Научная статья на тему 'О доступности нормативно-правовой информации лицам, содержащимся в учреждениях уголовноисполнительной системы Российской Федерации'

О доступности нормативно-правовой информации лицам, содержащимся в учреждениях уголовноисполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / заключенные / правовая помощь / правовое просвещение / правовое информирование / следственный изолятор / исправительные учреждения / convicts / prisoners / legal assistance / legal education / legal information / pre-trial detention center / correctional institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хван Татьяна Сергеевна

Лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, необходимо реализовывать свое право на доступ к информации и самостоятельно заниматься своим правовым просвещением для повышения своего уровня правосознания, защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также осознания своей причастности к обществу и признания себя участником социальной жизни. В статье рассмотрены источники правовой информации с той или иной степенью доступности лицам, содержащимся в учреждениях УИС. Предметом исследования является процесс обеспечения доступности источников правовой информации в следственных изоляторах и исправительных учреждениях и правовое регулирование предоставления такой информации. Цель исследования – рассмотреть источники правовой информации, которые могут использовать подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находясь в учреждениях УИС. В результате проведенной работы проанализирован уровень доступности такого рода информации и выявлены проблемы в реализации права на информацию. Практическое значение результатов работы заключается в их применении в повседневной деятельности работниками учреждений и органов УИС для планирования и проведения профилактической, воспитательной и иной работы с лицами, содержащимися в пенитенциарных учреждениях. Ключевые слова: осужденные, заключенные, правовая помощь, правовое просвещение, правовое информирование, следственный изолятор, исправительные учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хван Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the accessibility of regulatory and legal information to persons held in institutions of the penal system of the Russian Federation

Persons held in institutions of the penal system need to exercise their right to access information and independently engage in their legal education to increase their level of legal awareness, protect their rights, freedoms and legitimate interests, as well as realize their involvement in society and recognize themselves as participants in social life. The article examines sources of legal information with varying degrees of accessibility to persons held in penal institutions. The subject of the study is the process of ensuring the availability of sources of legal information in pre-trial detention centers and correctional institutions and the legal regulation of the provision of such information. The purpose of the study is to consider the sources of legal information that suspects, accused and convicted persons can use while in penal institutions. As a result of the work carried out, the level of accessibility of this type of information was analyzed and problems in the implementation of the right to information were identified. The practical significance of the results of the work lies in their application in everyday activities by employees of institutions and bodies of the penal system for planning and carrying out preventive, educational and other work with persons held in penitentiary institutions.

Текст научной работы на тему «О доступности нормативно-правовой информации лицам, содержащимся в учреждениях уголовноисполнительной системы Российской Федерации»

ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА ХВАН

старший научный сотрудник отдела предпроектных исследований центра развития информационных технологий ФКУ НИИИТ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы И khvan_t_s@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0805-9659

Тверь

О доступности нормативно-правовой информации лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Аннотация. Лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, необходимо реализовывать свое право на доступ к информации и самостоятельно заниматься своим правовым просвещением для повышения своего уровня правосознания, защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также осознания своей причастности к обществу и признания себя участником социальной жизни. В статье рассмотрены источники правовой информации с той или иной степенью доступности лицам, содержащимся в учреждениях УИС. Предметом исследования является процесс обеспечения доступности источников правовой информации в следственных изоляторах и исправительных учреждениях и правовое регулирование предоставления такой информации. Цель исследования - рассмотреть источники правовой информации, которые могут использовать подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находясь в учреждениях УИС. В результате проведенной работы проанализирован уровень доступности такого рода информации и выявлены проблемы в реализации права на информацию. Практическое значение результатов работы заключается в их применении в повседневной деятельности работниками учреждений и органов УИС для планирования и проведения профилактической, воспитательной и иной работы с лицами, содержащимися в пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: осужденные, заключенные, правовая помощь, правовое просвещение, правовое информирование, следственный изолятор, исправительные учреждения

