№10 2021 [ЮН]
СУДЕБНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
О мерах по повышению эффективности деятельности медико-санитарных частей ФСИН России
Голубцова Анна Игоревна,
аспирант Казанского (Приволжского) Федерального
университета
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам повышения эффективности медицинского обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, а также осуждённых, отбывающих наказание, при обнаружении у них телесных повреждений, различных травм и иных признаков причинения вреда здоровью. Основное содержание исследования составляет правовой анализ отечественного законодательства, ведомственных нормативных актов Минюста России, ФСИН России, Минздрава России по вопросам действий должностных лиц пенитенциарных учреждений и медицинских работников, связанных с регистрацией, учетом, а также принятием неотложных мер и проведением процессуальных проверок в случаях выявления фактов причинения вреда здоровью лицам, содержащимся под стражей. В работе проведен анализ взглядов исследователей по вопросам высокого уровня латентности правонарушений, связанных с причинением телесных повреждений в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. В статье предпринята попытка дать краткую характеристику причинам сокрытия должностными лицами пенитенциарных учреждений, в том числе медицинскими работниками, фактов причинения вреда здоровью лицам, лишенным свободы, а также предложены меры по повышению «прозрачности» работы в указанном направлении.
Ключевые слова: медицинское обеспечение, телесные повреждения, обвиняемые, осужденные.
В 2013 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации был представлен доклад Президенту Российской Федерации В.В. Путину о состоянии законности при организации медицинской помощи в Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН) России. В докладе была представлена информация о текущем состоянии оказания медицинской помощи в пенитенциарном ведомстве; наличии нерешаемых длительное время проблем в ведомственной медицине; ненадлежащем исполнении отечественного и зарубежного уголовно-исполнительного законодательства в области оказания необходимой медицинской помощи; не эффективном организационном построении пенитенциарной медицинской службы. Указанное положение дел, по мнению Генеральной прокуратуры, приводит к существенному нарушению конституционных прав человека в местах лишения свободы [9].
По результатам рассмотрения доклада Генеральной прокуратуры, Президентом России было дано поручение о создании условий для эффективной реализации мероприятий, направленных на обеспечение деятельности медицинских частей ФСИН России. Таким образом, в структуре ФСИН России было создано новое структурное подразделение - медико-санитарная часть ФСИН России (далее - МСЧ ФСИН России). Вновь созданная МСЧ ФСИН России по своей организационной структуре очень близка к структуре медицинской службы гражданской системы здравоохранения. Прямое руководство всем медико-санитарным обеспечением УИС осуществляет руководство центрального аппарата МСЧ ФСИН России, через территориальные органы МСЧ ФСИН России. Основной задачей, возложенной на МСЧ ФСИН России, стало медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей, в том числе с соблюдением норм международного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав лиц, заключенных под стражу, и осужденных на охрану их жизни и здоровья.
Создание новой структуры предполагало выведение медицинских работников из прямого подчинения начальников пенитенциарных учреждений (далее - СИЗО и ИУ). Руководство медицинскими работниками возложено на начальников территориальных медико-санитарных частей ФСИН России. Таким образом, теоретически были созданы
30
все условия для обеспечения профессиональной независимости медицинских работников в принятии врачебных решений, повышения доступности медицинской помощи.
Однако, в настоящее время на практике профессиональная независимость медицинских работников полностью достигнута не была. Медицинские работники по-прежнему находятся в зависимом состоянии от руководства СИЗО и ИУ. Помимо вопросов, связанных с материальнобытовым, коммунальным и техническим обеспечением профессиональной деятельности, медицинские работники находятся в некоторой зависимости от руководителей СИЗО и ИУ по вопросам предоставления медицинских услуг лицам в местах лишения свободы.
Особого внимания заслуживает порядок взаимодействия должностных лиц учреждений УИС и медицинских работников МСЧ ФСИН России при обнаружении (нанесении) телесных повреждений, травм и отравлений лицами, содержащимся под стражей. Актуальность рассматриваемого вопроса подтверждается участившимися в последнее время случаями освещения в средствах массовой информации чрезвычайных происшествий, связанных с применением насилия, нанесения телесных повреждений, а в некоторых случаях фактов пыток лиц, содержащихся под стражей, в пенитенциарных учреждениях ФСИН России. При этом как правило, информация предоставляется не прессслужбой пенитенциарного ведомства, а родственниками потерпевших, а также правозащитными организациями в области защиты прав человека, что свидетельствует о высокой степени латентности указанных происшествий.
