Научная статья на тему 'Нравственный потенциал студентов колледжа: содержание, структура и принципы'

Нравственный потенциал студентов колледжа: содержание, структура и принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИПЫ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / POTENTIAL / MORAL POTENTIAL / PRINCIPLES / STRUCTURE / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Сахно Ольга Александровна

В статье обосновывается актуальность проблемы, ее понятийный аппарат, выявляются содержание, структура и принципы развития нравственного потенциала студентов колледжа, обосновываются педагогические принципы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

College Students' Moral Potential: Content, Structure and Development Principles

The article proves the topicality of the problem, its conceptual system; reveals the content, structure and development principles of the college students' moral potential; considers the pedagogical principles of its development.

Текст научной работы на тему «Нравственный потенциал студентов колледжа: содержание, структура и принципы»

УДК 377.5 ББК 74.57

Лешер Ольга Вениаминовна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Магнитогорского технического университета имени Г.И. Носова

Магнитогорск Сахно Ольга Александровна аспирант кафедра педагогики и психологии Магнитогорского технического университета имени Г.И. Носова

Магнитогорск Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogy and Psychology Magnitogorsk Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk Sakhno Olga Alexandrovna Post-graduate Chair of Pedagogy and Psychology Magnitogorsk Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk Нравственный потенциал студентов колледжа: содержание, структура и принципы развития College Students’ Moral Potential:

Content, Structure and Development Principles

В статье обосновывается актуальность проблемы, ее понятийный аппарат, выявляются содержание, структура и принципы развития нравственного потенциала студентов колледжа, обосновываются педагогические принципы его развития.

The article proves the topicality of the problem, its conceptual system; reveals the content, structure and development principles of the college students’ moral potential; considers the pedagogical principles of its development.

Ключевые слова: потенциал, нравственный потенциал, принципы,

структура, компоненты.

Key words: potential, moral potential, principles, structure, components.

В контексте модернизации современного российского образования

возрастает значимость ценности развития нравственного потенциала студентов в учебном процессе средне специальных учебных заведений. В связи с этим актуальным становится вопрос об изменении акцентов в профессиональной подготовке студентов с целью развития их профессиональной мобильности и

расширении задач подготовки специалистов новой формации, способных совершенствовать не только профессиональные качества, но и нравственные, а также умело применять их в профессиональной деятельности. С учетом отмеченного выше, в исследовании мы ставим цель - рассмотреть содержание нравственного потенциала, его структуру и принципы развития.

Известно, что базовым для понятия «потенциал» служит понятие «потенция» - скрытая возможность, способность, сила, которая может проявиться при известных условиях [10].

В советском энциклопедическом словаре приводится определение потенциала как источника, возможности, средства, запаса, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [8].

Л.С. Выготский под потенциалом понимал «зону ближайшего развития» и утверждал, что оно не сводится только к задаткам. В нем содержатся «психологические резервы» личности, которые оказались или оказываются в силу ряда причин неиспользованными, не раскрытыми до конца [5].

Проанализировав приведенные выше толкования понятия «потенциал», можно сделать вывод о том, что во всех определениях речь идет о совокупности каких-либо возможностей в какой-либо сфере. Таким образом, понятие «потенциал» означает наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, общество в целом) скрытых, не проявивших еще себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

В исследовании мы обратились к рассмотрению понятия «потенциал» современными психологами и педагогами.

Так, отдельные ученые определяют потенциал как:

- совокупность параметров, обуславливающих наличие определенных возможностей, способностей, ресурсов для реализации тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также преобразование условий и характеристик среды (М.Т. Шафиков);

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева);

- социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);

- синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществляемой деятельности (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);

- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);

- развитое чувство нового, открытость всему новому, высокую степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулютин).

Интересным представляется подход М.А. Парнюка, выделяющего три уровня связей и отношений понятия «потенциал», в частности: отражающие прошлое как совокупность наличных свойств, накопленных в результате предшествующего развития определенной системы, что позволяет сравнить понятие «потенциал» с понятием «ресурс»; характеризующие настоящее, т.е. все возможности, которые могут быть реализованы данной системой; ориентированные на будущее и позволяющие не только реализовать имеющиеся возможности, но и воспроизвести, как дополнительные силы, средства и способности [7].

В то же время М.Т. Шафиков, изучая понятие «потенциал», выделяет два уровня: формальный и реальный. Формальный потенциал - это система сил, наличие и действие которых признается на уровне формального понимания и толкования действительности, но не обнаруживается в реальной, практической сфере бытия. Реальный потенциал - это система сил, существующих и действующих де-факто или же имеющих возможность существовать и действовать в случае возникновения или создания определенных дополнительных условий [14].

