УДК 377.5
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013 О.А.Сахно
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
Статья поступила в редакцию 08.02.2013
В данной статье рассмотрена проблема развития нравственного потенциала студентов колледжа. Проанализированы такие понятия как процесс развития, потенциал, нравственный потенциал. В ходе исследования выделены содержательные характеристики нравственного потенциала и определена его структура. Ключевые слова: потенциал, нравственный потенциал, воспитательная деятельность, структура, содержательные характеристики нравственного потенциала.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется многочисленными негативными явлениями, которые отражают разные аспекты кризиса духовности, переживаемые российским обществом. Есть все основания считать, что в непростой ситуации перехода человечества в новую эпоху своего существования -постиндустриальную, социально-экономических, политических изменений, межнациональных потрясений, кризиса духовности и культуры, система образования играет роль стабилизирующего фактора. Нравственность, духовность питают исторический оптимизм нации, особенно в переломные моменты развития общества и государства. Образование создает не только ретрансляцию нравственной культуры, но и предусматривает включение личности в этот процесс. Именно поэтому во многих учебных заведениях Российской Федерации создаются концепции и программы по воспитательной работе, в которых обосновывается необходимость приоритетного развития нравственности, патриотизма обучающихся.
Как считает Х.Ю.Боташева, в связи с этим меняется и подход к качеству подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования. Особое значение приобретает не только предметный профессиональный уровень подготовки студента, как специалиста, но и уровень его нравственной развития как важнейшей части общепрофессиональной культуры. В данном контексте студент рассматривается как субъект нравственной культуры, начиная с непосредственного социокультурного окружения1.
Сахно Ольга Александровна, начальник отдела молодежной политики и социально-значимых проектов. E-mail: sak6600@mail. ru
1 Боташева Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов на/Д.: 2010.
Вместе с тем традиционные подходы с ориентацией только на профессиональную подготовку в ущерб личностной не могут обеспечить конкурентоспособность специалистов в современных условиях. Выход видится в переходе среднего профессионального образования на инновационные технологии, которые закономерно требуют совершенствования всех сторон жизнедеятельности студентов. Именно поэтому поиск условий для развития нравственного потенциала студентов стоит осуществлять через формирование воспитательной среды в колледже.
Образовательное учреждение, как верно отмечает Т.А.Сергеева, является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. В этой связи актуальна проблема влияния воспитательной среды как фактора, влияющего на развитие нравственного потенциала обучающихся2. В педагогической науке понятие «развитие» рассматривается как закономерное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. В результате такого изменения, по мнению С.Л.Франкла, возникает новое качественное состояние, основой которого выступает диалектическое единство возможного и действительного, потенциального и активного3. Г.П.Щед-ровицкий рассматривает развитие как самодвижение, обусловленное наличием внутри объекта механизма перехода к более сложным структурам в процессе приобретения опыта извне4.
В качестве методологических оснований для педагогики саморазвития группа авторов учеб-
2 Сергеева Т.А. Приоритетность воспитания // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 1. - С. 7 - 8.
3 Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: 1992.
4 Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного
исследования. - М.: 1967.
ного пособия «Психолого-методологические основы педагогики саморазвития» выделяет следующие положения5: 1) развитие всегда вынуждено предполагать внешние условия; 2) развивающееся всегда само прокладывает свой путь развития и зависит в нем от своих возможностей; 3) существенным является не само внешнее воздействие, а способность внутреннего к использованию внешнего, как опоры для своего проявления; 4) развивающийся на определенном шаге приобретает способность самостоятельного построения условий для дальнейшего своего развития; 5) саморазвитие неотделимо от человека, но лишь как возможность, требующая дополнительных условий своей актуализации; 6) развитие человека зависит от возникновения, функционирования и развития социальных отношений и структур.
