Научная статья на тему 'О допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации'

О допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «Об информации / информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г. / конституционные права / право на распространение информации / комплексное правоприменение / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / Constitution of the Russian Federation of December 12 / 1993 / Federal Law of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation «On Information / Information Technologies and Information Protection» of July 8 / 2006 / constitutional rights / the right to disseminate information / comprehensive law enforcement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Владимирович Шепель

На основе анализа юридической литературы и законодательства о допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации обосновано несколько суждений: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой, в которой провозглашены основные права и свободы человека и гражданина, правда, декларативно; право на распространение информации человеком и гражданином в Российской Федерации провозглашено в статье 29 Конституции РФ; конституционное право на распространение информации человеком и гражданином в Российской Федерации урегулировано в многочисленных нормативных правовых актах с разной юридической силой; нормативным правовым актом, специально предназначенным для распространения информации, является Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the permissibility of the dissemination of information by a person and a citizen in the Russian Federation

Based on the analysis of legal literature and legislation on the permissibility of the dissemination of information by a person and a citizen in the Russian Federation, several judgments are substantiated: the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 is a normative legal act with the highest legal force, in which the basic rights and freedoms of man and citizen are proclaimed, however, declaratively; the right to disseminate information by man and citizen in the Russian Federation is proclaimed in Article 29 of the Constitution of the Russian Federation; the constitutional right to disseminate information by man and citizen in the Russian Federation is regulated The Federal Law of the Russian Federation «On Information, Information Technologies and Information Protection» of July 8, 2006 is a normative legal act with different legal force; a normative legal act specifically designed for the dissemination of information is the Federal Law of the Russian Federation «On Information, Information Technologies and Information Protection».

Текст научной работы на тему «О допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации»

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-184-186

https://elibrary.ru/ajsdsx N11014: 2015-0066-1/24-928 М08иКЕБ: 77/27-011-2024-01-127

О допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации

Владимир Владимирович Шепель

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства о допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации обосновано несколько суждений: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой, в которой провозглашены основные права и свободы человека и гражданина, правда, декларативно; право на распространение информации человеком и гражданином в Российской Федерации провозглашено в статье 29 Конституции РФ; конституционное право на распространение информации человеком и гражданином в Российской Федерации урегулировано в многочисленных нормативных правовых актах с разной юридической силой; нормативным правовым актом, специально предназначенным для распространения информации, является Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г., конституционные права, право на распространение информации, комплексное правоприменение

Для цитирования: Шепель В. В. О допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации//Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 184-186. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-184-186. ЕБ№ А1808Х.

Original article

On the permissibility ofthe dissemination ofinformation by a person and a citizen in the Russian Federation

Vladimir V. Shepel

Vologda Institute ofLaw and Economics of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Vologda, Russia

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the permissibility of the dissemination of information by a person and a citizen in the Russian Federation, several judgments are substantiated: the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 is a normative legal act with the highest legal force, in which the basic rights and freedoms of man and citizen are proclaimed, however, declaratively; the right to disseminate information by man and citizen in the Russian Federation is proclaimed in Article 29 of the Constitution of the Russian Federation; the constitutional right to disseminate information by man and citizen in the Russian Federation is regulated The Federal Law of the Russian Federation «On Information, Information Technologies and Information Protection» of July 8, 2006 is a normative legal act with different legal force; a normative legal act specifically designed for the dissemination of information is the Federal Law of the Russian Federation «On Information, Information Technologies and Information Protection».

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, Federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On Information, Information Technologies and Information Protection» of July 8, 2006, constitutional rights, the right to disseminate information, comprehensive law enforcement

For citation: Shepel V. V On the permissibility of the dissemination of information by a person and a citizen in the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2024;(l):184-6. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-184-186. EDN: AJSDSX.

© Шепель В. В., 2024 184 -

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2024

JURISPRUDENCE

Предметом данной статьи является допустимость распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Е. В. Дженакова на основе «анализа теоретико-правовых концепций понимания категории «объект правоотношения» определила «объекты информационных правоотношений» («Рассмотрение правоотношения по распространению информации как структурно сложного информационного блага позволяет точнее определять пределы распространения информации, особенно в части его ограничения (ограничения могут быть направлены на содержание, информационно-телекоммуникационный ресурс или действия субъекта распространения); формировать систему норм, гарантирующих комплексную защиту прав и интересов получателей информации, механизм обеспечения информационной неприкосновенности; детализировать круг субъектов распространения, устанавливать их правосубъектность, права, обязанности, ответственность, функциональную роль») [1].

