Применительно к АСО «БЖД» автором разработан ряд учебных ИММ, сравнительные показатели которых приведены в таблице.
Результаты упрощения ИММ в процессе адаптации к учебным целям
Содержание проблемы Уравнения исходной ИММ Уравнения конечной ИММ
Тип Число Тип Число
Магнитно-импульсная сварка УЧП 3 АУ 2
ССЬ-лазер с накачкой излучением ОДУ 7 АУ 1
Рассеивание загрязнений в атмосфере УЧП 1 АУ 2 •
Парниковый эффект УЧП 7 АУ 1
Высотный атомный взрыв УЧП 25 ОДУ 1
Свечения космических аппаратов ОДУ 20 АУ 6
Теплозащита спускаемых аппаратов УЧП 25 АУ 5
Горение в ДВС УЧП 60 АУ 2
Разрушение озонового слоя раке-гой-носителем УЧП 80 ОДУ 1
Примечание. УЧП - дифференциальные уравнения с частными производными; ОДУ - обыкновенные
Донской государственный технический университет
дифференциальные уравнения; АУ - алгебраические уравнения и явные выражения.
Практика их использования свидетельствует о перспективности предложенного подхода и эффективности его реализации в Донском государственном техническом университете.
Литература '
1. Концепция очередного этапа реформирования системы образования // 1-е сентября. 1997. № 129. С. 2-4.
2. Яценко О. В. О системообразующей роли компьютерного моделирования в инженерной деятельности // Тр. ! 1 межвуз. научн. конф. «Математическое моделирование и краевые задачи» Самара, 2001.
3. Загороднюк В Т. Яценко О В . Ладоши ЕН Информационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002.
4. Жигулин И.Н., Лидоша Е.Н., Магнитский Ю.А.. Яценко ОМ. Тепломассообмен в энергетических и транспортных системах: компьютерные методы исследования и обучения:. Ч. 1-2. Ростов н/Д. 2002-2003.
5. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики. М., 2000.
6. Яценко О.В. Физико-химическая кинетика. Ростов н/Д, 2002.
_______________________________________14 марта 2003 г.
УДК 577.4(077)
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
t
© 2003 г. М. Г. Сизова
Various views, on social and human ecology, their place in system, of natural and social sciences are considered
Цель настоящей работы - осмыслить место и роль предмета «Социальная экология» в системе лодготов-ки биоэкологов и биологов в вузе. Речь не идет об абсолютно новом знании, а о тех аспектах, на которых необходимо, на наш взгляд, акцентировать внимание в программе курса именно для вышеназванных специалистов.
Социальная экология - пограничная область естественных и гуманитарных наук о развитии взаимоотношений человека, природы и общества. Статус учебной дисциплины социальная экология приобрела еще в 70-е гг. XX в. и преподавалась студентам факультетов общественных наук. Составной же частью подготовки биоэкологов курс стал в середине 90-х гг.
Спорным является вопрос о месте социальной экологии в системе наук. Ее считают общественной наукой, особой социологической дисциплиной [1, 2]. На наш взгляд, нынешним реалиям состояния биосферы больше отвечает признание социальной экологии как междисциплинарной области знаний, но обладающей самостоятельностью. Этому подходу отве-
чает определение Ю.Г. Маркова: «Социальная экология - это и наука об обществе, о путях и способах его развития в условиях качественно и количественно ограниченных природных ресурсов. Это не только естественнонаучная, но и гуманитарная наука» [3]. В понимании видного эколога страны Н.Ф. Реймерса «социальная экология - это научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа»: изучающая взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разрабатывающая научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека» [4]. Аналогичного взгляда на предмет социальной экологии придерживается Г.А. Бачинский: «... социология - это интегральная междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы в пределах сициоэкосистем различного иерархического уровня и разрабатывающая научные принципы гармонизации этого взаимодействия посредством рационального природопользования» [5].
Социальная экология рассматривает взаимоотношения крупных контингентов людей, которые включают отдельные группы различного социального статуса, рода занятии, с окружающей средой
Исходя из различных точек зрения на предмет социальной экологии, можно очертить круг ее задач: природоохранные, социально-демографические, социально-экономические, ' экологической политики, экологического воспитания и образования и международного сотрудничества Перечень задач показывает, что целостное представление о сложных процессах в системе общество - природа можно получить лишь интеграцией многих наук
Законы социальной жочогии сформировал и объяснил их сущность Н Ф Реимерс (6]
- правило социально-экологического равновесия,
- принцип культурного управления развитием,
- правило социально-экологического замещения;
- закон исторической (социально-экологической) необратимости;
- закон ноосферы В.И. Вернадского.
Законы социоэкологии отличаются как от природных (естественных), так и от чисто социальных.
Наряду с социальной экологией развивается другое синтетическое научное направление — экология человека. Содержательное разграничение между этими областями научного знания нечеткое. Это порождает разночтения и логические несоответствия. В настоящее время разрабатываются три подхода к экологии человека: узкий (медико-физиологический), широкий (междисциплинарный) и традиционно-экологический [7]. Наиболее разработан первый подход. Крупный специалист в. области экологии человека
В.П. Казначеев характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развишя здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека. Предметом экологии человека является изучение взаимодействия человека со средой, направленное на благо человека. В центре внимания проблема управления состоянием здоровья населения, занятого в разных формах производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности. Концепция здоровья - ключевое понятие экологии человека. Ее сущность раскрывается в представлениях об индивидуальном и популяционном здоровье [8J.