Для цитирования

Хван Т. С. О доступности нормативно-правовой информации лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 12. С. 38-48. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-259-12-38-48.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

УДК 343.81(470.53):316.774

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-259-12-38-48

Ежегодно в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) поступают в среднем около 350 тысяч обращений граждан, в том числе осужденных и лиц, содержащихся под стражей. По данным ФСИН России, в IV квартале 2022 года [1]

© Хван Т. С., 2023

самыми актуальными вопросами, которые были указаны в обращениях, стали:

- перевод (направление) ближе к месту жительства (17,0 %);

- медицинское обеспечение (16,0 %);

- денежные расчеты с осужденными (3,0 %);

TAT'YANA S. KHVAN

Senior Researcher, Pre-Project Research Department, Center for Information Technology Development of the Federal Governmental Institution "Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia", Candidate of Law, Lieutenant Colonel of the Internal Service khvan_t_s@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0805-9659

Tver

On the accessibility of regulatory and legal information to persons held in institutions of the penal system of the Russian Federation

Abstract. Persons held in institutions of the penal system need to exercise their right to access information and independently engage in their legal education to increase their level of legal awareness, protect their rights, freedoms and legitimate interests, as well as realize their involvement in society and recognize themselves as participants in social life. The article examines sources of legal information with varying degrees of accessibility to persons held in penal institutions. The subject of the study is the process of ensuring the availability of sources of legal information in pre-trial detention centers and correctional institutions and the legal regulation of the provision of such information. The purpose of the study is to consider the sources of legal information that suspects, accused and convicted persons can use while in penal institutions. As a result of the work carried out, the level of accessibility of this type of information was analyzed and problems in the implementation of the right to information were identified. The practical significance of the results of the work lies in their application in everyday activities by employees of institutions and bodies of the penal system for planning and carrying out preventive, educational and other work with persons held in penitentiary institutions.

Keywords: convicts, prisoners, legal assistance, legal education, legal information, pre-trial detention center, correctional institutions

For citation

Khvan T. S. On the accessibility of regulatory and legal information to persons held in institutions of the penal system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 12. P. 38-48. https://www. doi.org/10.51522/2307-0382-2023-259-12-38-48.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

- нарушение прав осужденных (3,0 %);

- (не) предоставление свиданий (2,6 %);

- розыск личных вещей и денежных средств (2,6 %).

В результате рассмотрения обращений было удовлетворено лишь около 25,0 % от общего количества поданных обращений,

отказано в удовлетворении в 4,4 % случаях обращений, а разъяснения даны в свыше 55,0 % случаев обращений [1].

Соблюдение правовых норм, обеспечение законности и правопорядка в стране зависит от уровня правосознания граждан. Дефектное, деформированное правосо-

знание является общественно-социальным явлением, которое часто приводит к совершению правонарушений.

Попадающие в учреждения УИС лица обретают особый правовой статус и ограничиваются в некоторых правах и в реализации своих интересов уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. В какой-то мере ограничивается и доступ к различным видам информации, в том числе к нормативно-правовой.

В связи с этим можно предположить, что причиной обращений по вопросам правового положения может быть не только деформированное правосознание обращающегося, но также и отсутствие или низкий уровень правовой информированности и правового просвещения.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации. Другая императивная норма основного закона (часть 2 статьи 24) установила обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования, а под предоставлением информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц (пункты 6, 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ право на доступ к информации раскрывается как право граждан (физических лиц) и организаций (юридических

лиц) осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 8). Одним из видов информации, к которой частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 установлен запрет на ограничение доступа, являются нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.

Для содержащегося в учреждении УИС лица как гражданина очень важно не только реализовать свое право на доступ к информации, но и самостоятельно заниматься своим правовым просвещением, а для этого необходима доступность правовой информации.

В данной статье рассмотрим источники правовой информации, доступные для лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) исправление осужденных лиц, содержащихся в учреждениях УИС, осуществляется путем формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, в том числе путем проведения планомерной воспитательной работы.

