УДК Н. В. Силкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
378.046.4 кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология»
Сибирского государственного университета путей сообщения, Новосибирск, Россия, Silkina@stu.ru
Е. А. Пименова, специалист по учебно-методической работе Института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров Сибирского государственного университета путей сообщения, Новосибирск, Россия, pea1@stu.ru; epimenova2010@ mail.ru
Nadezhda Silkina, Doctor of pedagogy, Professor, Head of department Professional training, pedagogy and psychology of Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia, Silkina@stu.ru
Elena Pimenova, educational and methodological work specialist, Institute of Prospective Transprot Technologies of Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia, pea1@stu.ru; epimenova2010@ mail.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ
educational environment of additional professional education:
industrial aspect
В статье рассмотрена роль образовательного пространства дополнительного профессионального образования в развитии профессиональных и общих компетенций обучающихся из числа специалистов и руководителей железнодорожного транспорта. Предложена модель образовательного пространства дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте, определены структурные компоненты модели.
The article concerns the role of additional professional education environment in developing railway industry specialists and managers’key and professional competencies. The paper provides a model of further professional educational environment applicable in training specialists of railway industry. The authors represent some core components of the model.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, образовательное пространство, образовательное пространство дополнительного профессионального образования, взаимодействие, взаимодействие субъектов образовательного пространства, профессиональные и общие компетенции.
Key words: additional professional education, educational environment, further professional education environment, cooperation, cooperation of educational environment subjects, key and professional competencies.
Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) становится важным фактором экономического роста в России, так как совершенствование подготовки профессиональных кадров, повышение квалификации специалистов, занятых в различных отраслях экономики страны, играет все более заметную роль в повышении эффективности производства.
Образовательные запросы каждого сектора экономики формируют спрос на образовательные услуги учреждений ДПО, стимулируют их активность в поиске новых методов и форм обучения.
Анализ нормативно-правовых документов (Федеральный закон о дополнительном образовании, принятый Государственной Думой 12 июля 2001 года; Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 20022005 гг. (приказ Минобразования России от 26.06.2002 № 2423); проект приказа министра образования и науки РФ А. Фурсенко «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования» от 18.11.2009 и др.) позволяет авторам определить дополнительное профессиональное образование как систематизированное профессионально ориентированное образование специалистов, рабочих и руководителей, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров на
Professional Education in Russia and abroad 2 (6) 2012
105
Современные тенденции развития профессионального образования
базе профессионального образования в соответствии с потребностями производства, экономической стратегией развития различных отраслей страны, дополнительными профессиональными образовательными программами и способствующее развитию деловых и творческих способностей обучающихся, повышению их культурного уровня.
В современных условиях совершенствование системы ДПО требует изучения категории «образовательное пространство», его формирования и развития.
Понятие «образовательное пространство» до сих пор в научно-педагогической литера-
туре трактуется неоднозначно. Одна из первых попыток определить содержание понятия «образовательное пространство» относится к середине 90-х гг. XX в. Оно трактовалось как «существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации» [6]. Различное понимание термина «образовательное пространство» разными исследователями и авторами публикаций представлено авторами данной статьи в таблице 1.
Таблица 1
Дефиниции понятия «образовательное пространство»
Автор Определение
1 2
И. Фридман, А. Хуторской Образовательное пространство - конкретные «места» свободного развития личности, определяемого связями между деятельностями учреждений прямо или косвенно относящихся к вопросам образования
М. Кукушкин, А. Александрова Образовательное пространство - «область» реализации индивидуальных образовательных траекторий (где под индивидуальностью понимается как отдельный ученик, так и образовательный институт)
Е. Александрова, Г. Н. Блинов, В. И. Слободчиков Образовательное пространство - «реальность», образующаяся от взаимовлияния преподавания и учения, пересечения и взаимопонимания взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и др.)
