Научная статья на тему 'К модернизации системы профессионального образования'

К модернизации системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АТОМНЫЙ ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО КОРПОРАТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкина Надежда Владимировна, Кашник Ольга Ильинична, Сидоров Олег Игоревич, Суздальцева Татьяна Ивановна

В результате многолетних исследований авторы статьи сформулировали направления модернизации системы дополнительного профессионального образования в условиях атомного энергопромышленного комплекса России (РАЭПК). Теоретический анализ позволил: расширить границы понятия «дополнительное профессиональное образование»; определить содержание понятий «корпоративное профессиональное образование», «качество корпоративного профессионального образования». Анализ эмпирических исследований и практик работы предприятий РАПК дал возможность систематизировать и обобщить материалы, связанные с ролью человеческого фактора; определить принципы построения модели управления качеством подготовки специалиста в условиях дополнительного профессионального образования; выявить основные отличия систем непрерывного профессионального образования и корпоративного профессионального образования в сфере компетентностного подхода. В данной статье авторы рассматривают элементы обобщенной модели корпоративного профессионального образования на примере одной из ведущих государственных корпораций (РАЭПК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силкина Надежда Владимировна, Кашник Ольга Ильинична, Сидоров Олег Игоревич, Суздальцева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К модернизации системы профессионального образования»

УДК 377.1.001.76

Силкина Надежда Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология» Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск

Кашник Ольга Ильинична

Кандидат социологических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, психология и педагогика» Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск

Сидоров Олег Игоревич

Директор А НО «Сибирского института повышения квалификации» (Росатом), [email protected], Новосибирск

Суздальцева Татьяна Ивановна

Начальник учебного отдела АНО «Сибирского института повышения квалификации» (Росатом), [email protected], Новосибирск

К МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Silkina Nadejda Vladimirovna

Professor, managing faculty «Vocational training, pedagogic and psychology» of the Siberian state university of means of communication, [email protected], Novosibirsk

Kashnik Olga Ilyinichna

Candidate of sociological science, associate professor the faculty «Vocational training, pedagogic and psychology» of the Siberian state university of means of communication, pedagogika@stu. ru, Novosibirsk

Sidorov Oleg Igorevich

Director of INO «Siberian Institute of Advanced Training» (Rosatom), [email protected], Novosibirsk

Suzdaltseva Tatyana Ivanovna

The chief of educational department of INO «Siberian Institute of Advanced Training» (Rosatom), [email protected], Novosibirsk

TO MODERNIZATION OF VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Институциональные изменения в профессиональном образовании России происходят в условиях рыночной экономики, активных интегративных, технологических и информационных преобразованиях, смене моделей хозяйс-

твования и управления отраслями, а также активного формирования рынка интеллектуального труда и интеллектуальной продукции. Рыночные принципы и механизмы становятся определяющими в менеджменте образовательных учреждений.

Преобразование отраслевых министерств в федеральные агентства и сети хозяйствующих субъектов (акционерных обществ различного типа, корпораций, холдингов, концернов) имело различные последствия для системы профессионального образования в целом и отраслевого профессионального образования в частности. Прежде всего, разрушились единое образовательное пространство, устойчивые системные связи между государством, ведомствами, предприятиями и учебными заведениями. Вывод большого количества ведомственных образовательных учреждений в федеральное, региональное и муниципальное управление существенно сказалось на функционировании данных организаций и качестве образования, в значительной степени со знаком минус. Наметилась и другая тенденция. Как показали исследования авторов статьи, проведенные в период 1998-2008 гг., на ряде ведомственных организаций и российских корпораций, примерно с 2002 г. идет процесс реанимирования образовательных структур на предприятиях и создание корпоративных образовательных комплексов (корпоративных институтов). Основная причина данных решений - неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников образовательных учреждений, большие затраты на «доводку» молодых специалистов до необходимого уровня компетентности в условиях конкуренции наукоемких технологий.

