Научная статья на тему 'НУЖНО ИМЕТЬ В ОСОБОМ ВНИМАНИИ ГОРОД НЕСВИЖ, ЯКО МЕСТО УКРЕПЛЕННОЕ...'

НУЖНО ИМЕТЬ В ОСОБОМ ВНИМАНИИ ГОРОД НЕСВИЖ, ЯКО МЕСТО УКРЕПЛЕННОЕ... Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НУЖНО ИМЕТЬ В ОСОБОМ ВНИМАНИИ ГОРОД НЕСВИЖ, ЯКО МЕСТО УКРЕПЛЕННОЕ...»



В

К

НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Карта Несвижа

История обороны западных рубежей — неотъемлемая часть истории Российской Империи. Присоединение белорусских земель к России в конце XVIII века повысило внимание Петербурга к состоянию оборонительных сооружений вдоль западных границ. Особое значение в государственной фортификационной системе придавалось замку князей Радзивиллов в Несвиже.

Князья Радзивиллы являлись крупными землевладельцами на территории Беларуси, Литвы, Украины и Польши. Древнейшая линия рода Радзивиллов 25 февраля 1515 года получила княжеский титул Священной Римской империи. После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века представители этого рода входили в состав аристократии Российской Империи.

1584 году Радзивиллы построили резиденцию в Несвиже1. Представителям рода были необходимы укрепления, отвечающие самым современным достижениям военной архитектуры того времени. Оборонительные укрепления, возведенные в XVI—XVII вв. по итальянской фортификационной системе, состояли из земляных валов, обложенных камнем, в углах которых находились бастионы, и выступающего вперед бруствера — каменной основы2.

ITH1I Х^ВВ t ,11

тпегггш'У

Вид замка Радзивиллов

Внутренний двор замка. Современный вид

Еще в XV веке, когда в Европе широкое распространение получило применение порохового оружия крупного калибра, в несвижский арсенал были включены пушки3. Арсенал значительно пополнился оружием в последней четверти XVI века в связи с открытием по инициативе князя Николая Радзивилла (1549—1616) собственной литейной мастерской — людви-сарни, что было связано не только с обеспечением безопасности границ и замка, но также с возраставшим в Европе интересом к литейному производству. В радзивилловском арсенале находились пушки, отлитые немецкими мастерами Германом Моцефельтом и Леонардом Гирлом, с характерным для них неповторимым стилем в украшении. В XVII веке бастионы Несвижского замка пополнились турецкими пушками, полученными Радзивиллами в благодарность от короля Речи Посполитой Яна III Собесского (1629—1696) после победы над турками под Веной в 1683 году. В арсенале также находились

пушки из Лансуси, приобретенные Радзивиллами в 1740 году у маршала Станислава Любо-мирского. Большинство пушек носили имена святых, мифологических персонажей и имели девиз на латинском языке.

Во время Северной войны (1700—1721) в 1706 году Несвижский замок был разрушен шведскими войсками. Отстроенный архитектором К. Ждано-вичем в 20-е годы XVIII века замок приобрел вид дворца, сохранив, однако, оборонительные функции. Укрепления создавались по голландской технологии. Известно, что в 1765 году на бастионах насчитывалось 36 пушек, главным образом местного производства4. Но в 70—80 годы XVIII века в связи с отсутствием войн на белорусских землях фортификационная система замка постепенно пришла в упадок.

После второго раздела Речи Посполитой (1793) Несвиж вошел в состав Российской Империи. В это время владельцем замка являлся малолетний князь Доминик Радзивилл

в

я

(1786—1813), который вместе с матерью проживал на Украине в Галиции. Управление резиденцией перешло в руки многочисленных опекунов Доминика, администраторов и российских офицеров.

В 1794 году началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Обеспокоенный им генерал-губернатор минский, изяславский и браславский Т.И. Тутолмин проявил особый интерес к Несвижскому замку и поселился во дворце. Вслед за губернатором для обеспечения порядка в замок прибыл батальон пехоты с 10 пушками полевой артиллерии5.

