Научная статья на тему 'Еще раз к вопросу о том, что такое «Экология»?'

Еще раз к вопросу о том, что такое «Экология»? Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
10414
711
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биосфера
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭНВАЙРОНМЕНТОЛОГИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Розенберг Г. С.

Осуществлен анализ 80 определений понятия «экология». Проведен факторный анализ определений в «пространстве» вербальных конструкций. Сделан вывод о достаточно четком разделении этих представлений на три группы: «биологические», «общественные» и «смешанные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз к вопросу о том, что такое «Экология»?»

УДК 574:001.4

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ

«ЭКОЛОГИЯ»?

Г.С. Розенберг

Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти

Эл. почта: genarozenberg@yandex.ru Статья поступила в редакцию 29.05.2010, принята к печати 10.09.2010

Осуществлен анализ 80 определений понятия «экология». Проведен факторный анализ определений в «пространстве» вербальных конструкций. Сделан вывод о достаточно четком разделении этих представлений на три группы: «биологические», «общественные» и «смешанные».

Ключевые слова: экология, определение, энвайронментология, факторный анализ.

THE ISSUE OF WHAT IS «ECOLOGY» REVISITED

G.S. Rozenberg

Institute of Ecology of the Volga River Basin of the Russian Academy of Sciences, Togliatti, Russia

E-mail: genarozenberg@yandex.ru

An analysis 80 definitions of the concept «ecology» is carried out. The factorial analysis of definitions in a «space» of verbal constructs suggests a clear cut categorization of the definitions into three groups: «biological», «public» and «mixed». Keywords: ecology, definition, environmentology, factorial analysis.

Приходится признать, что эколог - это некто вроде дипломированного вольнодумца. Он самовольно бродит по законным владениям ботаника и зоолога, систематика, зоопсихолога, метеоролога, геолога, физика, химика и даже социолога: он браконьерствует во всех названных и во многих других уже сложившихся и почтенных дисциплинах. Ограничить сферу деятельности эколога - действительно важная проблема, и в ее разрешении заинтересованы, прежде всего, сами экологи... Так что же это за выскочка среди наук, которая представляется нам набором фактов без всякой теории и которая явно страдает от избытка наблюдений и от отсутствия принципов для их классификации? А существует ли вообще такая наука - экология?

Эймьян Макфедьен [34, с. 15]

Более 10 лет тому назад я опубликовал в журнале logos - наука; таким образом, «экология» - наука о «Экология» статью «Анализ определений понятия доме, о взаимоотношениях между живыми организ-"экология"» [57]1, в которой продемонстрировал часть мами и окружающей их средой - вроде все очевидно), моей коллекции определений «экологии» (мне извес- понятие «экология» все более и более уподобляется тно, что такая же, а может и еще больше, коллекция большому океанскому кораблю, который в процессе собрана академиком В.Н. Большаковым)2. Потом эти плавания обрастает водорослями и ракушками, и если и другие определения были включены в ряд учебников их вовремя не почистить, они способны либо потопить [59, 60]. Однако дискуссия с рецензентом моей статьи его, либо существенно замедлить ход. «Карл Линней и экология» [58] Л.Я. Боркиным и про- Замечу, что и монография Э. Макфедьена [34], из косьба редакции журнала «Биосфера» в лице проф. Э.И. торой взят эпиграф данной статьи, вышла в свет почти 50 Слепяна заставили меня вернуться к этой проблеме. К лет тому назад; естественно, что за этот отрезок времени сожалению, содержание экологии как науки до сих пор в экологической науке произошли изменения, и сегод-понимается по-разному, оставаясь темой для дискуссий ня нельзя говорить об экологии как о «наборе фактов (см. напр. [3, 7, 8, 59]). И как бы биологи ни «блюли без всякой теории». Однако последний вопрос эпигра-чистоту рядов» (в переводе с греческого oikos - дом, фа продолжает оставаться актуальным - ведь и сегодня

1 Правда, когда я заглянул в Интернет, то обнаружил, что эта моя статья «записана» в некоторых ссылках за неким С.В. Алексеевым (см. [11, 74, 90 и некоторые др.]). Забавно...

2 Говорят, что академик С.С. Шварц «.заявил на одной из научных конференций: "Я мог бы не сходя с места привести сто определений экологии, и все они были бы более или менее правильными!"» Рассказывают, что подобное действительно имело место. Для осуществления задач Международной биологической программы (научно-исследовательская программа ЮНЕСКО, проводившаяся в 1964-1974 гг.) требовалось официально согласовать формулу экологии. Эта необходимость собрала вместе многих ведущих экологов мира. Каждый участник вставал и произносил собственное определение. Есть сведения, что итоговая запись выглядела примерно так: «Экология - это то, чем занимаюсь я, но не занимаетесь вы.» [21, 25].

324 Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2010, т.2, №3

в понятие «экология» вкладывается значительно более широкое содержание. Ее границы раздвинуты далеко за рамки даже синтетической биологической дисциплины (говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии», «политической экологии», «экологии культуры» (вдумайтесь - «наука о доме культуры»?); к моей коллекции разного рода «экологий» в последние годы добавились такие «новые направления» экологической науки, как «экологическое пчеловождение» [48], «экологическое асбестоведение» [92], «акустическая экология» [10] и «экогеософская мировоззренческая парадигма» [24] и пр.). Думается, что это происходит по ряду причин.

Во-первых, термин «экология» (наука о доме) оказался просто очень удачным с лингвистической точки зрения.

Во-вторых, Человек - тоже живой организм, находящийся во взаимоотношениях с окружающей средой, причем его поведение оказывает очень значительное влияние на Природу. Поэтому с позиций антропоцентризма экология воспринимается в большей степени как наука, «обслуживающая» Человека в зависимости от изменения его экономического или социального статуса, чем естественнонаучная дисциплина.

В-третьих, экология - развивающаяся наука, и ее понятийный, методический и теоретический аппараты еще не устоялись (так, продолжаются дискуссии даже об основном объекте изучения экологии [59]).

Легкость, с которой сам термин «экология» и различные экологические понятия, теряя биологический смысл, вторгаются в разные отрасли знания, по-видимому, отражает назревшую необходимость их «вторичной экологизации». Такой широкий (экологический) подход был традиционен для российских естествоиспытателей - сошлемся на произведения С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехина, П.С. Палласа, К.М. фон Бэра и др. Но прежде продемонстрируем «эволюцию» понятия «экология» на протяжении более 140 лет его существования [57, 59, 60].

1. Э. Геккель (E. Haeckel, 1866 г.): «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма к окружающей среде, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы» [96, S. 286].

2. К.А. Тимирязев (1889 г.): «Придавая главное значение явлениям приспособления, прилаживания организма к условиям его существования, мы тем самым признаем основным принципом биологического прогресса - пользу того или иного свойства, - принцип в основе экономический, почему Геккель и был прав, предложив для всей этой области биологии, создавшейся благодаря Дарвину, новое название - экология (выделено автором. - Г.Р.)» [71, с. 217].

3. В.М. Шимкевич (1904 г.): Экология - «часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, то есть нор, гнезд, логовищ и т.п.» [87, с. 256].