В. А.Козырев образовательное пространство - набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека
Л.В. Путилло Образовательное пространство - форма, условие и мера целостности социальных организмов, как на уровне отдельного индивида, так и общества, проявляющаяся в упорядоченности, определенности социальных формообразований в процессе образования
И.В.Меньшиков, В. А.Харитонова Образовательное пространство - динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений
Ю. А. Джагаров, Г. И. Дубенчак, Л. Н. Ковалева, А. И. Купрюхин Образовательное пространство - комплекс явлений, сочетающий в себе взаимодействие различных социальных факторов и действующих на конкретной территории. В упрощенном варианте под образовательным пространством подразумевается территория, рассматриваемая исключительно с образовательной точки зрения
В ходе анализа ряда исследований было выявлено использование понятия «образовательное пространство» (далее - ОП) как синонима термина «образовательная среда»; как социального пространства; физического пространства; результата возможной интеграции существующих элементов системы образования; явления в общественных отношениях стран, специфическое качество единства; результата конструктивной деятельности; в качестве метафоры; в значении «территориальной» категории; в значении одного из уровней социального пространства.
Опираясь на работы И. Фридмана и А. Хуторского, И. В. Меньшикова и В. А. Харитоновой, содержание понятия «образовательное пространство» в широком смысле мы понимаем как динамическое единство субъектов, прямо или косвенно относящихся к вопросам
образования, и системы их отношений по развитию личности, ее адаптации, социализации и творческой самореализации.
Роль системы ДПО на железнодорожном транспорте (далее - ж/д транспорт) для руководителей и специалистов всех категорий определяется реализацией непрерывного образования, превращением дополнительного образования в один из мощных факторов ускорения реорганизации производства, усиления мотивации работников к высокопроизводительному труду. В Положении о дополнительном профессиональном образовании руководителей и специалистов ОАО «РЖД» № 1165 от 25.11.2005 говорится, что основными целями дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов являются «обеспечение внедрения в практику ОАО «РЖД» новых научных, технических,
организационных и экономических идей, приобретение руководителями и специалистами профессиональных знаний и навыков, отвечающих требованиям к их работе, подготовка резерва кадров, адаптация руководителей и специалистов к новым экономическим и социальным условиям, ведение ими новой профессиональной деятельности с учетом международных требований и стандартов» [2].
Когда мы говорим о дополнительном профессиональном образовании работников ж/д транспорта, образовательное пространство
(ОП ДПО] мы понимаем как сферу конструктивного взаимодействия различных субъектов (учреждений, организаций, управленческих структур], ориентированных на повышение квалификации, подготовку и переподготовку специалистов и руководителей железнодорожной отрасли.
В результате проведенного исследования (проблема образовательного пространства ДПО рассматривалась авторами статьи в течение 2005-2010 гг.] была создана модель ОП ДПО на железнодорожном транспорте (рис.1].
Рис.1. Модель ОП ДПО на железнодорожном транспорте
Представленная модель ОП ДПО имеет свою специфику - отраслевую направленность, а именно удовлетворение потребностей предприятий железнодорожного транспорта. Она обладает универсальностью и гибкостью в том плане, что входящие в ОП субъекты могут являться субъектами и другой модели отраслевого ОП ДПО, а также меняться в зависимости от задач и изменений, происходящих в системе дополнительного профессионального образования, отрасли или стране. При этом ОП является условием развития профессиональных и общих компетенций слушателей ИПК.
К понятию «профессиональные (специальные] компетенции» мы относим способности работника выполнять работу в соответствии с
требованиями должности, а требования должности - это задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Опираясь на анализ материалов официальных документов на ж/д транспорте, в качестве общих компетенций мы выделили корпоративные компетенции (качество работы, клиентоо-риентированность, креативность, компетентность, корпоративность, лидерство].
Проведенное экспериментальное исследование позволило авторам статьи выявить влияние субъектов образовательного пространства на развитие профессиональных и общих компетенций специалистов и руководителей железнодорожной отрасли (таблица 2].
