Научная статья на тему 'О НОРМИРОВАНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ'

О НОРМИРОВАНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НОРМИРОВАНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ»

контрольной групп несущественны. С возрастом увеличивается количество детей с нормальным физическим развитием как в контрольной, так и в экспериментальной группе (соответственно 8,9—14,2 и 9,3—23,7%). Однако темп нормализации физического развития в экспериментальной группе достоверно выше (/; < 0,050), чем в контрольной, и соответственно равен 7,63 и 61,05%. Следует отметить, что процент детей с отклонениями в физическом развитии, хотя и уменьшается, но даже в 6-летнем возрасте остается сравнительно высоким.

Причины отклонений в физическом развитии детей контрольной и экспериментальной групп неоднозначны. Так, среди детей 4 лет экспериментальной группы незначительный дефицит массы тела отмечается у 80%, а значительный — у 20%. В контрольной группе незначительный дефицит массы тела отмечается у 25,3%, а у 9,9% — избыток массы и у 50,0% детей — повышенное жироотложение. С увеличением возраста эти различия в экспериментальной и контрольной группах сохраняются. Следовательно, использование плавательного бассейна в ДДУ как дополнительного фактора физической культуры благоприятно влияет на здоровье детей, что проявляется в снижении заболеваемости в постадаптационном периоде и улучшении физического развития.

Для обоснования строительства плавательных бассейнов в ДДУ следует исходить не только из ме-дико-социальной, но и экономической целесообразности. При расчете экономических показателей эффективности строительства бассейнов в ДДУ использовали методику определения эффективности затрат в непроизводственной сфере |3]. На основании проведенных расчетов сопутствующий экономический эффект использования плавательного бассейна в течение 50 лет (срок эксплуатации здания) составил 10,8 тыс. руб., а в течение 25 лет (до 1-го капитального ремонта) — 9,3 тыс. руб. (в ценах 1990 г.). Следовательно, за счет предотвращенного экономического ущерба от снижения заболеваемости детей в результате проведения занятий плаванием в бассейне ДДУ экономические затраты на его строительство и эксплуатацию окупятся за 7—8 лет.

Таким образом, результаты наших исследований показали, что существует 3 типа НРО детей 3— 6 лет. Наиболее сильное влияние на формирование высокого типа НРО оказывают социально-гигиенические факторы и прежде всего образ жизни семьи, что позволяет прогнозировать уровень НРО. Увеличение двигательной активности с использованием плавательного бассейна ДДУ положитель-

Таблица 6

Возрастная динамика показателей физического развития детей дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах (в % к итогу)

Возраст Физическое Экспериментальная Контрольная

детей, голы развитие группа группа

3 Нормальное 60,0* 53,1**

С отклонениями 40,0 46,0

4 Нормальное 70,3 62,0

С отклонениями 29,7 38,0

5 Нормальное 83,8* 61,8**

С отклонениями 16,7 38,2

но влияет на формирование высокого типа НРО, улучшает физическое развитие и снижает заболеваемость детей, что в свою очередь уменьшает ме-дико-социальный и экономический ущерб.

Л итература

1. Альбицкий В. Б., Баранов А. А. Часто болеющие дети: Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления.

— Саратов, 1986.

2. Боярский А. П., Чернова Т. В., Беляков В. В. Стандарты физического развития детей 3—7 лет Свердловской области. — Свердловск, 1988.

3. Боярский А. П., Беляков В. В., Миронов Г. В. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1990. — № 6. — С. 28-31.

4. Бунак В. В. Антропометрия. — М., 1941.

5. Бухарин О. В., Луза А. П. Иммунологические лабораторные методы исследования крови. — Оренбург, 1972.

6. К/штарская Н. Н., Шальнова Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения организма. — М., 1966.

7. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет. — М., 1990.

8. Ноткин Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях. — М., 1965.

9. Пакет КВАЗАР прикладных программ распознавания образов / В. Д. Мазуров, В. С. Казанцев, Н. Г. Белецкий и др. Версия 2. — Свердловск, 1979.

10. Пуртов И. И. // Здравоохр. Рос. Федерации — 1994.

- № 6. - С. 22-27.

11. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. — М., 1959.

12. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.

13. Терентьева Г. В., Иванова О. Г., Ронжи на М. П. // К вопросу об онтогенных особенностях физической терморегуляции у детей: Сборник науч. трудов. — М., 1985. - С. 50-56.

Поступила 25.01.99

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1999 УДК 613.95:687.13]-07

М. И. Чубирко, Г. М. Басова, О. А. Фуфаева, Н. Н. Виноградов

О НОРМИРОВАНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Центр Госсанэпиднадзора в Воронежской области

Производство товаров детского ассортимента — одно из важных направлений отечественной промышленности и частного предпринимательства. В то же время за последние годы значительно увеличились объемы продукции, ввозимой из-за рубежа [2|.