4. Ф. Клементс (F. Clements, 1905 г.): «Экология (понимаемая, прежде всего, как экология растений. - Г.Р.), по существу, - экспериментальная наука в противоположность гербарной таксономике с ее "средневековыми методами"; таксономист должен использовать статистические и экспериментальные методы, т.е. быть экологом... Для того чтобы экология стала наукой, она должна быть более экспериментальной, хорошо системной и дедуктивной» [50, с. 37-38].

5. Ч. Элтон (Ch. Elton, 1927 г.): «Экология - это новое название очень старого предмета» [91, с. 9].

6. К. Фридерикс (K. Friederichs, 1930 г.): «Содержание, которое вкладывается в это название (экология. - FP.), не совсем определенно, зависит от общих взглядов и претерпевает с течением времени изменения» [81, с. 14].

7. Д.Н. Кашкаров (1934 г.): «Экология - наука о закономерностях в отношении организма как целого, как вида, к среде обитания, в комплексе... Это определение (определение «экологии» Э. Геккеля. - Г.Р.) и поныне наилучшим образом вскрывает содержание экологии и является общепринятым, если не считать определений экологии, даваемых отдельными авторами, как «науки о местообитаниях», «науки об адаптациях» (приспособлениях), «науки об отношениях организма к физическим факторам среды», - определений, охватывающих лишь часть того, что является содержанием экологии в общемировом понимании. Экология рассматривает адаптивные и неадаптивные отношения организма к окружающему его природному комплексу, к физическим и биологическим факторам последнего» [27, с. 15, 3].

8. Б.А. Келлер (1934 г.): «Экология изучает особенности формы, строения, химизма и всей жизни растений в тесной связи и взаимодействии с определенными характерными сочетаниями окружающих внешних условий. Следовательно, экология имеет дело с характерными типами внешней среды... Советская экология растений - экология растений на основе марксистско-ленинской методологии - заставляет нас очень многое старое в корне переоценить, ведет к глубоким перестройкам прежних установок и путей в этой науке и вместе с тем открывает нам очень широкие перспективы для разработки больших научных и производственных проблем нашего социалистического строительства» [29, с. 8, 10].

9. В.Л. Комаров (1934 г.): «Экология изучает, как в природе образуется комплекс растений и животных, дающих при данных климатических и почвенных условиях максимум органического вещества, иначе максимальный урожай» [30, с. 23].

10. В.Н. Сукачев (1934 г.): «Экология растений, исследуя отношение растений к среде, изучает в конечном счете приспособительные черты организации растений» [69, с. 30].

11. В.Н. Любименко (1934 г.): «Экологию растений можно определить как науку о жизнедеятельности растений на месте их естественного обитания» [33, с. 31].

12. Д.Н. Кашкаров (1938 г.): «Содержанием экологии является изучение взаимоотношений организма (вида) со средой его обитания, изучение приспособлений и противоречий между особенностями вида и элементами этой среды, именуемой факторами; задачей экологического исследования является познание "условий существования" вида, то есть тех факторов среды, которые являются необходимыми для существования вида, дабы, зная эти условия существования, управлять жизнью вида или всего комплекса» [28, с. 10].

13. У. Олли и др. (W. Allee et al., 1949 г.): «Экология может быть в общем определена как наука о взаимоотношениях между живыми организмами и их средой, включая как физическую и биотическую природу, так и важнейшие внутривидовые и межвидовые отношения... Среда какого-либо организма состоит, в конечном счете, из всего, что лежит вне отдельного организма. Те части общей среды, которые оказывают прямое

325

влияние на организм, относятся к образующим эффективную среду (выделено автором. - Г.Р.). Отношения какого-либо организма или сообщества организмов со средой являются... 1) частными: специфическими для каждого организма; 2) постоянными: организм живет в своей среде всю жизнь; 3) взаимными: среда воздействует на организм и наоборот; 4) нерасторжимыми: отрыв организма от среды невозможен» [93, p. 1].

14. «Словарь иностранных слов» (1949 г.): «Экология - наука, одна из биологических дисциплин, изучающая взаимоотношения организмов и окружающей среды» [64, с. 746].

15. Н.П. Наумов (1954 г.): «Экология - биологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения организмов и среды, обуславливающие образ жизни: размножение, питание, выживаемость, численность и распределение животных» [39, с. 3].

16. Г. Кларк (G. Clarke, 1954 г.): «Центральной задачей экологии является установление общих принципов, согласно которым действуют естественные сообщества и их компоненты... Современная экология занимается функциональной взаимозависимостью между живыми существами и их окружением» [94, p. 18].

17. Л.Г. Раменский и др. (1956 г.): «Экология - это наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспособленности организмов и биоценозов к условиям среды и о противоречиях организмов и биоценозов с окружающей средой (живой и мертвой)» [53, с. 320].

18. Б.Г. Иоганзен (1959 г.): «Экология изучает организмы в природном или культурном биоценозе и среду их жизни, на основе чего познает динамику численности и законы управления ее через изменение условий существования... Экология дает опору всем отраслям биологии, но при этом не растворяется в них и не исчезает... За ней остается своя специфическая область исследования - изучение образа жизни организмов, динамики численности видового населения и природы биоценозов» [26, с. 27, 34].

19. Н.П. Наумов (1963 г.): «Экология изучает те стороны отношений организмов со средой, от которых зависит успешность их развития, выживания и размножения... Экология изучает не только непосредственные взаимоотношения со средой, но и исторически сложившиеся на их основе:

а) специфические для каждого вида приспособления особей, обеспечивающие разносторонние связи со средой, их развитие и созревание;

б) внутривидовые отношения и специфическую для вида структуру его населения...;

в) различные в разных участках земной поверхности сообщества популяций разных видов, которые связаны многими взаимными приспособлениями, обеспечивающими биогенный круговорот веществ» [40, с. 7].

20. В.Н. Беклемишев (1964 г.): «Главной задачей экологии и биоценологии является установление общих закономерностей круговорота форм, материи и энергии в живом покрове Земли с тем, чтобы выработать такие нормы воздействия на этот круговорот, при которых создавались бы оптимальные условия для существования живого покрова планеты и человечества в его составе. Естественно, что эта задача может быть решена только в комплексе с геофизикой, геохимией, социологией и пр.» [6, с. 26].

21. Э. Макфедьен (A. Macfadyen, 1963 г.): «Экология посвящена изучению взаимоотношений живых организмов, растительных или животных, со средой; она имеет целью выявить принципы, управляющие этими отношениями» [34, с. 15].

22. Ю. Одум (E. Odum, 1963 г.): «Экология - это наука об обиталищах, или, говоря более широко, об "условиях существования"... было бы правильнее придерживаться новейших идей и определить экологию как науку о строении и функциях природы (курсив автора. - Г.Р.)» [44, с. 13].

23. Р. Маргалеф (R. Margalef, 1969 г.): «Я утверждаю, что экология - это изучение систем на том уровне, на котором индивиды (организмы) рассматриваются как элементы, взаимодействующие между собой либо с окружающей средой. Системы такого уровня называются экосистемами, и экология есть ничто иное, как биология таких систем» [41, с. 5].

24. Ю. Одум (E. Odum, 1971 г.): «Для последних десятилетий ХХ в. особенно подходит одно из определений, данных в полном словаре Уэбстера, а именно: "Предмет экологии - это совокупность или структура связей между организмами и их средой". Для "долгосрочных" употреблений лучшим определением этого обширного по объему понятия будет, по-видимому, наиболее краткое и наименее специальное, а именно "биология окружающей среды" (environmental biology) (курсив автора. - Г.Р.)» [45, с. 10].

