Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С «ЛИПЕЦКИМ МЕТОДОМ» ПРЕПОДАВАНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С «ЛИПЕЦКИМ МЕТОДОМ» ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С «ЛИПЕЦКИМ МЕТОДОМ» ПРЕПОДАВАНИЯ»

Неблагоприятные гигиенические условия обучения, напряженная зрительная работа, уплотненный учебный режим учащихся музыкальных школ, ограничивающий возможности достаточного пребывания их на свежем воздухе, оказывают отрицательное влияние и на состояние зрения этих детей. Еще более отчетливо воздействие неблагоприятных факторов внешней среды на зрение школьников сказывается при анализе распространения близорукости среди учащихся музыкальных и общеобразовательных школ Минска (см. таблицу).

Как видно из таблицы, среди учащихся музыкальных школ всех возрастных групп процент близорукости был более чем в 2 раза выше по сравнению с учащимися средних общеобразовательных школ Минска.

Удвоенная зрительная и умственная нагрузка учащихся музыкальных школ не может быть безразличной для состояния их здоровья и, в частности, зрения.

Поэтому признанные профилактические мероприятия против близорукости (улучшение гигиенических условий обучения и освещенности в школах, правильный режим труда и отдыха в школе и домашних условиях, общее физическое развитие организма, систематические занятия физкультурой и спортом, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание и профилактика детских инфекционных заболеваний) обязательны для учащихся музыкальных школ.

ЛИТЕРАТУРА

Дашевский А. И. Близорукость. Л., 1962, стр. 133. — Николаев А. Н. К вопросу о близорукости среди школьников. Дисс. канд. Л., 1955.—Ра дзихов-ский Б. Л. Близорукость. Л., 1963, стр. 176.—Сычев А. А. Условия учебной работы и близорукость у школьников г. Харькова. Автореф. дисс. канд. Харьков, 1958.— Эрисман Ф. Ф. Влияние школ на происхождение близорукости, по наблюдениям над учащимися в учебных заведениях Петербурга. СПб., 1870.

Поступила 3/У1 1964 г

УДК 371.78 : 371.3:

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С «ЛИПЕЦКИМ МЕТОДОМ» ПРЕПОДАВАНИЯ

Доц. Г. В. Колчана

Таджикский медицинский институт им. Абуали ибн-Сино, Душанбе

В ранее опубликованной нами работе (1963) была сделана попытка изучить наступление утомления у учащихся 5-х классов в связи с введением в педагогическую практику «липецкого метода» организации уроков. Исследования и наблюдения над режимом учебных занятий учащихся 5-х классов показали, что интенсификация труда школьников на уроках, проводимых этим методом, не сопровождается увеличением степени их утомления по сравнению с обычно построенными уроками.

В данной работе 1 мы поставили задачу проследить за продолжительностью приготовления домашних заданий в классах, занимающихся «липецким методом», в связи с общим режимом дня школьников. Для этого в течение 1962/63 учебного года был изучен режим дня учащихся 5-х классов, занимающихся этим методом, в сравнении с режимом дня учащихся, занимающихся по обычной методике. Обследованием и наблюдением охвачено 425 учащихся 5-х классов. Исследование суточного режима с помощью недельных хронокарт и опроса учащихся показало, что в этих классах 3 дня в неделю по 6 уроков; проводятся и дополнительные занятия. Помимо того, в самом расписании имеются некоторые недостатки. В частности, следует отметить концентрацию однотипных, трудных уроков, перегрузку отдельных дней гуманитарными предметами, а других — точными, несоблюдение правила о проведении более трудных уроков в первую половину дня и более легких — во вторую, проведение уроков труда в первой смене в 3—4-й час и во вторую смену — в 1—2-й час и т. д.

Мы проводили хронометрирование приготовления уроков по русскому языку, потому что в большинстве школ «липецкий метод» получил широкое распространение главным образом в преподавании этого предмета. В 5-х классах, занимающихся обычным методом, объем заданий составлял 1 —1,5 страницы письменных упражнений, заучивание и повторение правил правописания примерно в 0,5 или 1 страницу текста. На все это учащиеся тратили от 30 мин. до 1 часа, а в некоторых случаях — до Р/2 часов. Учащиеся 5-х классов, занимающиеся «липецким методом», получают

1 Работа выполнена на кафедре общей гигиены Донецкого медицинского института.

т

задания на дом почти в 2 раза меньшие, так как смысл этого метода состоит в том, чтобы учащиеся большую нагрузку получали во время урока и материал усваивали именно на уроке. Если ученики 5-х классов на обычных уроках пишут и разбирают 30—50 слов, то во время уроков русского языка, проводимых «липецким методом», те же ученики пишут и разбирают до 120 слов. В связи с этим, естественно, сокращается время на приготовление домашних уроков. Ученики 5-х классов, занимающиеся по «липецкому методу», затрачивают на приготовление Продолжительность пр иготовления уроков учащимися уроков по русскому языку 5-х классов

Разницы во времени приготовления уроков по арифме-метике у учащихся 5-х часов, занимающихся «липецким» и обычным методами, отметить не удалось. В связи с тем что уроки русского языка в этих классах бывают ежедневно, общая продолжительность времени, затрачиваемого на приготовление всех домашних заданий у учащихся, занимающихся «липецким методом», сокращается.

Это, безусловно, не может не отразиться на других режимных моментах, а сле-

Время, затраченное на при- Число случаев .

обычный метод липецкий метод

готовление уроков (в часах) абс. % абс. %

1 — 1 ,/2 . . 2 2У2 . . 3 и более 49 68 93 23.3 32.4 44,3 8 95 81 31 3,7 44,2 37,6 14,5

Итого. . . I 210 100 215 100

215 учащихся 5-х открытом воздухе

довательно, и на организации более целесообразного отдыха. Из классов, где обучение проходит «липецким методом», бывает на 2 часа и больше 142 ребенка (66%), а в классах, где преподавание ведется по обычной методике, — 95 детей (45,2%). Свободным занятиям (чтению художественной литературы, слушанию музыки, просмотру телефильмов и др.) в учебные дни ежедневно уделяет время из занимающихся «липецким методом» 108 человек (50%), а в классах, занимающихся обычным методом, — 63 человека (30%).

Отмечается, что, несмотря на указания о нежелательности этого, школьники 5-х классов получают домашние задания на выходной день. В классах занимающихся «липецким методом», задания по русскому языку на выходной день не даются.

Выводы

1. Уроки, проводимые «липецким методом», дают возможность несколько сократить время для приготовления школьниками домашних заданий, что оказывает благоприятное влияние на их режим дня.

2. Общее количество часов занятий у учащихся 5-х классов и при этом методе продолжает оставаться большим; свыше половины учащихся готовят домашние задания более 2 часов.

Поступила 25/11 1964 г.

\

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.