После приготовления некоторых блюд (жареный картофель на прокаленном масле) показатель йодного числа оставался равным 103, кислотные числа масла увеличивались в среднем на 0,1 мг КОН, а перекисные числа повышались до 1,14% йода. Подобные же изменения в масле происходили в процессе жарения котлет и мяса с картофелем.
В дальнейшем определяли сохранность витамина А в готовых блюдах (табл. 3). Незначительное повышение витамина А при закладке блюд по сравнению с его количеством в масле можно отнести за счет содержания витамина в мясе.
Результаты исследований показали, что добавление незначительных количеств фосфатидов к витаминизированному хлопковому маслу обеспечивает достаточную сохранность витамина А в готовых блюдах. ^
Таким образом, обогащение хлопкового масла витамином А в сочетании с фос-фатидамн способствует в известной степени не только лучшему сохранению масла при длительном его хранении, но и позволяет сохранить в блюдах витамин А.
ЛИТЕРАТУРА
___ 4
Исмаило в М. Н. Труды 2-й Научной конференции по вопросу «Проблема жира в питании». Л., 1962, стр. 366.—К о з л о в а Л. И., Ермакова П. М. Маслобойно-жировая пром., 1962, № 10, стр. 20,—Э Мануэль Н. М., Лясковская Ю. Н. Торможение процессов окисления жиров. М., 1961.
Поступила 6/1II 1964
УДК 617.753.2 : 313.13] : |78 ; 37) (476-20)
О БЛИЗОРУКОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ МИНСКА
А. П. Зубрицкий
Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск
Многие исследователи (Ф. Ф. Эрисман; А. Н. Николаев; А. А. Сычев; А. И. Да-шевский; Б. Л. Радзиховский, и др.) отмечали, что по мере перехода учащихся из класса в класс с увеличением зрительной нагрузки возрастает число школьников с близорукостью. Процесс возрастания миопии у них больше выражен в тех случаях, когда они занимаются при неблагоприятных гигиенических условиях. Однако, несмотря на ряд опубликованных в последнее время работ по школьной миопии, происхождение и профилактика близорукости среди учащихся окончательно не выяснены. Не освещена в литературе, в частности, роль повышенной зрительной нагрузки, получаемой учащимися музыкальных школ, на развитие у них близорукости. Еще Ф. Ф. Эрисман отмечал, что напряженная зрительная работа школьников, занимающихся музыкой, способствует развитию и прогрессированию у них близорукости.
Для выяснения роли повышенной зрительной нагрузки и гигиенических условий обучения в развитии близорукости у школьников мы обследовали 5 музыкальных школ Минска (№ 1, 4, 6, 7 и 8) с 826 учащимися. Все они получают повышенную зрительную нагрузку, так как дополнительно до или после обычных школьных занятий занимаются музыкой. Исследование остроты зрения у учащихся этих школ показало, что у 197 из них (23,8%) она была значительно понижена (0,7 и ниже на один или оба глаза). Для контроля мы обследовали 25 средних общеобразовательных школ с 21 435 учащимися, получающими меньшую зрительную нагрузку. С такой же степенью понижения остроты зрения, как отмечено выше, оказалось 15,7% школьников, т. е. в Р/2 раза меньше.
При изучении гигиенических условий обучения было выявлено, что все обследованные музыкальные школы располагались в приспособленных помещениях с недостаточным естественным и искусственным освещением. Коэффициент естественного освещения составлял 0,5%, а искусственное освещение на рабочих местах не превышало 60 лк. Это более чем в Р/г раза ниже тех же показателей в средних общеобразовательных школах Минска.
Распространение близорукости среди учащихся средних и музыкальных школ Минска (в % к числу обследованных)
Классы Средние школы Музыкальные ШКОЛЫ
1- 4-е...... 2,0 9,3
5- 7-е...... 8,1 18,3
8- 10-е ..... 13,6 27,2
Неблагоприятные гигиенические условия обучения, напряженная зрительная работа, уплотненный учебный режим учащихся музыкальных школ, ограничивающий возможности достаточного пребывания их на свежем воздухе, оказывают отрицательное влияние и на состояние зрения этих детей. Еще более отчетливо воздействие неблагоприятных факторов внешней среды на зрение школьников сказывается при анализе распространения близорукости среди учащихся музыкальных и общеобразовательных школ Минска (см. таблицу).