Работ научного характера, посвященных исследованию проблемы нравственного развития личности, ее нравственного потенциала, в настоящее время существует недостаточно, особенно применительно к студентам, обучающимся в системе среднего профессионального образования. В то же время, нельзя не использовать наработки ученых в данной области в прошлом столетии, таких как Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, З.Г. Воинкова, и др. в рамках исторического материализма. Данные работы свидетельствуют о том, что основными содержательными критериями выступают следующие: высота нравственного развития, степень сформированности системы ценностных ориентаций, реальный вклад в обогащение духовной культуры общества и др. В психологии у этих же авторов мы находим, что нравственная зрелость личности опирается на психологические механизмы эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, на умение человека сдерживать импульсивные побуждения, менять стратегии решения жизненных задач, компенсировать определенные личностные свойства, понижать личностную значимость некоторых из своих целей чтобы достичь их меньшей психологической ценой и др. [1].

Понятие «нравственный потенциал» личности введено в научный оборот М.С. Каганом [6]. Рассматривая основные характеристики деятельности личности, ученый выделяет пять видов личностного потенциала: гносеологический (познавательный) потенциал, определяемый объемом и качеством информации, которой располагает личность и складывающийся из знаний о внешнем мире и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека; нравственный (аксиологический) потенциал, определяемый обретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями; творческий потенциал, определяемый полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере

жизнедеятельности; коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми; художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Развитие нравственного потенциала личности обучаемого, как подчеркивают Т.К. Ахаян, Ю.К. Бабанский, З.И. Васильева, Н.Д. Никандров и др. возможно в процессе нравственного воспитания - ведущего вида воспитательной деятельности, осуществляемого в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации студента. Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению студентов, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств [3]. Говоря о воспитании, Л. Толкачева [12] отмечает, что проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на подростков и молодежь, не обладающих определенной культурой.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время проблема нравственного потенциала рассматривалась, в основном, с точек зрения философии, психологии и педагогики. В нашем исследовании процесс формирования нравственного потенциала рассматривается именно с позиции путей развития этого феномена в рамках образовательного процесса, учитывая, что ученые-педагоги под нравственным потенциалом понимают:

- «интегральное личностное образование, характеризующееся

нравственным сознанием и самосознанием, нравственным чувствованием, моральными отношениями и нравственным поведением» [9];

- «отношение личности к явлениям, событиям с точки зрения моральных общественных норм» [11];

- «совокупность психических особенностей человека, соответствующих потребностям общества и личности и наиболее полезных для их совершенствования» [4];

- «совокупность информационных, ценностно-смысловых, интеллектуальных и деятельностно-инструментальных ресурсов личности, определяющих ее актуальные возможности в области нравственной регуляции своего поведения» [2].

Изучив исследования отечественных и зарубежных ученых в области проблемы развития нравственного потенциала личности, нами было сформулировано следующее определение нравственного потенциала студента колледжа: это формируемые в процессе нравственного воспитания

сознание, отношение и соответствующее нравственное поведение.

Нами разработана структура нравственного потенциала личности студента колледжа, включающая в себя мотивационно-целевой, когнитивный, поведенческий, рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение обучающегося к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у студентов интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков.

Когнитивный компонент заключает в себе знания, умения, навыки и личностные качества, приобретаемые и развиваемые личностью в процессе жизнедеятельности, где большая часть отводится обучению и воспитанию (самовоспитанию).

Поведенческий компонент проявляется в желании личности руководствоваться нравственными нормами в любых жизненных ситуациях, способности реализовать принятый ею выбор в практической деятельности, овладение навыками самоконтроля и самоуправления своими действиями.

Рефлексивно-оценочный компонент включает внутренние процессы осмысления и самоанализа, способность личности самооценить собственную нравственную деятельность и ее результаты; уточнение путей организации нравственной деятельности. Учитывая то, что нравственность представляет собой оценочную категорию, рефлексию мы считаем важным критерием нравственного потенциала.

Итак, нравственный потенциал представляет собой сложное личностнодеятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, когнитивный, рефлексивно-оценочный, поведенческий компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственная деятельность в качестве преподавателя, позволили выявить следующие принципы развития нравственного потенциала студента колледжа:

- принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств под воздействием условий жизнедеятельности;

- компенсаторный принцип, основывающийся на том, что у личности отсутствуют те или иные качества, и для того, чтобы выполнить поставленную задачу приходится использовать другие механизмы;

- принцип индивидуализации, согласно которому источник развития возможностей личности, ее нравственного потенциала надо искать в явлениях индивидуализации, которая в основе своей имеет: а) типичный, характерный для данного человека способ «решения» жизненных задач в сочетании с неповторимостью «решения»; б) индивидуальный подход к распредмечиванию общественной сущности личной культуры человечества; в) интеграцию и некоторое неповторимое образование общественных и природных качеств личности, ее общественных позиций, особенностей жизни;

- принцип противоречивости, согласно которому противоречивость -движущая сила процесса развития потенциальных образований,

осуществляемых как под влиянием прямых социальных воздействии, так и под влиянием сложившихся внутренних условий жизнедеятельности личности;

- принцип интеграции, в соответствии с которым становление потенций личности можно представить как многоуровневый процесс, в котором на каждом следующем уровне уже сформированная способность входит в новый синтез с личностно-психологическими образованиями, вследствие чего создается новый уровень развития в целом и все расширяющиеся возможности личности в осуществлении ее жизнедеятельности;

- принцип рефлексии, позволяющий постоянно переосмыслять свой и чужой, положительный и отрицательный опыт. Это обращение к самому себе, к своей деятельности, анализ своих поступков, своего нравственного потенциала. Будущему специалисту важно развивать в себе конструктивную рефлексию, которая в дальнейшем приведет к умению контролировать свои поведенческие реакции, влиять на собственные нравственные установки.