«Показательным» является случай выявления правозащитной организацией многочисленных фактов насилия в отношении осужденных в лечебном учреждении УФСИН России по Саратовской области. Предварительными причинами допущенного происшествия на наш взгляд являются: отсутствие должного ведомственного и общественного контроля, слабый прокурорский надзор, делегирование осужденным властных должностных полномочий, противоправная деятельность сотрудников учреждения, а также высокий уровень латентности происшествий, связанных с причинением насилия в отношении лиц, содержащихся под стражей. При этом остается не понятным факт, как такие противоправные действия ранее не были выявлены и зафиксированы должностными лицами учреждения и медицинскими работниками в учреждении, которое непосредственно и занимается оказанием специализированной медицинской помощи.
Порядок действий должностных лиц СИЗО и ИУ при выявлении у заключенных и осужденных признаков причинения вреда здоровью, подробно регламентирован отечественным уголовноисполнительным законодательством, законодательством Министерства здравоохранения, Правилами внутреннего распорядка СИЗО и ИУ (да-
лее - ПВР СИЗО, ПВР ИУ), а также иными ведомственными нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России.
В соответствии с Федеральным Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в случае получения лицом, заключённым под стражу, телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются потерпевшему [1].
В ПВР СИЗО также регламентировано, что, если выявленные телесные повреждения позволяют полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, медицинским работником, кроме записей об этом в медицинской амбулаторной карте, составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником и начальником полицейского караула, доставившим подозреваемого или обвиняемого. О данном факте дежурный помощник письменно докладывает начальнику СИЗО либо лицу, его замещающему. Информация о наличии телесных повреждений в установленном порядке направляются в территориальную прокуратуру по месту дислокации СИЗО для принятия решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. При выявлении данных, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого или обвиняемого причинен в результате противоправных действий, медицинский работник, проводивший освидетельствование, письменно информирует об этом начальника СИЗО. Оперативным отделом проводится проверка, материалы которой, при наличии признаков преступления, направляются территориальному прокурору для принятия решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [4].
При обнаружении телесных повреждений у осужденного, отбывающего наказание, медицинский работник оказывает ему необходимую медицинскую помощь, вносит соответствующие записи в медицинскую карту амбулаторного больного, письменно информирует о факте выявленных повреждений начальника ИУ либо лицо, его замещающее. Начальник либо лицо, его замещающее, дает поручение о регистрации факта телесных повреждений в Книге регистрации сообщений о преступлениях и организует проверку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации [5].
В соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - Порядок), при обращении лица, заключенного под стражу или осужденного с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, а также в случае их
31
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
№10 2021 [ЮН]
выявления в установленном порядке, после оказания необходимой медицинской помощи медицинским работником составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений. Заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений составляется в трех экземплярах. Информация о выявленных телесных повреждениях, травмах и отравлениях фиксируется в служебной медицинской документации и медицинской карте пациента [8].
Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах УИС сообщений о преступлениях и происшествиях обязывает должностных лиц проверять информацию по выявленным фактам причинения вреда здоровью на наличие признаков преступления и правонарушения или отсутствия таковых. В случае подтверждения, информация подлежит оформлению рапортом об обнаружении признаков преступления, в том числе самоубийства, с последующей регистрацией в книге регистрации сообщений о преступлениях. Рапорт об обнаружении признаков преступления в течении суток должен быть направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности [6]. Одновременно, информация по факту обнаружения телесных повреждений, травм и отравлений, членовредительства у лиц, содержащихся под стражей, в установленном порядке должна быть направлена в территориальный орган ФСИН России, с последующим направлением ее в ФСИН России [7].
Однако, как показывает практика, при наличии четкого механизма принятия решения, значительное количество фактов нанесения телесных повреждений, причинения вреда здоровью не регистрируются, проверки по установлению обстоятельств происшествия и лиц, совершивших противоправные действия, не проводятся. Принцип неотвратимости наказания должным образом не обеспечивается.
В своих исследованиях А.П. Некрасов, М.Ю. Титанов, А.А. Устинов выделяют несколько причин высокой латентности указанных правонарушений. По мнению А.П. Некрасова: «сотрудники пенитенциарных учреждений обнаруженные факты телесных повреждений, травм и отравлений не воспринимают как преступления ввиду их массовости, повседневности и юридической безграмотности таких сотрудников и того негативного влияния, которое может оказать наличие фактов преступлений в СИЗО и ИУ при оценке его деятельности» [11, с. 141-143].
