УДК 347.5
Н. Л. ЖИЛЬЦОВА
преподаватель-методист группы планирования учебного процесса юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, капитан внутренней службы
Вологда
NELLI L. ZHIL'TSOVA
tutor-methodologist of the educational process planning group of the Law Faculty of the VILE of the FPS of Russia, Captain of the Internal Service
Vologda
Порядок возмещения имущественного вреда, причиненного учреждениям уголовно-исполнительной системы, в результате неправомерных действий содержащихся в них лиц
The procedure for compensation of the property damage caused to institutions of the penal system as a result of unlawful actions of the persons kept in them
Аннотация. В статье проанализированы основные особенности возмещения имущественного вреда, причиненного учреждениям УИС содержащимися в них лицами. Порядок возмещения имущественного вреда учреждениям уголовно-исполнительной системы отражается не только в гражданском, но и в уголовно-исполнительном законодательстве. Раскрыт порядок возмещения вреда в следственном изоляторе, особенности возмещения вреда в исправительных учреждениях. В следственных изоляторах возмещение вреда осуществляется на основании вынесенного начальником учреждения (лицом, его замещающим) постановления. В исправительных учреждениях порядок возмещения имущественного вреда осуществляется на общих основаниях.
Ключевые слова: имущественный вред, возмещение имущественного вреда, гражданско-правовая ответственность осужденных, материальный ущерб.
Abstract. The article analyzes the main features of the compensation for property damage caused to the penal institutions by the persons kept in them. The procedure for compensation for property damage to institutions of the penal system is reflected not only in the Civil Law, but also in penal legislation. The procedure for compensation of the harm in a pre-trial detention center, and the features of compensation for harm in correctional facilities is disclosed. In pre-trial detention facilities, compensation for harm is carried out on the basis of a decision made by the head of the institution (the person replacing him). In correctional institutions, the procedure for property damage compensation is carried out on general terms.
Key words: property damage, compensation for property damage, civil liability of convicts, material damage.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред [1].
Под имущественным вредом понимают последствия от противоправных действий, характеризующиеся экономической ценностью, то есть имеющие определенную стоимость.
Возмещение имущественного вреда, причиненного противоправными действиями, является мерой ответственности, средством восстановления нарушенных прав. Институт гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный действиями (бездействием) субъектов гражданского права, является приоритетным направлением развития гражданского законодательства. Важной задачей для развития справедливого, равного по отношению к каждому гражданину законодательства является обеспечение эффективного и быстрого восстановления нарушенного права и возмещение вреда посредством привлечения виновного лица к ответственности. Главная задача гражданско-правовой ответственности -не столько защита, сколько охрана прав и законных интересов участников гражданского оборота [2].
Ученые-цивилисты уделяют большое внимание вопросам гражданско-правовой ответственности, однако рассмотрению данных вопросов в отношении осужденных к лишению свободы не уделяется достаточного внимания [3].
И. В. Бондаренко, А. Ю. Чапышкин отметили, что материальной ответственности осужденных присущи специфические признаки, которые отличают ее от ответственности свободных граждан.
Эти принципиальные отличия сводятся к следующему: во-первых, материальная ответственность возлагается на лиц, осужденных к лишению свободы, только за ущерб, причиненный во время отбывания наказания; во-вторых, осужденные к лишению свободы привлекаются к материальной ответственности за ущерб, причиненный ими при исполнении трудовых обязанностей [4].
Лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, часто своими действиями наносят ущерб данным учреждениям. Умышленно или по неосторожности они уничтожают имущество, предоставленное им в пользование, специально ухудшают условия содержания, ломая пол, стены, окна. В целях компенсации ущерба, причиненного учреждениям уголовно-исполнительной системы, и предотвращения распространения подобных случаев уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены конкретные меры ответственности и определена процедура возмещения имущественного вреда.
Общий порядок возмещения имущественного вреда определен в гражданском законодательстве, однако лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обладают особым статусом, что ограничивает их в определенных правах и наделяет рядом дополнительных обязанностей. В связи с этим порядок возмещения вреда такими лицами дополнительно урегулирован в уголовно-исполнительном законодательстве.