Работавшая в замке при Ту-толмине военная комиссия сделала вывод о неудовлетворительном состоянии бастионов. После этого обеспокоенность городскими укреплениями проявила императрица Екатерина II: «Нужно иметь в особливом внимании город Несвиж, яко место укрепленное, которое может для нас служить опорою, а для того и должен оный снабжен быть всем в обороне потребным; да и всякое покушение неприятельское против сего поста указали мы стараться отражать»6.

После восстания Костюшко в 1794 году в замок прибыл один из организаторов его подавления граф И.Е. Ферзен (1747— 1799). О его нахождении в рад-зивилловском дворце оставил сведения в своих воспоминаниях журналист и поэт Ф.В. Булга-рин (1789—1859): «Ферзен занимал весь замок князя Радзивил-ла, властителя Несвижа, жил роскошно, по-царски, разумеется, по тогдашнему обычаю на счет города и помещика, который был за границей. Вся оставшаяся в доме княжеская прислуга и все, что оставалось в целости — домашние наряды, сервизы, лошади и экипажи, — находились в распоряжении графа Ферзена»7.

При Ферзене провели топографическое описание Несви-

Антон Радзивилл

(1775-1833 г.)

Доминик Радзивилл Альбрехт Радзивилл

(1786-1813 г.) (1885-1935 г.)

жа, и в 1795 году в отчет минского губернатора З. Корнеева о проведенной работе включили данные о Несвижском замке: «Сей замок имеет отменное обрамление фортификацией — по голландскому манеру фигуру. Бастионы для защиты. Все строения, исключая замок, находятся в опосредованном состоянии, которое мало имело присмотру»8.

В 1804 году по достижении совершеннолетнего возраста Доминик стал полноправным владельцем Несвижского замка и присягнул в Санкт-Петербурге российским властям. Александр I лично назначил Доминика камергером императорского двора.

После вступления Доминика в законные права на наследство начались многочисленные иски проживавших на радзивиллов-ских землях дворян о денежных взысканиях из-за финансовых нарушений со стороны опекунов князя9. Указом от 9 июня 1805 года Александр I приказал 2-му департаменту Виленско-литовско-го суда разобраться с владениями Доминика, которые пребывали в бесхозяйственности. Однако суд постановил выплатить требуемые дворянами суммы, признав нарушения со стороны опекунов князя по основной части исков. Обеспокоенный финансовым положением своих имений, Доминик решил возвра-

Усыпальница рода

Радзивиллов

Герб рода Радзивиллов

титься в родовую резиденцию.

В 1805 году возле Несвижа разместили учебный артиллерийский лагерь. Об этом свидетельствовало письмо киевского военного губернатора и управляющего Киевской и Минской губерниями генерала от кавалерии А.П. Тормасова минскому губернатору З. Корнееву от 9 марта 1805 года. Преимущество Несвижу было дано по причине давнейшего квартирования здесь российских войск и необ-стрелянности территории10.

Доминика нельзя было назвать бережливым и хорошим хозяином. За пять лет и без того немалые долги казны Несвижского замка успели вырасти в несколько раз в связи с личными тратами князя. Многочисленные балы, охоты, поездки за границу, карточные игры и женщины увеличили сумму долга. Однако и в этот раз император Александр I и российские власти проявили терпение по отношению к Доминику. 26 февраля 1810 года высочайшим именным указом был рассрочен на 10 лет долг князя Радзивилла11. Но Доминик не спешил уплачивать долги. О том, что князь хотел окончательно избавиться от подобного платежа, свидетельствует его желание покинуть пределы России. Поэтому в марте 1811 года Доминик обратился к властям с просьбой выдать ему заграничный паспорт для лечения на Карлсбадских водах12. Решение по этому вопросу было сразу увязано с проблемой уплаты долга. Александр I потребовал сообщить ему, в каком положении находится дело о взыскании весьма значительной суммы с князя Радзивилла13. Оказалось, что долги не были уплачены.

Не сохранилось документов, каким образом Доминику удалось выехать из России. Но в мае 1811 года в Варшаве князь

А.Е. ВЕРЕМЕЙЧИК. «Нужно иметь в особом внимании город Несвиж.