Одной из основных форм воспитательной работы выступает правовое воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (часть 1 статьи 110 УИК РФ).

Вопросам правового воспитания осужденных в местах лишения свободы посвящено достаточно много работ. Так, например, В. Е. Лапшин и В. В. Шаханов под правовым воспитанием осужденных предлагают понимать «деятельность соответствующих субъектов (сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы, пред-

ставителей общественных организаций, средств массовой информации и других), направленную на формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры осужденных, осуществляемую разнообразными средствами и методами, выраженную в разных формах (правовое обучение, правовая пропаганда, организованная и контролируемая правовая практика) с целью утверждения в сознании осужденных установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, а также профилактики правонарушений» [2].

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Это непосредственно влияет на предупреждение совершения правонарушений и новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Следует отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не ограничивает в средствах, позволяющих формировать или повышать правосознание. Формирование правосознания осужденного означает создание таких условий, при которых у него появляется положительное отношение к праву.

Среди средств формирования правосознания можно выделить правовое информирование и правовое просвещение.

Правовое информирование должно осуществляться постоянно: во время пребывании лица под стражей, в период пребывания в карантинном отделении исправительного учреждения, в основной период отбывания уголовного наказания, в период подготовки к освобождению из мест лишения свободы.

Правовое информирование выполняет несколько функций: с одной стороны, оно расширяет кругозор индивида, а с другой -способствует обретению правильной социальной ориентации.

Лицо, содержащееся в учреждениях УИС, должно понимать особенности своего нового правового положения.

Информирование прибывших в учреждение УИС о правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания является неотъемлемой частью соблюдения прав человека. Необходимость информирования таких лиц продиктована требованиями международных документов и отечественным законодательством.

Данному праву корреспондирует обязанность администрации учреждения УИС предоставлять возможность ознакомления с информацией лицу, прибывшему в учреждение, под расписку об ознакомлении с ней.

В Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, более подробно раскрывается предоставляемая прибывшим администрацией учреждения УИС для ознакомления информация:

- о правах и обязанностях, установленных Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений;

- о распорядке дня;

- о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

- о возможности получения психологической помощи;

- об основаниях постановки на профилактический учет;

- о порядке применения физической силы и специальных средств;

- об использовании аудио- и видеотехники в целях осуществления надзора;

- об ответственности за невыполнение установленных обязанностей;

- об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении и совершение преступлений в период отбывания наказания.

Соглашаясь с Е. Е. Новиковым [3], стоит отметить необходимость закрепления права осужденного и на получение информации о порядке и условиях его направления в учреждения УИС для дальнейшего отбывания наказания.

В указанных нормативных правовых актах не оговорена форма предоставления информации администрацией учреждения УИС и язык, на котором она может быть предоставлена для не владеющих или слабо владеющих государственным языком Российской Федерации, а также неграмотных. Таким образом, существует проблема фор-

мального подхода к процедуре ознакомления в таких случаях, которая в дальнейшем может повлечь нарушения со стороны подозреваемого, обвиняемого или осужденного, а также возникновение непонимания и конфликта между указанными лицами и администрацией УИС.

Помимо этого, информационно-правовые нормы, как правило, не сосредоточиваются в одном разделе или главе, а распределены по всему нормативному правовому акту, что создает определенные сложности в восприятии и понимании этих правил, поэтому, как мы отмечали ранее, более результативным было бы ознакомление подозреваемых, обвиняемых и осужденных не только с первоисточниками указанной информации, но и с информационными брошюрами или буклетами, где собраны и визуализированы их основные положения [4] (рисунок 1).