Необходимо отметить, что в разных учреждениях уголовно-исполнительной системы порядок возмещения материального ущерба регламентируется по-разному. Так, например, в следственных изоляторах порядок возмещения имущественного вреда содержащимися в них лицами
регламентирован приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в исправительных колониях такой порядок определен Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб [5].
В следственных изоляторах по факту причинения материального ущерба рассматриваются обстоятельства, при которых такой ущерб был причинен, выясняются виновные лица, а в случае необходимости проводится проверка по данному факту. Сотрудник, обнаруживший факт причинения вреда, составляет соответствующий рапорт. С разрешения начальника учреждения производится фото- или видеосъемка, позволяющая зафиксировать последствия ущерба, нанесенного противоправными действиями подозреваемых и обвиняемых. Кроме того, сотрудники следственных изоляторов осуществляют сбор иных доказательств в отношении содержащихся в них лиц, совершивших противоправные действия (бездействие), повлекшие причинение материального ущерба, а также собирают объяснения лиц, явившихся очевидцами совершения таких действий. Если виновное в причинении материального ущерба лицо установлено, с него также берется объяснение.
В целях выяснения стоимости причиненного ущерба в следственном изоляторе создается комиссия по определению размера причиненного имущественного
вреда. Данная комиссия создается на основании приказа начальника следственного изолятора и включает в себя наиболее компетентных в данном вопросе лиц. Решением указанной комиссии определяется размер причиненного вреда, который указывается в протоколе заседания комиссии.
На основании собранных материалов начальник следственного изолятора либо лицо, его замещающее, выносит постановление, с которым знакомит виновное лицо под роспись. Взыскание производится из денежных средств, находящихся на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого.
Если виновное в причинении имущественного вреда лицо не согласно с постановлением начальника следственного изолятора или лица, его замещающего, то все материалы направляются в суд и причиненный вред возмещается в соответствии с гражданским законодательством на основании судебного решения. Данный порядок досудебного урегулирования спора позволяет оперативно восстановить нарушенное право юридического лица на сохранность находящегося в его ведении имущества, снижает загруженность судов, дает возможность сократить сроки привлечения виновного лица к ответственности.
Часто размер причиненного противоправными действиями вреда не является существенным, в связи с чем законодатель разумно предусмотрел возможность привлекать к ответственности виновных лиц и компенсировать причиненный следственным изоляторам вред без процедуры обращения в суд. Однако данный порядок возмещения причиненного следственным изоляторам вреда имеет ряд недостатков. Во-первых, обвиняемые и подозреваемые, содержащиеся в след-
ственных изоляторах, не имеют возможности работать, соответственно денежные средства на их лицевых счетах в основном отсутствуют. Законодатель урегулировал данную проблему, предусмотрев возможность компенсации имущественного вреда, причиненного следственным изоляторам, родственниками виновного, а также иными лицами. Данное решение позволяет возместить вред, причиненный учреждениям, однако институт привлечения виновного лица к ответственности теряет смысл, так как фактически они к ответственности не привлекаются. Тем не менее компенсация имущественного вреда за счет средств родственников виновного лица позволяет ликвидировать экономическое последствие причиненного вреда, восстановить нарушенное хозяйственное равновесие учреждения. Возникает спорная ситуация, когда, с одной стороны, лицо, причинившее имущественный вред, должно быть привлечено к ответственности, но в связи с отсутствием возможности зарабатывать денежные средства оно не может самостоятельно возместить причиненный вред, а с другой стороны, из-за противоправных действий виновных лиц следственные изоляторы несут связанные с восстановлением имущества убытки, которые необходимо возмещать.
Родственники, а также иные лица не всегда готовы принять на себя расходы по возмещению вреда, причиненного лицами, содержащимися в следственных изоляторах, в связи с чем возникает вторая проблема, выраженная в невозможности привести к исполнению вынесенное начальником учреждения (лицом его замещающим) постановление. Все это приводит к тому, что содержащиеся в следственных изоляторах лица, желающие возместить причиненный ими вред,
но не имеющие на лицевых счетах необходимых денежных средств, не могут исполнить свои обязательства, в связи с чем в учреждениях появляется множество постановлений начальника о возмещении вреда, которые не могут быть исполнены. По истечении определенного периода времени лица, содержащиеся в следственных изоляторах, либо освобождаются от заключения под стражей, либо направляются по решению суда к месту отбывания наказания.