принял на себя командование уланским польским полком, вооруженным на собственные деньги. Князь также выделил значительную сумму и на военное образование в Польше.

Назревавшая война с Наполеоном и обещания французского императора возродить Речь Посполитую с ее дворянскими вольностями не могли не заинтересовать Доминика. Кроме того, переход на сторону Наполеона уже с подготовленным полком для князя был шансом избежать многочисленных выплат по долгам в российскую казну в случае победы французских войск.

Действия Доминика вызвали огромное возмущение со стороны военных российских кругов и императора. Слежка со стороны российского правительства за Радзивиллом началась, как только стало известно о его действиях в поддержку Наполеона. Свое впечатление после проезда через Варшавское княжество в 1811 году оставил некий Генрих Иосифович Штром: «Во время путешествия моего я имел случай удостовериться, что большая часть офицеров в войсках суть выходцы из российской Польши, имеющие в ней большие имения и проживающие доходы свои за границею. Они даже выписывают из нашей Польши самых лучших лошадей; например, Доминик Радзивилл имеет в России чрезвычайные имения, как-то графство Бели, Несвиж, Слуцк... Сей князь в мае 1811 г. принял на себя команду 13-го Уланского полка и на собственные деньги вербует и составляет другие полки. Таким-то образом миллионы наших звонких денег переходят к нашим неприятелям за границу»14.

Вскоре из Бреста в секретном донесении полковник Анохин сообщил генералу от инфантерии П.И. Багратиону: «Наполеоном назначены к себе из войска княжества Варшавского из почетных фамилий четыре адъютанта, в коем числе князь Радзивилл»15. За лето подготовительная кампания к войне приобрела в Польше размах. О ситуации в Варшавском герцогстве было доложено в секретном донесении П.И. Багратиона военному министру М.Б. Барклаю-де-Тол-ли 14 сентября 1811 года: «Касательно до герцогства Варшавского, поляки с природы ветрены и одному государю никогда служить верно не могут. Напри-

!

А

мер, Доминик Радзивилл со своими приятелями туда большие суммы переводят, а сами против нас служат»16.

Военное руководство после получения сведений об измене Доминика понимало, что в случае войны с Наполеоном имение адъютанта французского императора не останется в стороне. Кроме того, как показывала история боевых действий, Несвиж и раньше оказывался в эпицентре военных событий17. Было принято решение о проверке замковых укреплений. Для приведения Несвижа в надлежащее оборонительное положение в город прибыл минский гражданский губернатор Павел Добринский18. Находившемуся в городе генерал-майору Ферстеру поручили составление плана действий российских войск19.

После проведения некоторых ремонтных работ в марте 1812 года Несвиж внесли в проект плана операций русских войск в герцогстве Варшавском20, а в мае того же года город был зафиксирован в качестве пункта, преграждающего подходы к Минску в памятной записке об обороне западной границы России21.

В июне 1812 года к Несвижу со своими войсками отправился генерал П.И. Багратион22. Под его руководством генерал-майор Ферстер создал четыре проекта обороны Несвижа, куда вошел и радзивилловский замок: «Замок лежит за городом и за большим прудом с двумя плотинами, из которых одна служит дорогой к нему, а другая — в Слуцк и Бобруйск. Между замком, в котором 1200 человек поместиться может, и укреплением существует не более од-

Лазарет на территории замка

1915 г.

Княжеский корпус

1914 г.

ной сажени расстояния. Вал и бастионы без брустверов. Пруд водою наполнен, но в лето может высыхать. Вал в куртинах для оружейной обороны может быть обделан бруствером из туров в 12 фунтов и банкетом*. Бастионы каждый не более чем на четыре пушки»23.

