За рубежом
БОЖИДАР СТЕФАНОВ. 1990
УДК 613:001.5
Божидар Стефанов О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ
Высший медицинский институт, Плевен, Болгария
Процесс дифференциации научного познания имеет два направления: 1) возникновение новых наук; 2) дальнейшее давление уже существующих наук [2].
Дифференциация гигиенической науки началась в 20-е годы нашего века [3, 4]. Из единой науки выделились как относительно самостоятельные такие разделы, как гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена. Наряду с этим есть еще гигиена военная, авиакосмическая, транспорта, отдыха, спорта, психогигиена и др.
Дифференциация науки — это ее логическое деление на основе единого существенного признака (критерия). В исторически сложившемся делении гигиенической науки можно указать несколько таких признаков: в коммунальной гигиене — условия (среда) жизни в населенных местах; гигиене труда — процесс труда и условия рабочей среды; гигиене питания — процессы питания, обмена энергии и веществ в организме; гигиене
детей и подростков — возраст, радиационной гигиене — фактор и т. д.
Но такое деление гигиены нельзя считать вполне логическим, и это вызывает определенные трудности в дальнейшем развитии ее структуры, ограничивает возможности будущих интеграционных взаимосвязей гигиенических дисциплин.
Каков должен быть единый критерий дифференциации гигиены? Теоретические поиски выявляют несколько вариантов.
Если в качестве критерия принять условия окружающей среды, основные гигиенические разделы должны соответствовать ее структурным единицам, таким как среда населенных мест, среда жилищ, учебных, лечебно-профилактических заведений, среда производственная (промышленности, сельского хозяйства, строительства), среда транспортных средств (наземные, морские, воздушные) и т. д.
При таком подходе содержание гигиены труда и гигиены детей и подростков значительно сужается (здесь уже нет места гигиене питания и психогигиене). Критерий «среда» является перспективной основой для интеграции гигиенических разделов, что уже находит выражение в новом комплексном разделе «гигиена окружающей среды» [ 1 ]. Однако для дифференциации современной гигиенической науки, по нашему мнению, этот признак не подходит.
Деление по факторам, как это произошло с радиационной гигиеной, как будто удовлетворяет требованию более углубленного изучения объекта гигиены. По этой логике должна быть пылевая гигиена, шумовая гигиена и т. д. Даже поверхностный анализ показывает, что это скорее гносеологическое и дидактическое удобство, чем основа для достижения цели гигиены. Такой путь деления гигиены не соответствует ее современному уровню, необходимости изучать факторы в комплексе (переход от познания патогенных факторов к познанию патогенных ситуаций).
Возможным критерием дифференциации является возраст. В этом случае выделяются 3 основных раздела: гигиена детей и подростков, зрелого и старческого возраста (герогигиена). Понятно, что такие разделы неравноценны по своему содержанию. В них-;нет места для гигиены питания. Зрелый возраст — это не только труд. Герогигиена только становится самостоятельной областью науки. Не видно перспектив дальнейшей дифференциации гигиенического познания. Даже этих соображений достаточно, чтобы отказаться от такого подхода.
В качестве единого критерия дифференциации
гигиеническои науки, по нашему мнению, можно принять процессы взаимодействия человека с окружающей средой. Основания для этого дает специфика предмета, объекта и целей гигиены.
Основными процессами в жизни человека являются бытовые процессы, питание, рост и развитие, обучение, труд, отдых и старение. Соответственно можно выделить следующие разделы: гигиена быта (коммунальная гигиена), гигиена питания, гигиена роста, развития и обучения (гигиена детей и подростков), гигиена труда, гигиена отдыха (рекреационная гигиена), гигиена старения (герогигиена).
Таким путем дифференциация осуществляется по единому признаку, что предоставляет возможность как для дальнейшего деления гигиены, так и для внутренней и внешней, горизонтальной и вертикальной интеграций этих разделов с другими разделами научного познания.
В поисках единого критерия мы обратились не к среде, а к человеку, так как «если гигиена забудет, что точка отправления ее — человек, то она должна потерять всякую почву под ногами» (Ф.. Ф. Эрисман).