Обращение к опыту министерства атомной энергии, а в настоящий момент государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по вопросам трансформации отраслевого профессионального образования и инновационной деятельности отраслевых вузов особо актуально в рамках нашей темы и определено рядом обстоятельств. Во-первых, ролью данной отрасли в экономике, ядерно-промышленном комплексе России и социальной сфере российского государства. Исторически сложилось, что именно в данной отрасли были сконцентрированы в значительной степени интеллектуальные и технологические ресурсы страны. Во-вторых, особым вниманием российского государства и международных организаций (МАГАТЭ, ЮНЕСКО и др.) к подготовке специалистов для отрасли и управлению ядерным образованием. В-третьих, привлечением больших гуманитарных инвестиций к подготовке специалистов атомных станций после Чернобыльской катастрофы. В-четвертых, социальной ролью данного ведомства. Следует отметить, что производственные объекты (предприятия) Министерства атомной энергии создавались в полном автономном комплексе с обязательной социальной инфраструктурой (а это целые города, районы, микрорайоны). Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и сегодня выполняют важную социальную роль. В-пятых, в отрасли атомной энергии в советский период была в концентрированном виде представлена вся

система российского образования, во всех ее подсистемах, уровнях, элементах, моделях управления, обладающая автономностью, универсальностью и интегрированностью в экономическое, образовательное и социальное пространства. По всем качественным показателям это были лучшие образовательные, научные, научно-производственные комплексы, отличающиеся концентрацией педагогических и интеллектуальных ресурсов, передовыми технологиями и научными школами.

Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 года», принятой правительством России в октябре 2006 г., поставлена цель ускоренного развития атомной энергетики для обеспечения геополитических интересов страны и энергетической безопасности Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков атомных электростанций, продвижение продукции (работ, услуг) российских организаций ядерного топливного цикла на мировые рынки и переход к строительству и эксплуатации атомных электростанций за пределами территории Российской Федерации, Сейчас в России работают 10 АЭС. Программа предусматривает финансирование строительства атомных станций, которые обеспечат производство электроэнергии в России к 2030 г. до 23%. Численность персонала, занятого в российском атомном энергопромышленном комплексе (далее - РАЭПК) на начало 2006 г. составляла около 160 тыс. человек.

Дальнейший научный прогресс, являющийся основой развития РАЭПК, предопределяет рост требований предъявляемых к персоналу. Эти требования имеют определенную специфику по сравнению с другими наукоемкими отраслями. В первую очередь это связано с одной из важнейших характеристик деятельности комплекса - обеспечение ядерной безопасности. Опыт аварий, в частности, таких крупных, как на Чернобыльской АЭС и АЭС «Три Майл Айленд» актуализировал проблемы, связанные с человеческим фактором. Проблемам безопасности атомных станций посвящены работы российских ученых и специалистов В. Н, Абрамовой, В. И. Борисенко, А. М. Бахметьева, Л. Н. Воронина, Б. Г. Гордона, Р. Е. Засорина, В. И. Пам-пуро, О. Б. Самойлова, Г. Б. Усынина и ряда других. В своих исследованиях ученые подчеркивают роль персонала в причинах возникновения аварийных ситуаций на атомных объектах и говорят о высокой ответственности системы профессионального образования (подготовки, переподготовки, повышения квалификации и поддержания квалификации персонала) для российского атомного энергопромышленного комплекса.

В настоящее время в отрасли создана система непрерывного профессионального образования, включающая все уровни подготовки. Выстроена модель образовательного пространства и система управления в современных условиях. Подготовку, переподготовку кадров и выпуск специалистов для отрасли осуществляют следующие учебные заведения: профтехучилища (подготовка рабочих); техникумы, колледжи (подготовка техничес-

ких работников); отраслевые ВУЗы, институты повышения квалификации. Управление системой отраслевого образования осуществляют соответствующие департаменты в ГК «Росатом», ведомственное УМО, советы руководителей учебных заведений и институтов повышения квалификации.