М.Ю. Титанов связывает высокий уровень латентности правонарушений со следующими обстоятельствами: потерпевшие не заявляют о причинении вреда их здоровью, в связи с отсутствием личной заинтересованности или угрозами личной безопасности; компетентные органы имеют сведения о происшествиях или преступлениях,
но не возбуждают уголовные дела по причине высокого уровня корпоративной культуры между правоохранительными органами; латентность самого лица, совершившего противоправное действие, и которое в силу его неустановленности не может быть привлечено к ответственности [12, с. 45-49].
Соглашаясь с мнением А.А. Устинова, М.Ю. Ти-танова, в обществе складывается мнение, что сотрудники СИЗО и ИУ не заинтересованы в огласке фактов происшествий и преступлений. Официальной регистрации подлежат только те правонарушения, о совершении которых будет известно, в том числе и широкому кругу общественности (родственникам, адвокатам, руководству и т.д.) [13, с. 146-150]. В связи с чем, уровень латентности правонарушений в СИЗО существенно ниже чем в ИУ.
В указанных обстоятельствах, медицинские работники находятся в ситуации, когда с одной стороны, они фиксируют факт нанесения телесных повреждений, травм и отравлений, оказывают пострадавшим необходимую медицинскую помощь, а с другой - переданная ими информация о выявленном происшествии может быть нигде не зарегистрирована, меры по выявлению причин и условий, обстоятельств, а также установлению виновных лиц должностными лицами учреждения могут быть не приняты.
Соглашаясь с мнением Л.В. Кондратюка, высокий уровень латентности правонарушений, связанных с причинением вреда здоровью осужденным и лицам, заключенным под стражу, формирует негативную психологическую обстановку в пенитенциарной среде, связанную с отсутствием гарантий личной безопасности, а также неверием общества в эффективность государственной политики в области исполнения уголовных наказаний [10, с. 29].
У одних лиц, содержащихся в СИЗО и ИУ, низкий уровень личной безопасности формирует чувство вседозволенности, безнаказанности, нетерпимости и нервозности, у других - тревоги, апатии, страха.
С целью повышения уровня доверия граждан к деятельности пенитенциарной системы, необходимо так выстроить систему взаимоотношений всех участников уголовно-правовых отношений, чтобы если не исключить, то существенно снизить уровень латентности правонарушений, связанных с причинением вреда здоровью граждан в процессе отбывания уголовных наказаний и заключения под стражу. На наш взгляд, первое, что необходимо сделать, это пересмотреть сам порядок регистрации сведений о телесных повреждениях, травмах и отравлениях.
За основу предлагаем использовать механизм информирования о случаях причинения вреда здоровью гражданам, применяемый в гражданских медицинских учреждениях. Статьей 79 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на медицинские организации возложена обязанность информировать в установленном порядке правоохрани-
32
тельные органы, о выявлении у поступающих пациентов телесных повреждений, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий [2]. В соответствии с Федеральным Законом разработан Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий (далее - Порядок информирования).
В Порядке информирования указаны случаи, сведения о которых подлежат обязательному направлению в органы внутренних дел. Среди указанных в Порядке информирования случаев, имеются признаки причинения вреда жизни и здоровью, очень часто встречающиеся в учреждениях УИС: колотые, резанные и рваные раны; переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей; гематомы внутренних органов; ушибы, сотрясения головного мозга; удушения, электротравмы; различного рода отравления, в том числе в результате употребления алкогольных напитков и наркотических средств; изнасилования и(или)иных насильственные действия сексуального характера; иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий [3].
В гражданских медицинских организациях, именно руководитель несет ответственность за организацию работы по передаче информации в органы внутренних дел о всех случаях выявления у граждан телесных повреждений, травм и отравлений криминального характера.
Для этого, предлагаем рассмотреть вопрос о наделении медицинских работников МСЧ ФСИН России полномочиями самостоятельно информировать территориальный орган ФСИН России и руководство территориального органа МСЧ ФСИН России о всех происшествиях, связанных с причинением вреда здоровью граждан в местах лишения свободы.
