Научная статья на тему 'Нужные работы по экологии'

Нужные работы по экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужные работы по экологии»

РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ

В. АНТОНОВ, профессор О. ОЧИРОВА, профессор Восточно-Сибирский государственный технологический институт

Из-под пера известного забайкальского ученого, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента РАО В.А. Кобылянского вышла серия замечательных учебных пособий, изданных в Новосибирске и Москве1.

Содержание этих работ поражает читателя своей глубиной и обстоятельностью. Вместе с тем они отличаются широтой охвата исследуемой проблематики, носят во многом панорамный, «многопрофильный» характер. При этом многоплановость произведений, их «полифония» отнюдь не ассоциируется с чувством размытости, так сказать, «разномастности», ибо эта «полифония» внутренне стянута единым смысловым, логико-понятийным и проблемно-тематическим стержнем. В результате мы имеем достаточно прочный сплав из более или менее автономных трудов автора.

Каждое из рецензируемых пособий имеет профессионально грамотную и строго продуманную, четко отработанную логическую структуру, концептуально-узловыми моментами которой выступают учебные лекции. В работах «Философия экологии» и «Философия социоэкологии» они объединены в проблемно-тематические разделы. В функционально-семантическом плане органично следуя друг за другом, лекции плавно вписываются в общую канву изложенного в работах обширнейшего и многосложного учебного материала. В то же время каждая и тематически, и содержательно сохраняет должную «суверенность», т.к.

Нужные работы по экологии

зиждется на внутренней особенности, обусловленной семантикой и номинацией. Ме-тодической(закрепительной)базой для усвоения лекционного материала являются «Выводы, основные термины и понятия, вопросы и задания». Еще один момент, настраивающий читателя на позитивное восприятие текстов, связан с наличием в них добротных примечаний по каждой лекции, а также солидной библиографии.

В учебном пособии «Философия антропоэкологии» сформулированы исходные идеи, понятия и проблемы антропоэкологи-ческого исследования. В.А. Кобылянского по праву можно назвать одним из пионеров в этой области. В авторской позиции, «антропоэкология» - это система научных знаний, отражающая не любую форму взаимодействия человека (сообщества людей) с экосредой, а именно тот ее тип и уровень, который может опосредоваться сознательной деятельностью. Лишь при таком понимании можно говорить об особом эпистемологическом статусе и предметной суверенности ант-ропоэкологической теории, принципиально отличающейся от биологизаторской и соци-ологизаторской ее трактовки.

При этом, как резонно подчеркивает автор, «еще предстоит выяснить все нюансы соотношения антропологии и антропоэкологии, философской антропологии и философии антропоэкологии. Следует выявить важнейшие концептуальные идеи антропо-экологической науки, уточнить специфику объекта и предмет антропоэкологических

1 Философия антропоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы. Учебное пособие. -Новосибирск: РИФ - Новосибирск, 2003. - 95 с.; Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 193 с.; Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества. Учебник. - Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2004. - 318 с.

166 Высшее образование в России • № 7, 2005

исследований, выяснить содержание и структуру антропоэкологического взаимодействия, определить место и роль антропоэкологии в комплексном изучении антро-посоцио- и антропонатурэкосистем. Требуются углубленные исследования по выявлению особенностей антропоэкологическо-го образования как фактора формирования экологической культуры человека и путей оптимизации его деятельности» (с. 5).

Подробное ознакомление с данным пособием способно убедить читателя в том, что сочень непростой задачей обоснования вопроса о философии антропоэкологии как самостоятельной области научного знания автор в целом справился.

В «Философии экологии» последовательно, в системном виде излагается концепция, включающая философско-методологические аспекты общей теории экологии, географической и биологической экологии. Безусловный интерес здесь представляют разделы книги, посвященные разбору философских проблем географии и геоэкологии, биоэкологии и биосферологии. Новизна постановки вопросов, оригинальность авторской их подачи в соответствующих разделах представляются очевидными.

Естественным и логичным продолжением научно-проблемной тематики, обсуждаемой автором, является выход в такую область экологического знания, как социальная экология: «в стремлении осмыслить проблему соотношения географического и геоэкологического знания автор выходит и на проблему специфики социальной экологии как особой науки (комплекса наук) природно-социального цикла» (с. 4).