В отрасли осуществлена нормативно-правовая проработка документов, регламентирующих образовательную деятельность. Для повышения качества подготовки специалистов в отрасли разработаны и приняты необходимые стандарты, положения, нормы, включая систему стандартов «Менеджмента качества». Так, министерством по атомной энергии РФ в 2003 г. введен в действие ОСТ 95 10581 - 2003 «Система менеджмента качества организаций, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты. Управление персоналом. Профессиональное обучение персонала». Принят настоящий стандарт и разработан в целях уточнения требований ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 и рекомендаций ГОСТ Р ИСО - 9004 -2001 к человеческим ресурсам в части обеспечения их компетентности, осведомленности и подготовки, с учетом специальных требований к подготовке и квалификации персонала радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, предъявляемых действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Разработаны и находятся в разработке комплекс документов и методических указаний по профессиональному обучению, которые устанавливают правила и рекомендации по реализации соответствующих требований настоящего ОСТ.

По мнению А. Н. Жиганова, Б. М. Кербеля, С. А. Карпова одним из направлений развития ФЯУ МИФИ может стать создание университетских образовательных округов, одним из которых уже сейчас фактически существует на территории Сибири и Дальнего Востока [5, с. 95-100].

В настоящее время осуществляется консолидация образовательных активов Росатом, как непосредственно рядом с производственными площадками государственной корпорации, так и на национальном и региональном уровнях. Например, Северская государственная технологическая академия (СГТА) реализует программы по созданию ядерного научно-образовательного кластера Сибири и Дальнего Востока. Первоначально рядом с производственными площадками Росатом в ЗАТО Северск на базе СГТА была создана Отраслевая экспериментальная площадка Росатом «Северский центр ядерно-технического образования» в ЗАТО Северск, в который вошли И образовательных учреждений-участников СЦЯТО (СГТА, Северский промышленный колледж, ПУ-10, 6 школ и 2 детских сада г. Северска). В 2007 г. учреждено некоммерческое партнерство по научно-образовательной деятельности в атомной отрасли «Отраслевой университетский комплекс «СИБАТОМКАДРЫ». Учредителями выступили 11 образовательных учреждений сибирского региона. Среди них - два учреждения высшего и дополнительного профессионального образования: ФГОУ ВПО «Северская государственная технологическая академия» г. Северск, АНО «Сибирский институт повышения квалификации» (Росатом) г. Новосибирск; четыре

учреждения среднего профессионального образования: ГОУ СПО «Ангарский политехнический колледж» г. Ангарск, ФГОУ СПО «Красноярский промышленный колледж» г. Железногорск, МОУ СПО «Северский промышленный колледж» г. Северск, ГОУ «Сибирский политехнический колледж», г. Новосибирск; два учреждения начального профессионального образования: ГОУ НПО «Профессиональное училище № 10» г. Северск, ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27» г. Томск, а также и школы г. Северска-базовые школы СГТА. Решаются вопросы по использованию телекоммуникационной образовательной сети с применением спутниковых каналов связи Росатома для управления университетским образовательным округом ФЯУ на территории Сибири и Дальнего Востока.

Дополнительное профессиональное образование в сфере атомного энергопромышленного комплекса на сегодняшний день осуществляется на базе следующих образовательных учреждений: региональном образовательном центре Росатом г. Санкт-Петербург, центральном институте повышения квалификации г. Обнинск, Московском институте повышения квалификации, Сибирском институте повышения квалификации, а так же в условиях корпоративного профессионального образования на базе производственных предприятий и объединений.

В рамках научно-педагогического сотрудничества АНО «Сибирский институт повышения квалификации» (Росатом) и Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология» в течение 2002-2008 гг. в Железногорске и Северске были проведены семинары на предприятиях Минатом по вопросам профессионального обучения в организациях и подготовке специалистов по обучению, осуществлены исследования, разработаны и апробированы образовательные программы и методические материалы. На базе АНО «Сибирский институт повышения квалификации» (Росатом) г. Новосибирск при активном участии авторов данной статьи были проведены отраслевые семинары «Актуальные проблемы и пути совершенствования работы по подготовке кадров на предприятиях и организациях в современных условиях» (2003-2008 гг.), всероссийская (2007 г.) и международная (2008 г.) научно-практические конференции [4; 5]. В рамках реализации проекта «Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования» был решен ряд теоретико-прикладных вопросов.