А.В.Петровский считает, что «развитие совершается на внутреннем пространстве личности, но не «подкожно», а в пространстве связей индивида с другими людьми»6. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема развития всегда тесно коррелирует с обучением и воспитанием. В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения Л.С.Выготского, где развитие личности совершается совместно с воспитанием. Сотрудничество воспитанника и воспитателя является центральным звеном в педагогическом процессе, так как нравственное развитие субъекта воспитания осуществляется путем формирования у него нравственных качеств с помощью и при участии взрослого, т.е. в ходе культурного, нравственного развития7. В становлении студенческой молодежи знаковым событием является развитие нравственного потенциала. А.В.Мудрик полагает, что именно в студенческом возрасте человек «познает и осознает свою индивидуальность»8.
Другой ученый, М.С.Каган считает, что на данном этапе жизни перемены, вызванные психическим созреванием влекут за собой потребность в мировоззренческой рефлексии, в осмысливании системы ценностей для ее осознанного приятия. Знания становятся средством для становления мировоззрения и самосознания, охватывающих нравственные, политические,
5 Анисимов О.С. Психолого-методологические основы педагогики саморазвития: учебное пособие. - Самарканд: 1989.
6 Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д.: 1996.
7 Выготский Л.С. Психология. - М.: 2000.
8 Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для вузов. - М.: 2004.
эстетические взгляды9. Согласно точки зрения Л.С.Выготского, возраст большинства современных студентов (от 15 до 21 года) представляет один из так называемых «переходных» возрастных периодов в развитии личности. Данный возраст является стадией духовного развития, связанного с различными психофизическими процессами. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается интеллект, логическое мышление, появляется сознание, понимание таких нравственных категорий как совесть, долг, свобода, альтруизм и т.д.10.
Следует отметить, что процесс развития связан с проявлением уже существующих задатков, способностей, а также тех особенностей, которые были выделены выше. Студенты, поступающие в колледж, приходят с уже имеющимся определенным потенциалом компетенций в нравственном плане. Наша задача заключается в том, чтобы построить свою воспитательную работу таким образом, чтобы не только сохранить и развить те личностные качества, которые существуют у студентов, но и сформировать те, которые помогут повысить нравственный уровень обучающихся и, как следствие, развить нравственный потенциал.
Потенциал, по мнению В.Н.Мясищева, является видовой характеристикой личности, так как включает в себя как имеющиеся, так и приобретенные возможности личности. Автор выделяет четыре вида «потенциального», раскрывающего личность: знания, умения, навыки и отношения. Последние, в свою очередь, по мнению ученого, являются основным показателем, характеризующим личность11. По мнению Л.А.Волович, человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных на-правленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художе-ственным12.
На наш взгляд, наиболее четко содержание нравственного потенциала рассмотрено в монографии В.М.Пустоваловым, где аргументировано выделяется целый ряд признаков, связанных
9 Каган М. С. Философия культуры. Системный подход и гуманитарное знание. - СПб.: 1996.
10 Выготский Л. С. Психология....
11 Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж: 1995.
12 Волович Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. - Казань: 1999.
с возможностями и потребностями личности, ее ценностями, особенностями деятельности, которые обеспечивают возможность урегулирования и оценивания поведения личности в определенной социокультурной среде13.
Взяв за основу, выявленную М.С.Каганом четырехстороннюю структуру человеческой деятельности, включающую в себя четыре аспекта проявления нравственности и духовности: в процессе познания реальности, ее преобразования, ценностного осмысления и общения людей в их совместных, действиях. В.М.Пус-товалов выделяет четырехчленную нравственную структуру культуры человека. Первый «проектный» вид порождается созидательной активностью человечества, где личность проектирует себя в будущем как свой идеал, мечту. Вторая составляющая структуры - познавательная деятельность, которая представлена в виде совокупности знаний о природе, человеке, обществе, о внутреннем «я». Третья составляющая представлена ценностно-ориентированной деятельностью, где представлены нравственные нормы, соответствующее им поведение; рассматривается внутренний мир личности. Четвертая составляющая нравственной культуры включает в себя общение людей, его нравственное содержание14.