Дифференциацию по критерию «процесс» следует принимать не как предложение изменить содержание утвержденных уже разделов гигиены, а скорее как упорядочение ее структуры и выявление новых перспективных разделов и подразделов.
По нашему мнению, уже есть необходимость рассматривать гигиену не как науку со своими разделами, а как комплекс гигиенических наук. Большой объем знаний ее основных разделов и нарастающая социальная значимость их служат доказательствами правильности такого тезиса.
Ли тература
1. Гигиена окружающей среды / Под ред. Г. И. Сидоренко.— М., 1985.
2. Кедров Б. М. // Вопр. философии.— 1982.—№ 1.— С. 52—62.
3. Румянцев Г. И. и др. Введение в специальность.— М., 1980.— С. 97—102.
4. Сидоренко Г. И. // Гиг. и сан.— 1982.—№ 3.—С. 4—8.
Поступила 15.11.89
© С. В. УЗУНОВА, П. И. КРУЛЕВА, 1990 УДК 613.48-053.2-07
С. В. Узунова, П. И. Крулева
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ
Научный институт гигиены и профессиональных заболеваний, Медицинская академия, София; Научно-исследовательский
технологический институт «Веда», София
Для охраны здоровья детей в связи с изменяющимися условиями жизни и внедрением технического прогресса особенно важным является устранение неблагоприятных гигиенических факторов детского окружения. В первую очередь это касается одежды, так как она непосредственно прилегает к телу ребенка и покрывает 80—90 % его поверхности. К детской одежде предъявляется ряд специфических требований.
За последние 15 лет в Болгарии проведены комплексные гигиенические исследования текститель-ных материалов, предназначенных для детской одежды и готовых изделий — белья, чулочных изделий, одежды второго (платья, костюмы) и третьего (плащи, пальто, куртки) слоев. Исследовано свыше 100 видов текстильных материалов (трикотажных и тканых) из синтетических, искусственных и натуральных волокон и нитей и их смесей для установления их гигиенических свойств. Изучены такие показатели, как миграция химических веществ, кожное раздражающее и аллер-гизующее действие; влагообменные, теплозащитные и электростатические свойства, антимикроб-'ная активность, абсорбция биологических продуктов с кожи. Проведены физиологические, физические, микробиологические и анкетные исследования в натурных условиях более 50 видов детской одежды разных слоев.
Полученные результаты показывают, что первостепенное и решающее значение для комфортности одежды имеет волокнистость ткани, из которой она изготовляется.
С улучшением структуры ткани (большая рыхлость и объемность) обеспечиваются более эффективная теплозащита и эвакуация влаги без изменения абсорбции и отведения парообразной влаги (решающей для комфорта). Значительное улучшение гигиенических свойств и комфорта до-
стигается путем оптимизации волокнистого состава.
Наэлектризованность полотен (при содержании синтетического компонента) находится в зависимости от эффективности антистатической обработки в производственных условиях.
Из текстильных материалов, изготовленных с использованием химических волокон и нитей и их смесей, мигрируют различные вещества на уровне пороговых иритативных и граничных аллергических концентраций. Более интенсивная и ускоренная миграция установлена при 37 °С. После трехкратной вытяжки количество мигрирующих веществ снижается до незначительных и нулевых значений.
Кожно-раздражающее и кожно-аллергизирую-щее действие исследованных трикотажных полотен из химических волокон и нитей и их смесей, вызванное мигрирующими химическими веществами, в экспериментах на животных, добровольцах и во время опытной носки одежды, не установлено. Отмечается провоцирование латентной
кожной сенсибилизации (от контакта с химическими агентами в быту и на производстве) преимущественно у аллергизированной и более чувствительной части населения. С отмыванием химических веществ после многократной стирки этот риск значительно уменьшается. Установленные проявления кожного раздражения при испытании изделий из 100 % синтетических волокон и нитей с содержанием их выше допустимого уровня связываются с неудовлетворительной абсорбцией влаги, биологических продуктов и микроорганизмов с кожи.
Гигиеническую проблему представляют ткани, подвергнутые заключительной аппретурной обработке (для обеспечения несминаемости, формо-устойчивости и др.)- В основном это ткани на