Научная статья на тему 'Интеграция в сфере профессионального образования Росатома: возможности и перспективы'

Интеграция в сфере профессионального образования Росатома: возможности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов С. А.

В новых социально-экономических условиях система профессионального образования Росатома сосредоточена в закрытых малых атомных городах России. Это затрудняет решение задачи обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В статье рассмотрена концепция создания Регионального университетского комплекса Росатома как возможный вариант повышения качества отраслевого профессионального образования на интегративной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration in the Sphere of Rosatom Vocational Training: Possibilities and Prospects

Under new socio-economic conditions the system of Rosatom vocational training is concentrated in small Russian secret atomic towns. It makes difficult to solve the problem of providing the sector with highly qualified specialists. The article considers the concept of creation of Rosatom Regional University Complex as a possible variant of improving the branch vocational training on the basis of integration

Текст научной работы на тему «Интеграция в сфере профессионального образования Росатома: возможности и перспективы»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСАТОМА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С. Л. Карпов, декан факультета электрооборудования и автоматизации промышленности Северского государственного технологического института, доцент

В новых социально-экономических условиях система профессионального образования Росатома сосредоточена в закрытых малых атомных городах России. Это затрудняет решение задачи обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В статье рассмотрена концепция создания Регионального университетского комплекса Росатома как возможный вариант повышения качества отраслевого профессионального образования на интегративной основе.

В рыночных условиях предприятия Росатома испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих инновационным мышлением, способностью быстро реагировать на изменение внешних условий, рисковать и принимать решения. Общая тенденция к снижению качества профессионального технического образования в стране оказывает негативное влияние на развитие атомной отрасли1. Учитывая это, а также то, что атомная отрасль является системообразующей для экономики и безопасности государства, Росатом в качестве одной из своих первоочередных задач на период до 2010 г. определил повышение качества подготовки специалистов для атомной промышленности2. Особую актуальность данная задача приобрела в конце 90-х гг. XX в,, когда решение проблемы подготовки специалистов, способных развивать и модернизировать производство и технологии атомной промышленности, легло в основ ном на плечи вузов отраслевого подчинения. Как известно, до этого за подготовку таких специалистов отвечала вся страна в лице вузов, преимущественно не отраслевого подчинения. Отраслевые же вузы изначально (в годы становления отрасли) были ориентированы на подготовку качественно иных кадров, способных поддерживать сложнейшие, потенциально опасные для общества технологические процессы.

Осознание новых целевых установок определило возможность проведения

прогрессивных структурных и функциональных изменений в отраслевой системе образования, что нашло отражение в решениях двух коллегий Минатома России, состоявшихся 15 апреля 2003 и 14 ноября 2004 г. (совместно с Минобразованием России). К настоящему времени в Росатоме с привлечением педагогической и научной общественности оформлена нормативно-правовая база ядер-но-технического образования, разработаны основные, концептуальные, документы, раскрывающие главные стратегические цели и задачи развития отрасли и отраслевой системы образования3. Определены цели и задачи отраслевой системы образования, тенденции ее развития на ближайшее десятилетие и конкретные направления реформирования; функции различных образовательных структур; проблемы ядерного образования; приоритетные направления Программы развития ядерного образования и др.

В последнее время особую актуальность приобретает региональный аспект развития современной системы образования. Несомненно, движение в этом направлении содержит значительный потенциал для совершенствования отраслевой системы образования и самой атомной отрасли.

Ниже представлены некоторые положения концепции создания за Уралом (в Сибири и на Дальнем Востоке) Регионального отраслевого университетского комплекса Росатома на базе Северского государственного технологического

© С. А. Карпов, 2006 35

института (СГТИ). Концепция была утверждена Федеральным агентством по атомной энергии 21 марта 2005 г.

Предпосылки для реализации концепции отраслевого

университетского комплекса

На принципиальную возможность осуществления регионализации ядерно-технического образования в атомной отрасли за Уралом указывает ряд объективных факторов:

1) существующая тенденция к дальнейшей интеграции образовательных учреждений (в том числе и отраслевых) и нарастающий уровень этих интеграционных процессов, вся логика процессов, протекающих сегодня в российском образовании. По мнению министра образования и науки А. Фурсенко, это «снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения»4;

2) наличие совокупности образовательных учреждений и других образовательных структур по профилю атомной отрасли, способных обеспечить непрерывность образования. Все они расположены на данной территории и включены в социально-экономическую систему региона;

3) активная позиция Росатома в качестве системообразующего элемента, в интересах которого как единого заказчика на подготовку кадров может быть сформирован региональный образовательный комплекс;

4) наличие в регионе отраслевого вуза — Северского государственного технологического института, способного претендовать на определяющую роль в Сибири и на Дальнем Востоке в решении проблемы регионализации образования в интересах атомной отрасли.

