Научная статья на тему 'О допустимости инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Феде'

О допустимости инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Феде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / Конституция РФ / уголовно-исполнительное законодательство / федеральный закон РФ / Уголовно-исполнительный кодекс РФ / Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. / уголовно-исполнительная система / инновация. / The Russian Federation / legislation / Constitution / penal laws / the Federal law of the Russian Federation / Criminally- the Executive code of the Russian Federation / Federal law «On education in the Russian Federation» of 21 December 2012 / criminally-Executive system / innovation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили

На основе анализа юридической литературы и законодательства о допустимости инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации высказано несколько суждений: правовую основу для использования инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы составляет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.; использование инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы означает вовлечение сотрудников в процесс цифровизации их служебной деятельности; использование инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы означает применение инновационных технических средств при обеспечении содержания осужденных в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ADMISSIBILITY OF INNOVATIONS IN ACTIVITY OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

On the basis of the analysis of legal literature and legislation on the admissibility of innovations in the activities of the criminal Executive system of the Russian Federation, several judgments are made: the legal basis for the use of innovations in the activity of criminal-Executive system, is the Federal law «On education in Russian Federation» dated 21 December 2012; use of innovations in the penal system means involving employees in the process of digitalization of their official activities; the use of innovations in the penal system means the application of innovative technical tools, while ensuring the detention of convicts in penal institutions.

Текст научной работы на тему «О допустимости инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Феде»

УДК 343; ББК 67.408

© Эриашвили Н.Д. 2019

about admissibility of innovations in activity of criminal executive system of the russian federation

о допустимости инновации в деятельности уголовно-исполнительнои системы российской федерации

Nodari Darchoevich Eriashvili,

doctor of Economics, candidate of juridical Sciences, candidate of historical Sciences, laureate of RF Government prize in science and technology, E-mail: professor60@mail.ru

Нодари Дарчоевич Эриашвили,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, E-mail: professor60@mail.ru

Для цитирования: Эриашвили Н.Д. О допустимости инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации1. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 108-110.

Abstract. On the basis of the analysis of legal literature and legislation on the admissibility of innovations in the activities of the criminal Executive system of the Russian Federation, several judgments are made: the legal basis for the use of innovations in the activity of criminal-Executive system, is the Federal law «On education in Russian Federation» dated 21 December 2012; use of innovations in the penal system means involving employees in the process of digitalization of their official activities; the use of innovations in the penal system means the application of innovative technical tools, while ensuring the detention of convicts in penal institutions.

Keywords: The Russian Federation, legislation, Constitution, penal laws, the Federal law of the Russian Federation, Crimi-nally-the Executive code of the Russian Federation, Federal law «On education in the Russian Federation» of 21 December 2012, criminally-Executive system, innovation.

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства о допустимости инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации высказано несколько суждений: правовую основу для использования инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы составляет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.; использование инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы означает вовлечение сотрудников в процесс цифровизации их служебной деятельности; использование инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы означает применение инновационных технических средств при обеспечении содержания осужденных в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция РФ, уголовно-исполнительное законодательство, федеральный закон РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г, уголовно-исполнительная система, инновация.

Предметом данной статьи является инновационная деятельность уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, С.В. Маркелов определил «основные направления» инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе («Доказывается необходимость программирования инновационной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний. Исторический опыт показывает,

что научная и инновационная деятельность является решающим фактором развития, способствующим преобразованию пенитенциарной системы и преодолению существующих в ней кризисных явлений. Для Российской Федерации, вступившей на путь правовой реформы и демократизации общественной жизни, решение проблем координации и эффективности реформирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, имеет принципиальное значение»;

1 Данная статья была опубликована в электронном сборнике тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России), г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г. в 10 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Таким образом, можно сформулировать понятие программирования инновационной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний как составление программы определенной последовательности действий, заключающихся в целенаправленном, проблемно-ориентированном изменении организационных, методических, структурных, информационно-технических видов деятельности в целях обеспечения эффективного исполнения Концепции развития УИС РФ до 2020 года, получение стабильных результатов с наименьшими затратами сил и средств»)1.