С введением в 1993 г. обязательной гигиенической сертификации товаров для детей значительно возрос объем продукции, поступающей в Центр Госсанэпиднадзора в Воронежской обл. для гигиенической оценки. Однако имеющаяся норматив-

но-методическая база оказалась не готовой к решению проблем гигиенической оценки товаров детского ассортимента.

Цель настоящего исследования — токсико-ги-гиеническая оценка товаров детского ассортимента и разработка региональных санитарных норм и правил.

При исследовании детской одежды, обуви и материалов для их производства мы в основном ориентировались на СанПиН № 42-125-4390—87 "Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями" [8|. Вышеуказанным СанПиНом предусмотрено определение миграционной способности вредных веществ из детской одежды на уровне ПДКдля атмосферного воздуха, однако не уточнено, какой ПДК пользоваться — максимально разовой или среднесуточной. Мы посчитали необходимым взять более жесткий норматив — среднесуточную ПДК, так как речь идет о более чувствительном детском организме.

Вместо удельного электрического сопротивления, требующего определенного метража ткани, мы использовали исследование напряженности электростатического поля как более целесообразное для готовых изделий [6].

Вышеуказанными санитарными правилами и нормами не предусмотрено исследование на миграцию веществ в водную среду, особенно актуальное для изделий, предназначенных для новорожденных и детей раннего возраста, а также бельевых изделий независимо от возрастной адресованно-сти. Мы посчитали необходимым ввести этот показатель, а также требование устойчивости к поту одежды первого слоя. В ходе проведенных исследований большинство изделий браковалось по миграции формальдегида в водные вытяжки как показателю проведенного в завышенных концентрациях аппретирования тканей. С целью выявления вымывания формальдегида при простирывании изделий мы определяли концентрацию этого вещества до и после стирки. Изделия простирывали в теплой воде с теплым мылом и выполаскивали в холодной воде. Как правило, ситцевые ткани теряли аппрет, и количество формальдегида не превышало норму. Ткани типа фланели требовали более тщательного режима простирывания. Введение обязательного требования простирывания изделий детского бельевого ассортимента перед использованием позволило увеличить объем отвечающей гигиеническим требованиям продукции.

В соответствии с действующей методической документацией [3—5] были проведены исследования 3 концентраций формальдегида, превышающих среднюю концентрацию формальдегида в вытяжках из тканей и одежды, которые мы обнаруживали, в 3, 5 и 10 раз.

Исследование раздражающего воздействия на кожные покровы проводили на 3 видах животных (кролики, крысы, морские свинки) и на людях-добровольцах. Длительность кожно-раздражающе-го воздействия не превышала 5 дней ввиду недолговременного контакта одежды с кожей до стирки. Аллергенное действие изучали согласно общей схеме продолжительностью 14 дней.

Раздражающее воздействие на кожу кроликов исследовали 2 способами: в первом случае на выстриженные участки кожи накладывали апплика-

ции хлопчатобумажной ткани размером 4x4 см, пропитанные водным раствором формальдегида различных концентраций и высушенные при комнатной температуре, во втором случае ткань накладывали во влажном виде. Время экспозиции 4 ч.

Влияние водных растворов формальдегида изучали на 3 группах белых крыс, хвосты которых погружали в пробирки с раствором формальдегида различных концентраций. Время экспозиции 4 ч, длительность эксперимента 5 дней.

Исследования аллергенного действия ранее изученных концентраций водного раствора формальдегида проводили на группе из 6 морских свинок, которым в течение 14 дней накладывали аппликацию из влажной ткани, пропитанной раствором формальдегида с максимальной из изученных концентраций — 0,005%. Время экспозиции 2 ч. На 15-й день эксперимента на выстриженный участок кожи на противоположном боку наносили однократно на 4 ч раздражающую дозу раствора формальдегида 0,01%. Животных наблюдали в течение 10 дней. Аллергизирующего воздействия формальдегида в данной концентрации на организм животных не отмечалось.

По окончании эксперимента на животных были проведены исследования на людях — 4 добровольцах. На внутреннюю часть руки выше локтя накладывали аппликацию хлопчатобумажной ткани, пропитанной раствором 0,005% концентрации, высушенной при комнатной температуре (экспозиция 4 ч, длительность эксперимента 5 дней). За время эксперимента раздражающего действия на кожные покровы не наблюдалось.

Результаты эксперимента позволили предложить при нормировании миграции формальдегида из тканей в водные растворы максимально допустимый уровень 0,0005%, или 5 мг/дм3, используя 10-кратный коэффициент запаса в связи с канцерогенным и аллергизирующим воздействием формальдегида. Доказана целесообразность ранее использовавшегося норматива по воде открытых водоемов, так как одежда является специфической средой, периодически подвергающейся стирке.

