 29.03.2019 N 363 (ed. of 18.10.2021) "On approval of the state program of the Russian Federation "Accessible environment"" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.04.2019, N 15 (part II). Article 1746 (beginning); Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.04.2019, N 15 (Part III). Article 1746 (continued).

6. For example: Decree of the Government of Moscow dated 06.09.2011 No. 420-PP (ed. dated 29.03.2022) "On approval of the State Program of the City of Moscow "Social support for residents of the city of Moscow" // Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow. N 53. Volume 2. 09/20/2011.

7. For example: Methodological recommendations on the organization of an accessible environment for disabled people and other low-mobility groups of the population at enterprises, organizations and institutions, the legal regulation of which is carried out by the Ministry of Industry and Trade of Russia. M., 2016. - 88 p.; Methodological recommendations on ensuring compliance with accessibility requirements when providing services to disabled people and other low-mobility groups of the population, with taking into account the factors hindering the availability of services in the field of sports and tourism // garant.ru (Accessed 18.08.2022); methodological recommendations on the formation of an accessible environment for low-mobility groups of the population, taking into account the main structural and functional zones and elements of buildings and structures // A tutorial on an accessible environment (xn----7sbaba3anergfqi8bwck5o8b.xn--p1 ai ) (Accessed 18.08.2022).

8. "GOST R 54937-2018/ISO/IEC Guide 71:2014. National Standard of the Russian Federation. Guidelines for developers of standards considering issues of creating an accessible environment" (approved and put into effect by Order of Rosstandart dated 23.08.2018 N 517-st). Moscow: Standartinform, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.