Конкретизируя составляющие нравственного потенциала личности студента с учетом данных, полученных в результате собственной аналитической работы, приходим к выводу о том, что нравственная основа жизни человека находит свое отражение в эмоциях, чувствах, мотивах, интересах, мышлении, поведении, самооценке. Выделенные составляющие взаимосвязаны между собой: мотивы, стремление, интерес отражают мотивационно - целевой компонент нравственного потенциала; знания, умения, навыки - когнитивный компонент; деятельность находит свое отражение в поведенческом компоненте; осмысление, самоанализ - рефлексивно-оценочный компонент.
Итак, структура нравственного потенциала представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, включающее моти-вационно-целевой, когнитивный, рефлексивно-оценочный, поведенческий компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.
13 Пустовалов В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: Монография. - Оренбург: 2001.
14 Волович Л.А. Социокультурные основания подготов-
ки современного специалиста ..
Изучая содержательные характеристики развития нравственного потенциала студентов учреждения колледжа, обратимся к одной из важных задач нашего изыскания, которая требует сосредоточить внимание на таких составляющих потенциала образовательного процесса, как ценности и смыслы образования. Последние воплощаются в конкретные целевые ориентиры, и сам субъект образовательного процесса с его потребностями и установками. Важно охарактеризовать средства и технологии, необходимые для формирования указанных потребностей, для достижения обозначенных в исследовании целей.
Опираясь на собственный многолетний опыт преподавательской и научной деятельности нами выделены следующие содержательные характеристики развития нравственного потенциала студентов колледжа: а) внутриличност-ный психолого-педагогический механизм, лежащий в основе развития нравственного потенциала личности, представляющий любое поэтапное преобразование потенциала в результат; б) личностные достижения обучающихся на основе индивидуального развивающего маршрута как средства развития нравственного потенциала на основании субъект-субъектного взаимодействия педагога-воспитателя и учащегося; в) структурно-функциональная модель рефлексивно-воспитательной среды, развивающая нравственный потенциал личности студентов колледжа; г) активизация субъектной позиции педагогов в работе по развитию нравственного потенциала студентов учреждения среднего профессионального образования.
Ниже, более обстоятельно раскроем сформулированные содержательные характеристики развития нравственного потенциала студентов.
Первая характеристика. Внутриличност-ный психолого-педагогический механизм, лежащий в основе развития нравственного потенциала личности, представляющий любое поэтапное преобразование потенциала в результат. В психолого-педагогических исследованиях внутриличностный механизм, который является основой развития нравственного потенциала субъекта, рассматривается как: 1) природные, телесные свойства человека, составляющие предпосылку развития его внутреннего мира; 2) как стремление человека к раскрытию всех внутренних резервов, к «успеху», «самореализации», «развитию», «превосходству»; 3) как «раскрытие свойств человека из самых зародышей, так чтобы человек достигал своего назначения».
Эти аспекты изучаемой проблемы были предметом изысканий и в работах зарубежных ученых Ф.Бэкона, И.Канта, Р.Д.Лэйнга, Т.Мо-
ра, М.Монтеня, Р.Музиля, К.Р.Роджерса, Л.Фейербаха, М.Хайдеггера и др.
Как уже отмечалось, развитие потенциала личности определяется в науке как процесс реализации внутренних возможностей, т.е. «механизмов» человека. Для их раскрытия следует определить компоненты этого механизма. Внутренняя сущность человека в исследованиях психологов представляется в идее блоков, структур или сфер личности: «мотивационно-потребностная», «эмоционально-волевая», «познавательная». Наиболее значимое и отвечающее целям нашей работы является исследование Е.П.Ильина15, который, анализируя структуру личности с позиции деятельностного подхода, выделяет пять ее потенциалов: творческий, аксиологический, гносеологический, коммуникативный и нравственный. Суммация этих потенциалов и составляет обсуждаемую содержательную характеристику развития нравственного потенциала студентов учреждения среднего профессионального образования.
Для нашего исследования внутриличностно-го психолого-педагогического механизма развития нравственного потенциала, чрезвычайно важным является рассмотрение процесса развития как закономерного, направленного, качественного изменения исследуемого объекта. В результате такого изменения возникает новое качественное состояние объекта, определяемое диалектическим единством возможного и действительного, потенциального и актуального.