Предлагаем абзац 2 и 3 пункта 16 Правил внутреннего распорядка СИЗО изложить в следующей редакции: «В случае выявления медицинскими работниками или иными лицами у подозреваемого или обвиняемого при поступлении в следственный изолятор видимых признаков телесных повреждений, травм и отравлений или при обращении лица с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, медицинскими работниками после оказания необходимой медицинской помощи составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений. Заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений составляется в трех экземплярах. Один из которых приобщается к медицинской документации пациента, второй выдается на руки подозреваемому или обвиняемому под роспись на пер-
вом экземпляре, третий - дежурному помощнику начальника следственного изолятора под роспись на первом экземпляре заключения для направления в личное дело. На первом экземпляре заключения также ставится подпись начальника караула, доставившего подозреваемого или обвиняемого. Факт выявления телесных повреждений, травм и отравлений фиксируется в установленных медицинских журналах и медицинской документации пациента. Пострадавшему предлагается дать письменное объяснение об обстоятельствах получения им телесных повреждений. О данном факте медицинские работники письменно информируют начальника следственного изолятора либо лицо, его замещающего, а также руководителя территориального органа МСЧ ФСИН России. Начальник следственного изолятора либо лицо, его замещающее, дает поручение о регистрации факта телесных повреждений в Книге регистрации сообщений о преступлениях и организует проверку в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации».
Предлагаем абзац 3 пункта 7 Правил внутреннего распорядка ИУ изложить в следующей редакции: «В случае выявления медицинскими работниками или иными лицами у осужденного при поступлении в исправительное учреждение видимых признаков телесных повреждений, травм и отравлений или при обращении лица с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, медицинскими работниками после оказания необходимой медицинской помощи составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений. Заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений составляется в трех экземплярах. Один из которых приобщается к медицинской документации пациента, второй выдается на руки осужденному под роспись на первом экземпляре, третий - дежурному помощнику начальника колонии под роспись на первом экземпляре заключения для направления в личное дело. На первом экземпляре заключения также ставится подпись начальника караула, доставившего осужденного. Факт выявления телесных повреждений, травм и отравлений фиксируется в установленных медицинских журналах и медицинской документации пациента. Пострадавшему предлагается дать письменное объяснение об обстоятельствах получения им телесных повреждений. О данном факте медицинские работники письменно информируют начальника исправительного учреждения либо лицо, его замещающего, а также руководителя территориального органа МСЧ ФСИН России. Начальник исправительного учреждения либо лицо его замещающее, дает поручение о регистрации факта телесных повреждений в Книге регистрации сообщений о преступлениях и организует проверку в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации».
33
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
№10 2021 [ЮН]
Также, предлагаем внести в Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, случаи, когда медицинские работники подведомственных медицинских организаций обязаны информировать территориальный орган МСЧ ФСИН России о всех лицах, имеющих телесные повреждения;
Считаем, что предложенные нами меры позволят: установить единый подход при регистрации и учете причинения вреда здоровью лиц, содержащихся под стражей, в СИЗО и ИУ;
повысить личную ответственность медицинских работников в части недопущения случаев сокрытия выявленных у лиц, содержащихся под стражей, телесных повреждений, травм и отравлений, в первую очередь имеющих криминальный характер;
обеспечить независимость медицинских работников МСЧ ФСИН России от руководства СИЗО и ИУ в принятии решений, связанных с их профессиональной деятельностью;
эффективно противостоять латентной преступности в пенитенциарных учреждениях, а также обеспечить соблюдение принципа неотвратимости уголовного наказания;
повысить уровень доверия к деятельности пенитенциарного ведомства всех участников уголовноправовых отношений, а также всего гражданского общества, по вопросам обеспечения безопасности, поддержание правопорядка и законности, защиты законных прав и интересов всех лиц в местах лишения свободы.
Литература
1. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ. http://www.consultant.ru.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный Закон
от 21.11.2011 № 323-ФЗ. http://www.consultant. ru.
3. Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий: Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 года № 565н [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Об Утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы: Приказ Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 [Электронный ресурс] // Официальный интернетпортал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.
5. Об Утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
6. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: Приказ Минюста Рф от 11.07.2006 № 250 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Об утверждении Перечня оперативной информации и оперативных донесений о правонарушениях и происшествиях, представляемых в дежурную службу управления планирования и организационно-аналитического обеспечения ФСИН России учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, Порядка подготовки и представления оперативной информации и оперативных донесений о правонарушениях и происшествиях, допущенных в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы уголовноисполнительной системы: Приказ ФСИН России от 15.12.2006 № 1060.
8. Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы: Приказ Министерства Юстиции от 28.12.2017 № 285 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru.
9. О состоянии законности при организации медицинской помощи в учреждениях ФСИН России: докладная записка Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 09.08.2013 № 1-ГП-98-2013 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.epp.genproc.gov.ru.
10. Кондратюк Л.В. Еще раз о криминологическом понятии преступности и преступления // Журнал российского права, 2012, № 9. С. 29.