Рисунок 1. Информационный буклет «Примерный справочник для осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, слабо владеющих или не владеющих русским языком»

В исправительных учреждениях правовым информированием занимается начальник отряда, в функции которого в соответствии с пунктом 18 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259, входит разъяснение осужденным их обязанностей и прав, условий отбывания наказания, труда и отдыха, оказание содействия в ознакомлении с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и воспитательных колоний, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия исполнения наказаний в виде лишения свободы, не реже двух раз в месяц проведение с осужденными занятий по социально-правовым вопросам совместно с сотрудниками заинтересованных служб, оказание осужденным помощи и содействия в защите их прав и законных интересов.

Предусмотрены две формы правового информирования осужденных к лишению свободы: групповая разъяснительная работа и индивидуальная правовая консультация, в ходе которых осужденные могут задать интересующие вопросы или попросить разъяснить трудные для восприятия нормы права.

Согласимся с В. Е. Лапшиным и В. В. Ша-хановым [2] в том, что правовое воспитание осужденных следует направлять на осмысление взаимодействия преступившего закон человека и государства через естественные права, осужденный сам должен прийти к истинному знанию при воздействии представителя администрации учреждения УИС, осуществляющего правовое воспитание. Чтобы осужденный мог заниматься своим правовым просвещением, правовая информация должна быть доступна.

В Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (пункт 245) и Правилах внутреннего распорядка исправительных

учреждений (пункт 324) указано, что информация, касающаяся пребывания лица в учреждении УИС, в том числе размещается на устанавливаемом в местах, определяемых администрацией учреждения УИС, информационном терминале (при его наличии и технической возможности).

Информационные терминалы также должны содержать нормативно-правовую информацию, справочную информацию о деятельности учреждений УИС, ФСИН России и ее территориальных органов, судов, органов государственной власти, органов прокуратуры, медицинских организаций УИС, о физических и юридических лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - ФЗ о бесплатной юридической помощи).

На протяжении последнего десятилетия исправительные учреждения оснащаются информационными терминалами. Первоначально они были предоставлены учреждениям УИС органами государственной службы занятости населения по государственным региональным программам «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности», «Содействие занятости населения» и «Безопасный регион». Некоторые были приобретены учреждениями самостоятельно для размещения правовой информации.

Для определения состава информации, особенно правовой, содержащейся в установленных на территории учреждений УИС информационных терминалах, было проведено их обследование. Осуществлена проверка 724 терминалов в исправительных учреждениях, подведомственных 81 территориальному органу ФСИН России, 87 из них находились в неисправном состоянии.

При обследовании выяснилось, что устанавливаемые информационные терминалы имеют различную архитектуру и программное обеспечение, только единицы распо-

лагают доступом к справочно-правовым системам. Обновление программного обеспечения информационных терминалов, справочно-правовых систем и правовой информации на текущий момент осуществляется нецентрализованно, имеющаяся в них информация нередко недостаточна или не всегда актуальна.

При анализе содержания правовой информации, размещенной в действующих информационных терминалах исправительных учреждений, было выявлено, что она состоит в основном из кодексов: Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации. Естественно, для реализации прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях УИС, и защиты их в судах этого недостаточно.

По нашему мнению, лицам, содержащимся в учреждениях УИС, в том числе в следственных изоляторах, помимо доступа к обязательным и основным нормативным правовым актам, дополнительно необходим доступ к нормативным правовым актам, содержащим правила материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, труда (для осужденных), получения образования и обучения, освобождения и пробации (для осужденных).

К средствам (источникам) правового информирования и правового просвещения также можно отнести информационные стенды, литературу и издания периодической печати, собранные в библиотеке учреждения УИС, газеты и журналы, полученные за счет средств лиц, содержащихся в учреждении УИС, а также различные брошюры, предоставляемые, например, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации или общественно-наблюдательной комиссией.

Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, которое гарантируется каждому

(статья 48 Конституции Российской Федерации), конкретизируется для осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве и предусматривает возможность получения юридической помощи с использованием услуг адвоката или иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (часть 8 статьи 12 УИК РФ).

