Научная статья на тему 'О допустимости обособления института обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации'

О допустимости обособления института обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / федеральный закон РФ / Уголовно-процессуальный кодекс РФ / уголовный процесс / уголовно-процессуальное право / правовой институт / институт обеспечении безопасности субъектов уголовного процесса / Russian Federation / legislation / normative legal act / Federal law ol the Russian Federation / Criminal procedure code ol the Russian Federation / criminal procedure / criminal procedure law / legal institute / institute ol security ol subjects ol criminal procedure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леон Анатольевич Татаров, Василий Николаевич Галузо

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об обеспечении безопасности субъектов уголовного процесса обосновано несколько суждений: в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации необходимо выделить правовой институт — обеспечение безопасности субъектов уголовного процесса; в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотреть отдельную главу «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса» в разделе II «Участники уголовного процесса»; в статьях гипотетической главы «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации большинство правовых норм должны быть бланкетными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the admissibility of the separation of the Institute of security of subjects of the criminal process in the criminal procedure law Russian Federation

In the article on the basis ol the analysis ol legal literature and the legislation ol the Russian Federation on security ol subjects ol criminal procedure several judgments are proved: in the criminal procedure law ol the Russian Federation it is necessary to allocate legal institution — ensuring salety ol subjects ol criminal procedure; in the Criminal procedure code ol the Russian Federation to provide the separate chapter «Ensuring salety ol participants ol criminal process» in the section II «Participants ol criminal process»; in articles ol the hypothetical Chapter «Ensuring salety ol participants ol criminal process» ol the Criminal procedure code ol the Russian Federation the majority ol legal norms shall be blanket

Текст научной работы на тему «О допустимости обособления института обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации»

УДК 343 БК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10186

о допустимости обособления института обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса в уголовно-процессуальном праве

V V _ _

российской федерации

Леон Анатольевич ТАТАРОВ, заместитель начальника кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: leont888@mail.ru

Василий Николаевич ГАЛУЗО, старший научный сотрудник НИИ образования и науки, кандидат юридических наук E-mail: vgrmn@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.09 — уголовное право

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об обеспечении безопасности субъектов уголовного процесса обосновано несколько суждений: в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации необходимо выделить правовой институт — обеспечение безопасности субъектов уголовного процесса; в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотреть отдельную главу «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса» в разделе II «Участники уголовного процесса»; в статьях гипотетической главы «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации большинство правовых норм должны быть бланкетными.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уголовный процесс, уголовно-процессуальное право, правовой институт, институт обеспечении безопасности субъектов уголовного процесса.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation on security of subjects of criminal procedure several judgments are proved: in the criminal procedure law of the Russian Federation it is necessary to allocate legal institution — ensuring safety of subjects of criminal procedure; in the Criminal procedure code of the Russian Federation to provide the separate chapter «Ensuring safety of participants of criminal process» in the section II «Participants of criminal process»; in articles of the hypothetical Chapter «Ensuring safety of participants of criminal process» of the Criminal procedure code of the Russian Federation the majority of legal norms shall be blanket.

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, Criminal procedure code of the Russian Federation, criminal procedure, criminal procedure law, legal institute, institute of security of subjects of criminal procedure.

Всякая отрасль права, в том числе и уголовно-процессуальное право, представляет собой совокупность подотраслей, институтов, субинститутов, норм1.

Предметом данной статьи является лишь один институт уголовно-процессуального права — обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса2.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

Первоначально о состоянии теории относительно названного правового института уголовно-процессуального права.

Так, А. Антошина представила «новейшую историю» становления в российском законодательстве института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства»: «Сегодня можно утверждать, что в российском законодательстве создан полноценный институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Уже высказываются мнения как «за», так и «против» предусмотренных УПК мер безопасности. Но несомненно одно: эти нормы помогут лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной обязанности правового государства — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина»3.