Таблица 2
Влияние субъектов образовательного пространства ДПО на развитие компетенций специалистов и руководителей железнодорожной отрасли
Субъекты образовательного Цель Средства Развитие компетенций
Отраслевые вузы, вузы города и региона, учреждения ДПО, обучающие центры - Обмен передовым опытом, установление связей, взаимодействие с целью дальнейшего сотрудничества, создание единого общего информационного поля; - кадровое обеспечение системы дополнительного профессионального образования Семинары, тренинги, сборники научных трудов, конференции Профессиональных и общих компетенций 1] опосредованное: через повышение квалификации преподавателей; 2] непосредственное: через проведение занятий с помощью инновационных образовательных технологий и активных методов обучения
Professional Education in Russia and abroad 2 (6) 2012
1Q?
Современные тенденции развития профессионального образования
Окончание таблицы 2
Международное сотрудничество в сфере ДПО: образовательные учреждения, корпоративные - Увеличение экспорта образовательных услуг; - создание условий для участия ИПК в международных проектах, конкурсах на получение грантов международных фондов и программ; - повышение уровня информационного обмена между российскими и иностранными субъектами ДПО на базе создаваемого единого информационного образовательного пространства -Международные проекты, конкурсы; -единое информационное образовательное пространство; - опыт в работе со слушателями в системе ДПО Общих компетенций
Информационное пространство: СМИ, библиотеки и др. Информационное обеспечение, научное, правовое учебно-методическое обеспечение слушателей. -Документы, нормативноправовая база, учебники, учебные пособия, научная литература, -публицистика -телерадиовещание, -печать, - цифровые издания Профессиональных и общих компетенций
Центры - структурные подразделения ИПК -повышение квалификационного уровня специалистов, подготовка управленческих кадров; -развитие корпоративных и необходимых компетенций руководителей и сотрудников для успешного выполнения функциональных обязанностей и эффективного выполнения задач в интересах достижения стратегических целей Программы, ТСО, ППС, образовательные технологии и активные методы обучения, кабинеты, деловая культура Профессиональных и общих компетенций
Отраслевой университет, кафедры университета - Содействие созданию в университете эффективной и единой системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей постоянное обновление содержания и форм учебного процесса, отвечающим требованиям заказчиков образовательных услуг; - научное и учебно-методическое обеспечение системы ДПО; - кадровое обеспечение системы дополнительного профессионального образования - Совет по дополнительному профессиональному образованию; - курирование групп слушателей отраслевой специфики; -программы для всех категорий слушателей и направлений отрасли; - взаимодействие с предприятиями-заказчиками отрасли; -инновационные образовательные и информационные Профессиональных и общих компетенций
Предприятие-заказчик -Повышение квалификационного уровня специалистов, подготовка управленческих кадров; -развитие корпоративных и необходимых компетенций руководителей и сотрудников для успешного выполнения функциональных обязанностей и эффективного решения задач с целью достижения стратегических целей компании Квалификационные требования специалиста, профессиональные стандарты, модель профессиональных и общих компетенций Профессиональных и общих компетенций
Таким образом, образовательное пространство дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте, базирующееся на принципах взаимодействия, совместной деятельности субъектов, при сформулированном заказе предприятия, а также определенных организационно-педагогических условиях (учебно-методическом обеспечении и научном сопровождении] является непременным условием развития профессиональных и общих компетенций специалистов и руководителей железнодорожной отрасли.
1. Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 гг. // Приказ Минобразования России № 2423 от 26.06.2002.
2. Положение о дополнительном профессиональном образовании руководителей и специалистов ОАО «РЖД» № 1165 от 25.11.2005.
3. Шумакова А. В. Антропологический подход к исследованию проблем образовательного пространства: актуальность и направление научного поиска // Научная мысль Кавказа (приложение]. - Ростов-на-Дону. - 2005. - № 5 (73]. - С.162-170.
4. Пименова Е. А. Повышение уровня подготовки резерва руководителей среднего звена на примере компании ОАО «РЖД». // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 16-19 июля 2008 г.]. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - 462 с.
5. Меньшиков И. В., Пермякова Н. В., Сорокина С. А. Проектирование развития образовательного пространства. - Режим доступа: Ьир://Брки^уитоу. narod.ru/62school2.htm.
6. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 10-15.