Научная статья на тему 'О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ'

О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исключительное право / авторское право / предмет доказывания / депонирование / доказательства / произведения / авторство / Суд по интеллектуальным правам.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова Лилия Игоревна

Статья даёт наиболее полное представление об особенностях доказательств при рассмотрении споров о нарушении авторских прав в современной российской правоприменительной практике, поскольку в практической деятельности возникает достаточно много вопросов. На основе анализа судебной практики и специальной литературы выявлены основные примеры возможных доказательств в делах о доказывании авторского права на те или иные произведения. В настоящей работе был сделан вывод, что исчерпывающий перечень доказательств авторства отсутствует. Установить авторство конкретного лица могут только доказательства, подтверждающие факт создания произведения конкретным лицом (например, свидетельские показания, публикации, черновики, доказательства, основанные на установлении творческого стиля автора, и т.п. Большое внимание уделяется определению предмета доказывания и распределения бремени доказывания по спорам о защите авторских прав. Анализируется судебная практика по данной категории дел. В работе автор также приводит примеры судебной экспертизы, использования нотариальных действий, свидетельских показаний, что позволяет определить доказательства по судебным спорам о нарушении данного права. Помимо прочего, представлены различные подходы судов к оценке доказательств. В завершении исследования был сделан вывод о том, что формирование процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел о защите авторских прав обусловлено материально-правовой природой авторских отношений спецификой субъектного состава, содержанием и объектом материальных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ»

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТИ

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-195-198 NIION: 2021-0079-5/23-282 MOSURED: 77/27-025-2023-05-282

АНТОНОВА Лилия Игоревна,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: antonova.li@students.dvfu.ru

Научный руководитель: КАРЕВА Татьяна Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент Дальневосточного федерального университета,

e-mail: kareva.tyu@dvfu.ru

О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

Аннотация. Статья даёт наиболее полное представление об особенностях доказательств при рассмотрении споров о нарушении авторских прав в современной российской правоприменительной практике, поскольку в практической деятельности возникает достаточно много вопросов. На основе анализа судебной практики и специальной литературы выявлены основные примеры возможных доказательств в делах о доказывании авторского права на те или иные произведения. В настоящей работе был сделан вывод, что исчерпывающий перечень доказательств авторства отсутствует. Установить авторство конкретного лица могут только доказательства, подтверждающие факт создания произведения конкретным лицом (например, свидетельские показания, публикации, черновики, доказательства, основанные на установлении творческого стиля автора, и т.п. Большое внимание уделяется определению предмета доказывания и распределения бремени доказывания по спорам о защите авторских прав. Анализируется судебная практика по данной категории дел. В работе автор также приводит примеры судебной экспертизы, использования нотариальных действий, свидетельских показаний, что позволяет определить доказательства по судебным спорам о нарушении данного права. Помимо прочего, представлены различные подходы судов к оценке доказательств. В завершении исследования был сделан вывод о том, что формирование процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел о защите авторских прав обусловлено материально-правовой природой авторских отношений спецификой субъектного состава, содержанием и объектом материальных правоотношений.

Ключевые слова: исключительное право, авторское право, предмет доказывания, депонирование, доказательства, произведения, авторство, Суд по интеллектуальным правам.

ANTONOVA Lilia Igorevna,

student of the Law School of the Far Eastern Federal University

Supervisor: KAREVA Tatyana Yurievna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Far Eastern Federal University

ABOUT EVIDENCE IN COPYRIGHT PROTECTION CASES

Annotation. The article gives the most complete idea of the features of evidence when considering disputes about copyright infringement in modern Russian law enforcement practice, since in practice there are quite a lot of questions. Based on the analysis of judicial practice and special literature, the main examples of possible evidence in cases of proving copyright to certain works have been identified. In this paper, it was concluded that there is no exhaustive list of evidence of authorship. The authorship of a particular person can only be established by evidence confirming the creation of a work by a specific person (for example, witness statements, publications, drafts, evidences based on the establishment of the author's creative style, etc. Much attention is paid to determining the subject of proof and the distribution of the burden of proof in copyright disputes. The judicial practice on this category of cases is analyzed. In the work, the author also

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

gives examples of forensic examination, the use of notarial actions, witness testimony, which makes it possible to determine evidence in court disputes about the violation of this right. Among other things, various approaches of courts to the assessment of evidence are presented. At the end of the study, it was concluded that the formation of procedural features of the consideration and resolution of copyright cases is due to the substantive nature of copyright relations, the specifics of the subject composition, the content and object of material legal relations.