25. Р. Дажо (R. Dajoz, 1972 г.): «Существует довольно много определений экологии, однако подавляющее большинство современных экологов считает, что экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают (курсив автора - Г.Р.)» [19, с. 9].

26. Ф. Дре (Ph. Dreux, 1974 г.): «Экология - это наука о реально происходящем в природе» [22, с. 157].

27. П. Агесс (P. Aguesse, 1975 г.): «Экология: этот термин стал таким же модным, как, например, окружающая среда или загрязнение. Каждый исследователь, желающий быть современным, занимается экологией, но проблемы, которые интересуют биолога, по содержанию отличаются от проблем, рассматриваемых геофизиком, социологом, юристом или экономистом. Таким образом, каждый специалист придает этому термину до такой степени различное значение, что неспециалисту становится трудно определить, что же такое экология» [2, с. 4].

28. Н.П. Наумов (1975 г.): «Экология - наука о биологических системах надорганизменного уровня» [42, с. 8].

29. Р. Уиттекер (R. Whittaker, 1975 г.): «Экология -область биологической науки, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой их обитания. Экологи исследуют живые системы высших уровней биологической организации: отдельные организмы, популяции, социэты (группы особей одного вида), сообщества (системы популяций обычно многих видов) и экосистемы» [73, с. 11].

30. С.С. Шварц (1975 г.): «Экология как наука о жизни природы переживает сейчас вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи "организм - среда", экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его

326

целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрессивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания измененного мира. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека в природе» [85, с. 102].

31. В. Дежкин (1975 г.): «Классическая формула, приводимая во многих научных и популярных изданиях: экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания... Для справки откроем сборник докладов авторитетного научного форума - пятой Всесоюзной экологической конференции (Москва, 1973 г. - Г.Р.). И тут почти в самом начале нас озадачит категоричнейшее утверждение видного эколога, профессора МГУ Н. Наумова: "Принципиально неправильно определение экологии как науки о взаимоотношениях организмов со средой!" Почему? Ученый поясняет: все биологические науки, а не только экология, изучают отдельные стороны этих взаимоотношений. И биохимия, и цитология, и генетика, и морфология, и эмбриология, и физиология...» [21, с. 5]. Сразу вспоминается «браконьерствующий» эпиграф к этой статье.

32. Р. Риклефс (R.E. Ricklefs, 1976 г.): «Экология занимается изучением растений и животных как отдельных особей и как членов популяций и биологических сообществ, в их взаимодействии с окружающей средой, ее физическими, химическими и биологическими факторами. Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очистных сооружений, региональное планирование землепользования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представляет собой просто попытки смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов» [56, с. 9].

33. М.С. Гиляров и др. (1977 г.): «Экологию можно определить как систему научных дисциплин, изучающих жизнь на надорганизменном уровне организации. Экология имеет дело в основном с той стороной взаимодействия организмов со средой, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций (видового населения) и сообществ и их роль в протекающих в биоценозах процессах. Именно экология призвана создать научную основу рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирования изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере, и сохранения среды обитания человека» [14, с. 3-5].

34. В.А. Радкевич (1977 г.): «Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические макросистемы более высокого ранга, чем организм... Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека» [51, с. 9, 11].

35. Г. Вальтер (H. Walter, 1979 г.): «Объект исследования экологии - биосфера» [9, с. 150].

36. Г.А. Новиков (1979 г.): «Экология - это отрасль биологии, исследующая исторически сложившиеся взаимодействия организмов с окружающей их физико-химической, биотической и антропогенной средой на

уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов и биосферы для раскрытия закономерностей указанных процессов и решения актуальных задач народного хозяйства, здравоохранения, охраны природы» [43, с. 14].

37. В.Д. Федоров, Т.Г. Гильманов (1980 г.): «Экология изучает совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой обитания некое единство (т.е. систему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества» [75, с. 9].

38. И.А. Шилов (1981 г.): «Экологию следует рассматривать как биологическую науку, имеющую дело с тремя уровнями организации живых систем: организ-менным, популяционным и биоценотическим. Разделение этих уровней недопустимо, так как генеральная роль живого вещества в биосфере определяется их теснейшей функциональной взаимосвязью. Изучение биосферы в целом, включая исследование ее неживых компонентов и социально-экономических процессов, - задача особой комплексной науки, формирующейся в наши дни» [86, с. 5].

39. Б.М. Миркин, Г.С. Розенберг (1983 г.): «Экология (от греч. oikos - дом, место и logos - учение, слово) - наука об отношениях организмов или групп организмов к окружающей среде. Объектом экологии являются надорганизменные системы: виды, представленные популяциями, сообщества, биоценозы, биогеоценозы, экосистемы, биосфера. Экология по своему объему шире биогеоценологии в связи с существованием экосистем, которые не являются биогеоценозами (например, кабина пилотируемого космического корабля)» [37, с. 126].

40. Ю.П. Трусов (1983 г.): «В обобщенном виде экология и может быть определена как наука об экологическом взаимодействии - общая теория этого взаимодействия и общая теория экологического подхода (выделено автором. - Г.Р.)» [72, с. 85].

41. Ч. Кребс (Ch. Krebs, 1985 г.): «Экология - изучение взаимодействий, обусловленных распределением и обилием организмов» [97, p. 8].

42. «Философский словарь» (1987 г.): «Под экологией понимается наука (или комплекс наук) о взаимодействии общества и природы.» [76, с. 556].

43. К.М. Сытник и др. (1987 г.): «Экология в настоящее время превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных синтетических наук потому, что познание экологических закономерностей необходимо для решения ведущих проблем генетики, эволюционного учения и систематики, а также ввиду ее огромного значения для понимания взаимоотношений человека с окружающей средой. Экология широчайшая синтетическая наука, использующая данные самых разных дисциплин» [70, с. 9, 16].

44. Н.С. Абросов, А.Г. Боголюбов (1988 г.): «Задачи экологии - поставлять знания, необходимые для объяснения наблюдаемого видового разнообразия экосистем и, в практическом отношении, для выработки стратегий регулирования состава сообщества в конкретных природных и искусственных экосистемах» [1, с. 8].

45. И.В. Круть, И.М. Забелин (1988 г.): «Под экологией традиционно понимается биологическое учение о взаимоотношениях организмов и их сообществ со средой. Такого рода организмоцентрическую экологию целесообразно более строго называть биоэкологией (выделено мной. - Г.Р.), являющейся разделом

327

биологии. Ныне же экология выходит за пределы последней и выступает как наука о природных экосистемах, в которых интегрируются геосистемы и биосистемы как равноправные компоненты... Экология же с большой буквы объемлет не только естественные экосистемы, но и всю сферу взаимодействия природы и человечества» [31, с. 8].

46. Н.Н. Моисеев (1988 г.): «Первоначально этот термин (экология. - Г.Р.) применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязей между растительными и животными сообществами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек -его образ жизни, его судьба - так же неотделим от окружающей среды и составляет ее неотъемлемую часть. И его взаимоотношение с природой: воздействие на природу в процессе жизнедеятельности, прежде всего производственной деятельности и, конечно, обратное влияние оскудевающей природы на человека и развитие общества - все это должно стать предметом специального изучения. Так начала возникать "параллельная" наука - экология человека» [38, с. 4].

47. Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов (1988 г.): «Экология - биологическая дисциплина. Однако экологические и природоохранные задачи в настоящее время решаются преимущественно инженерными и химико-технологическими методами. Поэтому экология представляет собой не только научную базу охраны природы, но и становится неотъемлемой частью технологических дисциплин» [67, с. 3].

48. Н.М. Чернова, А.М. Былова (1988 г.): «Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем... Современная экология является теоретической основой рационального природопользования» [83, с. 3].

49. А.И. Шалимов (1988 г.): «Экология - старая наука биологического цикла - ныне переживает небывалый расцвет и приобретает все большую значимость, ибо становится одной из главных наук о биосфере - наукой о выживании, в частности - выживании человека в нынешней экологической обстановке... Можно сказать, что глобальная экология (экология человека) - это наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества и порожденной им техники» [84, с. 19].

50. А.Ф. Алимов (1989 г.): «Экология стала очень популярной, и с ней связывают все что угодно: охрану от загрязнения окружающей среды, необходимость строительства очистных сооружений, рационального планирования землепользования, определения цены на воду, землю, создание экологически чистых технологий, обеспечение людей продуктами питания и т.п. Экология стала собирательным понятием, относящимся к происходящим или грядущим, главным образом негативным, последствиям изменений человеком окружающей его среды. Понятие "экология" становится все более неопределенным, так как его распространяют не только на отношения человека и окружающей среды, но и на такие сферы человеческой деятельности, как, например, музыка, культура, слово и т.п., говорят об экологии духа и даже половых отношений. Понимание экологии как биологической науки. позволяет сохранить ее как науку и предоставляет возможности для теоретических и практических исследований» [3, с. 3, 7].

51. А.М. Гиляров (1989 г.): «Когда в 1866 г. Э. Геккель впервые употребил слово "экология", обозначив им биологическую науку, он, наверное, не подозревал о том, что через сто с небольшим лет слово это, многократно повторенное газетами и журналами всего мира (не говоря уже о других неведомых ранее средствах массовой информации), станет своеобразным символом своего времени. Действительно, об экологии говорят сейчас буквально все, понимая под экологией в большинстве случаев любое взаимодействие человека и природы или ухудшение качества среды, вызванное его хозяйственной деятельностью» [13, с. 5].

52. «Сельскохозяйственный энциклопедический словарь» (1989 г.): «Экология - комплексная наука, изучающая среду обитания живых существ (включая человека) и их взаимоотношения с нею. В биологических науках исторически сложилось два направления экологии - классическое (со времен Геккеля), изучающее взаимоотношения со средой отдельных особей и групп организмов одного и того же вида (популяций), и сформировавшееся в 20 в. биогеоценотическое, изучающее процессы, происходящие в биогеоценозах (экосистемах) и в биосфере в целом (в СССР второе направление часто выделяют в самостоятельную науку - биогеоценологию)» [62, с. 604].

53. «Словарь иностранных слов» (1990 г.): «Экология - 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; экология организмов одного и того же вида называется аут(о)экологией, экология сообществ - синэкологией; 2) социальная экология - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды» [65, с. 583].

54. Н.Ф. Реймерс (1990 г.): «Экология:

1) часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и окружающей средой, включает экологию особей (аут(о)экология), популяций (популяционная экология, демэкология) и сообществ (синэкология);

2) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня;

3) комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека);

4) область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с учетом живого), принимаемого за центральный в этой совокупности (это может быть и промышленное предприятие);

5) исследование положения человека как вида и общества в экосфере планеты, его связей с экологическими системами и меры воздействия на них» [54, с. 592-593].

55. В.Е. Соколов, В.Д. Ильичев (1990 г.): «Существенное значение в этих взаимоотношениях (человека с окружающей средой. - Г.Р.) играют контакты экологии с социальной сферой, здравоохранением и образованием. Само понятие "экология", которое совсем еще недавно трактовалось как весьма ограниченное, приобретает в настоящее время чрезмерно широкие рамки. Возникла необходимость обозначить эти рамки хотя бы в самой предварительной конспективной форме, путем перечисления основных направлений и задач, входящих в компетенцию экологии» [66, с. 3].

56. Г.А. Бачинский (1991 г.): «Экологию не следует отождествлять с экологическим подходом. Как следует

328

из сказанного, экология - это конкретная биологическая дисциплина с собственными предметом и объектом исследования, методами и задачами. Экологический же подход вытекает из общей теории систем. Он является частной разновидностью системного подхода, когда рассматриваются системы, построенные по схеме "субъект - окружение"» [5, с. 49].

57. А.М. Гродзинский и др. (1987 г.): «Экология -наука об экосистемах. Экология в широком смысле -междисциплинарная отрасль знаний, "сверхнаука", ориентированная на комплексный анализ» [18, с. 130].

58. С. Залыгин (1992 г.): «Но что такое экология? Наука? Общественное движение? Партия "зеленых"? Инстинкт самосохранения? Мистическое учение об апокалипсисе? Не будем совершенно исключать из этого понятия ни того, ни другого, ни третьего -пусть все, что может в нем соединиться, соединяется, ведь разделение наших знаний о жизни на бесконечное число наук и саму нашу жизнь тоже размежевано на отдельные, изолированные друг от друга части. Но, требуя глубоких специальных знаний, экология -не только знание, но и сознание, доступное каждому. Она - сама современность и злободневность всех зло-бодневностей» [23, с. 5].

59. И.В. Стебаев и др. (1993 г.): «Но вправду ли экология все же наука, если у нее может быть столько разных лиц, подходов, а главное - объектов?.. И вот здесь важно, что слово oikos у древних греков обозначало не только дом, но и родину. Вот о каком великом и вечном доме, по-видимому, идет речь. Как мы понимаем - доме всего сущего. Вспомним здесь и об ойкумене как об общечеловеческой родине, населенной Земле в понимании эллинов» [68, с. 4].

60. А. Гор (A. Gore, 1993 г.): «Экология представляет собой изучение баланса» [95, р. 18)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61. В.Н. Большаков и др. (1993 г.): «Кажется, никто не оспаривает то утверждение, что экология имеет дело с природной средой на Земле. Тем не менее существуют разноречивые толкования предмета и методологии этого научного направления. Все чаще (особенно в средствах массовой информации, а также в высказываниях политических деятелей) звучит вульгаризированная трактовка экологии как изучения только гигиенических аспектов состояния окружающей среды, а нередко и просто как уровня ее техногенного загрязнения. С другой стороны, существует "широкое" толкование экологии как некоего обширного комплекса научных направлений, включающего в себя экономику, социологию, медицину, географию, геологию, ряд технологических дисциплин. Общим для двух упомянутых выше точек зрения на экологию как отрасль знаний является недооценка ее стержневой составляющей - изучения живого вещества как главного компонента любого природного комплекса. Именно поэтому центральным звеном экологических исследований должны являться биологические системы разного уровня организации (выделено автором. - Г.Р.)» [8, с. 4].

62. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова (1994 г.): «Основным объектом экологии является экосистема - совокупность живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящие в экосистемы, - популяции и отношение к среде отдельных организмов... Экология - это комп-

лекс наук... В центре "экологического цветка" находится общая экология - наука о законах взаимоотношений организмов и условий среды. Лепестки цветка - это науки, посвященные конкретным объектам» [35, с. 13, 14].