Российские войска в ходе военных действий были вынуждены отступить и покинуть Нес-виж. Вслед за ними в город вступили французские войска. В радзивилловском замке разместилась главная квартира короля Вестфальского Иеронима Бонапарте. Местное дворянство решило в честь императорского двора дать большой обед, который он благосклонно принял. Обед был дан в самом же замке, так как в Несвиже не сыскалось помещения для многочисленных гостей из королевской свиты. Коронованный гость был за столом очень любезен, ему и его генералам особенно нравилось столетнее венгерское вино. Но когда он встал из-за стола, то прислуга его вестфальского величества не постеснялась на память о ве-

* От франц. Ъа^иеИе — приступок, скамейка; насыпь у внутренней крутости высокого бруствера для размещения стрелков, ведущих огонь поверх бруствера.

Пушка на территории замка

в

я

селом пиршестве убрать весь сервиз и все серебро, бывшее за обедом24. После размещения в замке французская армия в его залах создала лазарет25.

Вооруженные силы России отбросили французские войска к реке Березине. 27 сентября Наполеон тайно бежал из Сморгони в Париж. Окончательно французская армия перешла Неман, продвигаясь на запад, в декабре 1812 года. Владелец Несвижского замка Доминик отступил вместе с наполеоновской армией.

Доминик Радзивилл умер во Франции после ранения в битве под Гаунау в 1813 году. Начались судебные разбирательства о праве на наследство между многочисленными родственниками князя. Судебных исков и прошений на имя императора с просьбой помочь в решении вопроса в пользу тех или иных родственников было такое количество, что Александр I был вынужден личным указом от 24 февраля (17 марта по старому стилю) 1814 года определить в качестве наследника Антона Радзивилла, женатого на прусской принцессе Луизе26. Получив в наследство Несвижский замок, Антон Радзивилл и его потомки почти 50 лет не проживали в нем. Замок, как и его бастионы, пришел в упадок.

После войны 1812 года российские власти приняли решение оставить артиллерийский полк в Несвиже. В 30-х годах XIX века здесь был расквартирован Архангелогородской пехотный полк под командованием штабс-капитана Башмашникова, который оказался хорошим и заботливым командиром. На протяжении многих лет он вел активную переписку с вице-губернатором, минским гражданским губернатором и начальником военного этапа о состоянии войска, его питании и проживании в Несвиже27. По его инициативе в городе построили новый магазин для обеспечения провиантом расквартированных войск28. А в 1836 году департамент военных поселений Военного министерства принял решение о составлении плана Несвижа с указанием расположения и состояния всех артиллерийских строений, включая Несвижский замок29. Однако из-за отсутствия войн на западных рубежах Российской Империи на протяжении XIX века военное руководство обращало внимание на более приоритетные и актуальные для страны вопросы.

Снова радзивилловский замок оказался в центре внимания российских властей во время Первой мировой войны (в 1915 г. Несвиж находился в прифронтовой зоне). В августе 1915 года по распоряжению правительства замок Радзивил-лов был занят русскими войсками, в Несвиже разместился штаб 2-й армии Западного фронта. Член Государственного совета граф Велепольский ходатайствовал перед правительством об обеспечении охраны радзивилловского замка с целью сохранения его многовековых богатейших коллекций картин, доспехов, пушек и книг. После чего дворец попал под личный контроль командующего армией генерала от инфантерии В.В. Смирнова30. В благодарность за это во время войны хозяин замка Альбрехт Радзи-вилл устроил в своей резиденции лазарет для войск. В 1915 году в составе полевого санитарного отряда в Несвижском дворце побывал будущий знаменитый прозаик Константин Паустовский31. В замке останавливался и минский губернатор граф В.А. Друцкой-Соколин-ский, приезжавший с проверками в прифронтовую зону32.

Несмотря на близость фронта, А. Радзивилл не покинул резиденцию. Сам князь был выпускником Пажеского корпуса в Петербурге, и в знак уважения к солдатам и офицерам носил во время войны мундир камергера.