Значительные теоретико-эмпирические исследования, с оценками состояния и проблемами подготовки и профессионального обучения персонала в атомной энергетике, представлены в работах В. Н. Абрамовой, В. М. Аксенова, С. Г1. Аксиненко, С. П. Бердюгина, А. Ф. Дьякова, Н. И. Ищенко, А. М. Карякина, В. С. Каекина, В. Н. Нуждина, В. Н. Озеркова, В . Г. Работа-ева, Ю. П. Руднева, В. С. Щебнева, Ю. П. Щербака, Ю. Н. Селезнева и др.

На основе анализа литературы нами рассмотрено и уточнено содержание понятий «отраслевое образование», «корпоративное профессиональное образование», «корпоративное профессиональное обучение». Расширены

теоретические понятия «дополнительное профессиональное образование» за счет таких понятий как «корпоративное профессиональное образование», «корпоративная подготовка кадров», «качество корпоративного профессионального образования». Определено содержание понятий «корпоративное профессиональное образование», «качество корпоративного профессионального образования». В рамках понятия «качество корпоративного профессионального образования» выделены два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия: качество процесса и качество результата применительно к системе повышения квалификации персонала РАЭПК. Также на теоретическом уровне определены принципы построения модели управления качеством подготовки специалиста в условиях дополнительного профессионального образования для системы атомного энергопромышленного комплекса. За основу оценки качества результата обучения взята модель Ю. Н. Селезнева управления качеством процесса обучения, учитывающая особенности системы повышения квалификации персонала РАЭПК [7].

Опираясь на приведенные выше исследования, авторским коллективом (Н. В. Силкиной, О. И. Кашник, О. И. Сидоровым, Т. И. Суздальцева) был дан анализ развития профессионального обучения в отрасли, выделены факторы, влияющие на состояние и развитие отрасли и профессионального образования, выделены положительные и отрицательные тенденции, сформулированы возможные модели развития дополнительного образования.

В ходе отраслевых семинаров, проведенных с управленцами системы отраслевого образования (включая представителей министерства, руководителей образовательных учреждений, организаторов профессионального обучения на предприятиях и специалистов по обучению), было определено состояние профессионального образования и производственного обучения на различных исторических этапах развития отрасли, полученные эмпирические материалы представлены в различных публикациях авторов [1, с. 8].

Проведенный контент-анализ журналов производственного объединения «Маяк» «Вопросы радиационной безопасности» за 1999-2007 гг.; анализ отраслевых отчетов по безопасности за 2002-2006 гг.; анализ отчетов Генеральной инспекции концерна «Росэнергоатом» за 2005-2007 гг.; анализ материалов отраслевых семинаров позволяет сказать, что, несмотря на хорошо разработанную нормативно-правовую базу по подготовке персонала, создание образовательных комплексов подготовки персонала, причины аварий на атомных станциях и в целом на предприятиях РАЭПК, по-прежнему, во многом связанны с особенностями системы, а именно:

- способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

- наличие собственных корпоративных систем обучения;

- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях.

С особенностью человеческого фактора:

- грубое нарушение технологии и технологических регламентов, недостаточная профессиональная подготовка и технологическая дисциплина отдельных специалистов и операторов;

- недостаточность технологических и неэффективность организационных мер по обеспечению безопасного ведения технологических процессов;

- слабый контроль за соблюдением технологических норм и требований со стороны специалистов и руководства технологических служб комбинатов, заводов и контролирующих служб Росатома;

- продолжающиеся инциденты на объектах атомной энергетики и промышленности (ОАЭП) происходят из-за грубых нарушений технологии и технологических регламентов, недостаточной профессиональной подготовки и низкой технологической дисциплины отдельных специалистов и операторов.

