Научная статья на тему 'Подготовка специалиста-атомщика на интегративной основе'

Подготовка специалиста-атомщика на интегративной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалиста-атомщика на интегративной основе»

Практика модернизации

21

А. ЖИГАНОВ, профессор, ректор С. КАРПОВ, доцент, декан И. ЦЕПАЕВА, зав. производственной практикой Северская государственная технологическая академия

Современная образовательная ситуация в атомной отрасли имеет свои особенности. И в то же время она в значительной мере отражает общие тенденции, которые возникли в результате радикальных изменений, произошедших в стране в конце ХХ в. Это в первую очередь отток талантливой молодежи из технического образования, в том числе ядерного. Отсутствие интереса у молодого поколения к профессиональной деятельности в атомной отрасли связано с целым рядом причин. Одна из основных сформулирована в бюллетене МАГАТЭ (2001. Т. 43. №1) следующим образом: «восприятие в обществе ядерной индустрии как застойной отрасли с плохими перспективами сделать карьеру». Кроме того, в результате политизации ряда экологических движений обнаружилось конъюнктурное, необоснованное раздувание экологических проблем, стоящих перед предприятиями ядерного цикла. Всё это привело к формированию негативного отношения к ядерной энергетике в общественном мнении и, как следствие, к возникновению острой кадровой проблемы.

Кроме того, в конце XX - начале XXI вв. в территориальной структуре подготовки кадров для атомной отрасли произошли существенные изменения. Ядерное образование приблизилось к тем местам, где сосредоточено действующее производство. Предприятия атомной промышленности и, соответственно, отраслевые вузы вынуждены при решении задачи воспроизводства кадров обращать пристальное внимание на местные (внутренние) людские ресурсы закрытых атомных городов.

Такая стратегия обусловлена, в частности, сильнейшим воздействием экономической ситуации конца XX в. С одной сторо-

Подготовка

специалиста-атомщика на интегративной основе

ны, необходимость экономии затрат на обучение в семьях, живущих в закрытых городах, приводит к тому, что всё большая часть местных жителей готовится влиться в трудовой процесс поблизости от места жительства [1]. С другой - стремление к минимизации затрат вынуждает администрацию предприятий приглашать на работу иногородних специалистов, окончивших «близлежащие» учебные заведения и живущих поблизости. В результате закрытые города, которые некогда обеспечивались лучшими кадрами, выпускниками самых престижных учебных заведений, переходят на кадровое «самообеспечение», отрываясь от центра России. В этих условиях особую обеспокоенность вызывает опасность нарушения преемственности поколений в атомной промышленности. Последствия могут быть самыми катастрофическими.

В начале XXI в. возникла необходимость разработки принципиально новых подходов к решению важнейшей народнохозяйственной задачи по воспроизводству высококвалифицированных кадров для атомной отрасли с учетом сложившихся социально-экономических условий.

В контексте отмеченного Президентом РФ в послании Федеральному собранию ренессанса атомной энергетики актуальность решения этой задачи многократно возрастает, так как «предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа», требующая осуществить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для всего атомного энергопромышленного комплекса, а не только для обслуживания новых АЭС. Необходимо формирование нового поколения специалистов для атомного машиностроения, добычи урана и производства ядерного топ-

22

Высшее образование в России • № 9, 2007

лива, а также для организации захоронения отработавших ядерных материалов с последующей реабилитацией территорий.

Успех придет, лишь если в полную силу заработает механизм социального партнерства всех сторон, заинтересованных в подготовке высоко квалифицированных кадров для атомной отрасли. В частности, должно быть налажено конструктивное сотрудничество педагогов общего и профессионального образования [2].

15 февраля 2007 г. на базе Северской государственной технологической академии учреждено некоммерческое партнерство по научно-образовательной деятельности в атомной отрасли «Отраслевой университетский комплекс "СИБАТОМКАДРЫ" ».

