Научная статья на тему '"нулевой травматизм": история и современность'

"нулевой травматизм": история и современность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
VISION ZERO / НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ / ZERO INJURIES / ОХРАНА ТРУДА / LABOR PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Анатольевна

В декабре 2017 года Россия присоединилась к продвижению стратегии Международной ассоциации социального обеспечения Vision Zero. В статье рассматривается история возникновения и развития философии нулевого травматизма, приводятся примеры реализации этой стратегии в разных странах мира на разных этапах ее становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zero traumatism": history and modernity

In December 2017, Russia joined the promotion of the strategy of the International Social Security Association Vision Zero. The article deals with the history of the origin and development of the philosophy of zero traumatism, gives examples of the implementation of this strategy in different countries of the world at different stages of its formation.

Текст научной работы на тему «"нулевой травматизм": история и современность»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

ский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия

В декабре 2017 года Россия присоединилась к продвижению стратегии Международной ассоциации социального обеспечения Vision Zero. В статье рассматривается история возникновения и развития философии нулевого травматизма, приводятся примеры реализации этой стратегии в разных странах мира на разных этапах ее становления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Vision Zero, нулевой травматизм, охрана труда.

"Zero traumatism": history and modernity

Kuznetsova E.A. 1

1 Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor Economy and Protection" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

ктуальность исследования довольно очевидна. Все, кто имеет

хоть какое-то отношение к охране труда, наверняка слышали о том, что на площадке Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда - 2017» состоялось подписание Меморандума между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению Стратегии1 Vision Zero («нулевой травматизм»). В качестве глобальной эта стратегия была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

1 С нашей точки зрения, неверно называть нулевой травматизм концепцией, как это сделано в переводе документа МАСО «Руководство для работодателей и менеджеров» и затем подхвачено в СМИ. «Нулевой травматизм» это всё же стратегия, которая подразумевает не только описание взгляда на те или иные вопросы, но и дает однозначное и четкое направление долгосрочного развития.

АННОТАЦИЯ:

Введение

Целью исследования было изучение сути, модификаций и инструментов и механизмов внедрения стратегии нулевого травматизма (как на государственном уровне, так и на уровне конкретных предприятий) с тем, чтобы понять, к чему же мы присоединились и достижим ли нулевой уровень травматизма на производстве?

К сожалению, т.к. для российских ученых эта тема до последнего времени не представляла особого интереса, что, скорее всего, обусловлено недостаточностью объектов исследования. На всю Российскую Федерацию наберется едва ли 10 крупных предприятий, на которых такие программы работают, и это предприятия с участием иностранного капитала. «Истории успеха» (причины, критерии успешности, возникающие проблемы и пути их решения) таких компаний пока также не являлись объектом изучения отечественных исследователей. О конкретных достижениях конкретных предприятий мы узнаем из новостных лент информационных агентств (где публикуются интервью с руководителями в области охраны труда таких предприятий) или на сайте самих компаний2. И в подавляющем большинстве все эти «истории успеха» так или иначе связаны с внедрением технологий Дюпон.

Поэтому в статье использованы переводы статей и материалов зарубежных авторов.

2 Например, компания «Полюс» http://www.kiout.ru/info/news/23401; компания Shell https://inside-pr.ru/zhumal/korp-kultura/sots-programmy/item/3418-korporativnaya-kultura-ili-traditsionnyj-avos-kto-kogo или https://www.shell.com.ru/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B 8%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B 5/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0% B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1 %81%D1%82%D1%8Chtml; BHP Steel Products http://prom.net.ru/?id=995; RAIDEN http://raidenrent. ru/about/vitally-important-rules.php; Зарубежнефть http://www.nestro.ru/media/filer_public/a0/99/

a099ff36-a989-4a4f-9587-7ca72037fab2/12__3.pdf; Выксунский металлургический завод http://

rigdrilling.org/vmz-nachinaet-realizaciju-proekta- и так далее.

I ABSTRACT:_

In December 2017, Russia joined the promotion of the strategy of the International Social Security Association Vision Zero. The article deals with the history of the origin and development of the philosophy of zero traumatism, gives examples of the implementation of this strategy in different countries of the world at different stages of its formation.

KEYWORDS: Vision Zero, zero injuries, labor protection

JEL Classification: J80, J81, J89 Received: 28.03.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Kuznetsova E.A. (Katherine_19710ramb[er.ru)

CITATION:_

Kuznetsova E.A. (2018) «Nulevoy travmatizm»: istoriya i sovremennost ["Zero traumatism": history and modernity]. Ekonomika truda. 5. (2). - 521-540. doi: 10.18334/et.5.2.39212

Возникновение стратегии Vision Zero («нулевого травматизма») на уровне предприятия: Дюпон

Основанная в 1802 году в городе Уилмингтон, штат Делавэр, США, компания Дюпон начала свою деятельность с производства оружейного пороха. В 1815 году произошел взрыв, унесший жизни 9 работников фабрики. Ещё один взрыв, произошедший 19 марта 1818 года, разрушил большую часть порохового завода. 36 человек погибли, в том числе друзья семьи Дюпон. Жители города Уилмингтон, в черте которого находился пороховой завод, провели серию митингов с протестами против такого опасного соседства, что поставило само существование завода под угрозу [1] (Kleyn, Yalovetskiy, 2000).

