Научная статья на тему 'О доброкачественности лимонада'

О доброкачественности лимонада Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О доброкачественности лимонада»

А. М. КАЗАНЧЕВА (Тбилиси)

О доброкачественности лимонада

Из эпидечио-Лактериологического отдела Центральной санитарно-гигиенической лаборатории дорсанотдела Зкв ж. д. (начальник Г. М. Натадзе; зав. отделом В. Д. Янкошвили)

В продолжение 1936 г. в Центральной санитарно-гигиенической лаборатории дорожно-санитарного отдела ЗКВ ж. д. производилось исследование лимонада, получаемого с лимонадного завода в Тбилиси. В основном наше внимание оыло обращено на обсеменение лимонада. В результате исследований получили следующие данные:

1. а) Вода, на которой готовится лимонад, родниковая, дает коли-титр в разведениях 0,1—1,0—10,0 отрицательный, микрофлора колеблется от 20 до 250 бактерий в 1 см3; б) та же вода, после фильтрации и газированная (8 исследований): коли-титр в разведении 0,1—1,0—10,0 отрицательны®, микрофлора от 100 до 1 000 бактерий в 1 см'.

2. Сиропы чистый, апельсиновый, грушевый, клюквенный, лимонный (12 исследований): коли-титр в разведениях от 0,1—1,0—10,0 отрицательный, микрофлоре от 50 до 9470 бактерий в 1 см3.

3. Смывы с внутренних стенок бутылей после мойки (100 исследований): коли-титр в разведениях 0,1—1,0—10,0 отрицательный, микрофлора от 400 до 2 080 бактерий в 1 ом'. В одном случае микрофлора 16 480 бактерий в 1 см3. Мойка бутылей немеханизированная, примитивная.

4. Пробки с трещинами, старые и ломкие, бывшие в употреблении. Они не всегда соответствуют размеру отверстий бутылей, обрезки часто неопределенной формы. Исследование смывов с пробок (90 исследований) после заводской их обработки показало, что коли-титр в разведениях 0,1—1,0—10,0 отрицательный, микрофлора от 200 до 3 140 бактерий в 1 см3.

5. Исследование лимонада производилось как в день розлива, так и через 2—8 дней (156 исследований): коли-титр во всех случаях в разведениях 0,1— 1,0—10,0 отрицательный. Колебания микрофлоры в 1 см3 следующие:

В день розлива до 100 бактерий в 1 см3 в 2 пробах—11,7« » 1 000 » » 1 » » 6 » — 35,2% »10 000 » » 1 » » 7 » —41,7 % свыше 10 000 » » 1 » » 2 » —11,7«

Через 2—4—6—8 дней после розлива лимонад содержал значительно большее количество бактерий.

С возрастом лимонада происходит систематическое нарастание количества бактерий и наибольшее число приходится на. 7-й—8-й день. По Миллеру же, натуральные минеральные воды после выдерживания в 38°/о стерильны, в 34°/о содержат от 10 до 1ÍOO бактерий в 1 см3, в 19°/о — от 100 до 1 000 бактерий в 1 ом3, и только в 9°/о — выше 1 000.

Повышение обсеменения лимонада (по месяцам) начинается с апреля и держится до сентября включительно.

6. В первые дни заготовки наблюдается газообразование в лимонаде почти во всех случаях. В дальнейшем при выдерживании его в течение нескольких дней наблюдается постепенное улетучивание углекислого газа. Так, в день розлива только в двух случаях (из количества 17) 11,7°/о отсутствует углекислый газ, на 8,-й день после розлива — в 7 случаях, т. е. 58,3°/о.

По данным Никитинского, Кениной и др., бактерии подавляются b своем развитии лишь до тех пор, пока в окружающей их среде имеется СОз, по удалении же его развитие микрофлоры идет с прежней силой.

На основании фактического материала мы в праве заключить, что причиной высокого обсеменения лимонада служат не вода, не сиропы и даже в данном случае не существующий* примитивный способ обработки бутылей, а совершенно неудовлетворительные пробки, вследствие чего получается негерметическая укупорка и преждевременное улетучивание газа, а это в свою очередь вызывает высокую обсемененность лимонада.

6 Гигиена и санитария, M¡ 8

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.