Библиографический список
1. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиологии движения [Текст] / Н. А. Бернштейн - М.: Институт практической психологии, 1997.
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход[Текст] / А. А. Вербицкий - М.: Высшая школа, 1991.
3. Загвязинский, В. И. Педагогическое предвидение [Текст] /В, И. Загвязинский - М.: Знание, 1987,
4. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвязинский - М.: Академия, 2001.
5. Кевля, Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка [Текст] /Ф. И. Кевля - Вологда: Волог. гос. пед. ун-т, 1999.
6. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина — Л.: Издательство Ленинградский университет, 1967.
7. Моделирование педагогических ситуаций [Текст] // Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: 1981.
8. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / В. А. Сластёнин и др. - М.: Школа-Пресс, 1998.
9. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л. А. Регуш - СПб., Речь, 2003.
УДК 37.007
Л. Д. Старикова
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ
Одним из стратегических ориентиров образовательной политики государства является непрерывность образования, которая провозглашается как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности страны на мировом уровне. «Создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования - императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны», - так прозвучало в докладе «О развитии российского образования», прозвучавшем на Государственном совете Российской Федерации по образованию 24 марта 2006 г.
Дополнительное профессиональЕюе образование рассматривается как важнейший элемент непрерывного образования, включающий в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов; государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отде-
льным дополнительным профессиональным образовательным программам и направлениям; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Дополнительное образование - родовое понятие, более общее по сравнению с понятием «дополнительное профессиональное образование», которое является видовым. Содержание дополнительного образования включает в себя и дополнительное общее образование, и дополнительное профессиональное.
В законе «Об образовании» указывается, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов, обновлением и модернизацией содержания существующего в современных условиях образования.
Дополнительное профессиональное образование реализуется на основе разработанных и утвержденных в конкретном образовательном учреждении или на предприятии программ. В зависимости от исходного уровня образования и подготовки обучающегося, его личностных особенностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов) и от целей обучения эти образовательные программы должны предусматривать:
- блок входного тестирования, позволяющий определить исходный уровень подготовки обучающихся по выбранному направлению обучения, а также их личностные особенности и склонности;
- блок общепрофессиональных дисциплин, направленных на получение необходимых теоретических знаний по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
- блок специальных дисциплин, позволяющих получить необходимые компетентности и компетенции в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям конкретной специальности;
- блок вспомогательных дисциплин по выбору, позволяющих выбрать дисциплины по интересам и направленных на развитие личности;
- практику по профессии или стажировку, обеспечивающую приобретение навыков практического использования полученных знаний (приобретение соответствующих компетенций).
Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования определяется образовательным учреждением или предприятием, в условиях которого осуществляется процесс
переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, исходя из целей и сроков обучения, а также в соответствии с квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к обучающимся с учетом отраслевых и региональных особенностей.
В настоящее время крупные производственные объединения (корпорации) в рамках дополнительного профессионального образования активно включились в процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Разрабатываются различные программы и направления подготовки персонала всех уровней, в которых выдвигаются следующие цели:
- создание интегрированной корпоративной системы подготовки персонала для развития конкурентоспособного производства, достижения мировых приоритетов в области производства на основе существующих передовых технологий;
-создание эффективной инновационной корпоративной системы и ее кадрового обеспечения в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (товаров и услуг), продвижение созданной системы на внутреннем и внешнем рынке;
- разработка стратегических задач обучения кадров на рабочем месте в крупных производственных предприятиях и корпорациях;
разработка методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в конкретном производстве.
- Под персоналом предприятия в условиях рыночной экономики следует понимать всю совокупность работающих как по найму, так и собственников, трудовой потенциал которых соответствует производственному и обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность.
Обучение персонала можно условно разбить на два вида:
- постоянное обучение, направленное на совершенствование выполняемой работы;
- обучение, направленное на получение дополнительного образования
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала
как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Если человек не повышает свою квалификацию и не занимается своим самообразованием, то его профессиональный потенциал вскоре не будет соответствовать требованиям развивающегося производства и экономики.
Привычные модели получения образования, обеспечивающие необходимый уровень готовности к выполнению профессиональных, служебных, хозяйственных, бытовых, досуговых и других функций, в современных условиях обновляющейся России претерпевают существенные изменения. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, результативная жизнедеятельность человека в информационном обществе должны сопровождаться процессом непрерывного образования. «Учение длиною
в жизнь», «Образование через всю жизнь», «Образование в течение всей жизни» - вот формулы одной из важнейших мировых тенденций современного этапа развития образования.
Среди факторов, обусловливающих необходимость обучения по обозначенным формулам, можно выделить:
- беспрецедентное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), оказывающих влияние практически на все сферы жизни человека;
- развитие торговли и коммуникаций, которые расширяют способы ведения конкурентной борьбы;
-демографическое старение населения, неизбежно приводящее к изменениям в составе рабочей силы и спроса на социальные услуги.