В результате этих трагедий тогдашний владелец завода Элитер Инерэ Дюпон внедрил на своем производстве новую философию безопасности, которая легла в основу современной культуры безопасности. Он поселил руководителей по производству вместе с членами их семей на территорию порохового завода. Сегодня это мера, безусловно, кажется чрезмерно жесткой (если не жестокой), но в то время она оказалась эффективной. Безопасность производства затрагивала лично каждого руководителя работ по производству пороха, что привело к установлению персональной ответственности каждого из них за обеспечение безопасности на заводе. Э.И. Дюпон также изложил первые правила безопасности. Он считал, что безопасность труда - это сфера деятельности линейного руководства, т.е. непосредственного руководителя работ. По его мнению, «ни один работник не может начать работать на новой или отремонтированной пороховой мельнице, если на ней лично не работал представитель линейного руководства» [2]3.

Безопасность стала важным фактором успешного долгосрочного развития компании. Именно с этого времени в компании «Дюпон» начали разрабатывать и внедрять новые подходы и методики к организации системы управления безопасностью.

Основными, заложенными в начале XIX века принципами формирования эффективной системы управления безопасностью стали следующие:

• все сотрудники должны понимать важность обеспечения безопасности;

3 Информация с Интернет-ресурсов, а также тексты статей и монографий на английском языке приводятся в статья в авторском переводе.

ОБ АВТОРЕ:_

Кузнецова Екатерина Анатольевна, начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда, кандидат социологических наук (Katherine_19710ramb[er.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кузнецова Е.А. «Нулевой травматизм»: история и современность // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 521-540. doi: 10.18334/et.5.2.39212

• в решение вопросов, связанных с безопасностью, вовлекаются сотрудники всех уровней, от высшего руководства до рядового работника;

• ответственность за организацию ежедневной работы по обеспечению безопасности возлагается на линейных руководителей;

• выстраивается проактивная система безопасности, то есть система предотвращения травм и происшествий посредством создания новой производственной культуры [3] (Vanyukov, 2006).

В начале 40-х годов XX века на основании более чем столетнего опыта в компании разрабатываются и утверждаются уже десять принципов безопасности [4] (Lykov, 2015).

Первый принцип: все производственные травмы и профессиональные заболевания можно предотвратить. С этого начиналась идеология подходов к безопасности компании в начале XIX века. Для того чтобы реализовать этот принцип на практике, с начала 50-х годов до настоящего времени на предприятиях корпорации Дюпон ежегодно разрабатываются и реализуются программы по безопасности труда, которые можно сравнить с перечнем корректирующих мероприятий, основанным на результатах анализа эффективности мер повышения безопасности, реализованных в предыдущем году.

Второй принцип: персональная ответственность руководства за безопасность труда. Причем здесь речь идет скорее не о высшем руководстве (что, безусловно, имеет место), но о руководстве линейном, непосредственных руководителях работ. Этот принцип также остался неизменным с 1815 года и действует по сей день, т.к. высшее руководство ставит общие производственные задачи, а линейный руководитель не только формулирует задачу конкретному работнику, но и определяет и контролирует безопасность ее решения.

Третий принцип: все производственные риски можно контролировать. Это означает, что в компании должна эффективно функционировать система своевременного выявления (идентификации) опасностей (потенциальных источников причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу), есть соответствующий специфике деятельности метод оценки уровня риска и процедура разработки мер по снижению высоких рисков до уровня приемлемых.

Четвертый принцип: обязательное условие работы в компании - соблюдение требований безопасности.

Этот принцип очень важен, т.к. он устанавливает равную ответственность работника и руководителя за соблюдение установленных требований безопасности. Если существует требование по использованию средств защиты, то оно распространяется на всех без исключения, и его нарушение приводит к санкциям в отношении как рядового работника, так и в отношении руководителя любого уровня.

Пятый принцип: все сотрудники должны быть обучены работать безопасно.

Качественное и углубленное обучение работника, постоянное развитие их навыков, начиная со стажировки на рабочем месте, продолжаясь в течение всего периода

трудовой деятельности в компании, по мнению руководства, является залогом результативной и эффективной работы4. Обученный работник тратит меньше времени на организацию своего труда, работает, как правило, с более высокой производительностью и, что самое важное, не травмируется.

Шестой и седьмой принципы: обязательное проведение аудитов безопасности и необходимость оперативного устранения всех отклонений от требований безопасности труда.

Эти два принципа взаимосвязаны, так как первый направлен на выявление несоответствий, а второй - на устранение выявленных нарушений в процессе аудита или проверки.

Восьмой принцип: люди - главный элемент любой программы безопасности и здоровья.

Этот принцип стимулирует руководителей и специалистов искать наиболее результативные и эффективные пути создания и совершенствования здоровых и безопасных условий труда не с точки зрения экономической целесообразности, а с позиции наибольшего снижения риска и эффективности самого мероприятия.

Девятый принцип: соблюдение требований безопасности вне работы - важный элемент системы безопасности труда.

Установление этого принципа обязывает работников компании соблюдать требования безопасности труда и за пределами своего рабочего места. Логика руководства компании проста: если работник соблюдает требования безопасности на работе, а в быту нарушает их, то очень скоро это опасное поведение вернется на рабочее место. С конца 90-х годов прошлого века компания Дюпон начинает вести статистику «домашнего травматизма».