О.Н. Маркелова определила «теоретико-правовые основы» инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе («Таким образом, инновационная деятельность - это комплекс научных, методических и организационных мероприятий, направленных на создание и внедрение инноваций»)2. Этот же автор осуществила «ретроспективный анализ становления и развития инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе» («В результате проведенного анализа нормативно-правового закрепления инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе можно сделать следующие выводы: 1. История изучения и внедрения новых и передовых способов организации деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России весьма продолжительна и заслуживает пристального внимания. 2. Этапы становления и формирования инновационных структур в УИС были разнородными: от полного отсутствия интереса к данному направлению до формирования достаточно эффективной инновационной системы. 3. Существующая в настоящее время нормативно-правовая база во многом уже изжила себя, необходимо принять новые нормативные акты, которые, во-первых, сохранили бы созданные в прошлом и эффективно работающие в настоящее время элементы инновационной системы УИС, а во-вторых, определили бы новые, более совершенные принципы, методы и организационные формы ее развития»)3.

Авторы-единомышленники (В.И. Крусс и В.В. Копылов) уже оперируют термином «институциональные инновации» («Одной из составляющих процесса конституционализации отношений по линии «человек - гражданское общество -государство в Российской Федерации» можно признать развитие институтов демократического контроля деятельности уголовно-исполнительной системы ... С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ«Об общественном контроле за обеспечением прав

человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» ..., который устанавливает правовые основы заявленных форм гражданской активности. Наибольшее внимание в Законе уделяется такому субъекту осуществления контроля в местах принудительного содержания, как образуемые в субъектах Федерации общественные наблюдательные комиссии. Контрольная компетенция устанавливается также и для членов этих комиссий. В самостоятельное направление выделяется правообеспечительное содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, со стороны общественных объединений (ст. 5). При этом Закон не умаляет права общественных объединений, общественных советов, органов и комиссий на осуществление общественного контроля в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1)»)4.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации5 предопределены и несовершенством уголовно-исполнительного законодательства.

В первую очередь обращаем внимание на Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 18 декабря 1996 г.6, введенный в действие с 1 июля 1997 г.7 («1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. 2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации» - ст. 1). Правда, в данном нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ8, термин «инновация» не использован.

Поэтому обращаемся к нормативному правовому акту с равной юридической силой: к Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.9 («1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование ... 2. Настоящий Федераль-

№ 4 / 2019

109

ный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» - ст. 1). Особо обращаем внимание на ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона РФ от 21 декабря 2012 г. («1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. ... 3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом»)10.

Таким образом, в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации допустимо использование инноваций.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, правовую основу для использования инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы составляет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.

Во-вторых, использование инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы означает вовлечение сотрудников в процесс цифро-визации их служебной деятельности.

В-третьих, использование инноваций в деятельности уголовно-исполнительной системы оз-

начает применение инновационных технических средств при обеспечении содержания осужденных в исправительных учреждениях.

1 Маркелов С.В. Основные направления совершенствования инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 218-227.

2 Маркелова О.Н. Теоретико-правовые основы инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 228-237.

3 Маркелова О.Н. Ретроспективный анализ становления и развития инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 1. С. 193-203.

4 См.: Крусс В.И., Копылов В.В. Институциональные инновации в российской уголовно-исполнительной системе и их значение для механизма конституционного гарантирования прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18. С. 32-37.

5 Об уголовно-исполнительной системе РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

6 См.: СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198; ...; 2019. № 30. Ст. 4110.

7 См.: О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 18.12.1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 199.

8 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

9 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598; ...; 2019. № 30. Ст. 4134.

10 В юридической литературе на это уже обращается внимание (см. об этом, например: Эриашвили Н.Д., Осавелюк А.М., Галузо В.Н. Образование и воспитание и Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2015. № 1. С. 71-75; Галузо В.Н., Никонович С.Л. О реформировании высшего образования в Российской Федерации / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов между-народной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015. С. 33-39; Эриашвили Н.Д., Осавелюк А.М., Галузо В.Н. Образование и воспитание в Российской Федерации: поиск оптимального сочетания / Особенности преподавания юридических дисциплин в современных условиях: Сборник материалов круглого стола (27 марта 2015 г., г. Москва) / Под общ. ред. О.Д. Жука. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. С. 206-211).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.