Таким образом, развитие нравственного потенциала личности студента достигается, с одной стороны в процессе ее социализации, а с другой - в процессе ее собственного нравственного развития. Для успешного образования студента существует необходимость создания таких условий, при которых будет происходить его включение в различную по характеру и степени сложности деятельность, направленную на развитие нравственного потенциала.

Библиографический список

1. Анцыферова, Л.И. Категории развития в психологии [Текст] / Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, Е.Ф. Рыбалко // Категории материалистической диалектики в психологии : сб. ст. - М.: Наука, 1988.- С.22-55.

2. Афонина, Е.А. Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук [Текст]/ Е. А.Афонина - Казань, 2006 - 221с.

3. Бабанский, Ю.К. «Педагогика» [Текст] / под редакцией Ю.К. Бабанского. - М.: «Просвещение». 1988. -479с.

4. Бездверная, Л.И. Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры: автореф.дис. ... канд.пед.наук [Текст] / Л.И. Бездверная.- Воронеж, 1999.-20 с.

5. Выготский, Л.С. [Текст] Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

6. Каган, М.С. Человеческая деятельность [Текст] - М.: Политиздат, 1979. -261с.

7. Парнюк, М.А. Возможность и действительность [Текст] /М.А. Парнюк, А.С. Кирилюк, В.В. Кизимов и др. -Киев: Наукова думка, 1989.-288 с.

8. Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.

9. Савина, Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущих учителей: Дис.... канд. пед. наук [Текст]/ Н.Н.Савина. - Оренбург, 2001.-176 с.

10. Современный словарь иностранных слов [Текст]. Около 20000 слов. - M: Рус. яз., 1993. - 740 с.

11. Талбаков, К.Ч. Воспитание нравственных качеств студентов в процессе преподавания ин. языков (английский): Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Талбаков Курбон Чилаевич. - Душанбе, 1993.-154с.

12. Толкачева, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст].//Сельская школа.- 2002- №1. С.37-39

13. Шафиков, М.Т Потенциал: сущность и структура [Текст] /М.Т. Шафиков

//Социально-гуманитарные знания. -2002.-№ 1.- С. 236-245.

Bibliography

1. Antsyferova, L.I. Development Categories in Psychology [Text] / L.I. Antsyferova, D.N. Zavalishina, E.F. Rybalko // Categories of Materialistic Development in Psychology: Collected Works.- M.: Science, 1988. - P. 22-55.

2. Aphonina, E.A. Development of a Future Teacher’s Moral Potential by Means of Natural-and-Scientific Subjects: Dis. ... Candidate of Ped. [Text] / E.A. Aphonina - Kazan, 2006 - 221 p.

3. Babanski, Yu.K. Pedagogics [Text] / Under Edit. of Yu.K. Babanskiy. - M.: Prosveschenie, 1988. - 479 p.

4. Bezdvernaya, L.I. A Person’s Moral Potential Realization in the Process of a Physical Training Teacher’s Education: Synopsis of Dis. ... Candidate of Ped. [Text] / L.I. Bezdvernaya. -Voronez, 1999. - 20 p.

5. Kagan, M.S. Human Activity [Text] / M.S. Kagan. - M.: Politizdat, 1979.-261 p.

6. Modern Dictionary of Foreign Words [Text]. About 20000 words. - M.: the Russian Language, 1993. - 740 p.

7. Parnyuk, M.A. Possibity and Reality [Text] / M.A. Parnyuk, A.S. Kirilyuk, V.V. Kizimov, and others. - Kiev: Naukova-Dumka, 1989. - 288 p.

8. Prokhorov, A.M. Soviet Encyclopedic Dictionary [Text] / Chief Editor A.M. Prokhorov. 4th Edition. - M.: Sov. Encyclopedia, 1987. - 1600 p.

9. Savina, N.N. Dialogical Communication as a Development Factor of Future Teachers’ Moral Potential Developing: Dis. .Candidate of Ped. [Text] / N.N. Savina. - Orenburg, 2001. -176p.

10. Shafikov, M.T. Potential: Essence and Structure [Text] / M.T. Shafikov // Soci0-Humanitarian Knowledge. - 2002. - № 1. - P. 236-245.

11. Talbakov, K.Ch. Students’ Moral Qualities Upbringing While Foreign Languages Teaching (English): Dis. ... Candidate of Ped. [Text] / K.Ch. Talbakov. - Dushanbe, 1993. - 154 p.

12. Tolkacheva, L. Moral Education Should Be Above All [Text] // Selskaya Shkola. - 2002. - №1. - P.37-39.

13. Vygotski, L.S. Pedagogical Psychology [Text] / L.S. Vygotski. - М.: Pedagogics, 1991. -480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.