Десятый принцип: соблюдение требований безопасности приносит прибыль.

Специалисты компании Дюпон, основываясь на опыте работы на собственных предприятиях и предприятиях заказчиков, в том числе и российских, выделяют наиболее значимые моменты, необходимые для построения эффективной системы управления безопасностью на любом предприятии:

• высшее руководство признаёт, что управление безопасностью - это одна из главных задач для всех руководителей, и готово в случае необходимости изменять ситуацию на предприятии;

• руководство на всех уровнях демонстрирует на личном примере приверженность безопасности и лидерство в вопросах обеспечения безопасности;

• ответственность за ежедневную пропаганду и обеспечение безопасности на рабочих местах лежит на линейных руководителях;

4 Под результативностью здесь и далее мы понимаем выполнение производственных планов, а под эффективностью - рентабельность, т.е. решение производственных задач наиболее оптимальным с экономической точки зрения способом.

• руководство понимает, что существенных результатов можно достигнуть только формируя такую культуру производства, где важность вопросов безопасности признается всеми и все одинаково несут ответственность за исполнение требований безопасности [3] (Vanyukov, 2006).

Это был пример разработки и внедрения стратегии нулевого травматизма на корпоративном уровне. Далее рассмотрим примеры успешного внедрения этой стратегии на национальном, государственном уровне.

Зародилась эта идея далеко не вчера.

«Японское чудо»: наука на службе производства

В 1964 году в Японии была создана Ассоциация по безопасности и здоровью на производстве (JISHA). Целью создания Ассоциации было оказание содействия работодателям во внедрении на предприятиях программ предупреждения производственных рисков в соответствии с требованиями действовавшего тогда Закона о предотвращении несчастных случаев на производстве. Необходимость принятия закона и создания Ассоциации были обусловлены бурным экономическим ростом, которое впоследствии назвали «японским чудом».

С момента основания Ассоциацией на предприятиях Японии было разработано и внедрено множество различных программ предупреждения производственного травматизма. А в 1973 году при поддержке Министерства труда Японии стартовала кампания «Всеобщее участие в обеспечении нулевого травматизма» («Zero-accident Total Participation Campaign»). Особенностью этой компании было то, что одним из ее элементов, помимо вопросов обеспечения безопасности, являлось внедрение методов контроля качества (тоже набравшее популярность в Японии в 60-70 годы).

Безусловно, эта кампания не могла не носить отпечаток специфики японского менталитета. В материалах, размещенных на сайте Ассоциации5, говорится о том, основной целью кампании являлось создание «жизнерадостного и яркого климата на рабочих местах», основанного на философии уважения к каждой человеческой жизни как уникальному и невосполнимому ресурсу. С позиции работника, а также с точки зрения ценности каждой человеческой жизни, кампания проповедует «нулевую терпимость» к случаям производственного травматизма, а высшей целью кампании является ноль аварийных ситуаций и заболеваний.

В качестве основы кампании была взята та же установка, что каждый человек, каждая личность - уникальна и незаменима. Никто не заслуживает того, чтобы быть серьезно травмированным или погибнуть. Также кампания предусматривала непосредственное и активное участие каждого работника в предотвращении случаев травматизма или заболеваний на производстве с тем, чтобы никому на рабочем месте не был причинен ущерб.

5 http://www.jniosh.go.jp/icpro/jicosh-old/english/zero-sai/eng/index.html

В основе кампании, как уже отмечалось выше, лежит философия уважения к каждой человеческой жизни, однако кампания основана не только на философии. Кампания включала также особые техники по внедрению этой философии в повседневную производственную практику, а также методы применения этих практик на каждом рабочем месте. Подготовка каждого работника предусматривала развитие таких навыков, которые бы позволили ему предпринять упреждающие действия для обеспечения безопасности, прежде чем произойдет несчастный случай.

Например, огромную популярность имел курс обучения прогнозированию опасностей. Этот курс состоял из программы обучения 4 ступеней и включал в себя следующие элементы:

• оперативное руководство групповым прогнозированием опасностей на рабочих местах на уровне управления;

• прогнозирование индивидуальных опасностей на рабочем месте;

• прогнозирование опасностей с использованием опросных листов;

• прогнозирование одной опасности в группе;

• обучение прогнозированию опасностей с использованием карточек, подразумевающих ответ на контрольные вопросы и самостоятельную проверку знаний;

• прогнозирование опасностей на дорогах;

• обучение прогнозированию опасностей при помощи проведения совещаний; обучение прогнозированию опасностей при помощи изучения уже произошедших катастроф.

Принципы, на которых строились программы обучения, были очень простыми, и само обучение было направлено на то, чтобы привить работникам навыки быстрого распознавания и прогнозирования опасных ситуаций и соответствующего на них реагирования, зачастую просто обучая элементарным жестам, призванным привлечь внимание коллег к опасности и указать направление, в котором находится источник опасности. На рисунке 1 приведен пример одного из обучающих алгоритмов. Перед началом опасной работы в случае, если два исполнителя находятся на удалении друг от друга или если на производственном участке шумно, при помощи набора жестов один исполнитель может показать другому, что оборудование проверено и готово к работе.

Сначала необходимо осмотреть объект (шаг 1), затем указательным пальцем правой руки обозначить коллеге, о каком конкретно оборудовании идет речь (шаг 2), далее (еще раз убедившись в исправности оборудования) поднять правую руку к правому уху (шаг 3) и снова указать на объект, чуть опустив указательный палец правой руки, подтвердив, что всё готово к запуску.

Такие, на первый взгляд, нехитрые и наивные приемы были довольно успешными, так как помогали не только лишний раз удостовериться в готовности оборудования к работе, но и в случае возникновения опасности быстро и однозначно предупредить об этом коллег. Особенно актуальным такой подход может быть для российских работо-

Рисунок 1. Обмен жестами перед началом работы Источник: составлено автором

дателей, активно использующих труд мигрантов, которые (и это не секрет) не всегда в достаточной для обеспечения безопасности мере владеют русским языком.

С точки зрения авторов этой кампании, цель нулевого уровня травматизма можно достигнуть только путем сочетания философии (духа компании) и эффективных техник.

Также кампания состояла из трех ключевых элементов: 1) полная поддержка со стороны высшего руководства, 2) полный контроль соблюдения требований безопасности и 3) проявление инициативы по повышению безопасности на рабочих местах. Последний элемент описывается следующим образом: безопасность на рабочем месте не будет обеспечена до тех пор, п ока в повседневную трудовую деятельность каждого работника не войдут установки «я не пострадаю» и «мой коллега не пострадает».

Vision Zero «перезагрузка»: применение стратегии нулевого травматизма в Швеции (государственный уровень)

Шведские исследователи провели обзор реализации стратегии Vision Zero в разных областях политической жизни Швеции. Из всезо комплекса рассмотренных примеров приведем два наиболее близких к тематике нашего исследования [5] (KrisPianssena et al., 2018).

Стратагия Vision Zero для безопасности дорожного движения

В 1997 году в Швеции впервые на государственном уровне Министерством транспорта была утверждена стратегия в области безопасности дорожного движения,

которую и назвали «Vision Zero» (или «идеология ноль»)6. Принятие этой стратегии, по мнению её авторов, перевернуло традиционный взгляд на безопасность дорожного движения. Фокус с предупреждения аварий сместился на обеспечение того, чтобы ни один человек не погиб или не получил инвалидность в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). На уровне шведского Транспортного агентства было официально заявлено, что в процессе трудовой деятельности, на дорогах, на железной дороге, на морском или авиатранспорте не может быть и речи о том, чтобы хоть одно происшествие окончилось смертью пострадавшего.

Согласно шведской стратегии Vision Zero на транспорте, главная проблема заключается не в том, что несчастные случаи происходят, а в том, заканчивается ли произошедший несчастный случай смертью или пожизненным увечьем. Чтобы предотвратить серьезные последствия несчастных случаев, важно, чтобы дороги и транспортные средства были адаптированы для обеспечения максимальной безопасности людей, которые их используют.

Согласно официальной статистике, в Швеции в период с 2000 по 2010 годы число жертв дорожно-транспортных происшествий сократилось наполовину, а число смертей водителей автотранспорта уменьшилось на 60%. Несмотря на то, что после 2010 года темпы снижения несколько замедлились, дороги Швеции по-прежнему остаются одними из самых безопасных в мире, и только 3 из каждых 100 000 шведов ежегодно погибают на дорогах по сравнению с 10 в США (ежегодный отчет ОЭСР о безопасности на транспорте за 2016 год7).

Стратегия Vision Zero, как уже отмечалось выше, предусматривает абсолютное изменение отношения к безопасности на транспорте, основанного на несовершенстве человека и на неприемлемости смертей или увечий в результате ДТП.

Обучение, информация, установление требований и контроль их выполнения, а также сильное недоверие к способности водителя транспортного средства и его готовности вести себя правильно были ключевыми чертами традиционной политики [6] (Evans, 2004).

В новой стратегии несовершенство человека рассматривается как данность и водителю дается право на ошибку. Поэтому разработчикам системы дорожного движения (дорожной инфраструктуры, транспортных средств и т.п.) необходимо взять на себя основную ответственность за проектирование, поддержку и использование системы автомобильного транспорта и, следовательно, за обеспечение высокого уровня безопасности всей системы. Безусловно, и сами участники дорожного движения несут ответственность за соблюдение требований. Но если участник дорожного движения по какой-либо причине неосознанно нарушил требования, - например, из-за отсут-

6 https://www.trafikverket.se/en/startpage/operations/Operations-road/vision-zero-academy/This-is-Vision-Zero/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 https://www.keepeek.eom//Digital-Asset-Management/oecd/transport/road-safety-annual-report-2016_ irtad-2016-en#.Wquu5MNubcs#page1

ствия знаний, плохого самочувствия или недостаточных навыков, - разработчики системы должны обеспечить дополнительные меры для предотвращения смерти или увечья.

Традиционно считалось, что существует определенный «предел безопасности», т.е. некий минимальный уровень смертности и серьезных травм, определяемый по методу «затраты-выгоды» (т.е. когда затраты снижения рисков превышают экономические выгоды). В стратегии Vision Zero говорится, что «... никто не может погибнуть или серьезно пострадать из-за дорожно-транспортных происшествий в рамках системы автомобильного транспорта»8. В 2009 году Парламент Швеции принял решение об установлении промежуточной цели сокращения погибших в ДТП наполовину, а число серьезно раненых - на четверть с 2007 по 2020 год.

Научные исследования, проведенные в Швеции, показали, что изменение организации дорожного движения и повышение безопасности транспортного средства позволит снизить смертность при ДТП на 63%. Например, обычной практикой было решение проблем безопасности на перекрестках путем установки светофоров. По общему признанию, эта мера считается эффективной для сокращения общего количества ДТП [7] (Elvik, Vaa, 2004), однако за счет увеличения скорости движения тяжесть всё же случившихся ДТП возрастет на порядок. С другой стороны, перекресток с круговым движением увеличивает вероятность ДТП, но снижает риск серьезных аварий в результате более низкой скорости [7] (Elvik, Vaa, 2004). Таким образом, с точки зрения Vision Zero круговое движение предпочтительнее светофоров на перекрестках.

Стратегия Vision Zero для предотвращения смертельного травматизма на рабочих местах

В марте 2014 года, основываясь на статистических данных об увеличении частоты производственного травматизма, а также в связи с ростом количества дней нетрудоспособности на одного работающего, парламент Швеции начал диалог с социальными партнерами относительно применения стратегии Vision Zero на всех рабочих местах. Эту стратегию планировалось внедрять для искоренения случаев смертельного травматизма на производстве, увеличения инвестиций в научные исследования и обучение работников. По инициативе Парламента в 2015 году Правительство продолжило переговоры с основными сторонами трудовых отношений о совместной разработке стратегии. Стратегия Vision Zero для производства была представлена в 2016 году и содержит три основных направления: устранение несчастных случаев со смертельным исходом, а также предотвращение производственного травматизма в целом; обеспечение устойчивой трудовой жизни трудоспособного населения; психологический климат на рабочем месте.

8 https://www.trafikverket.se/en/startpage/operations/Operations-road/vision-zero-academy/This-is-Vision-Zero/

Парадигма Vision Zero, представленная в стратегии, такова: «Никто не должен умереть или получить увечье в результате своей работы».

В целях предотвращения несчастных случаев со смертельным исходом в связи с работой на автомобильном и железнодорожном транспорте, Агентство по охране труда сотрудничает с Управлением транспорта и Транспортным агентством в области определения рисков и наиболее уязвимых групп населения.

Также Агентство по охране труда совместно с Агентством по химическим веществам, Региональными советами, Агентством по охране окружающей среды и Национальным советом по вопросам здравоохранения и благосостояния анализируют ситуацию с иностранными работниками в «зеленой» экономике и обеспечивают информирование иностранных работников о законодательстве Швеции [5] (Kristianssena et al., 2018).

Vision Zero от Ассоциации страхователей Германии

Ассоциация страхователей Германии (DGUV) в 2008 году впервые официально включила стратегию Vision Zero в свои принципы профилактики9. 28 ноября 2008 года представители профсоюзов и работодателей единогласно согласились на общем собрании DGUV подписать совместный политический документ под название «Профилактика окупается!». Во введении к документу говорится: «Рабочие места и учебные заведения должны быть оснащены таким образом, чтобы предотвратить несчастные случаи на производстве, в школе или по дороге к месту работы или учёбы, а также предотвратить профессиональные заболевания и связанные с работой риски причинения вреда здоровью»10. Впервые эта стратегия была опубликована в ежегодном журнале DGUV за 2008-2009 годы11.

Стратегия, разработанная DGUV, базируется на четырех основных принципах12.

Первый принцип: право на жизнь не подлежит обсуждению.

Ничто не превышает по ценности человеческую жизнь. Право на жизнь и физическую неприкосновенность занимает центральное место в Основном Законе Федеративной Республики Германии - и стратегия Vision Zero не требует на государ-

9 https://www.yumpu.com/en/document/view/5278301/acting-together-deutsche-gesetzliche-unfallversicherung/4

10 https://www.yumpu.com/en/document/view/5278301/acting-together-deutsche-gesetzliche-unfallversicherung/4

11 DGUV с 2009 года выпускает брошюру под общим названием «Ежегодный журнал по профилактике». Каждый выпуск имеет свое название. Так, первый вышедший в 2009 году ежегодник назывался «Действуя вместе, создадим профилактику», а выпуск за 2015 год был полностью посвящен стратегии Vision Zero (что также было приурочено к прошедшему в 2014 году Всемирному конгрессу по охране труда, посвященному вопросам профилактики) и назывался «Один мир - одно видение»

12 После опубликования стратегии в указанном выше журнале обновленный текст вошел в издание, подготовленное к Всемирному конгрессу по охране труда, прошедшему в сентябре 2017 года в Сингапуре. Текст основных принципов приводится в формулировках 2017 года в авторском переводе.

ственном уровне ничего нового. Однако далее основной идеолог немецкой стратегии Генеральный секретарь подразделения МАСО, занимающегося вопросами безопасности в добывающей промышленности, приводит следующую впечатляющую статистику. В Германии насчитывается примерно 40 миллионов граждан трудоспособного возраста. В 2016 году страховыми компаниями Германии было зарегистрировано примерно 877 000 сообщений о несчастных случаях с утратой трудоспособности на три дня и более. В результате несчастных случаев на производстве погибло 424 работника, а на дорогах Германии произошло 3214 несчастных случая со смертельным исходом.

Эта статистика говорит о том, что сделать предстоит еще очень много.

Второй принцип: люди совершают ошибки.

Стратегия Vision Zero основана на очевидном факте, что ошибки на работе и на дорогах никогда не могут быть полностью устранены. Исследования сенсомотор-ной активности показали, насколько ограничена наша способность воспринимать информацию из окружающей среды, обрабатывать ее и сравнивать ее с запомненной информацией. Объем и плотность потоков информации однозначно говорит о том, что человеческая ошибка является правилом, а не исключением. Кроме того, люди ошибаются из-за эмоционального или стрессового состояния, мотивация поступков также играет немаловажную роль.

Так называемый «человеческий фактор» является очевидной причиной несчастного случая. Но этот подход неверен. Если люди, обладающие всеми двигательными навыками, навыками координации, восприятия и обработки информации, которые им дала эволюция, но все еще часто неспособные справляться с требованиями, предъявляемыми современными рабочими местами или дорожной ситуацией, мы не можем винить их в случае непреднамеренных ошибок. Несмотря на это, стратегия Vision Zero настаивает на том, что такие ошибки никогда не должны стоить жизни.

Третий принцип: способность справляться с физическими и психологическими нагрузками имеет решающее значение.

Именно потому, что люди ошибаются, необходимо сделать так, чтобы ошибки не стоили жизни. «Все должны быть живы и невредимы», как выразился Германский совет по безопасности дорожного движения (DVR), принимая стратегию Vision Zero, тем самым взяв на себя обязательство разработать принципы проектирования транспортных средств и транспортной инфраструктуры, которые минимизируют тяжесть последствий полученных травм (например, за счет совершенствования подушек и ремней безопасности).

Для рабочих мест это становится еще более важным, учитывая, что, например, с внедрением системы контроля промышленного оборудования через сеть Интернет (или Интернета вещей), люди и интеллектуальные машины будут работать бок о бок без каких-либо защитных барьеров.

Четвертый принцип: ситуационная профилактика - на первом месте.

Водители транспортных средств, а также работники не могут самостоятельно

создавать безопасные условия труда или транспортную инфраструктуру. Это означает, что «разработчики» систем организации труда и дорожного движения должны обеспечить адаптацию и рабочего места и транспортных средств для целей его максимальной безопасности, а не наоборот. Но, как уже отмечалось выше, этот принцип не освобождает людей от персональной ответственности за соблюдение требований. Более того, каждый должен осознавать риски, которые вызваны теми или иными действиями или, напротив, бездействием, не только для себя, но и для окружающих. Каждый работник несёт ответственность за соблюдение законов и правил, в то время как «разработчики системы» должны обеспечить безопасность системы в целом.

Международный уровень: МАСО

В 2012 году Международная секция угольной отрасли МАСО, первая из 13 Международных секций МАСО, приняла решение разработать свою стратегию профилактики под названием «Vision Zero: безопасность и здоровье в угольной отрасли во всем мире!». Эта стратегия основана на убеждении в том, что даже в угольной отрасли меры предупреждения и профилактики могут создать условия, при которых «несчастные случаи на производстве ушли в прошлое, и никто не убит или не получил пожизненного увечья»13.

В июне 2015 года на заседании Специальной комиссии МАСО по мерам профилактики в Южной Корее все секции единодушно решили присоединиться к стратегии Vision Zero.

В рамках стратегии были разработаны 7 Золотых правил, которые, по мнению МАСО, должны помочь работодателям достичь уровня нулевого травматизм на своих предприятиях14.

Как достичь нулевого травматизма на конкретном предприятии?

На Всемирном конгрессе по охране труда в Сингапуре в сентябре 2017 года МАСО объявило о том, что стратегия Vision Zero приобретает международный статус. Тогда же было представлено и Руководство для работодателей по внедрению 7 золотых правил.

В разработке и апробации Руководства участвовало 700 работодателей, специалистов и экспертов. Кроме того, предварительно было опрошено 300 экспертов-специалистов по охране руда относительно того, в реализации каких простых и эффективных мер по обеспечению безопасности у них имелся положительный опыт.

Золотое правило № 1: Приверженность руководства.

Эта рекомендация устанавливает ответственность руководства за безопасность

13 https://www.issa.int/ru_RU/web/prevention-mining

14 В интерактивном режиме с этими правилами можно ознакомиться на сайте http://www. sevengoldenrules.com/ Также на этом сайте каждый может пройти самопроверку состояния своего предприятия на соответствие этим правилам и по результатом самопроверки получить рекомендации по улучшению безопасности.

своих предприятий. Без демонстрации на личном примере приверженности первого лица декларируемым ценностям ни одна программа безопасности не будет работать, так как работники просто не поверят в искренность сделанных заявлений.

Руководитель должен:

• подавать личный пример;

• сделать безопасность приоритетом;

• поощрять безопасное поведение.

Золотое правило № 2: Оценка опасностей и рисков.

Идентифицируйте опасности и риски, связанные с вашей производственной деятельностью посредством:

• систематизации процесса оценки рисков;

• идентификации, оценки и контроля заболеваний и несчастных случаев, связанных с вашей производственной деятельностью;

• идентифицируйте и управляйте происшествиями и опасными ситуациями, которые не привели к утрате трудоспособности.

Все инциденты должны регистрироваться,и их причины должны анализироваться, даже если они не закончились временной утратой трудоспособности работников.

Систематически и регулярно выявляйте опасности и оценивайте риски, оценивайте их значимость, определяйте соответствующие меры по снижению и (что немаловажно) контролю их выполнения и результативности. Особенно важно проводить такую работу на регулярной основе, привлекать самих работников, а также учитывать иные аспекты, такие как психические стрессы, перегрузки, сверхурочные работы и т.п. При выборе мер управления рисками необходимо соблюдать соответствующий порядок их приоритетности. Лучше устранить опасность, изменив рабочие процедуры или заменив опасное вещество менее опасным, чем использовать средства индивидуальной защиты для сотрудников или меры дисциплинарного взыскания.

Золотое правило № 3: установление целей и задач в области безопасности.

Вы должны расставлять акценты и устанавливать приоритеты, чтобы не тратить впустую свои ресурсы. Участие самих сотрудников и их представителей в этом процессе имеет решающее значение. Такое участие делает процесс обеспечения безопасности более устойчивым и эффективным. Эффективный внутренний обмен информацией и обратная связь также являются значимым фактором успеха.

Устанавливайте цели и задачи в области безопасности:

• разъясните цели и задачи среди сотрудников организации;

• распространите свои цели на подрядчиков;

• установите регулярный мониторинг показателей безопасности и здоровья работников;

• пресекайте (наказывайте) небезопасное поведение;

• поощряйте соблюдение правил.

Золотое правило № 4: внедряйте системы управления безопасностью и здоровьем на рабочих местах.

Поскольку тщательное исследование причин производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве не связано с техническими проблемами, а происходит скорее из-за организационных сбоев, оптимальная организация производственных имеет большое значение. Среди прочего, это включает в себя такие вопросы, как делегирование полномочий, четко распределенные обязанностей и ответственности, обеспечение необходимых компетенций, регулярные обсуждения и инструктажи в отношении безопасности, обучение оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях, проблемы безопасности при внедрении новых технологий и привлечении внешних или партнерских компаний. Хорошая документация особенно важна в этом последнем случае.

Разработайте систему управления безопасностью:

• обеспечьте необходимые компетенции и знания персонала для безопасной работы;

• четко распределите обязанности и ответственность;

• установите обязанности и ответственность подрядчиков;

• выделяйте ресурсы для необходимого консультирования внешними экспертами.

Золотое правило № 5: при использовании оборудования и материалов всегда рассматривайте их с точки зрения безопасности и здоровья работников.

Правило № 5 касается требований к безопасности машин, производственных объектов, технического оборудования, дизайна рабочего места и, конечно же, средств индивидуальной защиты, то есть профилактики. Наилучший выход - это оценивать риски в отношении безопасности и здоровья при планировании и покупке нового предприятия, технологии, оборудования. При выборе мер защиты следует соблюдать порядок приоритетности: технические решения по приоритетности превосходят организационные меры, а предоставление средств индивидуальной защиты является последним барьером защиты работников от воздействия вредных производственных факторов, когда все остальные меры не кажутся максимально эффективными.

Обеспечьте безопасную эксплуатацию оборудования;

• обеспечьте своевременное техническое обслуживание в соответствии с эксплуатационной документацией;

• используйте технологии, защищающие ваших работников от воздействия шума, пыли, вибрации и чрезмерного переутомления.

Золотое правило № 6: развивайте необходимый уровень компетенции работников.

В первую очередь для компании это означает, что ее сотрудники систематически проходят повышение квалификации, а также то, что существуют четкие требования к компетенции, теоретическим знаниям и навыкам работников, необходимым для обеспечения безопасного производства работ, которые должны постоянно совершенствоваться.

Инвестируйте в компетенцию своих сотрудников - это окупается во всех отношениях:

• определите уровень компетентности для каждой профессии;

• планируйте обучение и стажировки работников;

• оценивайте уровень знаний работников.

Золотое правило № 7: вовлекайте работников в обеспечение и повышение безопасности.

Делегируйте ответственность конкретным лицам. Спросите своих сотрудников об их идеях относительно улучшений в области безопасности и наблюдениях с точки зрения возможных рисков, связанных с выполняемой ими работой. Персонал, выполняющий работу, лучше других осведомлен о критических для безопасности ситуациями и знает точно, что безопасно, а что нет. Это также имеет большое значение для эффективного руководства, продуктивного общения и устойчивой корпоративной культуры.

Изменяйте отношение ваших работников к безопасности с пассивного на активное;

• используйте предложения работников для повышения уровня безопасности;

• поощряйте безопасное поведение.

Так как изначально стратегия Vision Zero разрабатывалась для представителей добывающей промышленности, то и вся информация об этой программе изначально была размещена на отраслевом портале МАСО, посвященном данному виду деятельности.

На рисунке 2 показан рабочий план для желающих получить консультационную поддержку и присоединиться к программе.

issa | mining

CONSULTING PROCESS

9h

/VfL/rUAI.

de seguridad

Self Evaluation

Implementation

Follow up and Improvement

Рисунок 2. Процесс консультирования Источник: составлено автором

\Cf> issa mining mljiÍÍÍl.

de seguridad

Seven Golden Rules Scope * # % *

II 1

Implementation Continuous

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Check points improvement |

4

Improve your Company's Safety

Рисунок 3. Направления оказания консультационных услуг работодателям со стороны MACO

Ист очник: составлено автором

Слева направо значки обозначают следующие этапы рабочего плана:

1. Пройти предварительную самооценку с оответствия Семи Золотым правилам (приложение можно установить на компьютер или в виде мобильного приложения на телефон или планшет, ответить на ряд вопросов и получить на адрес электронной почты автоматическое заключение о степени соответствия и рекомендации по улучшению ситуации на предприятии по каждому из семи правил).

2. Далее пройти проверку (оценку) компании специалистами МАСО.

3. Потом необходимо заключить с отделением МАСО соглашение о присоединении к стратегии.

Шаги 4 и 5 - запланировать мероприятия, необходимые для следования Золотым правилам, и реализовать эти мероприятия.

Шаг шестой и последний - реализовывать постоянные улучшения в области безопасности для достижения нулевого уровня травматизма.

На рисунке 3 показано, какую поддержку оказывает МАСО тем, кто готов следовать Золотым правилам.

Левый зеленый квадрат дает возможность загрузить Руководство по самооценке. Далее всем желающим предоставляется возможность ознакомиться с основными действиями и рекомендациями по соблюдению Золотых правил. Третий слева квадрат содержит перечень контрольных вопросов для оценки эффективности реализации плана мероприятий, и последний, самый правый значок, содержит рекомендации по постоянному улучшению.

На рисунке 4 показан интерфейс мобильного приложения для проведения самооценки.

Рисунок 4. Мобильное приложение «7 Золотых правил» Источник: составлено автором

После того, как проходящий самооценку ответил на все вопросы по каждому из Золотых правил, на адрес его электронной почты направляется отчет с результатами самооценки, а также рекомендуемые действия по улучшению в той или иной области (соответствия тому или иному Золотому правилу).

На русском языке с этим Руководством можно ознакомиться, а также пройти самопроверку в бумажном формате, пройдя по ссылке http://visionzero.global/sites/default/ files/2017-08/5-Vision_zero_Guide-Web.pdf

В последние годы к стратегии Vision Zero присоединились и другие страны, такие как Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Великобритания. В 2016 году к стратегии присоединился Люксембург.

Вне пространства Европы к стратегии Vision Zero присоединились Сингапур, Новая Зеландия, Корея, Австралия и Канада.

В декабре 2017 года этот список дополнила и Российская Федерация. Надеемся, что в ближайшие годы мы увидим, как стратегия «нулевого травматизма» станет неотъемлемой частью государственной программы Российской Федерации «Безопасный труд», а также услышим много ярких и полезных выступлений представителей и экспертов МАСО на очередной Всероссийской неделе охраны труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Клейн А., Яловецкий А. Безопасность производства - уроки Du Pont // Эко. - 2000.

- № 5. - c. 10-110.

2. Ehnes H. VISION ZERO - THE GLOBAL PREVENTION STRATEGY FOR LIFE.

Towards Safety, Health and Wellbeing at Work. International Section on Prevention in the Mining Industry of the International Social Security Association - ISSA.

3. Ванюков А. Ресурсы безопасности «Дюпон. «0» травм и происшествий: формула

успеха и стратегия устойчивого развития ООО «Дюпон Россия». Сборник материалов Рабочей группы «Бизнес и здоровье общества». [Электронный ресурс]. URL: http://www.iblfrussia.org/files/Health%20Rus.pdf .

4. Лыков И. Управление охраной труда в компании Дюпон // Охрана труда. Практикум.

- 2015. - № 11. - c. 73-79.

5. Kristianssena A.-C., Anderssona R., Belinc M.^^Nilsene P. Swedish Vision Zero policies

for safety - A comparative policy content analysis // Safety Science. - 2018. - № 103. -p. 260-269. - doi: 10.1016/j.ssci.2017.11.005.

6. Evans L. Traffic Safety. Science Serving Society. Bloomfield. [Электронный ресурс].

URL: http://www.scienceservingsociety.com/ts/text.htm.

7. Elvik R.,Vaa T. The Handbook of Road Safety Measures. - Oxford: Elsevier, 2004. - 1090 p.

REFERENCES:

Elvik R.,Vaa T. (2004). The Handbook of Road Safety Measures Oxford: Elsevier. Evans L. Traffic SafetyScience Serving Society. Bloomfield. Retrieved from http://www.

scienceservingsociety.com/ts/text.htm Kleyn A., Yalovetskiy A. (2000). Bezopasnost proizvodstva - uroki Du Pont [Safety of

production - lessons of Du Pont]. Eco. (5). 10-110. (in Russian). Kristianssena A.-C., Anderssona R., Belinc M.-A.,Nilsene P. (2018). Swedish Vision Zero policies for safety - A comparative policy content analysis Safety Science. (103). 260-269. doi: 10.1016/j.ssci.2017.11.005. Lykov I. (2015). Upravlenie okhranoy truda v kompanii Dyupon [Occupational safety management in DuPont company]. Okhrana truda. Praktikum. (11). 73-79. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.