Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 55-62. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 55-62.
Научная статья УДК 343.8
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анна Игоревна Голубцова
Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Казань, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы обеспечения социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе в следственных изоляторах. Проведен анализ некоторых нормативных правовых актов, касающихся вопросов обеспечения социальной безопасности, а также имеющихся недостатков в деятельности групп социальной защиты осужденных исправительных учреждений. В исследовании рассмотрены особенности обеспечения социальной защиты осужденных в следственных изоляторах, а также предложены меры, направленные на повышение эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы по ресоциализации, трудовому и бытовому устройству осужденных после освобождения их из мест лишения свободы.
Ключевые слова: социальная защита, социальная помощь, ресоциализация, трудовое и бытовое устройство, осужденные, социальная безопасность
Для цитирования: Голубцова А. И. Меры социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). C. 55-62.
Original article
MEASURES OF SOCIAL PROTECTION AND PROVISION OF SOCIAL ASSISTANCE TO CONVICTS SERVING SENTENCES IN INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Anna I. Golubtsova
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses the issues of ensuring social protection and providing social assistance to convicts serving sentences in institutions of the penitentiary system, including in pre-trial detention centers. The analysis of some normative legal acts concerning issues of ensuring social security, as well as existing shortcomings in the activities of social protection groups of convicted correctional institutions, has been carried out. The study examines the features of ensuring social protection of convicts in pre-trial detention centers, and also suggests measures aimed at improving the efficiency of the functioning of the penal enforcement system for the re-socialization, labor and household arrangement of convicts after their release from prison.
© Голубцова А. И., 2022
Keywords: social protection, social assistance, re-socialization, labor and household structure, convicts, social security.
For citation: Golubtsova A. I. Measures of social protection and provision of social assistance to convicts serving sentences in institutions of the penitentiary system of the Russian Federation. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 55-62. (In Russ.)
Меры социальной защиты и оказания социальной помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС РФ), наряду с другими мерами уголовно-правового характера, направлены на обеспечение экономических, правовых, организационных, медицинских, социальных, педагогических, психологических и других прав и свобод осужденных и должны гарантировать достойный уровень жизни в местах лишения свободы, а также удовлетворение необходимых социальных потребностей. Государственные и негосударственные формы социальной защиты осужденных обеспечивают в исправительных учреждениях (далее - ИУ) доступное здравоохранение и образование, выплату пенсий и иных мер социальной поддержки, предоставление социальных льгот и услуг, социальное страхование и помощь, предоставление услуг домов-интернатов, других социальных учреждений и т. д.
Меры оказания осужденным социальной помощи, порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, регламентированы Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»1.
Социальная защита осужденных в ИУ представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы [1; 2; 3].
Уголовно-исполнительный кодекс (далее - УИК РФ), наделяет осужденных, в том числе отбывающих наказание в следственных изоляторах (далее - СИЗО), следующими социальными правами:
- на получение пенсий и социальных пособий;
- на пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- обязательное и добровольное страхование (в случае привлечения к труду);
- получение пособий по беременности и родам;
- возмещение ущерба при утрате трудоспособности;
- предоставление сведений о трудовой деятельности за период лишения свободы;
- получение социальных документов при отсутствии их у осужденного или истечения срока их действия;
- содействие администрации учреждения в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных;
- оказание помощи при освобождении от отбывания наказания;
- трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи2.
1 О государственной социальной помощи: федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.
2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1997. № 2. Ст. 198.
С целью реализации государственной политики в области социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным, а также создания условий для их исправления, ре-социализации и дальнейшей адаптации к гражданской жизни Приказом Министерства юстиции от 30 декабря 2005 года № 262 были созданы группы социальной защиты осужденных (далее - ГСЗО).
Правовую основу деятельности ГСЗО составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты министерств и ведомств в области социальной защиты граждан.