С.В. Маркелов сумел обнаружить «уголовно-процессуальные и научные основы обеспечения безопасности участников уголовного процесса» в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ: «Таким образом, о создании эффективного механизма по применению мер безопасности можно говорить только тогда, когда эти меры будут носить комплексный характер и охватывать деятельность не только по производству уголовного дела, но и деятельность всех служб ФСИН России. Применение же указанных мер может привести к тому, что уровень преступности в исправительных учреждениях значительно снизится, так как каждый осужденный будет знать, что при совершении им преступления проблем по сбору доказательственной базы у органов правосудия не будет»4.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство уголовно-процессуального законодательства5 об обеспечении безопасности субъектов уголовного процесса в Российской Федерации6.

В первую очередь обращаем внимание на Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 22 ноября 2001 г.7, введенный в действие с 1 июля 2002 г.8. В этом нормативном правовом акте, по юридической силе приравниваемом к федеральному закону РФ9, закреплен ряд положений, которые в совокупности могут составлять правовую основу для института обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса.

Анализ положений ст. 6 УПК РФ позволяет выделить одну из непосредственных задач уголовного процесса — обеспечение мер безопасности участников уголовного процесса и иных

лиц при угрозе их жизни, здоровью и имуществу. Она сформулирована также в статьях 11, 166 (ч. 9) УПК РФ.

Нормы, закрепленные в указанных статьях УПК РФ, являются бланкетными. Иными словами, требовался специальный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по обеспечению безопасности участников уголовного процесса.

Процесс принятия подобного нормативного правового акта продолжался более десяти лет. После введения в действие Федерального закона РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 31 июля 2004 г.10 появилось основание для утверждения о наличии в уголовном процессе нового правового института — «безопасность субъектов уголовного процесса»11.

Анализ положений Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г. позволяет выделить условия, основания и порядок обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса.

Условиями обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса являются следующие: возникновение уголовно-процессуального правоотношения; приобретение статуса субъекта уголовного процесса; наличие статуса государственного органа, управомоченного обеспечивать безопасность субъектов уголовного процесса; возможность применения только тех мер обеспечения безопасности, которые предусмотрены законом; согласие иных лиц, находящихся в родстве с соответствующими субъектами уголовного процесса, по отношению к которым предполагается применение мер обеспечения безопасности.

Условием осуществления мер обеспечения безопасности является наличие статуса субъекта уголовного процесса.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г. государственной защите подлежат следующие субъекты уголовного процесса: потерпевший; свидетель; частный обвинитель; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

Условием обеспечения мер безопасности является наличие статуса государственного органа, управомоченного применять меры обеспечения безопасности. Это, как правило, органы судебной и исполнительной ветвей власти.

Органами, применяющими меры безопасности, являются правоохранительные органы12.

Еще одним условием осуществления государственной защиты является возможность применения только тех мер обеспечения безопасности, которые предусмотрены законом. Перечень таковых предусмотрен в статьях 6 — 15 главы 2 Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г.

Анализ положений статей 6 — 15 Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г. позволяет выделить две группы мер обеспечения безопасности: меры безопасности и меры социальной защиты. В свою очередь, меры безопасности структурируются на основные меры безопасности и дополнительные меры безопасности.

В статье 6 приведен исчерпывающий перечень мер безопасности. Это: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место.

Основания и порядок применения мер безопасности предусмотрены статьями 16 — 22 главы 3 Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г. Законодатель проводит разграничение между основаниями применения мер безопасности и основаниями применения мер социальной защиты.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение о применении мер безопасности. Причем эти данные должны быть получены путем производства процессуальных действий (следственных, розыскных и иных процессуальных) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Недопустимо получение данных путем производства оперативно-розыскных действий, ибо их производство не регулируется уголовно-процессуальным законодательством.

Порядок применения мер безопасности закреплен в статьях 18 — 19 Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г.