В первом случае, когда лица, содержащиеся в следственном изоляторе, освобождаются из-под стражи, материалы по возмещению вреда направляются в суд и рассматриваются в соответствии с гражданским законодательством.
Во втором случае материалы по возмещению вреда направляются вместе с личным делом к месту отбывания наказания. В исправительных учреждениях возмещение вреда осуществляется по вынесенным ранее постановлениям, имеющимся в личном деле прибывшего осужденного. Исполнение постановлений в отношении осужденного, причинившего ущерб имуществу следственного изолятора, становится более реальным в связи с предоставлением в исправительных учреждениях рабочих мест и, соответственно, возможности заработать денежные средства.
В данном случае осужденный реализует свои обязательства перед следственным изолятором, однако при этом возникает ряд проблем. Во-первых, учет вынесенных постановлений по возмещению вреда осуществляется в следственном изоляторе и, следовательно, учет исполненных постановлений также должен осуществляться там же. Однако законодатель не обязывает исправительные учреждения сообщать об исполнении постановления,
вследствие чего возникают проблемы по осуществлению контроля за этим. Во-вторых, в случае освобождения осужденного от отбывания наказания при наличии неисполненного постановления о возмещении имущественного вреда данные материалы должны направляться в суд. Однако в суд должно обратиться юридическое лицо, которому был причинен имущественный вред, то есть администрация следственного изолятора. Но исправительные учреждения не обязаны сообщать следственным изоляторам об освобождении от отбывания наказания осужденных, в связи с чем нередко возникают ситуации по пропуску сроков исковой давности, следовательно и упущенной возможности по компенсации причиненного вреда. В данном случае во избежание ситуаций безнаказанности лиц, причинивших имущественный ущерб учреждениям уголовно-исполнительной системы, необходимо законодательно определить порядок взаимодействия следственных изоляторов с исправительными учреждениями.
Как было отмечено ранее, в отношении осужденных применяется иной порядок взыскания причиненного ими имущественного вреда. В соответствии со статьей 102 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью [6]. Однако порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного исправительным учреждениям, уголовно-исполнительным законодательством не регламентирован. Компенсация имущественного вреда реализуется в соответствии с гражданским законодательством. Сотрудники испра-
вительных учреждений осуществляют сбор доказательств причинения имущественного вреда, составляют исковое заявление и отправляют полученные материалы в суд. Таким образом, возмещение материального вреда, причиненного исправительному учреждению, осуществляется на основании судебного решения. Необходимо отметить, что гражданским законодательством предусмотрена возможность досудебного урегулирования спора. Осужденный, причинивший своими действиями (бездействием) имущественный вред исправительному учреждению, может добровольно возместить такой ущерб. В данном случае он добровольно разрешает списать имеющиеся на его лицевом счете денежные средства, которые в последующем направляются в федеральный бюджет. Данный порядок применим в отношении осужденного, на лицевом счете которого имеются денежные средства. В основном это осужденные, обеспеченные работой.
Признавая за осужденными право на труд, нельзя в силу специфики их правового статуса не упомянуть об определенных ограничениях их труда, в частности об ограничении возможности осужденных свободно выбирать вид трудовой занятости [7]. В связи с этим многие осужденные, попадая в места лишения свободы, оказываются не подготовленными к выполнению той трудовой деятельности, которую предлагают в учреждении. Кроме того, в учреждении не всегда есть необходимое количество рабочих мест, что лишает осужденного возможности получать доход, и, соответственно, в случае причинения ими имущественного вреда они не обладают денежными средствами для его компенсации. В отношении лиц, признавших свою вину, готовых возместить причиненный ими ущерб,
но не имеющих денежных средств на счету, законодатель никаких правил не устанавливает. Возникает вопрос, каким образом в данном случае может быть организован порядок возмещения им вреда. Если в следственных изоляторах начальник либо лицо, его замещающее, мог вынести постановление о возмещении вреда независимо от наличия денежных средств, то начальники исправительных учреждений таким полномочием не наделены и им ничего не остается, кроме как направить все материалы в суд. Необходимо отметить, что суммы материального ущерба, причиненного осужденным исправительному учреждению, часто бывают невелики. Например, осужденный может сломать ложку, порвать наволочку или простыню, отломить одну доску пола и так далее. Данный ущерб на первый взгляд является несущественным, однако такие случаи порчи государственного имущества происходят в исправительных учреждениях регулярно и в совокупности наносят значительный ущерб учреждениям уголовно-исполнительной системы. Если рассматривать гражданское дело в отношении каждого случая, то возрастает нагрузка на судебные органы. Кроме того, судебные расходы порой значительно превышают сумму исковых требований.