63. Н.Ф. Реймерс (1994 г.): «Соответствующему термину (экология. - Г.Р.) совсем неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке. Языковый Прокруст со взрывной силой тянет понятие "экология" в разные стороны и грозит разорвать его на части. Но терминологический взрыв не происходит. Вместо него возникла путаница слов, понятий и самого понимания, что есть что. Казалось бы, должен проявиться эффект Вавилонской башни. Однако серьезного неудобства при этом не ощущается. Каждый вкладывает в термин свой объем понятия, индивидуальные его оценки. Ситуация приблизительно такова: "моя" экология - это не "твоя экология, но все же что-то сходное" [55, с. 8]. Далее Н.Ф. Реймерс выделяет аж 62 (!) «экологии», претендующие на статус самостоятельных научных направлений.

64. С.В. Симак (1995 г.): «Попробуем все же дать определение экологии. Их много, и большинство из них не исключают, а взаимодополняют друг друга. Я приведу несколько из них. Вы сможете остановиться на любом или дать свое, главное, чтобы вы смогли аргументировать свой выбор. Итак:

1) Экология - наука, изучающая отношения организмов, популяций, биоценозов между собой и окружающей средой;

2) Наука, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня;

3) Наука, изучающая некую совокупность предметов или явлений с точки зрения субъекта или объекта, принимаемого за центральный в этой совокупности ("кон-сорционное" определение. - Г.Р);

4) Словарь Уэбстера для студентов дает такое определение: предмет экологии - это совокупность или структура связей между организмами и их средой обитания;

5) Кребс: экология - научное познание взаимодействий, определяющих распространение и численность организмов;

6) Маргалеф: предмет экологии - структура, функционирование и взаимодействие надорганизменных систем разного уровня организации.

Каждое из приведенных определений в большей или меньшей степени отражает различные стороны такого многообразного и динамичного понятия, как экология. Последнее из них, правда, имеет в настоящее время наибольшее признание и представляется самым удачным» [63, с. 5-6].

65. А. Шубин (1995 г.): «Пора вспомнить, что экология - не часть биологии, а наука о взаимоотношении человеческого общества и среды его обитания (экология - "наука о доме", обратите внимание - даже не о "природе"). Это социально-естественная наука, социально-биологическая, если хотите» [89, с. 7, 13].

66. В.Н. Большаков и др. (1996 г.): «Слово "экология" приобрело в настоящее время огромную популярность, однако его значение в различных кругах воспринимается по-разному. Для ученых - это вполне определенный раздел науки, относящейся к циклу биологических наук, в то время как в непрофессиональной среде под экологией понимают нечто совсем другое - в лучшем случае изучение только гигиенических аспектов состо-

329

яния окружающей среды, а нередко и просто уровень ее техногенного загрязнения» [7, с. 165].

67. В.А. Вронский (1996 г.): «В настоящее время отмечается разнообразие толкования содержания самого термина:

1) экология - одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

2) экология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества;

3) экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

4) экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы)» [12, с. 135].

68. А.А. Горелов (1998 г.): «Слово "экология" в последнее время стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда Э. Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и растений со средой их обитания. От понятия экологии как точки зрения (выделено мной. - Г.Р.) следует отличать еще, по крайней мере, два случая употребления этого термина. Первое из них характерно для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии. Второй вариант употребления термина "экология" чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность научных направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания» [17, с. 3, 4].

69. В.И. Данилов-Данильян (1998 г.): «Экологическая проблематика требует широкого философского осмысления, создания новых этических концепций и, возможно, послужит толчком к возникновению новых религий и движителем формирования новых социальных систем. В экологии сложнейшие фундаментальные проблемы близко соседствуют с прикладными вопросами, которые необходимо решить сегодня, сейчас. Все это заставляет говорить, что экология - более чем научная дисциплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний» [20, с. 6].

70. В.А. Радкевич (1998 г.): «Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов в их естественной среде, и с учетом изменений, которые вносит в эту среду деятельность человека» [52, с. 7].

71. О.Г. Кусакин (1999 г.): «Осознание (хотя и весьма запоздалое), что человек своей бесхозяйственной деятельностью поставил не только себя, но и все живое под угрозу экологической катастрофы, вызвало повышенный интерес к природоохранным проблемам самых различных слоев человеческого общества и появление целого ряда обусловленных как научной необходимостью или практикой, так и просто любовью поразмышлять наук и научных (или не вполне научных) дисциплин, терминов и понятий, таких как глобальная экология, экология человека, социальная экология, архитектурная экология, инженерная экология и даже экология духа и экология секса

(не путать с вполне правомерным разделом "экология размножения"). При этом экология и ее предмет расширились настолько, что она далеко вышла за свойственные ей биологические границы. С одной стороны, это подняло престиж экологии, но с другой - резко снизило ее прогностичность. Об экологии заговорили почти все - мэрам городов стали присваивать звания лучшего эколога страны, известные артисты сетовали, что у них в городе экология плохая (хотя при отключении электроэнергии, например, не говорят, что это делается из-за плохой физики в городе)» [32, с. 6].

72. Н.К. Христофорова (1999 г.): «Итак, мы уже знаем, что экология - наука многоуровневая и что она изучает отношения организмов с окружающей средой. Уровень, или подразделение, экологии, рассматриваемый нами, зависит от того, что мы вкладываем в понятие среды» [82, с. 55].

73. Самойлов Л.Н. (2001 г.): «Экология - понятие-символ эпохального значения, болезненный нерв современной мировой цивилизации и культуры, ее новый животрепещущий философско -мировоззренческий ориентир и новое измерение» [61].

74. Э.В. Гирусов и др. (2002 г.): «Экология первоначально возникла как биологическая наука, изучающая органические сообщества, однако в последние 20-30 лет сложилось гораздо более широкое ее толкование как науки о развитии биосферы в условиях возрастающих антропогенных нагрузок. Очевидно, что в этом своем качестве экология является скорее комплексом наук, отражающим различные философские, исторические, социальные, правовые, естественнонаучные, технические и, конечно, экономические аспекты биосферного развития» [15, с. 7].

75. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова (2004 г.): «Экология - это широкий междисциплинарный комплекс, объединяющий не один десяток наук, связанных друг с другом множеством каналов, по которым идет обмен научной информацией. В ее составе три раздела. Общая экология - биологическая наука о законах взаимоотношений организмов и условий среды. Объектами этой науки являются организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера. Прикладная экология (эн-вайронменталистика). Науки этого раздела разрабатывают вопросы рационального природопользования и охраны природы. Социальная экология объединяет науки о взаимоотношениях общества и природы. Анализ противоречий, порождающих зоны напряженности в биосфере, поиск результативных способов их разрешения включает не только биологические и технические решения, но и разработку специальных социально-экономических и правовых механизмов урегулирования отношений человека и природы» [36, с. 18-20].

76. Форум «Клуба НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование)» (2006 г.): «Экология секса это как экология общения, это когда ты пообщался и в качестве результата получил удовольствие, а в качестве эффекта сохранил свободу, здоровье и моральный облик (желательно не только свою свободу, облик и здоровье), и здоровье желательно не только физическое. Это лично для меня такая экология» [80].