К социально-экономическим факторам, приведшим к осознанию необходимости обучения в течение всей жизни, считается необходимость в высоко квалифицированной рабочей силе, гибко реагирующей на изменения на рынке труда и способной производить продукцию и услуги, имеющие высокую «добавленную стоимость». При этом в связи с быстрыми темпами развития технологии и возрастающей неопределенностью рынка, человек встает перед необходимостью приобретать новые «умения, компетенции квалификации» в течение всей своей трудовой жизни. И эти новые «умения, компетенции, квалификации» должны наращиваться на приобретенные ранее ключевые компетенции и технические, и социальные умения. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе, которое становится «обществом обучения» (А. Шелтон).
В рамках концепции обучения в течение всей жизни происходит сращивание двух логик - логики образования (развитие способностей граждан) и логики промышленности (оптимальное использование человеческих ресурсов). Эти концепции реализуются в виде трех основных моделей после обязательного обучения, основанных на социальном партнерстве с предприятиями, роль которых коренным образом переосмысливается. К ним относятся:
- модель с доминантой обучения в учебном заведении при обязательном обучении на предприятии;
- дуальная модель, предусматривающая ученичество на предприятии;
- комплексная модель профессионального образования, цели и потребности которой определяются при активном участии предприятий, также участвующих в реализации программ обучения.
В любом случае, - и это очень важно - все модели предполагают сочетание обучения на базе учебного заведения и на предприятии при активном участии предприятия в обучении. В этой связи особо подчеркивается роль
обучения как фактора не только экономической конкурентоспособности, но, прежде всего, демократического участия граждан в жизни предприятия.
Поставленные цели позволяют выделить основные стратегические направления развития корпоративного профессионального образования:
- усиление интеграции корпоративных и профильных образовательных учреждений всех уровней;
- создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности;
- развитие инновационной деятельности корпоративных образовательных учреждений;
- подготовка педагогических и научно-педагогических кадров, обеспечивающих эффективность корпоративного профессионального образования;
- разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ в условиях работы корпораций;
создание системы корпоративных профессиональных институтов.
В новом контексте качественно переосмысливается роль предприятий, которые должны стать в полном смысле этого слова «обучающими организациями», заинтересованными в развитии своих работников и несущими за это ответственность. «Обучающие организации» должны представлять интересы работодателей. Первостепенной задачей данных организаций является включение работодателей (их объединений) в процесс формирования нового содержания образования.
Повышение квалификации достаточно распространено на предприятиях в силу ряда причин: оно дешевле подготовки специалиста в образовательных учреждениях; имеет меньшую продолжительность; имеет целевую направленность.
Для этого предприятие должно быть ориентировано на потребности своих работников, которые получают права и возможности рационально выстраивать собственную образовательную и жизненную траекторию, направленную на совершенствование своих компетенций, гарантирующих им соответствующее материальное и моральное вознаграждение. При этом необходимо создать все предпосылки для формирования гибкой профессиональной траектории, предусматривающей как вертикальную, так и горизонтальную мобильность персонала современного предприятия.
Материалы исследования, проведенного Лабораторией подготовки специалистов в высшей школе под руководством Е. Э. Смирновой, показывают, что возникновение новых структур образования обусловлено острой общественной потребностью в изменении и дополнении содержания образования на всех его ступенях и во всех формах. Наиболее быстрое развитие получила сфера подготовки кадров по специальностям, ориентированным на рыночную экономику.
Сегодня десятки стран мира реализуют свои модели непрерывного образования. Анализируя структуру построения системы непрерывного профессионального образования, можно выделить два направления. Первое - рассмотрение существующих организационных структур профессионального образования и определение возможностей их реорганизации и создания новых структур. Второе - рассмотрение непрерывного профессионального образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшее развитие профессионализма специалистов в соответствии с их личностными потребностями. Представляется продуктивным сочетание этих направлений, причем, приоритетным должно быть рассмотрение непрерывного профессионального образования с содержательной стороны как системы образовательных процессов, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными структурами (Ю. А. Лавриков).
По мнению ряда авторов (Е. В. Иванов, Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов и др.), структуру единой системы непрерывного образования можно представить двумя моделями: внешней (многоуровневой), и внутренней (многоступенчатой). В многоуровневой модели подготовки специалиста принцип непрерывности заключается в совмещении различных уровней образования по одному направлению или специальности. В многоступенчатой модели подготовки специалиста данный принцип закреплен иерархией внутри одной специальности и направления (бакалавр, магистр). В структуру системы непрерывного образования целесообразно включить дополнительную модель непрерывного профессионального образования, в которой предполагается взаимосвязь одного уровня образования.