Генеральная инспекция Росэнергоатома (2005 г.) подчеркивает следующие проблемы, связанные с ошибками персонала:

- лица, осуществляющие контроль за организацией эксплуатации грузоподъемных кранов на АС, не осуществляли должного контроля за обеспечением безопасности работ, выполняемых подрядными организациями;

- не было организовано повышение квалификации персонала АЭС, осуществляющего эксплуатацию и техническое обслуживание систем противопожарной защиты АЭС;

- к работам по экспертизе промышленной безопасности привлекались не аккредитованные в системе промышленной безопасности организации и др.

Практически все изученные материалы подчеркивают роль человеческого фактора и необходимость повышения качества профессиональной подготовки персонала на предприятиях отрасли.

Таким образом, на основе многолетнего исследования институциональных процессов в сфере отраслевого профессионального образования в атомной энергетике и промышленности, полагаем, что: а) система профессионального образования в отрасли обладает достаточно серьезным ресурсом устойчивого развития; б) осуществляется научное осмысление и теоретическая проработка стратегических и тактических вопросов развития отраслевого образования, концептуально проработаны системные элементы и взаимосвязи между ними; в) корректируются и наращиваются нормативно-правовая, организационно-материальная, методическая базы; г) совершенствуются экономические и финансовые механизмы управления образовательным комплексом в отрасли; д) консолидируются образовательные активы и развиваются образовательные коммуникации и инфраструктура, которые интегрируются в региональное, российское и международное образовательные пространства. В связи с этим, можно утверждать, что раз-

витие системы дополнительного профессионального образования в отрасли атомной энергии позволит не только сохранить накопленные ресурсы, но и заложить новые принципы и подходы к развитию образования в отрасли и России в целом, создать инвестиционную привлекательность, а также выйти на уровень международной аккредитации и сертификации качества дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

1. Кашник, О. И. Эмпирический анализ процессов в системе профессионального обучения на предприятиях атомной энергии [Текст] / О. И. Кашник // Теория и практика профессионального образования: сборник научных трудов. Выпуск 1под ред. А. Д. Копытова, Н. В. Сил киной. - Томск-Новосибирск, 2006. -С. 124-130.

2. Силкина, Н. В. Корпоративная профессиональная подготовка кадров: от теории к практике. Практико-ориентированная монография [Текст] // Н. В. Силкина, В. А. Федоров, Л. П. Пачикова, Р. С. Силкин. - Екатеринбург. РГПУ, 2007. -210 с.

3. МАГАТЭ и три ключевых направления - технология, безопасность, верификация. Из выступления генерального директора МАГАТЭ М. Эль-Барадея на 45-й сессии генеральной конференции МАГАТЭ, 17. 09. 2001г. [Текст] // Ядерное общество. - 2001. - № 6. - С. 3-7.

4. Модернизация и развитие системы дополнительного образования Сборник научных трудов. Выпуск 1. По материалам I Всероссийской Интернет-конференции апрель-март 2007 [Текст] / Под ред. Н. В. Силкиной, О. И. Сидорова. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. - 228 с.

5. Модернизация и развитие системы дополнительного образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16-19 июня 2008 г. [Текст] / Под ред. О. И. Сидорова, Н. В. Силкиной. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - 462 с.

6. Силкин, Р. С. Подготовка персонала в условиях непрерывного профессионального образования: корпоративный аспект: Практико-ориентированная монография [Текст] / Р. С. Силкин, О. И. Сидоров, Т. И. Суздальцева. - Томск: Изд-во «В-Спектр», 2007. - 152 с.

7. Селезнев, Ю. Н. Системный подход к повышению квалификации персонала атомного энергопромышленного комплекса России [Текст] / Ю. Н. Селезнев. -Обнинск: ФГОУ «Г'ЦИПК», 2007. - 280 с.

8. Совершенствование кадровой и социальной политики, формирование эффективного кадрового потенциала в организациях атомной энергетики и промышленности / Материалы отраслевого совещания организаций Министерства РФ по атомной энергии. - Обнинск: изд-во ГОУ ГЦИПК, 2004. - С. 112-114

9. Труды психологической службы в атомной энергетике и промышленности. Т. 1, 2, 3. [Текст] / Под ред. В. Н. Абрамовой - Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2002, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.