77. И. Гончаров (2006 г.): «Экология - это не только и не столько охрана окружающей среды, сборник нормативных актов или комплекс запретов - это прежде всего наука о среде обитания, собственном доме и его правильном обустройстве» [16, с. 6].

330

78. «Дневник экоиста» (2007 г.): «Забавно. Когда мне было 20+, я на полном серьезе думал, что экология - это "наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой". Ну, во-первых, так в учебнике было написано, во-вторых, меня тогда сильно занимали математические модели этих отношений. Когда мне было 30+, я думал, что экология - это "наука о системе глобальных взаимосвязей живой и неживой материи". Сейчас я склоняюсь к тому, что экология - это наука о счастье и благополучии наших правнуков. Наличие такой ретроспективы не позволяет мне утверждать, что я что-нибудь знаю окончательно. Но ведь есть же люди, которые и в 70 лет на полном серьезе считают, что экология - это наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой!!! Вот это завораживает.» [49].

79. А.Н. Фомичев (2009 г.): «Мы далеки от того, чтобы утверждать, что синергетико-термодинамические концепции являются тем единственным недостающим элементом, который бы мог объединить достаточно разрозненный массив экологического знания воедино и обеспечить его связь с науками естественнонаучного цикла (выделено мной. - Г.Р.)... Наличие противоположных в своей ориентации концептуальных моделей преодоления экологического кризиса является прежде всего следствием недостаточного развития естественнонаучных подходов в экологии (выделено мной. - Г.Р.) и представляет серьезное препятствие для выработки единой стратегии выживания» [79, с. 208].

80. Д.С. Павлов и др. (2010 г.): «Экологоцентри-ческая концепция природопользования должна стать поворотным моментом в отношении к природным системам регуляции биосферных процессов, сформированным современным биологическим разнообразием. Согласно концепции, природные системы - это ключевой биосферный ресурс, который обеспечивает возможность существования человека в настоящем и будущем. Экологоцентрическая концепция природопользования необходима для обеспечения экологической безопасности, улучшения качества жизни и здоровья населения, перехода экономики от сырьевого к

инновационному типу развития. Она позволит обеспечить лидерство России в быстро развивающейся системе международных отношений в области экологии, так как в будущем место стран в мире будет в значительной степени определяться их вкладом в поддержание биосферного баланса» [47, с. 139].

Хватит! В какой-то степени, большое число определений одного и того же понятия свидетельствует о том, что оно принадлежит сложным системам и является объектом системологии (см. напр. [59, 77, 78]). Анализ этой коллекции позволяет прийти к некоторым выводам.

Прежде всего, развитие «энвайронментологии» (от англ. епи1гоптгпЬо1о£у, или биосферология) в рамках «биоэкологии» имело далеко идущие последствия. Само понятие «экология» потеряло всякую определенность: уже не всегда можно определить, идет ли речь о собственно экологии (т.е. биологической науке), загрязнении среды или охране природы, общественно-политическом движении или «духовном возрождении», создании всеобщей религии и «космоморфологии».

Чтобы как-то упорядочить терминологическую путаницу, возьмем за основу схему [59, с. 12]:Таким образом, «социоэкология - это интегральная междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы в пределах социоэкосистем различного иерархического уровня и разрабатывающая научные принципы гармонизации этого взаимодействия посредством рационального природопользования» [5, с. 16]. Тогда экология воспринимается как теоретическая (биологическая) основа взаимодействия в системе «организм(ы) - среда»; рациональное природопользование - как система эксплуатации природных ресурсов и условий в наиболее эффективном режиме, без резких изменений природно-ресурсного потенциала и при сохранении здоровья людей (прикладная экология); социальные аспекты проявляются в диапазоне от элементарной экологической безграмотности как управляющего звена, так и населения в целом, до восприятия глобальных процессов с точки зрения ноосферы и устойчивого

Рис. 1. Терминологические соотношения в науках, смежных с экологией (по [59. с12])

331

развития (социоэкология). Во многом эти представления созвучны идеям Ю. Одума, высказанным в эпилоге обобщающей монографии «Экология» [46, т. 2, с. 247]: «Когда "наука о доме" (экология) и наука о "ведении домашнего хозяйства" (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества».

Фактически (в последние годы на это обращали внимание многие исследователи [3, 4, 7, 57, 59, 60]), все приведенные определения распадаются на три группы, что подтверждается и результатами факторного анализа (см. рисунок). Для проведения последнего каждое определение «разбивалось» на некоторые конструкции, полный список которых и составил пространство признаков. В качестве примера такого «разбиения» продемонстрирую этот процесс на определении № 17 [53, с. 320]: «Экология - это наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспособленности организмов и биоценозов к условиям среды и о противоречиях организмов и биоценозов с окружающей средой (живой и мертвой)». Конструкциями будут:

• взаимоотношения организмов со средой;

• взаимоотношения сообществ (биоценозов) со средой;

• приспособленность организмов к окружающей среде(абиотической);

• приспособленность организмов к окружающей среде (биотической);

приспособленность сообществ к окружающей среде (абиотической);

приспособленность сообществ к окружающей среде (биотической);

противоречия организмов с окружающей средой (абиотической);

противоречия организмов с окружающей средой (биотической);

противоречия сообществ с окружающей средой (абиотической);

противоречия сообществ с окружающей средой (биотической).

Эти характеристики присутствуют в определении № 17 и в бинарной системе получают значение 1; другие признаки из общего списка отсутствуют, следовательно, их значение - 0. В дальнейшем определяется матрица корреляций между всеми определениями (80x80) и проводится факторный анализ (например, методом главных компонент [88]).

Выделенные на рис. 2 три группы определений соответствуют «биологическому», «общественному (со-циоэкологическому)» и «смешанному» типам определений. Первая ось может интерпретироваться как «степень биологичности» определений и определяет 37% общего варьирования. В каждой из этих групп условно можно определить своего «лидера», т.е. наиболее приемлемое определение. Так, среди «биологических» - это классическое определение Э. Геккеля (1) и ряд его дублирующих (21, 25, 29, 39, 66, 80) и обобщающих (24, 37, 64); из «общественных» - определения

44

О

и

52

О О 72

О

13 50

23 ^ ^ О 21

. 47

19

О 10

о

О 71

О 48

63,

О

51

<"> 36

Х2 (19,2%)

О26

о38

77

О

о 30

О

43

о

О 75

20

п 54

о35

О 53

55

46

65

74

49

тг

х,(36,9%)

о

14

О 11

О 37 1

о6 о 25 0 о12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 2 О 80

0 07 О0 08

22 29 24

О о

64

о

28

о

О 15

о

17

о

О 34 О 61

о

18

66

27

о

33

о

о 41 45

о ^31 "5 67 16 •

О ¿и

О 56

*78

о

62

о

70

69

о

Э 5

о 3

О 4

40

68

о

) 73

76

42

59

57

О 60

Рис. 2. Факторный анализ определений понятия «экология» (см. описание процедуры в тексте). Номера соответствуют списку определений. Белые точки - «биологические» определения, заштрихованные - «смешанные», черные - «общественные».