Таким образом, с целью устранения пробелов, содержащихся в законодательстве, регламентирующем порядок возмещения ущерба учреждениям уголовно-исполнительной системы лицами, содержащимися в них, целесообразно издать приказ ФСИН России, регламентирующий общий порядок взыскания материального ущерба, наделяющий исправительные учреждения полномочиями, наравне со следственными изоляторами, самостоятельно осуществлять произ-
водство по факту причиненного ущерба и возмещать ущерб на основании постановления, вынесенного начальником исправительного учреждения либо лицом, его замещающим. Данный порядок позволит начальнику исправительного учреждения выносить постановления о возмещении имущественного вреда в отношении осужденных, признающих свою вину, но не имеющих на тот момент денежных средств на лицевом счете, а также снизить загруженность судей по рассмотрению исков, сумма которых часто не превышает 500 рублей. Кроме того, в данном приказе необходимо утвердить порядок осуществления взаимодействия всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по исполнению вынесенных постановлений, обязав администрацию учреждения уведомлять в письменной форме инициатора возмещения имущественного вреда об исполнении вынесенных им постановлений, об убытии или освобождении осужденных, имеющих неисполненные постановления, в течение 30 календарных дней с момента исполнения постановления в полном объеме либо убытия или освобождения осужденного, имеющего неисполненное постановление либо исполненное частично. Необходимо обязать администрацию учреждения направлять инициатору возмещения вреда в течение 30 календарных дней с даты освобождения осужденного от отбывания наказания в виде лишения свободы все материалы в отношении вышеуказанного лица, не исполнившего в полном объеме обязательства по возмещению имущественного вреда (копию постановления, документы, подтверждающие исполнение (неисполнение) постановления). Данный приказ ФСИН России позволит едино-
образно осуществлять процедуру взыскания материального ущерба, причиненного в разных учреждениях уголовно-исполнительной системы, даст воз-
можность учреждениям, вынесшим постановления о возмещении ущерба, отслеживать их исполнение после убытия осужденного в другое учреждение. Ф
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.12.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Помогалова Ю. В. Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных к лишению свободы : монография. Воронеж, 2017. С. 164.
3. Косарев К. В., Синельникова Т. В. К вопросу о гражданско-правовой ответственности осужденных к лишению свободы // Вестник Кузбасского института. 2012. № 1. С. 52-58.
4. Бондаренко И. В., Чапышкин А. Ю. Материальная ответственность осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 4. С. 40-47.
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 31.05.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 08.01.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 5. С. 78-84.
1. Civil Code of the Russian Federation (part two) dated 26.01.1996 No. 14-FZ (as amended on 30.12.2018). Access from Legal Reference System «Consultant Plus» .
2. Pomogalova, Yu. V. (2017) Civil liability of persons sentenced to imprisonment: monograph. Voronezh, p. 164.
3. Kosarev, K. V., Sinelnikova, T. V. (2012) To the question on civil-law responsibility of condemned to imprisonment // Bulletin of the Kuzbass Institute. 1, 52-58.
4. Bondarenko, I. V., Chapyshkin, A. Yu. (2005) Material responsibility of convicts // Penitentiary system: Law, Economics, Management. 4, 40-47.
5. On the approval of the Internal Rules of the detention centers of the penitentiary system: order of the Ministry of Justice of Russia dated 14.10.2005 No. 189 (as amended on 31.05.2018). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
6. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 08.01.2019). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
7. Shilova, N. P. (2009) Specific features of the work of persons sentenced to imprisonment // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 5, 78-84.