По данным рейтинга вузов, опубликованным в газете «Поиск» от 18 июня 2004 г., Северский государственный тех-

нологический институт был удостоен высоких оценок. Так, первое место среди институтов Росатома осталось за ним. Кроме того, СГТИ попал в число 100 лучших технических и технологических институтов и университетов страны. В июне 2004 г. СГТИ стал лауреатом конкурса «Золотая медаль „Европейское качество"» в номинации «Сто лучших вузов», организованного Международной академией качества и маркетинга при поддержке Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Союза ректоров вузов России.

В конце марта 2005 г. СГТИ, став в 2001 г. самостоятельным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, успешно прошел процедуры аттестации, аккредитации и лицензирования на следующий 5-летний срок.

Авторитетная комиссия пришла к заключению, что СГТИ имеет все основания для присвоения ему статуса академии. Доля профессорско-преподавательского состава со степенями и званиями в вузе равна 62 %, тогда как в среднем по вузам России — примерно 54 %. По числу научно-исследовательских работ, ведущихся в СГТИ, он давно перешагнул планку среднестатистической российской академии. Число монографий и учебных пособий, выпущенных за последние два года, сопоставимо с аналогичным показателем любой академии. Наконец, при СГТИ, единственном из отраслевых вузов, не считая МИФИ, работает докторский диссертационный совет.

Преобразование института в Северскую государственную технологическую академию (СГТА), происходящее в соответствии с Комплексной программой развития вуза, в ближайшем будущем позволит законодательно закрепить право на создание Регионального отраслевого университетского комплекса5.

В течение нескольких последних лет Северский государственный технологический институт ведет работу по созданию системы многоуровневого непрерыв-

ного образования отраслевой направленности. Проведена методическая проработка различных аспектов проблемы подготовки специалистов — носителей критических знаний для Росатома, созданы методики и программы сопровождения непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки, использующие весь накопленный потенциал образовательных структур Северска — закрытого атомного города Росатома.

Активная позиция администрации ФГУП «Сибирский химический комбинат» (СХК) в вопросе непрерывного обучения своих будущих сотрудников, а также поддержания и повышения квалификации специалистов, уже задействованных на производстве, позволяет эффективно осуществлять реальную интеграцию усилий вуза и предприятия, реализовать систему послевузовского и дополнительного послевузовского образования. Одним из направлений их совместной работы является адресный подход к подготовке специалистов. Этот подход осуществляется через филиал кафедры СГТИ «Химия и технология материалов современной энергетики», организованный на СХК: на сублиматном (СЗ), радиохимическом (РХЗ) и химико-металлургическом заводах (ХМЗ).

Согласно совместному приказу о создании филиала, подписанному ректором СГТИ и генеральным директором СХК, а также в соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 17) и Постановлением Правительства РФ № 264 от 5 апреля 2001 г. студенты филиала кафедры обучаются по индивидуальному плану, совмещая учебу с работой на СХК. Это осуществляется с целью привития им практических навыков работы по специальности и вовлечения их в конструкторскую, рационализаторскую и изобретательскую деятельность через УИРс, курсовое и дипломное проектирование. На период обучения студенты филиала кафедры обеспечиваются рабочими местами по специальности на СЗ,

РХЗ, ХМЗ или могут работать на предприятиях по договорам подряда. Обучение продолжается с начала 10-го семестра до середины 11-го, включая и преддипломную практику студентов.

Эффективный механизм взаимодействия СГТИ—СХК, проверенный временем, может и должен быть распространен и на другие предприятия отрасли.

Заметной вехой на пути реализации концепции Регионального отраслевого университетского комплекса явилось создание на базе СГТИ Отраслевой экспериментальной площадки Росатома «Северский центр ядерно-технического образования» (СЦ ЯТО). Правовая форма СЦ ЯТО — объединение организаций различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования. Основа объединения — академическая интеграция. Инновационная деятельность СГТИ в этом направлении нашла поддержку у администрации ЗАТО Северск и СХК.