Вопросы социальной защиты и оказания социальной помощи распространяются на всех осужденных, отбывающих наказание. Первоочередное внимание со стороны ГСЗО обращается на лиц, являющихся инвалидами, престарелых осужденных и пенсионеров; осужденных, которые были переведены из детской колонии во взрослую; беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет; неизлечимо больных осужденных; лиц, являющихся алкоголиками и наркоманами; осужденных, не имеющих постоянного места для проживания, и других категорий социально запущенных осужденных.
С целью обеспечения высокого качества проводимой работы, а также достижения заявленных целей в Положении о ГСЗО были закреплены профессиональные требования к социальным работникам, в том числе - наличие высшего образования, преимущественно в областях социологии, социальной работы, психологии или юриспруденции. С целью повышения качества профессиональных компетенций предусмотрены курсы повышения квалификации по направлению подготовки «Социальная работа».
Основными задачами ГСЗО ИУ являются:
- выявление и решение социальных проблем осужденных;
- оказание осужденным дифференцированной социальной помощи;
- организация взаимодействия всех структурных подразделений ИУ по вопросам социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным;
- организация работы в ИУ «Школы подготовки осужденных к освобождению»;
- решение задач, связанных с восстановлением и поддержанием социальных связей;
- трудовое и бытовое устройство осужденных после освобождения;
- пенсионное обеспечение осужденных;
- оказание правовой и консультативной помощи, а также содействие в восстановлении и подготовке необходимых документов;
- привлечение к работе членов гражданского общества1.
Основными направлениями деятельности ГСЗО являются:
- комплексное изучение и диагностика личности осужденных, составление плана индивидуальной работы с ними (социальной карты), а также сопровождение выполнения запланированных мероприятий; разъяснительная работа, направленная на стимулирование осужденных к самостоятельному решению проблем; помощь в восстановлении (при необходимости) и укреплении связей осужденных с семьей и родственниками, учебными и трудовыми коллективами (организациями), особенно в период подготовки к освобождению из ИУ;
- ведение учета пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, подготовка и направление необходимых сведений и материалов;
1 Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 (ред.от 21.07.2016) // Бюл. Минюста Рос. Федерации. 2006. № 3.
- наблюдение за социальной безопасностью осужденных, ее влиянием на процесс исправления, принятие своевременных и должных мер по устранению имеющихся нарушений;
- взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и институтами гражданского общества;
- подготовка осужденных к освобождению.
Из всех вышеперечисленных направлений деятельности ГСЗО, на наш взгляд, наиболее важным и ответственным является проведение комплексной работы по подготовке осужденных к будущей жизни вне ИУ и связанное с этим содействие администрации ИУ в вопросах трудового и бытового устройства бывших осужденных. Высокая ответственность и эффективность проведения указанных мероприятий заблаговременно формирует среду обитания осужденных после освобождения. Формальный подход к вопросам подготовки осужденного к освобождению, как правило, приводит к рецидиву преступления.
В соответствии с ведомственным Приказом Министерства юстиции от 13 января 2006 года № 2, не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока отбывания осужденным наказания, администрация учреждения во взаимодействии с должностными лицами местного самоуправления, правоохранительными структурами, органами опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, образования и занятости населения:
- изучает осужденного на предмет установления сведений, касающихся будущего места проживания, работы или учебы, а также наличия или отсутствия связи с родственниками и характер этих связей;
- организовывает функционирование «Школы подготовки осужденных к освобождению»;
- информирует родственников и взаимодействующие органы о предстоящем освобождении осужденного и выясняет вопросы возможного трудоустройства, проживания, предоставления жилья;
- направляет осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы -мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, в специализированные учреждения;
- предоставляет осужденным выезд к месту будущего проживания, с целью решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения;
- оказывает помощь женщинам в определении их малолетних детей в дошкольные детские учреждения, а в случае наличия у детей острых или хронических заболеваний - в медицинские учреждения.