1 сентября 1917 года Временное правительство объявило Россию республикой, 3 марта 1918 года был подписан Брестский мирный договор, после чего Радзивиллы покинули замок и выехали в Западную Европу. С историей Российской Империи закончилась и военная история Несвижского замка.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Несвиж — город на реке Уша, центр Несвижского района Минской области. Наиболее раннее документальное упоминание о Несвиже относится к 1446 году. 23 апреля 1586 г. Несвиж получил право на самоуправление. С 1793 г. находился в составе Российской Империи. До 1796 г. — центр Несвижского повета, затем заштатный город Слуцкого повета Минской губернии. После войны 1812 г. город пришел в забвение. Во время Первой мировой войны (1914—1918) с 1915 г. Несвиж являлся прифронтовым городом, где размещался штаб 2-й армии Западного фронта. По распоряжению российской военной власти в августе 1915 г. были приняты меры о недопущении уничтожения Несвижа и замка Радзи-виллов. В феврале—декабре 1918 г. го-

род был оккупирован немецкими войсками. С 29 июля 1920 г. Несвиж стал центром Несвижского повета Минской губернии. С 1921 г. Несвиж — в составе Польши, центр повета Новог-рудского воеводства. 27 октября 1926 г. его посетил маршал Ю. Пилсудский. С сентября 1939 г. — в составе БССР. С 4 декабря 1939 г. — центр повета. С 15 января 1940 г. — центр района Барано-вичской области. В Великую Отечественную войну 28 июня 1941 г. оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Освобожден 2—4 июля 1944 г. С 8 января 1954 г. Несвиж — в составе Минской области.

2 Метельский А.А. Некоторые результаты археологических исследований 2001 г. в замке Радзивиллов в Несвиже // Актуальныя праблемы псторьп Беларуси: стан, здабытю i супярэчнасщ, пер-спектывы развщця. Матэрыялы рэс-публгканскай навуковай канференцып. 3—4 мая, 2002. Гродна. С. 230—232.

3 Gorski K. Historia artylerii polskiej. Warszawa, 1902. S. 279.

4 Ткачев М.А. Замки Белоруссии. Мн., 1987. С. 169.

5 Aftanazy R. Dzieje rezydencji na dawnych kresach Pzeczypospolitej. Т. II. Wroclaw, Wrszawa — Krakow, 1993. S. 279.

6 Письма императрицы Екатерины II-й к Тимофею Ивановичу Тутолмину // Русский архив, 1873. № 12. С. 2290, 2291.

7 Фаддей Булгарин. Воспоминания. М.: Захаров, 2001. Ч. 1. С. 30.

8 Национальный исторический архив Белоруси (НИАБ). Ф. 295. Оп. 1. Д. 5. Л. 46, 47.

9 Там же. Ф. 694. Оп. 2. Д. 9895.

10 Там же. Ф. 295. Оп. 1. Д. 51. Л. 97.

11 Там же. Д. 94. Т. 2. Л. 51.

12 Там же. Л. 20.

13 Там же. Л. 50, 50 об., 53.

14 Отечественная война 1812 г. Ма-терiалы Военно-ученаго Архива Гене-ральнаго Штаба. Переписка русскихъ правительственныхъ лиц и учреждений. Боевые дъств1я въ 1812 г. Издаше Глав-наго Управлетя Генеральнаго Штаба. С.-Петербургъ: Типограф1я «Бережливость», 1903—1910 г. Т. VII. С. 286.

15 Там же. Т. XIII. С. 122.

16 Там же. Т. V. С. 76.

17 Там же. Т. VII. С. 186.

18 Там же. Т. XIII. С. 74.

19 Там же. С. 262.

20 Там же. Т. XII. С. 257.

21 Там же. С. 290.

22 Там же. Т. XIII. С. 178.

23 Там же. С. 109.

24 Калейдоскоп воспоминаний 1811 и 1812 гг. // Русский Архив. 1872. № 7—8. С. 2297, 2298.

25 НИАБ. Ф. 694. Оп. 1. Д. 98.

26 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 1273. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.

27 НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Д. 323. Л. 36.

28 Там же. Д. 263.

29 Там же. Д. 551. Л. 15.

30 Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 60. Оп. 3. Д. 63. Л. 7.

31 Паустовский К. Книга о жизни. М., 1957. С. 3.

32 Друцкой-Соколинский В.А. На службе Отечеству. Записки русского губернатора (1914—1918 гг.). Орел, 1994. С. 159, 160.

А.Е. ВЕРЕМЕЙЧИК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.