Учредителями выступили 11 образовательных учреждений (рис. 1). Среди них: два учреждения высшего профессионального образования: ФГОУ ВПО «Северская государственная технологическая академия»,

АНО «Сибирский институт повышения квалификации» (г. Новосибирск); четыре учреждения среднего профессионального образования: ГОУ СПО «Ангарский политехнический колледж» (г. Ангарск), ФГОУ СПО «Красноярский промышленный колледж» (г. Железногорск), МОУ СПО «Се-верский промышленный колледж», ГОУ «Сибирский политехнический колледж» (г. Новосибирск); два учреждения начального профессионального образования: ГОУ НПО «Профессиональное училище № 10» (г. Северск), ОГОУ НПО «Профессиональное училище №27» (г. Томск), а также три школы г. Северска - базовые школы СГТА.

Таким образом, региональный отраслевой университетский комплекс представляет собой многоуровневую структуру.

Первый ее уровень образуют учреждения среднего общего образования - базовые школы СГТА, участвующие в совместном эксперименте по созданию образова-

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

АНО «СИПК» (Росатом), г. Новосибирск

ГОУ СПО «Ангарский политехнический колледж», г. Ангарск

СПО «Красноярский промышленный колледж», г. Железногорск

ГОУ «Сибирский политехнический колледж», г. Новосибирск

• ФГОУ ВПО «СГТА»

• ОГОУ СПО «Северский промышленный колледж»

• ГОУ НПО

«Профессиональное училище № 10»

• МУ «Средняя

общеобразовательная школа № 81»

• МУ «Средняя

общеобразовательная школа № 87»

• МУ «Средняя

общеобразовательная школа № 96»

ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27», г. Томск

Рис. 1. Организации-учредители университетского комплекса «СИБАТОМКАДРЫ»

Практика модернизации

23

тельной среды с целью приобщения учащихся к деятельности,связанной с будущей профессией в атомной отрасли.

Участие общеобразовательной школы в университетском комплексе состоит в:

• отработке системы многоуровневого непрерывного ядерно-технического образования в части довузовской подготовки;

• отборе талантливой молодежи;

• организации работы по профессиональной ориентации школьников для их поступления в отраслевые учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования на значимые для предприятий-участников комплекса специальности.

Школа-участник университетского комплекса обязуется:

■ принять статус «Базовая школа СГТА», реализующая систему предпро-фильной подготовки и профильного обучения в интересах атомной отрасли;

■ предоставить часы преподавателям СГТА для проведения факультативных и элективных курсов;

■ принимать участие в разработке нормативных документов и методических рекомендаций по предмету договора;

■ содействовать СГТА в проведении профориентационной работы с учащимися разных возрастных групп;

■ осуществлять контроль посещаемости и успеваемости в рамках исполнения данного договора;

■ составлять сводную отчетность по результатам обучения в профильных классах;

■ предоставлять СГТА статистические сведения о качестве знаний учащихся, способствующие реализации и совершенствованию целевых образовательных проектов.

Второй уровень университетского комплекса образуют учебные заведения начального и среднего профессионального образования.

Предприятия атомной отрасли нуждаются как в инженерах, так и в техниках и квалифицированныхрабочих. Профтехучилища готовят не только квалифицированные

рабочие кадры, но и профессионально-ориентированных абитуриентов для техникумов, колледжей и вузов, изначально обеспечивая их будущий профессионализм.

Чем выше уровень среднего профессионального образования, тем выше уровень образования в высшей школе. Для достижения преемственности различных видов профессионального образования средние профессиональные и профессионально-технические учебные заведения объединяются для поэтапной подготовки квалифицированных рабочих и техников. Это позволяет организовать обучение недипломированных(млад-ших) инженеров с последующей возможностью его продолжения на третьем уровне - в отраслевом вузе в сокращенные сроки. СГТА как базовый институт университетского комплекса совместно с АНО «Сибирский институт повышения квалификации » осуществляет также послевузовскую профессиональную подготовку: повышение квалификации, профессиональную переподготовку кадров высшей квалификации, подготовкукандидатов и докторов наук.