Key words: exclusive right, copyright, subject of proof, deposit, evidence, works, authorship, intellectual property Court.

Центральное место в судопроизводстве занимает процесс доказывания. Доказывание представляет собой деятельность субъектов доказывания по обоснованию обстоятельств дела с целью его разрешения. Именно в процессе доказывания на основе получаемых сведений о фактах суд устанавливает наличие или отсутствие действительных обстоятельств дела, имеющих значение для правильного осуществления правосудия [1, с. 95].

Подлежащую установлению с целью правильного разрешения спора совокупность обстоятельств, проецирующих и характеризующих спорные правоотношения, называют предметом доказывания [2, с. 88].

В свою очередь понятие доказывания неразрывно связано с доказательствами, поскольку, только оперируя ими, можно установить сведения о фактах рассматриваемого дела [1, с. 96].

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе разрешения споров о защите интеллектуальных прав в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы действующего гражданского и процессуального законодательства Российской Федерации в сфере правового регулирования института защиты авторских прав, труды ученых, а также практика его применения.

Работ, непосредственно направленных на анализ особенностей судопроизводства по делам о защите авторских прав, крайне мало. Поэтому в работе используются материалы юридической практики (как позиции Верховного суда Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам Российской Федерации, так и других судов, в частности, Арбитражного суда Приморского края).

Авторское право на произведение возникает в силу факта создания объекта, отвечающего условиям охраноспособности: являющегося результатом творческого труда автора и выраженного в объективной форме.

В предмет доказывания включаются право-образующие факты [3]. Исходя из характера спора о защите исключительных прав на произведение на истце лежит обязанность доказать

факты принадлежности ему исключительных прав и использования данных прав ответчиком, на ответчике - выполнение им требований действующего законодательства при использовании соответствующих произведений.

Но ни национальным законодательством РФ, ни международными договорами РФ регистрация авторских прав не предусмотрена, авторские права возникают у создателя произведения в силу факта его создания [4, с. 214].

Например, согласно ст. 26 Гражданского процессуального кодекса РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в случае, если есть факт нарушения его авторских или смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. При этом заявитель должен предоставить документы, подтверждающие его права на данные объекты. Если регистрация авторских и смежных прав не предусмотрена, что будет являться подтверждением права на результат интеллектуальной деятельности?

Рассмотрим несколько вариантов, первый из которых - депонирование.

Депонирование подразумевает под собой обращение правообладателя в организацию по управлению правами на коллективной основе (далее - ОКУП), действующую на основании статей 1242-1244 Гражданского кодекса РФ, с заявлением о депонировании произведения. Такими организациями сейчас являются Российское авторское общество (РАО), Российское автор-ско-правовое общество «Копирус», Национальный Реестр Интеллектуальной Собственности (НРИС) - это общество, отделившееся от РАО и ведущее реестр на основе технологий блокчейн, и другие. Депонирование согласуется с презумпцией авторства, закрепленной в статье 1257 ГК РФ.

Заявитель, желающий получить Свидетельство о депонировании, подает заявление и предоставляет материальный носитель с произведением (например, нотная партитура и текст песни на бумажном носителе, к которому прилагаются фонограммы (звукозаписи), аудиовизуальные произведения и иное).

По завершении регистрации произведения, как правило, один экземпляр произведения остается в архиве ОКУПа, а второй экземпляр, по

желанию автора, может быть ему предоставлен с печатью ОКУПа. Кроме того, автору выдается свидетельство, в котором указывается дата его обращения с заявлением о депонировании, название произведение, а также его фамилия, имя и отчество (при наличии). Свидетельство также подписывается руководителем ОКУПа, проставляется печать.