При освобождении осужденного из ИУ администрация разъясняет требования пра-вопослушного поведения и необходимости обязательной регистрации в службе занятости, местной администрации и полиции. Осужденному выдаются его вещи, ценности и денежные средства, личные документы и документы, подтверждающие трудовую деятельность. Осужденный обеспечивается единовременным денежным пособием (далее - ЕДП), бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда по нормам, установленным Министерством юстиции, а также необходимой по сезону одеждой в случае ее отсутствия у осужденного1.
Рассмотрев нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений УИС по социальной защите и оказанию социальной помощи, можно сделать утвердительный вывод, что все необходимые правовые условия для социального обеспечения осужденных в
1 Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. № 2 (ред. от 26.12.2019) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 13.02.2006. № 7.
местах лишения свободы, а также их исправления созданы. К сожалению, необходимо отметить, что практическая сторона рассматриваемого вопроса не отражает в полном объеме имеющиеся теоретические начала.
Несмотря на принимаемые меры, в деятельности УИС РФ по обеспечению социальной защиты осужденных присутствуют существенные недостатки, требующие внимательного рассмотрения со стороны ФСИН России и принятия соответствующих мер.
Так, по итогам 2021 года, деятельность ГСЗО учреждений УИС РФ выглядит следующим образом:
- некомплект сотрудников (служащих) ГСЗО составляет 85 ед. (5,1 % от общей численности);
- доля сотрудников, имеющих высшее образование, составляет 82 %, по профилю работы - 57 %, среднее профессиональное - 17,8 %, в том числе по профилю - 6 %, среднее общее - 0,2 %; проходят службу в занимаемой должности до одного года - 19 %, до трех лет - 26 %, свыше трех лет - 55 %;
- прошли профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации -97 чел.;
- сокращено - 26 должностей ГСЗО в 14 территориальных органах ФСИН России;
- не приведена к установленным нормативам средняя нагрузка на одного социального работника. В Крыму и городе Севастополе средняя нагрузка составляет 546 чел., в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 415. При этом норматив составляет 300400 человек на одного сотрудника ГСЗО;
- по-прежнему неизменно высоким остается количество обращений осужденных по вопросам социальной защиты. В 2021 таких обращений было зарегистрировано 165 тыс. Снижение по сравнению с 2020 годом составило около 2 %. При этом количество осужденных, отбывающих наказание, уменьшилось значительно;
- слабо проводится работа по восстановлению социально полезных связей осужденных. Так, в ГУФСИН (УФСИН) России по Республике Бурятии социально полезные связи восстановлены у 7 из 24 осужденных, по Курганской области - у 2 из 20 осужденных, по Омской - у 29 из 94, по Саратовской - у 29 из 120, по Тульской - у 2 из 40, по Ярославской - у 5 из 21, по Кемеровской области - Кузбассу - у 40 из 96 осужденных;
- слабо используется практика проживания осужденных со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади - за 2021 год таких осужденных было всего 243. При этом выявлены субъекты РФ, в которых такая практика совсем не применялась: республики Карелия, Мордовия; Краснодарский край; Архангельская, Брянская, Курганская, Орловская, Саратовская, Сахалинская, Тамбовская, Тульская, Челябинская области;
- не освоены в полном объеме бюджетные обязательства, выделенные ФСИН России на обеспечение проезда осужденных к месту проживания и выплаты им ЕДП (850 рублей);
- уменьшилось количество направленных запросов по вопросам будущего трудоустройства осужденных, а также предполагаемого проживания. Ответов не получено на 46 % запросов (за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 47 %), что говорит о крайне слабой работе по взаимодействию территориальных органов УИС с заинтересованными органами и службами. В некоторых территориальных органах УИС доля полученных ответов составляет от 4 до 18 %;
- не во всех территориальных органах УИС РФ активно используется информационно-аналитическая система «Работа в России». Так, во втором полугодии 2021 года проинформировано 100 345 осужденных, резюме создано на 8 089 осужденных, поступило откликов - 1 906, трудоустроено - 99 осужденных. В семи территориальных органах УИС РФ на 5 795 освобожденных из мест лишения свободы лиц создано резюме на 11 человек.