Завершают структуру университетского комплекса институты РАН и предприятия Росатома, которые образуют его четвертый уровень.

Участие институтов Российской академии наук обеспечивает совместное использование экспериментальной базы для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, а также для подготовки специалистов элитного уровня в интересах отрасли.

Роль предприятий в функционировании университетского комплекса заключается в следующем:

♦ реализация специальных программ, направленных на закрепление молодых специалистов, обеспечение их профессионального роста и служебного продвижения, решение жилищных проблем;

♦ организация всех видов практики в структурных подразделениях предприятия по значимым для него специальностям;

♦ участие ведущих специалистов и ру-

24

Высшее образование в России • № 9, 2007

ководителей предприятия в научно-педагогической деятельности и работе Государственных аттестационных комиссий по согласованию сторон;

♦ открытие филиалов кафедр на предприятиях;

♦ согласование учебных планов подготовки техников, квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

♦ предоставление отзывов с предприятия по результатам стажировки выпускников университетского комплекса;

♦ формирование предложений по изменению учебных программ и отдельных курсов, читаемых в отраслевом вузе и дру-гихобразовательных учреждениях-участниках комплекса по значимым для предприятия специальностям;

♦ формирование предложений по темам курсовых и дипломных проектов для студентов, ориентированных на дальнейшую работу на предприятии-участнике;

♦ участие в формировании тематических планов обучения руководителей, повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятия;

♦ содействие созданию в университетском комплексе службы психологического отбора и сопровождения в учебном процессе будущихспециалистов для атомной отрасли;

♦ оказание спонсорской помощи для укрепления материально-технической базы и поддержки кадрового потенциала образовательных учреждений-участников университетского комплекса.

На учебной площадке СГТА реализуются образовательные программы по очной, заочной и дистанционной формам обучения. Поэтому для успешного функционирования университетского комплекса необходимо формирование информационно-ресурсного центра на основе совместного функционирования уже существующих ресурсов библиотеки академии и библиотек других участников проекта. Основной задачей центра является качественное информационное обеспечение образовательного и научного

процессов, а также создание и развитие собственных электронныхресурсов, предоставление других доступных информационных источников для преподавателей, ученых, аспирантов, студентов и инженерно-технических работников отрасли.

Структура отраслевого университетского комплекса является открытой и предусматривает возможность включения в свой состав на добровольной основе других (не отраслевых) образовательных учреждений и предприятий независимо от их формы собственности.

На наш взгляд, создание отраслевого университетского комплекса «СИБ-АТОМКАДРЫ » позволяет реализовать общую тенденцию современного образования в атомной отрасли:

■ удовлетворить новый социальный заказ системе профессионального образования;

■ развернуть интегрированную корпоративную систему подготовки высококвалифицированных кадров на территории Сибири и Дальнего Востока;

■ повысить эффективность использования финансовых, материальных, интеллектуальных, кадровых, информационных и иных ресурсов учреждений, организаций и предприятий, входящих в университетский комплекс;

■ обеспечить дополнительный канал финансирования ядерно-технического образования предприятиями отрасли и создаваемой корпорацией «Росэнергоатомпром»;

■ привлечь талантливых молодых людей в атомную отрасль и реализовать для них индивидуальные образовательные траектории.

Литература

1. Тихонов В. Ракетно-ядерный комплекс Рос-

сии: мобильность кадров и безопасность.

// Московский центр Карнеги. - 2000. - №1.

2. Жиганов А.Н, Карпов С.А, Кербель БМ,

Куровский В.Н, Медведев О.П., Николаев

А.Г, Петлин В.И. Ядерно-техническое

образование в закрытых атомных городах

России (системный подход). - Северск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.