Так, в одном из дел, рассматриваемых Арбитражным судом Приморского края, экземпляр произведения прошел регистрацию и депонирование, в результате чего было выдано свидетельство о депонировании произведений, зарегистрированное в базе данных (реестре) Российского авторского общества КОПИРУС с указанием в качестве правообладателя данных произведений - IMC. TOYS, S.A. Изображения произведений приведены в альбоме депонируемых произведений, а также в Гарантии авторских прав.

Таким образом, суд указал, что права на указанные произведения изобразительного искусства, в том числе право на защиту нарушенных прав принадлежат компании [5].

Вместе с тем нужно понимать, что само по себе депонирование является именно доказательством того, что определенное лицо назвало себя автором в определенную дату, но не является доказательством авторства.

Верховный суд РФ отметил следующее: «Факт депонирования внешнего облика игрушек как произведений, отраженных в альбоме сборных деревянных изделий, подтверждает лишь существование таких объектов авторского права на момент депонирования, но само по себе не подтверждает право авторства на эти объекты.

Депонирование произведения является добровольной, не предусмотренной законом процедурой, с которой закон не связывает наступление каких-либо последствий. Депонирование лишь подтверждает существование в определенный момент времени экземпляра определенного произведения» [6].

С учетом вышеуказанного понятно, что исчерпывающий перечень доказательств авторства отсутствует. Установить авторство конкретного лица могут только доказательства, подтверждающие факт создания произведения конкретным лицом (например, свидетельские показания, публикации, черновики, доказательства, основанные на установлении творческого стиля автора, и т.п.) [7].

Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии. Правообладателем, получившим исключительное право на основании договора об отчуждении исключительного права, считается лицо, указанное в представленном в суд

договоре. Необходимость исследования обстоятельств возникновения авторского права и перехода этого права к правопредшественнику истца отсутствует, если право истца не оспаривается при представлении ответчиком соответствующих доказательств [8].

Еще одним способом доказывания своего авторства является удостоверение нотариусом времени предъявления ему документа. Согласно ст. 85 «Основ законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 28.04.2023) нотариус может удостоверить время предъявления именно документа, а не любого текста. При удостоверении времени предъявления документов на соответствующих документах совершаются удостоверительные надписи.

Документ нотариусу должны предъявить в двух экземплярах, один остается в нотариальной конторе, второй - с подписью специалиста передается заявителю.

Вместе с тем нужно согласиться с мнением А.П. Сергеева, считающего, что «ни нотариус, ни РАО не проверяют и не в состоянии проверить, кем создано произведение и кому принадлежат права на его использование. Большее, на что способны названные и подобные им действия, -это удостоверение факта существования произведения в объективной форме на определенный момент времени» [9, с. 116]. То есть факт создания произведения именно данным лицом должен доказываться всеми теми процессуальными средствами, которые допускаются действующими кодексами, а именно: объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, вещественными доказательствами и заключениями экспертов, каждое из которых не имеет для суда заранее установленной силы.

В подтверждение статуса правообладателя защищаемых объектов авторского права лицо может представить материалы переписки по электронной почте, как это было в одном из дел, где истец предоставил материалы создания своего сайта, а также копию электронного письма, отправленного с адреса электронной почты под названием «для журнала», во вложении отправлены тексты, о защите которых заявлено истцом по делу [10]. В данном случае отправка произведения по электронной почте позволила зафиксировать дату его создания и автора.

В судебной практике есть примеры доказывания авторства в том числе посредством свидетельских показаний. Суд отметил, что авторство истца на спорные фотографии не может подтверждаться лишь отличающимися друг от друга свидетельскими показаниями. Также суд учел, что давность создания фотографий составляет около 5 лет, а в период совместной деятельности истца и ответчика было сделано порядка 2000 фотогра-

фий по 200 объектам, на которых стороны осуществляли 13 совместную деятельность, в связи с чем показания свидетелей не могут подтвердить чье-то авторство и носят лишь косвенное значение [11].

То есть нужно помнить, что свидетельские показания также должны отвечать принципам достаточности и достоверности, установленным процессуальным законодательством, и в данном деле они явно противоречили друг другу.

В случае, когда в деле необходимо рассмотрение вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу (ст. 82 АПК РФ).