11. Некрасов А.П. Особенности незаконного оборота наркотических средств в местах лишения свободы / Место и роль уголовноисполнительной системы в механизме Российского государства: материалы межвузовской научно-практической конференции (10 марта 2011 г.) / Под общ.ред.: Ромашов Р.А. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та ФСИН России, 2011. С.141-143.
12. Титанов М.Ю. Влияние латентной преступности на исправление осужденных в местах лишения свободы (2016) // Социально-политические на-уки,3: С. 45-49.
13. Устинов А.А., Титанов М.Ю., (2016), Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы // Пробелы в российском законодательстве, 2: С. 146-150.
34
ON MEASURES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF MEDICAL AND SANITARY UNITS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Golubtsova A.I.
Kazan (Volga Region) Federal University
The article is devoted to the issues of improving the effectiveness of medical support for suspects and accused persons in custody, as well as convicts serving sentences, if they are found to have bodily injuries, various injuries and other signs of harm to health. The main content of the study is a legal analysis of domestic legislation, departmental regulations of the Ministry of Justice of the Russian Federation, the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, the Ministry of Health of the Russian Federation on the actions of officials of penitentiary institutions and medical workers related to registration, accounting, as well as taking urgent measures and conducting procedural checks in cases of detection of facts of harm to the health of persons in custody. The paper analyzes the views of researchers on the issues of a high level of latency of offenses related to causing bodily injury, injury and poisoning in pre-trial detention centers and correctional institutions. The article attempts to give a brief description of the reasons for the concealment by officials of penitentiary institutions, including medical workers, of the facts of harm to the health of persons deprived of liberty, and also suggests measures to increase the “transparency” of work in this direction. In conclusion, measures are proposed aimed at improving the efficiency of the penal enforcement system to ensure the rights and legitimate interests of all participants in criminal law relations.
Keywords: medical support, bodily injuries, accused, convicted. References
1. On the detention of suspects and accused of committing crimes: Federal Law No. 103-Fz of 15.07.1995. http://www.consultant. ru.
2. On the basics of public health protection in the Russian Federation: Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011. http://www.con-sultant.ru.
3. On approval of the Procedure for informing medical organizations of internal affairs bodies about the admission of patients for whom there are sufficient grounds to believe that their health was harmed as a result of illegal actions: Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 565n dated 17.05.2012 [Electronic resource] // Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. On Approval of the internal regulations of pre-trial detention facilities of the penal enforcement system: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 189 dated October 14,
2005 [Electronic resource] // Official Internet portal of Legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
5. On Approval of the internal regulations of correctional institutions: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 295 dated December 16, 2016 [Electronic resource] // Official Internet portal of Legal Information. URL: http://www.pravo. gov.ru.
6. On approval of the Instructions on reception, registration and verification in institutions and bodies of the penal enforcement system of reports on crimes and incidents: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 11.07.2006 No. 250 [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. On approval of the List of Operational Information and Operational Reports on Offenses and Incidents Submitted to the duty service of the Department of Planning and Organizational and Analytical Support of the Federal Penitentiary Service of Russia by Institutions and Bodies of the Penal Enforcement System, the Procedure for Preparing and Submitting Operational Information and Operational Reports on Offenses and Incidents Committed in Institutions and Bodies of the Penal Enforcement System of the Penal Enforcement System: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 15.12.2006 No. 1060.
8. On the approval of the Procedure for the organization of medical care to persons in custody or serving a sentence of imprisonment: Order of the Ministry of Justice of 28.12.2017 No. 285 [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
9. On the state of legality in the organization of medical care in institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia: memorandum of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 09.08.2013 No. 1-GP-98-2013 [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http:// www.epp.genproc.gov.ru
10. Kondratyuk L.V. Once again about the criminological concept of crime and crime // Journal of Russian Law, 2012, No. 9. p.29.
11. Nekrasov A. P. Features of illicit drug trafficking in places of deprivation of liberty / The place and role of the penal enforcement system in the mechanism of the Russian state: materials of the interuniversity scientific and practical conference (March 10, 2011) / Under the general ed.: Romashov R.A. - Samara: Publishing House of Samar. jurid. Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2011. pp. 141-143.
12. Titanov M. Yu. The influence of latent crime on the correction of convicts in places of deprivation of liberty (2016) // Socio-political Sciences, 3: pp. 45-49.
13. Ustinov A.A., Titanov M. Yu., (2016), Criminological characteristics of crime in places of deprivation of liberty // Gaps in Russian legislation, 2: pp. 146-150.
35
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА