Научная статья на тему 'Нужен ли "Паспорт здоровья" школьнику?'

Нужен ли "Паспорт здоровья" школьнику? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3565
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролова Наталья Дмитриевна, Чирвина Надежда Васильевна

Улучшение здоровья учеников одно из приоритетных направлений в работе как учителяфизической культуры, так и всего педагогического коллектива школы. В российской школе информированность поставили во главу угла, подчинив ей всё: здоровье, возможности ребёнка к личностной самореализации, фактически его судьбу, которая во многом зависит от сформированных образовательным процессом фобий, комплексов, неврозов. Значительную помощь в решении данной проблемы может оказать введение «Паспорта здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужен ли "Паспорт здоровья" школьнику?»

Физическое воспитание детей и учащейся молодежи

НУЖЕН ЛИ «ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ» ШКОЛЬНИКУ?

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Д. Фролова, преподаватель, кандидат педагогических наук Н. В. Чирвина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

Улучшение здоровья школьников - одно из приоритетных направлений в работе как учителя физической культуры, так и всего педагогического коллектива школы.

В российской школе информированность поставили во главу угла, подчинив ей всё: здоровье, возможности ребёнка к личностной самореализации, фактически его судьбу, которая во многом зависит от сформированных образовательным процессом фобий, комплексов, неврозов.

Значительную помощь в решении данной проблемы может оказать введение «Паспорта здоровья».

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, здоро-вьесбережение, «паспорт здоровья».

Здоровье детей - один из феноменов, наиболее точно определяющий состояние современного общества. И если до недавнего времени мы рассматривали проблему здоровья в рамках дуальной позиции «здоровье - болезнь», то в настоящее время здоровье осознаётся как фактор социальной жизни, то есть жизни всего общества [12].

Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Группа школьников, имеющих функциональные отклонения и хронические заболевания, составляет 53,5%. Более того, контингент детей среднего школьного возраста, попадающих в группу риска и имеющих хронические заболевания, составляет 49,13 % мальчиков и 49,63 % девочек [9, 10].

За период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4 раза, на 40% возрастает число хронических больных. За последние 2 года число детей с дефектами речи возросло на 21,7%, со сколиозом - на 14,9 %, с нарушением осанки - на 27 %.

Учащиеся школ страны распределены на группы здоровья следующим образом: 1-я группа (46,48 %) -здоровые; 2-я группа (41,95 %) - с функциональными отклонениями; 3-я группа (11,56 %) - с хроническими заболеваниями [1].

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Все это заставляет не

только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу пройдет все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье и здоровье всего общества [2].

30% детей разного возраста (от рождения до 15 лет) - практически здоровы. Остальные - более чем две трети нового поколения - находятся на разных уровнях нездорового самочувствия. Основные колебания физического состояния здоровья происходят не столько в рамках территориального пространства, сколько в пределах возрастных изменений.

Явный спад в физическом состоянии по сравнению со всеми предыдущими периодами жизни ребенка наблюдается в возрасте 8-25 лет, когда только начинается тот процесс, к которому шла подготовка все предыдущие годы. Оказывается, что к этому моменту у большинства «взрослых детей» здоровье сильно подорвано, причем треть ребят имеет тяжелые, хронические заболевания и даже инвалидность [2].

В настоящее время в России менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания [10].

В Концепции модернизации образования в Российской Федерации на период до 2015 г. отмечается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой [10, 12].

Государственным образовательным стандартом по физической культуре определены следующие цели: развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о

физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни [3, 4].

В российской школе информированность поставили во главу угла, подчинив ей всё: здоровье, возможности ребёнка к личностной самореализации, фактически его судьбу, которая во многом зависит от сформированных образовательным процессом фобий, комплексов, неврозов [12].

Государственный Совет Российской Федерации выражает большую озабоченность по поводу низкого уровня физической подготовленности, высокой заболеваемости детей и молодежи, смертности населения в трудоспособном возрасте. Причем на протяжении последнего десятилетия эти показатели сохраняют устойчивую тенденцию [3].

Вывод простой: в нынешнем виде проводимые мероприятия по физическому воспитанию детей и молодежи в целом не оказывают положительного влияния на уровень их физической подготовленности и не способствуют укреплению здоровья. По свидетельству многочисленных исследований, более 90% уроков по физическому воспитанию проводятся в так называемом «щадящем» (обучающем) режиме и не дают развивающего физические качества эффекта [3].

Улучшение здоровья школьников - одно из приоритетных направлений в работе как учителя физической культуры, так и всего педагогического коллектива школы. Это многоаспектная проблема ни в одном образовательном учреждении не может быть решена только силами учителя физической культуры. В решении данной проблемы должны быть задействованы помимо учителя физической культуры руководители школы, учителя-предметники, медицинские работники школы, родители учащихся и сами учащиеся. Без такого объединения совместных усилий невозможно решить данную проблему.

Только объединение усилий всех школьных специалистов, родителей учащихся и самих школьников может привести к положительным сдвигам в работе общеобразовательной школы.

Значительную помощь в решении имеющихся проблем может оказать введение «Паспорта здоровья».

В настоящее время проблему введения «Паспорта здоровья школьника» обсуждает Государственный Совет Российской Федерации.

«Паспорт здоровья школьника» преподносится как нечто сугубо индивидуально-личное, которое, якобы, вторгается в «личную жизнь» ребенка и данные его могут быть использованы в корыстных целях. Вздор!

О введении своеобразного «паспорта здоровья» говорилось в исследованиях В. К. Бальсевича, Л. И. Лу-бышевой, Ю. А. Копылова, Н. В. Полянской, Н. Д. Фроловой, И. А. Зуевой, А. Г. Комкова. «Паспорт здоровья» называли по-разному: дневник самоконтроля, листок физического развития младшего школьника, дневник контроля и самонаблюдения учащихся и т. д. Введение «паспорта здоровья» предлагалось и в начальной шко-

ле, и в средней, и в условиях детского оздоровительного центра.

Схожесть всех вышеперечисленных «паспортов здоровья» заключается в том, что исследователи предлагают, чтобы содержание паспорта состояло из трех основных частей: 1) медицинские показатели - антропометрические (рост, вес, окружность грудной клетки) и функциональные (артериальное давление, пульс, частота дыхания, объем легких, задержка дыхания на вдохе и выдохе); 2) показатели уровня двигательной подготовленности (нормативы общеобразовательной школы); 3) рекомендации для педагогов и родителей [2, 5, 8].

Раздел медицинских показателей предлагается заполнять медицинским работникам школы в начале учебного года в период медицинского осмотра. В этом разделе даются рекомендации для учителя физической культуры о степени допустимых нагрузок на уроках, о противопоказаниях (если они есть), использовании отдельных физических упражнений; родителям предлагаются рекомендации о правильном составлении индивидуального режима дня школьника, о необходимых гигиенических (например, продолжительности ночного сна) и физиотерапевтических (например, применение ингаляций при ОРВИ) мероприятиях [5, 8].

Учитель физической культуры вносит индивидуальные показатели двигательной подготовленности школьников и дает рекомендации для родителей каждого учащегося: какие физические упражнения необходимо выполнять в течение дня, на какие двигательные качества необходимо обратить внимание в первую очередь и как это сделать, какой комплекс утренней гигиенической гимнастики лучше выполнять данному школьнику [5, 8].

В период нахождения школьника в детском оздоровительном центре предлагаем продолжить ведение «паспорта здоровья», так как он содержит необходимые данные о показателях здоровья школьника. В конце пребывания в оздоровительном центре можно проследить динамику здоровья школьника и получить рекомендации по выбору форм двигательной активности [5].

По мере изменения текущей подготовленности учащегося и состояния его здоровья рекомендации меняются. «Паспорт здоровья» предлагаем внести отдельной графой в дневники школьников, что позволит проследить динамику здоровья и физической подготовленности учащегося на протяжении всего периода обучения. Это может служить объективным критерием эффективности педагогического процесса, в том числе по учебному предмету «Физическая культура» [5]. Заполнять эту графу рекомендуем каждое полугодие, что будет способствовать заинтересованности школьников в улучшении показателей своего здоровья.

В настоящее время фактор здоровья становится всё более значимым среди основных ожиданий от образования и при оценке его качества. Общество, в частности родители, предъявляют серьёзные требования к шко-

№1 • 2010

47

ле, в первую очередь, - это требования к сохранению здоровья детей. Очевидно, что школа, которая вместе со знаниями гарантирует здоровье детей, позиционирует его как образовательный результат, будет предпочтительнее родителям [10].

Имеют активную позицию по отношению к здоровью 96,6% детей, но лишь у 46,6% детей связано с сохранением и развитием здоровья, а у 50% - с лечением и посещением больницы [10].

В отечественной и зарубежной литературе последних лет рассматриваются подходы к воспитанию у школьников здорового образа жизни, анализируются пути развития их персональных ресурсов. Однако существующие программы предполагают воздействие на отдельные психологические свойства детей, и ни одна из них не обсуждает весь комплекс персональных ресурсов, на основании которых можно воспитывать у детей здоровый стиль жизни [11].

В России ширится движение по отработке моделей школ здоровья. Но в своём большинстве они реализуют концепцию создания здоровьесберегающей среды уже для не совсем здоровых детей [12].

Только переход от здоровьесбережения к здоровье-формированию позволит сдвинуть проблему ведения здорового образа жизни подрастающего поколения с мертвой точки. Отличие одного этапа от другого состоит в их мотивационной ценности. Здоровьесбережение ориентировано на потребительское отношение субъекта, на требование: «создайте, сделайте, предоставьте, научите» и т. д. Здоровьеформирование - это создание условий для самостоятельного действия, которое даёт возможность осознать здравость отношения к себе, определяет ответственность перед своим здоровьем не тогда, когда оно утеряно, а когда надо принять решение, чтобы ему не навредить. В этой позиции человек становится активным творцом своей жизни. Только при такой позиции можно ожидать духовно-ценностных изменений в отношении к образу своей жизни, что, в свою очередь, породит истинное экологическое сознание, обращённое к глобальной задаче сохранения жизни на планете Земля [11, 12].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 3-5.

2. Гогунов, Е. Н., Марьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Марьянов. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - С. 33.

3. Громыко, В. В., Рафалович А. Б. Инновации в школьном спорте / В. В. Громыко, А. Б. Рафалович // Спорт для всех. -2003. - № 1. - С. 36.

4. Евсеев, С. П., Комков, А. Г., Шелков, О. М. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников / С. П. Евсеев, А. Г. Комков, О. М. Шелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2006. - № 2. - С. 24 -26, 39-41.

5. Зуева, И. А. Физическое воспитание и оздоровление детей в условиях детских оздоровительных центров / И. А. Зуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 2. - С. 26.

6. Комков, А. Г., Кириллова, Е. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / А. Г. Комков, Е. Г. Кириллова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002.

- № 1. - С. 2-4.

7. Комков, А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста / А. Г. Комков: автореф. докт. дис. - СПб., 2000. - 50 с.

8. Копылов, Ю. А., Полянская, Н. В. Листок физического развития младшего школьника / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физическая культура в школе. - 2004. - № 2. - С. 36-38.

9. Нечаюк, О. Н. Здоровый образ жизни как система работы школы / О. Н. Нечаюк // Физическая культура в школе. -2009. - № 4. - С. 27-29.

10. Федоренко Е. Здоровье как результат образования / Е. Федоренко // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 257261.

11. Феррои, Л. Формирование персональных ресурсов здоровья школьников / Л. Феррои // Народное образование.

- 2009. - № 4. - С. 262-266.

12. Щербо, И. Трудный путь развития школы / И. Щербо // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 242-247.

DOES A PUPIL NEED A «PASSPORT OF HEALTH»?

N. Frolova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, N. Chirvina, Candidate of Pedagogics, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161

An improvement of pupils' health is one of the priority of work direction of both a teacher of physical education and the whole pedagogical school staff.

Nowadays, to be informed is the main task in a Russian school placing under its command everything: health, a pupil's possibilities for his personal self-realization, actually even his fate which in much depends on the phobia formed

by the educational process, plus complexes and neurosis.

In the authors' opinion introduction of a «Passport of Health» could play an important part in solving the problem discussed.

Key words: health, healthy way of life, physical culture, health saving, a «Passport of Health».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.