Экспериментальные данные подтверждены полученным позднее ГОСТом Р 50729—95 "Материалы текстильные" [1], в котором допустимое содержание формальдегида для детей раннего возраста составляет 75 мкг/г. Перевод данной величины в м-иллиграммы на 1 дм3 полностью соотносится с концентрацией, полученной нами экспериментальным путем.

На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы. При оценке детской одежды и обуви целесообразно: 1) введение нового критерия оценки — напряженности электростатического поля; 2) введение нормирования веществ по среднесуточной ПДК для атмосферного воздуха; 3) введение показателей миграции веществ в воду; 4) включение обязательного условия стирки бельевых изделий для детей раннего возраста; 5) при нормировании формальдегида в водных вытяжках из тканей и одежды использовать экспериментально доказанную концентрацию — 5 мг/дм3. В результате проведенной работы мы разработали региональные санитарные правила и нормы СанПиН 4.4.002—97 "Показатели безопасности товаров детского ассортимента при проведении гигие-

нической сертификации", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача по Воронежской обл. № 11 от 29.04.97 [7]. В настоящее время санитарные правила направлены в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ для утверждения на республиканском уровне.

Л итература

1. ГОСТ Р 50729—95 "Материалы текстильные". — М., 1996.

2. Кайенна О. В. // Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков 22—26 ноября 1993 года: Сборник докладов. — М., 1993. — С. 64— 69.

3. Методические указания к постановке исследований по выявлению сенсибилизирующих свойств и установлению порогов аллергенного действия промышленных химических веществ. — М., 1973.

4. Методические указания МУ 1.1.578—96 "Требования к постановке экспериментальных исследований

по обоснованию предельно-допустимых концентраций промышленных химических аллергенов в воздухе рабочей зоны и атмосферы". — М., 1997.

5. Методические указания "Оценка воздействия химических соединений на кожные покровы и обоснование предельно-допустимых уровней загрязнений кожи" № 2102-79. - М„ 1980.

6. Методические указания по гигиенической оценке одежды и обуви из полимерных материалов № 1353-76. - М., 1977.

7. Региональные санитарные правила и нормы Сан-ПиН 4.4.002—97 "Показатели безопасности товаров детского ассортимента при проведении гигиенической сертификации" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача по Воронежской области № 11 от 29.04.97. — М., 1998.

8. Санитарные правила и нормы СанПиН № 42—125— 4390—87 "Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями". — М., 1988.

Поступила 11.02.99

Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1999 УДК 615.31:546.131|.099.074

Г. И. Сидоренко, Е. Л. Можаев, Е. Н. Кутепов

ЗАВИСИМОСТЬ ТОКСИЧНОСТИ КАТИОНОВ ОТ ПЛОТНОСТИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН. Москва

Плотность (р), являющаяся одним из компонентов атомных объемов, как и последние в определенной мере являются показателем, определяющим периодичность свойств химических элементов. Более ранние исследования показали возможность влияния плотности на токсичность химических веществ [2]. Поэтому в данной работе это влияние было изучено более детально с целыо дальнейшего выяснения связей между физико-химическими свойствами элементов в простых соединениях и их токсичностью, что может способствовать совершенствованию токсикологической оценки более сложных веществ.

Исследования проводили на однотипных соединениях, в качестве которых были выбраны хлориды (в пересчете на катионы). Лишь для отдельных веществ (ва, использовали нитраты ввиду отсутствия необходимых данных по хлоридам. В качестве показателей токсичности были взяты 1_О50 для крыс как наиболее достоверные. Лишь для отделенных веществ использовали ЬО50 для мышей из-за отсутствия соответствующих данных для крыс. Сведения ори ЬО50 взяты из соответствующих справочников [1,3, 4|. Всего было изучено 46 катионов.

Результаты сопоставления р и ЬО50 40 катионов представлены на рисунке, из которого следует, что величины сравниваемых показателей в целом обнаруживают обратную зависимость: с ростом р наблюдается тенденция к снижению ЬО50, т. е. к увеличению токсичности. Такая закономерность от-

мечается пределах р от 0,86 до 13,59 г/см3 (от К до Н§), т. е. для большинства (34) изученных элементов.

Элементы с р ниже этих величин (У) и выше их (Та, и РО отклонились от этой общей закономерности: ЬО50 Ы оказалась ниже 1_О50 последующих элементов, а Та, XV и Р1, как и 6 лантаноидов (на рисунке не показаны), были выше сопутствующих им элементов. Очень низкими являются ЬЭ50 Ве и Ва по сравнению с 34 прочими закономерно расположенными катионами. Возника-

II г

о-оа ело,«, са^^-ос-Е «ь^ а о'^я

Зависимость катионов хлоридов от плотности их элементов (р).

По оси абсцисс — химические элементы, расположенные по возрастанию их р; по оси ординат — величины 1/3 р элементов (в г/см') и 3 х (в мг/кг). / — утроенные 1а [Л),,, 2 — величины 1/3 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.