Как раз философскому осмыслению со-циоэкологической проблематики посвящен учебник «Философия социоэкологии». Здесь впервые в отечественной научной и учебной литературе на уровне необходимой генерализации дается системное обоснование статуса философии социоэкологии как социоцентрированного варианта общей теории взаимодействия природы и общества. Такое понимание получает тщательную

проработку и серьезную аргументацию во вводной лекции учебника. В этом ракурсе основательному исследованию и разъяснению в рамках соответствующих - с восьмой по двенадцатую - лекций подвергаются особенности «натурсоциоэкосистемы» как комплексной системы «природа-общество», самодостаточной в единстве всех ее основных компонентов. Немаловажное значение в книге придается и исследованию проблем гармонизации общественной жизни и ее взаимодействия с природой в условиях глобализации, рассмотрению технологических и социально-экономических проблем, образовательных и экокультурных предпосылок оптимизации взаимодействия природы и общества. Специального внимания заслуживает итоговая лекция, где автором умело, с профессиональным знанием дела показана специфика комплексного изучения натурсоциоэкосистем и социона-турэкосистем, соотношение социо- и ант-ропоэкологического исследования.

В то же время, по справедливому признанию самого В.А. Кобылянского, «в силу сложности и многоплановости темы исследования автор, несмотря на более чем 30летний опыт работы на «экологическом фронте», сталкивался при ее разработке со значительными трудностями... Некоторые проблемы, излагаемые в книге, носят дискуссионный характер. Давая ту или иную интерпретацию, автор не претендует на окончательность и безусловность предлагаемого решения, а рассматривает его как один из возможных вариантов и как этап на пути исследования» (с. 12-13).

Обобщая вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: рассмотренные учебные пособия В.А. Кобылянского, как бы следуя друг за другом в проблемно-тематическом и концептуально-содержательном аспектах, логично выстраиваются в единую и органичную триаду. В этом видится несомненная заслуга автора.

Книги В.А. Кобылянского пронизаны должным духом философско-рефлектиру-ющих начал, в них хорошо прослеживается

Рецензии. Информация

167

авторская позиция, отличающаяся четкостью, обоснованностью и убедительностью.

Учитывая животрепещущий характер обсуждаемой проблематики, данные учеб-

ные пособия могут быть полезными для самого широкого круга читателей. Прежде всего они адресованы студентам и аспирантам, преподавателям и профессорам вузов.

Л. ПОПОВ, профессор Казанский государственный университет

Необходимо согласиться с автором монографии1 , что одним из наиболее важных путей модернизации системы отечественного образования является решение проблемыподготовки современного учителя, адекватного культурным и социальноэкономическим запросам своего времени, -подлинной личности, интеллигента, обладающего чуткой душой и живой совестью и в то же время глубокими предметными знаниями и мастерством, стремящегося к постоянному развитию и совершенствованию. Доминирующим началом профессиональной деятельности такого учителя, безусловно, является личностное начало, способность к профессиональной и нравственной саморегуляции, самореализации, творческому саморазвитию.

Система профессионального педагогического образования остро нуждается сегодня в разработке соответствующих модельных представлений о личности современного учителя как важнейшей теоретической основе проектирования процесса профессионально-педагогической подготовки. И.Э. Ярмакаеву удалось определить наиболее верные, на наш взгляд, теоретико-методологические пути решения данной проблемы, заключающиеся прежде всего в определении соответствующих общепсихологических подходов к проблеме лично-

1 Ярмакеев И.Э. Моделирование личности современного учителя: ценностно-смысловой аспект. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 392 с.

Труд учителя в ценностном измерении

сти в отечественной и зарубежной психологии.

Несомненным достоинством монографии является глубина и основательность научного анализа автором существующих в данной области концепций. Вместе с тем четко прослеживаются основные концептуальные подходы самого автора, базирующиеся на идеях о потенциальном характере личности, ее функционировании и развитии (Б.Г. Ананьев, А.С. Арсеньев, Т.И. Артемьева, В.Н. Мясищев, Н.И. Непомнящая и др.), роли внутреннего мира личности, ее духовности (Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.), на активно разрабатываемом в последнее время смысловом подходе к изучению и моделированию личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Налимов и др.).

Исследование отличает выраженный концептуальный характер, прослеживающийся как на психологическом, так и на теоретико-педагогическом уровнях. На основании творческой интерпретации различных психологических подходов и концепций, а также современныхтребований и существующих моделей личности учителя с позиций комплексной реализации историко-логического, профессиографического, личностнодеятельностного, культурологического, аксиологического и компетентностного подходов автор обосновывает оригинальную ценностно-смысловую концепцию личности учителя. В итоге проведенной аналитической, сравнительно-сопоставительной, экспери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.