В Федеральном законе РФ от 31 июля 2004 г. также предусмотрены права и обязанности лиц и органов, применяющих меры безопасности; ответственность за нарушение требований при применении мер безопасности; порядок финансирования и материально-технического обеспечения применения мер безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г. защищаемые лица обязаны: выполнять условия применения в отношении них мер безопасности и законные требования органов, применяющих меры безопасности; немедленно информировать органы, применяющие меры безопасности, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении них; при обращении с имуществом, выданным им органами, применяющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования нормативных правовых актов; не разглашать сведения о применяемых в отношении них мерах безопасности без разрешения органа, применяющего меры безопасности.

Правоприменительная практика Федерального закона РФ от 22 марта 1995 г. обобщена в постановлении Совета судей России № 122 от 29 апреля 2004 г.

Положения Федерального закона РФ от 31 июля 2004 г. детализированы в ряде подзаконных нормативных актов. Это — постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» № 630 от 27 октября 2006 г.13, постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» № 664 от 11 ноября 2006 г.14.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации необходимо выделить правовой институт — обеспечение безопасности субъектов уголовного процесса.

Во-вторых, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации целесообразно предусмотреть отдельную главу «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса» в разделе II «Участники уголовного процесса».

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

В-третьих, в статьях гипотетической главы «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации большинство правовых норм должны быть бланкетными.

1 См. об этом, напр.: Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013. С. 48—50.

2 В связи с нелицеприятными событиями 01.08.2017 г. в здании Московского областного суда нами уже обращалось внимание на актуальность данной темы (см.: Галузо В.Н., Батюк В.И. Обеспечение безопасности субъектов уголовного процесса в Российской Федерации (уголовно-процессуальный аспект) // Аграрное и земельное право. 2017. № 5. С. 109—115).

3 АнтошинаА. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института // Росс. юстиция. 2002. № 8.

4 Маркелов С.В. Уголовно-процессуальные и научные основы обеспечения безопасности участников уголовного процесса в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России // Рос. следователь. 2007. № 2.

5 Об уголовно-процессуальном законодательстве подроб. см., напр.: Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. О системе уголовно-процессуального законодательства в Российской

Федерации // Вестник Моск. ун-та МВД РФ. 2012. № 2. С. 80-82.

6 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

7 СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; Рос. газ. 2018. 25 апр.

8 О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 22.11.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4924.

9 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

10 СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534; 2017. № 7. Ст. 1026.

11 Впервые об этом мы указали в иной публикации (см.: Уголовно-процессуальное право: Учеб. пособие / Под ред. О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 85-96).

12 О таковых подроб. см.: Галузо В.Н. Теория правоохра-ны в Российской Федерации: pro et contra // Гос-во и право. 2012. № 11. С. 110-113.

13 СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4708; 2017. № 27. Ст. 4052.

14 СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4895; 2017. № 39. Ст. 5693.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Интегрированньк

маркетинговые

коммуникации

Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник для магистров и аспирантов высших учебных заведений / Под ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 391 с.

Раскрывается содержание интегрированного маркетинга как комплексной многоканальной синхронизированной коммуникационной системы, основанной на единстве внешнего и внутреннего маркетинга, в целях максимального удовлетворения потребностей общества в рамках производства под индивидуального заказчика многофункциональных продуктов.

В логической последовательности рассматриваются направления влияния инструментов РИ и рекламы на результаты маркетинговой деятельности, раскрываются классификационные признаки потребительской ценности сферы коммуникационных услуг с учетом специфики практического использования в процессе рыночного участия фирм и компаний.

Материал учебника позволяет читателям ознакомиться с содержанием и спецификой внешних и внутренних коммуникаций, РИ и рекламы в организациях сферы услуг, товарного обращения и промышленного производства. Рассматриваются механизм комплексной оценки интегрированных маркетинговых коммуникаций, рыночный механизм стимулирования сбыта и оказания маркетинговых услуг с учетом факторов деловой среды, а также эффективность инструментов РИ и рекламы с выделением значения показателя социально-деловой активности и корпоративной ответственности.

Для магистров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», а также аспирантов при подготовке диссертации по профилю «Маркетинг».

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.