Как видно из таблицы, среди учащихся музыкальных школ всех возрастных групп процент близорукости был более чем в 2 раза выше по сравнению с учащимися средних общеобразовательных школ Минска.
Удвоенная зрительная и умственная нагрузка учащихся музыкальных школ не может быть безразличной для состояния их здоровья и, в частности, зрения.
Поэтому признанные профилактические мероприятия против близорукости (улучшение гигиенических условий обучения и освещенности в школах, правильный режим труда и отдыха в школе и домашних условиях, общее физическое развитие организма, систематические занятия физкультурой и спортом, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание и профилактика детских инфекционных заболеваний) обязательны для учащихся музыкальных школ.
ЛИТЕРАТУРА
Дашевский А. И. Близорукость. Л., 1962, стр. 133. — Николаев А. Н. К вопросу о близорукости среди школьников. Дисс. канд. Л., 1955.—Ра дзихов-ский Б. Л. Близорукость. Л., 1963, стр. 176.—Сычев А. А. Условия учебной работы и близорукость у школьников г. Харькова. Автореф. дисс. канд. Харьков, 1958.— Эрисман Ф. Ф. Влияние школ на происхождение близорукости, по наблюдениям над учащимися в учебных заведениях Петербурга. СПб., 1870.
Поступила 3/У1 1964 г
УДК 371.78 : 371.3:
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С «ЛИПЕЦКИМ МЕТОДОМ» ПРЕПОДАВАНИЯ
Доц. Г. В. Колчана
Таджикский медицинский институт им. Абуали ибн-Сино, Душанбе
В ранее опубликованной нами работе (1963) была сделана попытка изучить наступление утомления у учащихся 5-х классов в связи с введением в педагогическую практику «липецкого метода» организации уроков. Исследования и наблюдения над режимом учебных занятий учащихся 5-х классов показали, что интенсификация труда школьников на уроках, проводимых этим методом, не сопровождается увеличением степени их утомления по сравнению с обычно построенными уроками.
В данной работе 1 мы поставили задачу проследить за продолжительностью приготовления домашних заданий в классах, занимающихся «липецким методом», в связи с общим режимом дня школьников. Для этого в течение 1962/63 учебного года был изучен режим дня учащихся 5-х классов, занимающихся этим методом, в сравнении с режимом дня учащихся, занимающихся по обычной методике. Обследованием и наблюдением охвачено 425 учащихся 5-х классов. Исследование суточного режима с помощью недельных хронокарт и опроса учащихся показало, что в этих классах 3 дня в неделю по 6 уроков; проводятся и дополнительные занятия. Помимо того, в самом расписании имеются некоторые недостатки. В частности, следует отметить концентрацию однотипных, трудных уроков, перегрузку отдельных дней гуманитарными предметами, а других — точными, несоблюдение правила о проведении более трудных уроков в первую половину дня и более легких — во вторую, проведение уроков труда в первой смене в 3—4-й час и во вторую смену — в 1—2-й час и т. д.
Мы проводили хронометрирование приготовления уроков по русскому языку, потому что в большинстве школ «липецкий метод» получил широкое распространение главным образом в преподавании этого предмета. В 5-х классах, занимающихся обычным методом, объем заданий составлял 1 —1,5 страницы письменных упражнений, заучивание и повторение правил правописания примерно в 0,5 или 1 страницу текста. На все это учащиеся тратили от 30 мин. до 1 часа, а в некоторых случаях — до Р/2 часов. Учащиеся 5-х классов, занимающиеся «липецким методом», получают
1 Работа выполнена на кафедре общей гигиены Донецкого медицинского института.
т