Так, суд после проведения судебной экспертизы, пришел к выводу, что невозможно достоверно установить авторство спорных фотоизображений. Была обнаружена непоследовательность позиции истца относительно технического устройства, на которое созданы фотографии, даты их создания, наличие фактов и установленной экспертом возможности изменения свойств фотографий, доказательства пересылки части фотографий лицами, привлеченными истцом для выполнения отдельных видов работ, возможности записи фотографий на техническое устройство. В итоге исковые требования не были удовлетворены [12].

Таким образом, формирование процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел о защите авторских прав обусловлено материально-правовой природой авторских отношений спецификой субъектного состава, содержанием и объектом материальных правоотношений.

Список литературы:

[1] Власов, А.А. Арбитражный процесс России / А.А. Власов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 385 с.

[2] 2.17. Ланг, П.П. Сущность и принципы доказывания в арбитражном судопроизводстве / П.П. Ланг // Юридическая наука. - 2018. - №4. - С. 87-92.

[3] Дикарева Н.Ф. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о защите авторских прав Дисс. канд. юрид. наук. М. 2003.

[4] Луткова, О.В. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве / О.В. Луткова, Л.В. Терентьева, Б.А. - Москва: Проспект, 2017. -224 с.

[5] Решение Арбитражного суда Приморского края от 24 ноября 2022 г. по делу N А51-4613/2022 // СПС Гарант

[6] Определение Верховного суда Российской Федерации от 17.09.2020 по делу № № 305-ЭС20-8198 // СПС Гарант

[7] Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 февраля 2020 г.

N С01-1558!2019 по делу N СИП-598!2019 II СПС Гарант

[8] О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 г. N 10 «» II Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2019. №7 II СПС Гарант

[9] Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юристъ, 2000. — 400с.

[10] Определение ВС РФ от 1 июня 2020 г. № 302-ЭС20-7024 по делу № А33-22966!2018 II СПС Гарант

[11] Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 по делу № А65-12697!2015 II СПС Гарант

[12] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19 сентября 2022 г. N С01-943!2019 по делу N А76-13230!2018 II СПС Гарант

Spisok literatury:

[1] Vlasov, A.A. Arbitrazhnyj process Rossii I A.A. Vlasov. - Moskva: Izdatel'-stvo YUrajt, 2023. -385 s.

[2] 2.17. Lang, P.P. Sushchnost' i principy dokazyvaniya v arbitrazhnom sudo-proizvodstve I P.P. Lang II YUridicheskaya nauka. - 2018. - №4. - S. 87-92.

[3] Dikareva N.F. Processual'nye osobennosti rassmotreniya i razresheniya del o zashchite avtor-skih prav Diss. kand. yurid. nauk. M. 2003.

[4] Lutkova, O.V. Osnovnye problemy ohrany intellektual'noj sobstvennosti v mezhdunarodnom chastnom prave I O.V. Lutkova, L.V. Terent'eva, B.A. - Moskva: Prospekt, 2017. - 224 s.

[5] Reshenie Arbitrazhnogo suda Primorskogo kraya ot 24 noyabrya 2022 g. po delu N A51-4613I2022 II SPS Garant

[6] Opredelenie Verhovnogo suda Rossijskoj Federacii ot 17.09.2020 po delu № № 305-ES20-8198 II SPS Garant

[7] Postanovlenie prezidiuma Suda po intellek-tual'nym pravam ot 17 fevralya 2020 g. N S01-1558I2019 po delu N SIP-598I2019 II SPS Garant

[8] O primenenii chasti chetvertoj Grazhdan-skogo kodeksa Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.04.2019 g. N 10 "" II Byulleten' Ver-hovnogo Suda Ros. Federacii. 2019. №7 II SPS Garant

[9] Sergeev A.P. Intellektual'naya sobstven-nost'. — M.: YUrist", 2000. — 400s.

[10] Opredelenie VS RF ot 1 iyunya 2020 g. № 302-ES20-7024 po delu № A33-22966I2018 II SPS Garant

[11] Postanovlenie Odinnadcatogo arbitrazh-nogo apellyacionnogo suda ot 12.02.2016 po delu № A65-12697I2015 II SPS Garant

[12] Postanovlenie Suda po intellektual'nym pravam ot 19 sentyabrya 2022 g. N S01-943I2019 po delu N A76-13230I2018 II SPS Garant

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.