Отраслевая экспериментальная площадка по своей сути является прообразом Регионального отраслевого университетского комплекса. Работа над ее открытием позволила не только выделить наиболее серьезные проблемы, которые могут возникнуть при реализации концепции создания университетского комплекса, но уже на начальном этапе предложить решение большинства сопутствующих организационных, кадровых, финансово-экономических, психологических проблем.

Региональный отраслевой университетский комплекс

Региональный отраслевой университетский комплекс представляет собой совокупность различных учреждений образования, организаций и предприятий, хотя и имеющих юридическую самостоятельность, но фактически образующих целостную систему в области ядерного образования.

Для достижения целей, стоящих перед Региональным отраслевым университетским комплексом, наиболее удобной правовой формой следует признать Ассоциацию (объединение) с реализацией комбинированных горизонтальновертикальных связей между учебными заведениями Федерального агентства по атомной энергии, самими предприятиями, профильными средними профессиональными учебными заведениями и несколькими общеобразовательными школами. Университетский комплекс является самостоятельным юридическим лицом и имеет статус некоммерческой организации. Все участники независимо от форм собственности сохраняют статус самостоятельных юридических лиц.

В рамках внедряемой системы многоуровневого непрерывного ядерно-тех-нического образования Региональный отраслевой университетский комплекс служит ключевым элементом, объективно обеспечивающим принцип открытости, ее распространение за пределы конкретного ЗАТО.

Цели и задачи создания

университетского комплекса Росатома

Основными целями создания Регионального отраслевого университетского комплекса, направленными на выполнение государственных задач, стоящих перед Росатомом, и не противоречащими указанным в постановлении Правительства РФ и в проекте Типового положения об университетских комплексах, являются:

— усиление интеграции отраслевых и профильных образовательных учреждений всех уровней профессионального образования с предприятиями отрасли;

— повышение качества ядерного образования и развитие учебно-методического обеспечения отраслевых образовательных учреждений;

— обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культур-

ным запросам общества и изменениям на рынке труда;

— развитие инновационной деятельности отраслевых образовательных учреждений и НИИ. Создание и развитие отраслевой инновационной инфраструктуры. Вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов;

— повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в университетский комплекс;

— создание условий и расширение возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, социально-экономического, социокультурного и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровни, активизация научных исследований и инновационной деятельности;

— повышение роли и статуса отраслевых вузов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии малых городов Росатома.

Создание Регионального отраслевого университетского комплекса позволяет решить многие задачи, в числе которых:

— обеспечение единства образовательного процесса;

— координация образовательного процесса на уровне региона, отрасли;

— обеспечение непрерывности, многоуровнево сти и многофункциональности образования с учетом реальной потребности Росатома в специалистах;

— обеспечение преемственности всех ступеней образования;

— всестороннее взаимодействие образовательных коллективов;

— тесная интеграция науки, образования и промышленности;

— возможность реализации различных образовательных траекторий при подготовке специалистов, затребованных на рынке труда;

— использование преимущества единой системы управления и научно-техно-логической базы комплекса;

— использование многоканального финансирования.

Решение указанных задач будет способствовать развитию глубоко интегрированной корпоративной системы подготовки высококвалифицированных кадров Росатома за Уралом.

Структура университетского комплекса Росатома

Региональный отраслевой университетский комплекс — это многоуровневая структура.

Базовым образовательным учреждением университетского комплекса является Северский государственный технологический институт.

Первый уровень комплекса образуют учреждения среднего общего образования — базовые школы СГТИ, участвующие в совместном эксперименте по созданию в школе целостной системы вооружения учащихся универсальными знаниями, умениями и навыками в интересах атомной отрасли; приобщения к самостоятельной деятельности, связанной с избранным профилем обучения; формирования ключевых компетенций, определяющих качество образования.

Второй уровень образуют учреждения начального и среднего профессионального образования.

Предприятия атомной отрасли нуждаются не только в инженерных кадрах, но также в техниках и квалифицированных рабочих. Профессионально-технические училища не просто являются источником квалифицированных рабочих кадров, наряду с базовыми школами они готовят для техникумов, колледжей и вуза профессионально ориентированных

абитуриентов, изначально обеспечивают качество абитуриентов и их будущий профессионализм.