332

Н.Н. Моисеева (46), И.В. Стебаева с соавторами (59) и А. Шубина (65); из «смешанных» - «плюралистические» варианты (54, 67, 75). Следует заметить, что «биологические» определения даны не только биологами, а «общественные» - обществоведами; даже среди наиболее приемлемых определений во всех трех классах есть определения биологов (см., например, № 1 среди «биологических», № 59 - «общественных» и № 75 -«смешанных»). В этой ситуации, когда классический термин оказался существенным образом «заигранным», оптимальным представляется закрепление за основными (крайними) определениями понятий «биоэкология» и «социоэкология». И хотя такого рода предложения уже высказывались ранее [3, 7, 45 и др.], я отдаю себе отчет в том, что данное предложение вряд ли осуществимо; однако, по крайней мере, оно соответствует логике развития экологической науки.

Смешение понятий «экология» и «энвайронментоло-гия» явилось причиной и низкой эффективности экологического образования в России, которое развивалось, прежде всего, как часть биологической подготовки. Для культурологического образования такая ориентация оправданна и необходима, но в плане специального образования она оказалась бесполезной. Народному хозяйству до середины 80-х гг. не нужны были экологи

- потребность в них, да и то ограниченная, появилась лишь в конце ХХ в. с созданием служб Госкомэкологии («благополучно» ликвидированных уже на рубеже веков). В результате, специалисты-экологи так и не были востребованы обществом. Обратной стороной такого экологического образования стала девальвация самой специальности эколога. Не случайно экологическое движение конца 80-х гг. прошлого века формировалось в основном как эмоциональный всплеск «экологистов» (по определению Н.Ф. Реймерса [54]); можно говорить даже о становлении «эмоциональной экологии». А при организации специализированной службы охраны окружающей среды ее кадры комплектовались преимущественно из непрофессионалов и тех же экологистов. Сегодня «зеленое движение» у нас в стране переживает период своей минимальной, вялотекущей активности. Среди многочисленных причин этого не последнее место занимает и необходимость развития самой экологической («биоэкологической») науки, воспитание профессионально подготовленных специалистов-экологов.

Я остаюсь в твердом убеждении, что упорядочение и интернационализация языка любой науки всегда направлены на ее развитие и усиление обмена информацией между естествоиспытателями и специалистами разных стран.

Литература

1. Абросов Н.С., Боголюбов А.Г. Экологические и генетические закономерности сосуществования и коэволюции видов. - Новосибирск: Наука, 1988. - 333 с.

2. Агесс П. Ключи к экологии. - Л.: Гидро-метеоиздат, 1982. - 96 с.

3. Алимов А.Ф. Экология - наука биологическая // Экология. - 1989. - № 6. - С. 3-8.

4. Багоцкий С.В. Экология экологии рознь // Природа. - 1998. - № 4. - С. 125-126.

5. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. - Киев: Науко-ва думка, 1991. - 152 с.

6. Беклемишев В.Н. Об общих принципах организации жизни // Бюлл. МОИП, отд. биол. - 1964. - Т. 69, вып. 2. - С. 22-38.

7. Большаков В.Н., Криницин С.В., Кря-жимский Ф.В., Мартинес Рика Х.П. Проблемы восприятия современным обществом основных понятий экологической науки // Экология. - 1996. - № 3. - С. 165-170.

8. Большаков В.Н., Кряжимский Ф.В., Павлов Д.С. Перспективные направления экологических исследований в России // Экология. - 1993. - № 3. - С. 3-16.

9. Вальтер Г. Общая геоботаника. - М.: Мир, 1982. - 264 с.

10. Васильев А.В. Акустическая экология / Учеб. пособие для студ. вузов. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006. - 166 с.

11. Воронина Ю.В. Экологическое образование и воспитание - основа формирования экологической культуры личности (лекция для дис-

танционного изучения). - Оренбург: ОИПК, 2004. http://bank.orenipk.ru/Text/t48_37.htm

12. Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 512 с.

13. Гиляров А.М. Предисловие редактора перевода // Бигон М., Харпер Дж., Таун-сенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т. - М.: Мир, 1989. - Т. 1. -С. 5-6.

14. Гиляров М.С., Винберг Г.Г., Чернов Ю.И. Экология - задачи и перспективы // Природа. - 1977. - № 5. - С. 16-23.

15. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л. и др. Экология и экономика природопользования: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002. - 519 с.

16.Гончаров И. Экология - это наука о собственном доме... // Московская правда. -2006. - № 170 (9 августа). - С. 6.

17. ГореловА.А. Социальная экология. - М.: ИФ РАН, 1998. - 262 с.

18. Гродзинский А.М., Злобин Ю.А., Мир-кин Б.М., Наумова Л.Г. Словарь-справочник по агрофитоценологии и луговедению. -Киев: Наукова думка, 1987. - 136 с.

19. Дажо Р. Основы экологии. - М.: Прогресс, 1975. - 415 с.

20. Данилов-Данильян В.И. Предисловие // Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. - М.: Закон и право, ЮНИ-ТИ, 1998. - С. 5-6.

333

21. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 192 с.

22. Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976. -168 с.

23. Залыгин С. Партия «зеленых» в багровых тонах // Известия. - 1992 (3 июня). - С. 5.

24. Зубаков В.А. Дом Земля. Контуры экоге-ософского мировоззрения. - СПб.: Сударыня, 2000. - 113 с.

25. Иванищева Д. Что такое экология? // 2010. http://www.radar-geo.info/index.php

26. Иоганзен Б.Г. Основы экологии. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1959. - 390 с.

27. Кашкаров Д.Н. Содержание и пути советской экологии // Сов. ботан. - 1934.- № 3. - С. 10-18.

28. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. - М.-Л.: Учпедгиз, 1938. - 602 с.

29. Келлер Б.А. Дискуссия «Основные установки и пути развития советской экологии» // Сов. ботан. - 1934. - № 3. - С. 3-10.

30. Комаров В.Л. Дискуссия «Основные установки и пути развития советской экологии» // Сов. ботан. - 1934. - № 3. - С. 23-24.

31. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. - М.: Наука, 1988. - 416 с.

32. Кусакин О.Г. Предисловие // Христо-форова Н.К. Основы экологии: Учеб. для биол. и экол. факультетов университетов. -Владивосток: Дальнаука, 1999. - С. 5-8.

33. Любименко В.Н. Дискуссия «Основные установки и пути развития советской экологии» // Сов. ботан. - 1934. - № 3. - С. 31.

34. Макфедьен Э. Экология животных (цели и методы). - М.: Мир, 1965. - 375 с.

35. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние, тенденции развития науки о растительности и новое понимание природы растительного сообщества / / Успехи совр. биол. - 1994. - Т. 114, вып. 1. - С. 5-21.

36. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология: Учеб. пособие / 2-е изд. - Уфа: Восточ. ун-т, 2004. - 308 с.

37. Миркин Б.М., Розенберг Г.С. Толковый словарь современной фитоценологии. - М.: Наука, 1983. - 134 с.

38. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. - М.: Молод. гвардия, 1988. - 254 с.

39. Наумов Н.П. Программа курса «Экология животных» (для биологических и биолого-почвенных факультетов государственных университетов). - М., 1954. - 9 с.

40. Наумов Н.П. Экология животных / 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1963. - 618 с.

41. Наумов Н.П. Теоретические основы и принципы экологии // Современные проблемы экологии. - М.: Наука, 1973. - С. 3-20.

42. Наумов Н.П. Предисловие к русскому изданию // Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975. - С. 8-9.

43. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 352 с.

44. Одум Е. Экология. - М.: Просвещение, 1968. - 168 с.

45. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975. - 740 с.

46. Одум Ю. Экология. В 2-х т. - М.: Мир, 1986. - Т. 1. - 328 с.; Т. 2. - 376 с.

47. Павлов Д.С., Стриганов Б.Р., Букварева Е.Н. Экологоцентрическая концепция природопользования // Вестн. РАН. - 2010. -Т. 80, № 2. - С. 131-140.

48. Поволжский Е.Н. У кого перенимать опыт? // Пчеловодство. - 2003. - № 2. - С. 4648.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Про это... как его. про экологию // Дневник экоиста. 2007. 8 декабря. http:// ecoist.livejournal.com/884.html

50. Работнов Т.А. История фитоценологии. - М.: Аргус, 1995. - 158 с.

51. Радкевич В.А. Экология. Краткий курс. -Мн.: Вышэйш. школа, 1977. - 304 с.

52. Радкевич В.А. Экология. - Минск: Вы-шэйш. школа, 1998. - 159 с.

53. Раменский Л.Г., Цаценкин И.А., Чижиков О.Н., Антипин Н.А. Экологическая оценка кормовых угодий по растительному покрову. - М.: Сельхозгиз, 1956. - 472 с.

54. РеймерсН.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.

55. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.: Изд-во «Журнал "Россия молодая"», 1994. - 367 с.

56. Риклефс Р. Основы общей экологии. -М.: Мир, 1979. - 424 с.

57. Розенберг Г.С. Анализ определений понятия «экология» // Экология. - 1999. -№ 2. - С. 89-98.

58. Розенберг Г.С. Карл Линней и экология // Биосфера. - 2010. - Т. 2. - С. 257-275.

59. Розенберг Г.С., Мозговой Д.П., Гелашви-ли Д.Б. Экология (элементы теоретических конструкций современной экологии). - Самара: СамНЦ РАН, 1999. - 396 с.

60. Розенберг Г.С., Рянский Ф.Н. Теоретическая и прикладная экология: Учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. пед. ин-та, 2004. - 294 с. (Учебная книга. Вып. 8).

61. Самойлов Л.Н. Экологическая философия // Гуманитарный экол. журн. - 2001. - Т. 3, вып. 2. http://www.ekocenter.kz/publ/4-1-0-23.

62. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь / Гл. ред. В.К. Месяц. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 656 с.

63. Симак С.В. Основы общей экологии: экологические конспекты / Учеб. пособ. -Самара: Самар. гос. сельхоз. акад., 1995. - 154 с.

64. Словарь иностранных слов / И.В. Лехин, Ф.Н. Петров - M.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1949. - 805 с.

65. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и др.; 19-е изд. - М.: Русский язык, 1990. - 502 с.

66. Соколов В.Е., Ильичев В.Д. Прикладная экология (биологические аспекты) // Экология. - 1990. - № 1. - С. 3-7.

334

67. СтадницкийГ.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособ. для хим.-технол. вузов. - М.: Высш. шк., 1988. - 272 с.

68. Стебаев И.В., Пивоваров Ж.Ф., Смо-ляков Б.С., Неделькина С.В. Общая биогеосистемная экология. - Новосибирск: Наука, 1993. - 288 с.

69. Сукачев В.Н. Дискуссия «Основные установки и пути развития советской экологии» // Сов. ботан. - 1934. - № 3. - С. 30.

70. Сытник К.М., Брайон А.В., Гордецкий А.В. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справочное пособие. - Киев: Наукова думка, 1987. - 523 с.

71. Тимирязев К.А. Исторический метод в биологии // Сочинения. Т. 3. - М: АН СССР, 1939. - С. 1-600.

72. Трусов Ю.П. О предмете и основных идеях экологии // Философские проблемы глобальной экологии. - М.: Наука, 1983. -С. 43-56.

73. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. - М.: Прогресс, 1980. - 328 с.

74. Урютова Е.Г. Современное школьное экологическое образование // Формирование личности специалиста в техническом вузе / Матер. межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - Иркутск: ИрГУПС, 2010. -С. 97-105.

75. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 464 с.

76. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

77. ФлейшманБ.С. Основы системологии. -М.: Радио и связь, 1982. - 368 с.

78. Флейшман Б.С. Системные методы в экологии // Статистические методы анализа почв, растительности и их связи. - Уфа: ИБ БФАН СССР, 1978. - С. 7-28.

79. Фомичев А.Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития: Системно-методологический анализ. - М.: URSS, 2009. - 216 с.

80. Форум «Клуба НЛП (Нейро-Лингвис-тическое Программирование)» // 2006. http:// www.clubnlp.ru/viewtopic.php.

81. Фридерикс К. Экологические основы прикладной зоологии и энтомологии. -Л.- М.: АН СССР, 1932. - 672 с.

82. Христофорова Н.К. Основы экологии: Учеб. для биол. и экол. факультетов университетов. - Владивосток: Дальнаука, 1999. - 516 с.

83. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология / 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 345 с.

84. Шалимов А.И. Набат тревоги нашей: Экологические размышления. - Л.: Лениздат, 1988. - 175 с.

85. Шварц С.С. Экологические основы охраны биосферы // Методологические аспекты исследования биосферы. - М.: Наука, 1975. - С. 100-112.

86. Шилов И.А. Биосфера, уровни организации жизни и проблемы экологии // Экология. - 1981. - № 1. - С. 5-11.

87. Шимкевич В.М. Экология // Энциклопедический словарь. Т. 40. - СПб.: Брокгауз -Ефрон, 1904. - С. 339.

88. Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинчен-ко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы, критерии, решения. - М.: Наука, 2005. -Кн. 1. - 281 с. - Кн. 2. - 337 с.

89. Шубин А. Социально-экологический реформизм // Зеленый мир. - 1995. - № 5 (175). - С. 7, 13.

90. Экологическое воспитание в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка: Диплом. работа - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. http://www zakazdiplom.ru/show_work.php?work=37064

91. Элтон Ч. Экология животных. - Л.: Биомедгиз, 1934. - 83 с.

92. Янин Е.П. Асбест в окружающей среде. Введение в экологическое асбестове-дение. - М.: Ин-т минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов РАН, 1997. - 176 с.

93. Allee W.C., Emerson A.E., Park O., et al. Principles of Animal Ecology. - Philadelphia; London: W.B. Saunders Co, 1949. - 837 p.

94 Clarke G.L. Elements of Ecology. - N.Y.; London: 1954. - 534 p.

95. Gore A. Earth in the Balance. Ecology and the Human Spirit. - Boston (MA): Houghton Mifflin, 1993. - 416 p.

96. Haeckel E. Generelle Morphologie der Organismen. Allgemeine Grundzüge der organischen Formen-Wissenschaft, mechanisch begründet durch die von Charles Darwin reformierte Deszendenz-Theorie. - Berlin: Druck und Verlag von Georg Reimer, 1866. Bd. 1: Allgemeine Anatomie der Organismen. - 574 S.; Bd. 2: Allgemeine Entwick-lungsgchichte der Organismen. - 462 S.

97. Krebs C.J. Ecology: The Experimental Analysis of Distribution and Abundance / 3rd ed. -N.Y.: Harper and Row, 1985. - 800 p.

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.