Третья точка зрения экологию человека рассматривает как экологию вида Homo sapiens. Этот подход аналогичен популяционной экологии, специфические экологические функции человека осуществляются на уровне общества (т.е. популяционном уровне по терминологии классической экологии), а не на уровне индивидуумов. Численность населения, разделение труда (создание функциональных групп) влияют на характер пользования природными ресурсами.
Хотя и различаются предметы социальной экологии и экологии человека, но аспекты последней имеют и социальное звучание. Основные адаптации чело-
века - культурные адаптации - проявляются только на уровне социумов, т е объединений людей. Через отношения между людьми и их фуппами преломляются взаимодействия людей со средой [8] Общественный труд, общественное сознание, общественная культура - это социально-значимая человеческая функция, подтверждающая неотделимость социальной жизни от индивидуальной [9]
Проблему взаимоотношения человека, общества и природы можно рассматривать с трех позиций, философской, общенаучной и специально-научной. Каждая из них имеет свою специфику, но их объединяет философское осмысление действительности [ 10]
Особое место в системе общество - природа занимает энвайронментология как анало! социальной зко логии [И], или энвайронментальная социология [1]. Говорят об «энвайронменгализации общественного сознания» [12], имея в виду экологизацию сознания Развитие энвайронментологии привело даже к потере определенности самого понятия «экология», размытости ее содержания. В русской литературе под энвай-ронментологией понимают комплексную дисциплину об окружающей человека среде, главным образом природной, но правильнее вместо этого термина употреблять понятия «охрана природы» или «охрана окружающей среды», обозначающие конкретные отрасли науки и практической деятельности [4] Более того, смешение понятий «экология» и «энвайронмен-тология» явилось причиной низкой эффективности экологического образования в России. Хотя для культурологического образования такая ориентация приемлема [II].
К фундаментальным теоретическим понятиям социальной экологии относятся «среда человека и общества», «социоэкосистема». Содержание понятия «среда» в социальной экологии шире, чем в общей экологии. В экологии среда обитания (среда жизни) -это часть природы, окружающая живые организмы. Среда человека представляет совокупность естественных и искусственных условий, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо [2]. Существуют различные подходы к анализу структуры среды человека. Схема среды человека (и общества) представлена по обобщенным из разных источников данным на рис. 1. [13]. Окружающая человека среда включает взаимосвязанные компоненты: природную, материальную и социальную среды. Активно разрабатывается в антропоэкологии и социальной экологии концепция «жизненной среды». В ее структуре выделяют социально-бытовую, трудовую и рекреационную среды [14].
Социоэкосистема определяется как динамическая саморазвивающаяся система человеческое общество -природа, динамическое равновесие в которой должно обеспечиваться общественным разумом [4]. Наряду с термином «социоэкосистема» употребляется термин «антропоэкосистема». Практически - это синонимы, но последний считается неудачным, так как к антропоидам относятся и человекообразные обезьяны.
11В
*
Рис. 1 Модель антропоэкосистемы [13]
Как социоэкосистема, так и экосистема в общей экологии отражают функциональное единство живого и неживого компонентов природы. В антропоэкосистеме (рис. 2) [15] блок «общность людей» и есть живой компонент. Природа определяет параметры хозяйства и условия жизни населения и одновременно сама испытывает воздействие человеческой деятельности. Измененная человеком природная среда влияет на «организм» социальных систем, на состояние их «здоровья» [3]. Безусловно, взаимодействия человека и общества с окружающей средой не идентичны взаимоотношениям любого живого организма с окружающей средой.
Рис. 2. Составные части окружающей человека среды [13]
Изучение курса социальной экологии должно содействовать формированию у студентов целостного восприятия картины мира, общей экологической культуры. Для молодых ученых открыты интереснейшие возможности выявления перспективных направлений социально-экологического развития цивилизации.
Литература
1. Яницкий О. II Обществ, науки и современность. 1993. № 2. С.76-91.
2. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1997.
3. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.
5. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. Киев, 1991.
6. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М., 1992.
7. Кряжимский Ф.В., Большаков В.Н., Корюкин В.И. Н Экология. 2001. № 6. С.403-408.
8. Казначеев П.П. II Проблемы экологии человека. 1986. С.5-15.
9. Хайтов К.М. II Журн. общ. биологии. 1998. Т.59. № 2.
С. 137-151.
10. Абдурахманов Г.М., Урсул А.Д., Мамедов Н.М. Социальная экология. 4.1. Махачкала, 1998.
11. Розенберг Г. С. II Экология. 1999. № 2.С. 89-98.
12. Зубаков В ^.//Зеленый мир.2002. № 23-24. С.11-13.
13. Прохоров Б Б. Прикладная антропоэкология. М., 1998.
14. Максимова Л.В. II Эволюц. и историч. антропоэкология. М., 1994. С.77-78.
15. Акимова Т.А, Хаскин В.В. Экология. Человек-Эконо-мика-Биота-Среда. М., 2001.