Профессиональное образование может рассматриваться в рамках различных подходов (педагогического, психологического, экономического, социологического) как особый вид образования, процесс, система, деятельность, ценность, социальный институт. В рамках данных подходов к характеристике профессионального образования стоит задача выявления его социальной сущности и направленности, структуры и функций. Его значение для общества и личности позволяют рассматривать профессиональное образование как взаимосвязь и взаимодействие двух основных компонентов: производственно необходимого и социально необходимого образования. Конечно, в реальной действительности они переплетены и едины (хотя зачастую находятся в противоречивых отношениях между собой), и очень важно их функционально различать.
В этой проблеме есть три ключевые позиции, которые можно выразить следующими вопросами. Для чего каждому специалисту экономическое образование? Что оно собой представляет? Как осуществляется? Причем представление названных позиций является действительно ключевым и для
тех, кто данное образование приобретает, и для тех, кто этот процесс организует и поддерживает, т. е. и для студентов, и для преподавателей.
Экономическое образование - прежде всего важнейшая общекультурная, общеобразовательная составляющая в системе профессиональной подготовки любого специалиста.
Экономическая образованность ни в коей мере не сводится лишь к простой совокупности выученных знаний по экономике. Она ориентирует специалиста на их практическое применение, представляя собой «живое знание» (В. П. Зинченко), необходимое для понимания и принятия действий по преобразованию действительности, достижению наибольших результатов с наименьшими затратами временных, трудовых и материальных ресурсов. Прежде всего в этом проявляется практическая ценность экономического образования, содействующего наряду с другими факторами развитию чувства социальной ответственности и его реализации в разносторонней и позитивной активности человека.
Экономическая образованность является обязательным элементом компетентности специалиста, особенно руководителя. Необходима и социальная ответственность, и компетентность, чтобы сознательно, по общественному статусу, производственной необходимости или человеческой потребности, брать на себя право влиять на других, на их деятельность, планы, намерения. Когда они оказываются в прямой производственной зависимости, становятся востребованными педагогические и экономические знания и умения, нужные для работы с такими людьми: ответственность как бы оснащается и педагогически, и экономически грамотными средствами реализации.
В отличие от элементарных экономических знаний и умений, которыми в большей или меньшей степени владеет каждый человек, почерпнув информацию и опыт прежде всего в различных жизненных ситуациях собственной и жизни окружающих, и в отличие от фрагментарности, случайности и неизбежной субъективной окрашенности почерпнутого, экономическое образование предлагает систему объективных, выверенных наукой и жизненным опытом представлений теоретического и прикладного характера, предназначенных для субъективного применения людьми, в помощь им в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности.
Новые общественно-экономические отношения, обусловливают необходимость развития образовательных систем, обеспечивающих экономическую подготовку специалиста на различных этапах его обучения. В условиях становления рынка особое значение приобретают экономические знания и навыки выпускников вузов любого профиля. Специалист с высшим образованием должен владеть методами экономического анализа и прогнозирования, как на локальном уровне своего предприятия или организации, так и экономическим мышлением более крупного масштаба. В связи с этим при-
обретают актуальность исследования, направленные на развитие системы непрерывного экономического образования.
Значительные возможности в организации экономического образования различных уровней представляет система дополнительного образования. В научно-педагог и ческой литературе дополнительное образование представлено как структурный компонент непрерывного профессионального образования (Н. Ш. Валеева, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, А .М. Кочнев, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, Л. Г. Семушина). Имеющиеся исследования в области дополнительного образования касаются, в основном, методологических и теоретических аспектов развития данной системы профессионального образования, но практически не затрагивают вопросов проектирования содержания образования. Анализ источников по изучаемой проблеме показал, что если в целом вопросы непрерывного экономического образования находят довольно широкое отражение в научно-педагогической литературе, то дополнительное экономическое образование специалистов неэкономического профиля является сравнительно мало разработанной областью педагогической науки. Частные методические аспекты непрерывного экономического образования интенсивно разрабатываются в рамках высшей школы, однако:
- не определена сущность понятия «дополнительное экономическое образование»;
- не разработана модель подготовки специалиста с дополнительным высшим экономическим образованием;
- отсутствуют научно обоснованные подходы к проектированию содержания дополнительного экономического образования и диагностике знаний обучаемых.
На основании вышеизложенного следует констатировать противоречия, характеризующие современное состояние дополнительного экономического образования специалистов неэкономического профиля между:
- необходимостью проектирования содержания дополнительного экономического образования и отсутствием в профессиональной педагогике соответствующей научно обоснованной технологии;
- потребностью в объективизированной оценке уровня обученности студентов по дополнительной специальности и отсутствием соответствующих педагогических контрольных материалов для диагностики дополнительных экономических знаний;
- необходимостью оценки эффективности модели подготовки специалиста с дополнительным экономическим образованием и отсутствием критериев ее оценивания.