Общими для всех территориальных органов УИС РФ являются следующие недостатки:
- привлечение сотрудников ГСЗО к выполнению несвойственных обязанностей (оформление приказов о зачислении осужденных на работу, составление графика отпусков, подготовка документов о привлечении к дисциплинарной ответственности, оформление паспортов, оформление полисов обязательного медицинского страхования, организация геномной регистрации, дежурство в составе оперативных групп (аттестованные сотрудники), приобретение средств реабилитации и др.);
- информационные терминалы не содержат актуализированной правовой информации по вопросам оказания осужденным социальной помощи;
- не составляются программы индивидуального социального сопровождения на лиц, нуждающихся в приоритетном порядке предоставления социальной помощи;
- не проводится сверка лиц, получающих пенсию, и другие нарушения [4].
Проведя тщательный анализ имеющихся недостатков в работе по обеспечению социальной защиты и оказанию социальной помощи осужденным, совершенно справедливо можно сделать вывод о том, что современное состояние пенитенциарных ГСЗО находится не на высоком уровне, эффективность проводимой работы по адаптации, ресоциализации и исправлению осужденных не позволяет в полной мере выполнить стоящие перед УИС РФ задачи.
В ГУФСИН России по Пермскому краю результаты социальной работы за 2021 год выглядят следующим образом:
- штатная численность ГСЗО составляет 78 человек, укомплектованность - 97,4 %;
- сотрудников, имеющих высшее образование, - 38 чел., по профилю работы - 29; среднее профессиональное - 38 чел. в том числе по профилю - 10. Проходят службу в занимаемой должности до одного года - 22 чел., до трех лет - 21 %, свыше трех лет - 33 %;
- прошли профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации - 1 чел.;
- средняя нагрузка на одного социального работника - 270 осужденных;
- по вопросам оказания социальной помощи поступило 6 157 обращений (АППГ -5 982);
- из 33 обратившихся осужденных по вопросам восстановления социально полезных связей помощь была оказана 33;
- во взаимодействующие органы было направлено 4 427 запросов, направлено повторных запросов (по истечении 60 дней) - 1 166, поступило ответов - 3 299 (74,5 %);
- количество осужденных, проживающих со своей семьей, - 1.
Необходимо отметить, что большая часть имеющихся недостатков характерна не только для ИУ, но и для СИЗО, которые являются местом отбывания наказания для определенных УИК РФ категорий осужденных. В штатном расписании каждого СИЗО предусмотрены группы социальной защиты, как правило - одна должность. В обязанности ГСЗО, помимо оказания социальной помощи осужденным, отбывающим наказание в отряде по хозяйственному обслуживанию, входит организация социальной защиты и социальной помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, которые в той или иной мере имеют право на различного рода государственную помощь и поддержку. С учетом того, что заключенным гарантировано право на применение конституционного принципа презумпции невиновности, что сроки нахождения в СИЗО более короткие по сравнению с отбыванием наказания в ИУ, все обращения лиц, содержащихся в СИЗО, на оказание им социальной защиты и социальной помощи подлежат первоочередному рассмотрению в установленные сроки. Нерассмотрение ГСЗО обращений должным образом может повлечь за собой обращения в правозащитные организации, прокуратуру или суд.
Таким образом, социальный работник СИЗО, в нарушение требований ведомственного приказа, отвлекается на не свойственную ему работу, а именно обеспечение социальной безопасности лиц, заключенных под стражу.
В качестве положительного примера обеспечения социальной защиты осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, представляется возможным указать на качественный и количественный состав осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, в отряде по хозяйственному обслуживанию. Учитывая, что отряды осужденных в СИЗО в основном немноголюдные, формирование их происходит более тщательно. Количество лиц, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной помощи и поддержки, минимально. Как правило, эти осужденные попадают в места лишения свободы в первый раз, и поэтому с ними необходима более глубокая и эффективная работа, направленная на их адаптацию к лишению свободы, на ресоциализацию, исправление, в связи с чем они твердо могут встать на путь исправления и не совершить новых преступлений.