Осужденный может не только пользоваться услугами указанных лиц на основе заключенного соглашения, но и при определенных условиях, перечисленных в ФЗ о бесплатной юридической помощи и других федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, получать помощь бесплатно, например если осужденный является инвалидом I или II группы, малоимущим и так далее и у него есть необходимость восстановления нарушенных прав (трудовых, социальных, жилищных и так далее), в обжаловании решений должностных лиц. Осужденным предоставляются свидания с такими лицами (часть 4 статьи 89 УИК РФ), не ограничивается связь через переписку, не подвергающуюся цензуре, за исключением случаев передачи сведений о планируемом преступлении (часть 3 статьи 91 УИК РФ).

Непосредственно оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках двух действующих систем:

1. Государственной. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений ФЗ о бесплатной юридической помощи одним из двух возможных путей: созданием государственных юридических бюро и (или) непосредственным привлечением к этой работе адвокатов.

Списки адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, размещаются на сайтах территориальных органов исполнительной власти (например, министерств социальной защиты населения, комитетов по социальной политике и тому подобных) и ежегодно обновляются.

Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь в соответствии с утверж-

денным 20.04.2023 XI Всероссийским съездом адвокатов Стандартом оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи [5].

2. Негосударственной, которая, согласно статье 22 ФЗ о бесплатной юридической помощи, формируется на добровольных началах и включает в себя юридические клиники, созданные образовательными организациями высшего профессионального образования, и негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов.

Списки юридических клиник [6] и негосударственных центров бесплатной юридической помощи [7] размещены на сайтах Минюста России и территориальных органов Минюста России.

Институт оказания бесплатной юридической помощи активно развивается. Для создания эффективного механизма обеспечения права осужденного на бесплатную юридическую помощь на общих основаниях в случаях, предусмотренных ФЗ о бесплатной юридической помощи, администрации учреждений необходимо обеспечить доступность актуальной информации о субъектах, оказывающих бесплатную юридическую помощь, путем размещения такой информации в информационных терминалах и на специальных стендах, а также в рамках проведения мероприятий по правовому воспитанию необходимо обращать внимание на права осужденных, связанные с получением правовой информации, и более подробно рассматривать варианты реализации таких прав в том или ином учреждении УИС.

Лица, содержащиеся в учреждениях УИС, могут получить необходимую правовую информацию при реализации права на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа УИС, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами УИС, суд, органы прокуратуры, органы го-

сударственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека не только по поводу нарушения прав и свобод, но и за разъяснениями по правовым вопросам.

Стоит отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации по поводу ограничения гражданина в праве получения запрашиваемой информации, в том числе осужденного или находящегося под стражей, изложенную в постановлении от 18.02.2000 №3-П [8], согласно которой ограничение права допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе если в ней есть данные, составляющие государственную тайну, конфиденциальные сведения, связанные с частной жизнью, коммерческой, профессиональной, изобретательской или служебной деятельностью. Вся иная информация не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа и должна быть доступна гражданину.

Как сообщают П. В. Миков и Д. Б. Шевченко, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, взаимодействуя с территориальными органами ФСИН России по вопросам правового информирования лиц, содержащихся в местах лишения свободы, в целях профилактики нарушений прав и свобод граждан

совместно с надзорными органами готовят информационные материалы, проводят дни правовых знаний при посещении исправительных учреждений [9].

Современная система защиты прав и свобод человека представлена также объединениями межгосударственного и негосударственного характера.

Перечень международных организаций по защите прав и свобод человека приведен на некоторых официальных сайтах уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации [10, 11].

Так как у лиц, содержащихся в учреждениях УИС, доступ к интернет-ресурсам отсутствует и многие из них не относятся к категории лиц, кому в соответствии с отечественным законодательством может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, а финансовое положение не всегда позволяет обращаться к тем, кто оказывает платные юридические услуги, считаем целесообразным и справедливым предоставление справочной информации о вышеуказанных организациях (название, адрес для направления корреспонденции) путем размещения ее на информационных стендах или в информационных терминалах.

В качестве специального и необходимого источника правовой информации для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, можно выделить дипломатические представительства и консульские учреждения. Иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное требование обращения с иностранными гражданами и лицами без гражданства, отбывающими наказание в чужом государстве, заключается в необходимости предоставления дополнительной помощи и конкретной информации о ней. Существенную помощь такой категории лиц могут и должны оказывать их дипломатические и консульские представители, поэтому в соответствии с международными правилами

требуется немедленно информировать их о праве предоставления им контакта с представителями своих государств, а также сообщить последнему о таком желании (статья 36 Венской конвенции о консульских сношениях [12], принцип 16 Свода принципов ООН защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме [13]). Данное требование учтено в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

Отдельного изучения, как правильно отмечают П. В. Миков и Д. Б. Шевченко [9], требует вопрос правового информирования лиц, содержащихся под стражей, по специфике их содержания в следственных изоляторах (отдельные камеры; содержание по отдельным категориям (женщины, мужчины по категориям преступлений, осужденные); работа библиотек; режимные требования и так далее). С лицами, содержащимися под стражей в следственных изоляторах, воспитательная работа не проводится, при этом профилактическая деятельность в области правового просвещения и правового информирования здесь имеет не менее актуальный характер.

Доступность правовой информации важна еще на этапе предварительного следствия, когда гражданин содержится под стражей и особо остро нуждается в правовом просвещении. Помимо литературы из библиотек следственных изоляторов и приобретенных газет и журналов, права обращения с вопросами к защитникам и к администрации учреждения, такому лицу необходимо предоставить возможность использования информационных терминалов с постоянно обновляющейся правовой информацией. Сегодня, к сожалению, информационные терминалы в следственных изоляторах - большая редкость. Если даже они есть, то только для осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

При наличии законных источников получения правовой информации у лиц, содержащихся в учреждениях УИС, должна

быть возможность использования этих источников при защите своих прав, свобод и законных интересов.

Недостаточная доступность нормативно-правовой информации способствует увеличению числа обращений осужденных и лиц, содержащих под стражей, по вопросам своего правового положения, несмотря на то что ответы на них чаще всего содержатся в нормативных правовых актах.

Для повышения доступности правовой информации для лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством формирования социально значимого информационного правового пространства считаем необходимым:

- оснастить учреждения УИС унифицированными информационными терминалами и программным обеспечением;

- разработать единые требования к составу правовой информации, обязательной

для наполнения электронных баз для информационных терминалов;

- оперативно и автоматизированно предоставлять лицам, содержащимся в учреждениях УИС, информацию о нормативных правовых актах, регламентирующих их права и обязанности, необходимую им для защиты своих интересов;

- обеспечить актуальность предоставляемой информации.

Полагаем, что обозначенные в настоящей статье проблемы возникают в связи с отсутствием правовой определенности процедуры и подробной нормативной регламентации механизма предоставления правовой информации лицам, содержащимся в учреждениях УИС. Большое значение будет иметь налаживание конструктивного взаимодействия между представителями всех структур, от действий которых зависит решение этой задачи.

1. Сведения о письменных обращениях граждан, в том числе осужденных и лиц, содержащихся под стражей, за IV квартал 2022 года // Форма статистической отчетности ФСИН-1. Доступ из АИС «Статистика УИС».

2. Лапшин В. Е., Шаханов В. В. Правовое воспитание осужденных: поиск новых подходов // Пенитенциарная наука. 2018. № 1. C. 13-18.

3. Новиков Е. Е. Правовое положение осужденных, направляемых в места лишения свободы: проблемы реализации и направления совершенствования // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 2. С. 34.

4. Хван Т. С. Отбывание наказания осужденными - иностранными гражданами и лицами без гражданства : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2019. С. 234.

5. Стандарт оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи : утв. 20.04.2023 XI Всероссийским съездом адвокатов. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Список юридических клиник // Минюст России : [сайт]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/spisok-yuridicheskih-klinik/ (дата обращения: 03.07.2023).

7. Список центров бесплатной юридической помощи // Минюст России : [сайт]. URL: https://minjust. gov.ru/ru/pages/pravovaya-informaciya/spisok-centrov-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi/ (дата обращения: 03.07.2023).

8. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана» : пост. Конституционного Суда Рос. Федерации от 18.02.2000 № 3-П. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Миков П. В., Шевченко Д. Б. Проблемы обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых правовой информацией в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 687-694.

10. Куда обратиться на международном уровне? // Уполномоченный по правам человека во Владимирской области : [сайт]. URL: https://ombudsman33.ru/page/kuda-obratitsya-na-mezhdunarodnom-urovne (дата обращения: 16.11.2023).

11. Международные организации // Уполномоченный по правам человека в Томской области : [сайт]. URL: http://ombudsman.tomsk.ru/online/addresses/international/ (дата обращения: 16.11.2023).

12. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в Вене 24.04.1963) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.

13. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме : принят 09.12.1988 резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Правовые основы деятельности системы МВД России : сборник нормативных документов : в 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 147-157.

1. Information on written appeals from citizens, including convicted persons and persons in custody, for the fourth quarter of 2022 // Form of statistical reporting of the Federal Penitentiary Service-1. Access from the AIS «Penal System Statistics».

2. Lapshin V. E., Shakhanov V. V. Legal education of convicts: search for new approaches // Penitentiary science. 2018. No. 1. P. 13-18.

3. Novikov E. E. Legal status of convicts sent to places of deprivation of liberty: problems of implementation and directions for improvement // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2013. No. 2. P. 34.

4. Khvan T. S. Serving sentences for convicts - foreign citizens and stateless persons : thesis ... Candidate of Law. Ryazan, 2019. P. 234.

5. Standard for the provision of free legal assistance by a lawyer within the framework of the state system of free legal assistance : approved. 04/20/2023 XI All-Russian Congress of Lawyers. Access from LRS «ConsultantPlus».

6. List of legal clinics // Ministry of Justice of Russia : [website]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/spisok-yuridicheskih-klinik/ (access date: 07/03/2023).

7. List of free legal assistance centers // Ministry of Justice of Russia : [website]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/ pages/pravovaya-informaciya/spisok-centrov-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi/ (date of access: 07/03/2023).

8. In the case of verifying the constitutionality of paragraph 2 of Article 5 of the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» in connection with the complaint of citizen B. A. Kekhman" : decree of the Constitutional Court of the Russian Federation dated February 18, 2000 No. 3-P. Access from LRS «ConsultantPlus».

9. Mikov P. V., Shevchenko D.B. Problems of providing convicts, suspects and accused with legal information in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Perm Territory // Perm Legal Almanac. 2019. No. 2. pp. 687-694.

10. Where to go internationally? // Commissioner for Human Rights in the Vladimir Region : [website]. URL: https://ombudsman33.ru/page/kuda-obratitsya-na-mezhdunarodnom-urovne (access date: 11/16/2023).

11. International organizations // Commissioner for Human Rights in the Tomsk Region : [website]. URL: http: //ombudsman.tomsk.ru/online/addresses/international/ (access date: 11/16/2023).

12. Vienna Convention on Consular Relations (concluded in Vienna on April 24, 1963) // Collection of international treaties of the USSR. Vol. XLV. M., 1991. P. 124-147.

13. Set of principles for the protection of all persons subject to detention or imprisonment in any form : adopted on December 9, 1988 by resolution 43/173 at the 43 rd session of the UN General Assembly // Legal basis for the activities of the Russian Ministry of Internal Affairs system: collection of normative documents: in 2 volumes M., 1996, T. 2, P. 147-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.