Учреждения среднего профессионального образования составляют важное звено в системе профессиональной подготовки в рамках университетского комплекса, которое в значительной мере определяет ее уровень в следующем звене — высшей школе. Чем выше уровень среднего профессионального образования, тем выше уровень образования в высшей школе. С целью достижения преемственности различных видов профессионального образования средние профессиональные и профессионально -технические учебные заведения объединяются для поэтапной подготовки квалифицированных рабочих и техников с последующей возможностью продолжения обучения на третьем уровне — в отраслевом вузе — в сокращенные сроки. СГТИ как базовый институт университетского комплекса осуществляет послевузовскую профессиональную подготовку: повышение квалификации, профессиональный рост кадров высшей квалификации, подготовку кандидатов и докторов наук.

Завершает структуру университетского комплекса четвертый уровень, который образуют институты Российской академии наук и предприятия Росатома.

Участие институтов Российской академии наук на данном уровне предполагает совместное использование экспериментальной базы для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований по технологии,оборудованию и материалам атомной науки и техники, промышленности и АЭС, а также для подготовки специалистов элитного уровня в интересах отрасли.

Участие предприятий в университетском комплексе, в частности, предполагает:

— создание условий, необходимых для привлечения на работу на предприятии выпускников университетского комплекса за счет: а) реализации специаль-

ных программ, направленных на закрепление молодых специалистов, предусматривающих организацию стажировки выпускников университетского комплекса, условий для их профессионального роста и служебного продвижения, возможности решения жилищных проблем для наиболее перспективных из них; б) организации участия ведущих специалистов и руководителей предприятия во встречах со студентами старших курсов, а также в учебном процессе;

— обеспечение организации всех видов практики в структурных подразделениях предприятия для студентов III— V курсов СГТИ по значимым для предприятия специальностям;

— обеспечение участия ведущих специалистов предприятия в научно-пе-дагогической деятельности СГТИ и работе государственных аттестационных комиссий по согласованию сторон;

— формирование предложений по темам реальных курсовых и дипломных проектов для студентов, сориентированных на дальнейшую работу на предприятии;

— оказание спонсорской помощи для укрепления материально-технической базы и поддержки кадрового потенциала образовательных учреждений — участников университетского комплекса.

На учебной площадке СГТИ образовательные программы реализуются в очной, заочной и дистанционной формах обучения. Поэтому для успешного функционирования университетского комплекса необходимо формирование информационно-ресурсного центра на основе совместного функционирования уже существующих ресурсов библиотеки СГТИ и библиотек других участников проекта. Его основной задачей является качественное информационное обеспечение образовательного и научного процессов, а также создание, развитие собственных электронных ресурсов и предоставление других доступных информационных источников для преподавателей, ученых, аспирантов, студентов и инженерно-технических работников отрасли.

Структура Регионального отраслевого университетского комплекса является открытой и предусматривает возможность включения в свой состав на добровольной основе других (не отраслевых) образовательных учреждений и предприятий независимо от их формы собственности.

Создание Регионального отраслевого университетского комплекса является очередным этапом на пути усиления интеграционных процессов в области ядерно-технического образования и содержит значительный потенциал для развития отраслевой системы образования.

Реализация концепции Регионального отраслевого университетского комплекса окажет существенное положительное влияние на качество подготовки специа-листов-атомщиков и снизит остроту кадровой проблемы в атомной отрасли. Участники университетского комплекса смогут войти в виртуальный корпоративный ядерный университет и через него интегрироваться в мировое ядерное сообщество — Всемирный ядерный университет, инаугурация которого состоялась в Лондоне в сентябре 2003 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Беляев A. EDUCATION GAP: Технологическое образование на пороге XXI века / А. Беляев, В. Лившиц. Томск, 2003.

2 См.: Программа развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003—2010 годы. М., 2003.

3 См.: Жиганов А. Н. Ядерно-техническое образование в закрытых атомных городах России (системный подход) / А. Н. Жиганов, С. А. Карпов* Б. М. Кербель и др. Северск, 2004.

* Приоритетные направления развития системы образования РФ : справ, рук. образ, учреждения. 2005. № 1. С, 9—16.

® Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 июня 2005 г. № 1537 за СГТИ был закреплен статус «академия» и приказом Федерального агентства по атомной энергии от 5 июля 2005 г. № 388 вуз переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северская государственная технологическая академия» (ФГОУ ВПО «СГТА»),

Поступила 13.12.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.