Авторы - единомышленники (И. А. Белецкий и Н. В. Вишнякова) сформулировали «вывод о том, что распространение, одобрение, отрицание как признаки объективной стороны преступлений, совершаемых в сети Интернет, позволяют оценивать такие деяния и как единичные простые, и как единичные сложные» («Подытоживая вышесказанное, отметим:

- использование законодателем при описании признаков объективной стороны состава преступления отглагольных существительных заставляет правоприменителя устанавливать в конкретной ситуации, означает ли совершенное деяние «действие» или же «результат действия»;

- в пользу того или другого решения свидетельствует обстановка совершения преступления: если распространение, отрицание или одобрение свидетельствуют о том, что лицо выражает свою позицию способом, растянутым во времени, например, используя в авата-ре «запрещенные» надписи, прикрепляя их на «стене» своей страницы, в результате чего любой пользователь сети Интернет видит позицию автора, виновный рассчитывает на длительное воздействие на сознание людей. Тем самым имеет место действие как процесс, действие, вызывающее преступное состояние, обладающее общественной опасностью, - налицо одноактное длящееся преступление; если лицо распространяет, одобряет или отрицает определенные факты и эти действия совершены в форме комментария или сообщения в мессендже-рах, сообществах социальных сетей, то есть представляют из себя реплику, - совершено единичное простое преступление; многоактное распространение запрещенной информации может образовывать признаки продолжаемого преступления») [2].

Е. А. Ильяшенко ограничилась проблемами «уголовно-правовой характеристики состава публичного распространения заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшего тяжкие последствия»

(«Таким образом, публичность распространения общественно значимой информации может быть установлена только в случаях передачи информации неопределенному кругу лиц либо определенной группе, но состоящей из множества лиц, не находящихся в родственно-семейных связях или в иных близких отношениях») [3].

Исследование Л. Ю. Зуевой посвящено «рассмотрению некоторых спорных вопросов, касающихся процедуры рассмотрения административных дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и необходимости уточнения и разъяснения некоторых положений гл. 27.1 КАС РФ» («В результате проведенного исследования, представленного в настоящей статье, можно сделать вывод о том, что гл. 27.1 КАС РФ «Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в целях повышения качества судебных постановлений и исключения ошибок при рассмотрении административных дел данной категории требует существенных уточнений со стороны законодателя, разъяснений на уровне Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также глубокого научного осмысления») [4].

Разнообразие суждений о предупреждении преступности во многом предопределяет и несовершенство законодательства Российской Федерации.

Первоначально обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [6]1 как к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации, в которой обнаруживаем несколько принципиально важных положений: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» - ст. 29.

Положения статьи 29 Конституции РФ детализированы в Федеральном законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г. [7] («1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производ-

1 Об оценке неоднократности внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ [6, с. 67-74].

№ 1 / 2024

Bulletin of economic security

185

ство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом» - ст. 1).

Таким образом, исследования относительно допустимости распространения информации человеком и гражданином в Российской Федерации необходимо продолжать.

Во-первых, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой, в которой провозглашены основные права и свободы человека и гражданина, правда, декларативно.

Во-вторых, право на распространение информации человеком и гражданином в Российской Федерации провозглашено в статье 29 Конституции РФ.

В-третьих, конституционное право на распространение информации человеком и гражданином в Российской Федерации урегулировано в многочисленных нормативных правовых актах с разной юридической силой.

В-четвертых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для распространения информации, является Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г.

Список источников

1. Дженакова Е. В. Распространение информации как объект права // Российский юридический журнал. 2018. № 6.

2. Белецкий И. А., Вишнякова Н. В. Распространение, одобрение или отрицание информации в сети Интернет : единичное простое или сложное преступление? // Уголовное право. 2023. № 7.

3. Ильяшенко Е. А. Уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной обще-

ственно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия // Российский следователь. 2023. № 5.

4. Зуева Л. Ю. Рассмотрение судами административных дел о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено // Административное право и процесс. 2022. № 2.

5. Галузо В. Н. Власть прокурора в Российской Федерации : Монография. Часть IV Возрождение права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

6. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //РГ. 1993. 25 декабря; 2020. 4 июля.

7. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 8 июля 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448; 2023. № 32 (часть I). Ст. 6138.

References

1. Jenakova Е. V. Dissemination of information as an object of law // Russian Law Journal. 2018. № 6.

2. Beletsky I. A., Vishnyakova N. V. Dissemination, approval or denial of information on the Internet : a single simple or complex crime? // Criminal law. 2023. № 7.

3. Ilyashenko E. A. Criminal liability for the public dissemination of deliberately false socially significant information, which entailed grave consequences //A Russian investigator. 2023. № 5.

4. Zueva L. Yu. Consideration by the courts of administrative cases on the recognition of information posted on the Internet as information whose dissemination is prohibited in the Russian Federation // Administrative law and Process. 2022. № 2.

5. Galuzo V. N. The power of the prosecutor in the Russian Federation : Monograph. Part IV. Revival of Law. M. : UNITY-DANA, 2021.

6. Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 //WG. 1993. December25; 2020. July 4th.

7. Federal Law of the Russian Federation «On Information, Information Technologies and Information Protection» dated July 8, 2006 // SZ RF. 2006. № 31 (part I). Art. 3448; 2023. № 32 (Part I). Art. 6138.

Информация об авторе

В. В. Шепель - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Information about the author V. V. Shepel - Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service ofRussia.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

186

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.