Имеющаяся в УИС система комплексных мер, которая направлена на защиту основных прав и свобод осужденных, удовлетворение их социальных потребностей, требует серьезного государственного внимания и регулирования. Качество и эффективность реализации государственной социальной политики в местах лишения свободы самым непосредственным образом влияют не только на состояние пенитенциарной системы, но и на состояние рецидивной преступности.
В качестве первоочередных необходимых мер повышения качества обеспечения социальной безопасности осужденных в учреждениях УИС предлагаем:
- ужесточить профессиональные требования к лицам, замещающим должности ГСЗО. На указанные должности принимать лиц, имеющих только специальное образование и стаж работы по профилю не менее трех лет. Исключить наличие в ГСЗО вольнонаемных должностей. С сотрудниками ГСЗО постоянно проводить профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
- постоянно укреплять и совершенствовать материально-техническую базу ГСЗО, для чего обеспечивать финансовую поддержку социальной работы на регулярной основе;
- привлекать на постоянной основе к решению проблем реабилитации осужденных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные ресурсы, установить индивидуальную меру юридической ответственности за выполнение указанных мероприятий;
- повысить ответственность межведомственного взаимодействия УИС с ОВД, центром занятости населения и другими заинтересованными органами, рассмотреть вопрос организации межведомственного электронного документооборота;
- оборудовать все ИУ и СИЗО электронными терминалами для информирования осужденных о вакантных рабочих местах, о реабилитационных центрах, о домах инвалидов и престарелых, обеспечить к ним открытый доступ;
- продолжить внедрение в работу УИС инновационных технологий и методов.
Список источников
1. Абатуров А. И., Зайцев И. В. К вопросу о социальной помощи осужденным в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 3. С. 16-24.
2. Еникеева Т. В. Социальная помощь осужденным к лишению свободы и ее границы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития: сб. тез. выст. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2020. С. 153-157.
3. Лукьянчук Е. О. Организационно-правовые аспекты подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы // Пенитенциарная наука. 2009. № 7. С. 27-31.
4. О работе групп социальной защиты осужденных в исправительных учреждениях в 2021 году: обзор ФСИН России. М., 2022. (Документ опубликован не был).
References
1. Abaturov A. I., Zaitsev I. V. K voprosu o sotsial'noi pomoshchi osuzhdennym v mestakh lish-eniia svobody [On the issue of social assistance to convicts in places of deprivation of liberty]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy. 2022, no. 3, pp. 16-24. (In Russ.).
2. Enikeeva T. V. Sotsial'naia pomoshch' osuzhdennym k lisheniiu svobody i ee granitsy [Social assistance to convicts sentenced to deprivation of liberty and its limits]. Ugolovno-ispolnitel'naia sistema na sovremennom etape iperspektivy ee razvitiia. Riazan', 2020, pp. 153-157. (In Russ.).
3. Luk'ianchuk E. O. Organizatsionno-pravovye aspekty podgotovki osuzhdennykh k os-vobozhdeniiu ot otbyvaniia nakazaniia v vide lisheniia svobody [Organizational and legal aspects of preparing convicts for release from serving a sentence of imprisonment]. Penitentsiarnaia nauka. 2009, no. 7, pp. 27-31. (In Russ.).
4. O rabote grupp sotsial'noi zashchity osuzhdennykh v ispravitel'nykh uchrezhdeniiakh v 2021 godu: obzor FSIN Rossii [On the work of social protection groups for convicts in correctional institutions in 2021: a review of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Moscov, 2022. (In Russ.).
Информация об авторе А. И. Голубцова - аспирантка, Казанский (Приволжский) Федеральный университет.
Information about the author A. I. Golubtsova - Postgraduate Student, Kazan (Volga Region) Federal University.
Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 13.05.2022; принята к публикации 13.05.2022.
The article was submitted 21.04.2022; approved after reviewing 13.05.2022; accepted for publication 13.05.2022.