Вторая характеристика. Личностные достижения обучающихся на основе индивидуального развивающего маршрута как средства развития нравственного потенциала субъекта.
Опираясь на психолого-педагогическую теорию деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, К.М.Файбурга и др., в работе выявлены внутриличностные механизмы развития личности как движение от потребности в самореализации к мотиву; далее - через деятельность к развитию личностного потенциала и личностным достижениям как промежуточному результату. Последние затем становятся, по мнению А.Н.Леонтьева, мотивом (при условии ситуации успеха в процессе деятельности цель становится мотивом деятельности) и являются показателями эффективности функционирования этого механизма16.
Понятие «достижение» в публикациях многих авторов рассматривается с различных сторон, как: положительный результат, успех и прогресс в какой-либо сфере, одна из разновидностей мотивации деятельности, характери-
15 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: 2001.
16 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 2004.
стика социальной позиции. В исследованиях перекликаются и понятия «учебные достижения», «учебно-личностные достижения», «личностные достижения» и другие. Личностные успех и прогресс могут быть в какой-либо сфере эффективными при использовании не только эмоций, но и мышления обучающихся. Роль мышления в сфере нравственной регуляции поведения выражается в том, что одобрение или осуждение поступков имеет идеально-духовный характер. При этом определяющее значение имеет не просто факт эмоционально-волевой реакции как таковой, но и как пишет А.И.Мартьянова, соответствие оценочного суждения общим принципам, нормам и понятиям добра и зла, переводящее рационально-мыслительные процессы в сферу долженствова-
ния17.
Совершенно особой стороной психической деятельности, которая непосредственно связана с нравственным небезразличием ответной эмоциональности человека, выступает способность адекватного понимания внутренних переживаний, эмоционального мира другого. Эти качества личности не даны нам от природы, но являются результатом воспитания и самовоспитания: каждый, кто хочет быть чутким, добросердечным человеком, должен хорошо знать и понимать людей18.
В нашем изыскании сделана опора на определение личностных достижений, приведенное в работе С.Л.Франка, как категории, отражающей степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности. Данное понятие определяет логику взаимосвязи потенциала личности и личностных достижений, которые являются промежуточным этапом развития нравственного потенциала студентов колледжа, мотивом развития потенциала и критерием эффективности его развития.
Третья содержательная характеристика. Структурно-функциональная модель рефлексивно-воспитательной среды, развивающая нравственный потенциал личности студентов колледжа.
Результаты изучения реального состояния проблемы воспитательной среды как фактора развития нравственного потенциала обучающихся в традиционной образовательной реальности показали, что: 1) во-первых, существующая воспитательная среда образовательного уч-
17 Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 21 - 29.
18 Анцыферова Л.И. Категории развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии: Сб. ст. - М.: 1988. - С. 22 - 55.
реждения среднего профессионального образования недостаточно ориентирована на развитие потенциала личности студента; 2) во-вторых, успешное развитие нравственного потенциала личности можно обеспечить разработкой и реализацией структурно-функциональной модели воспитательной среды, развивающей потенциал личности средствами психолого-педагогических влияний, на студентов в образовательном процессе.
В нашей работе построение модели выступает значимым этапом и направлено на достижение общей цели исследования. Структурно-функциональная модель учитывает возможности и способы реализации потенциала воспитательной работы, содержательно-деятельностный характер этой деятельности, методическое обеспечение, контролирующий и результативный аспекты организации учебной деятельности обучающегося. Все это позволяет нам причислить предлагаемую модель к содержательно-деятельностным конструкциям, способствующим развитию нравственного потенциала.
Четвертая содержательная характеристика. Активизация субъектной позиции педагогов в работе по развитию нравственного потенциала студентов. Анализ и осмысление проблемы субъектной позиции педагога в развитии нравственного потенциала студентов позволяет выделить социальные, психологические и нравственные ее характеристики, которые в явном или неявном виде реализуются в видах позиции: социальная позиция (Б.Г.Ананьев, И.С.Кон); социально-профессиональная позиция (В.Н.Аниськин, С.Г.Вершловский); позиция личности в общении (К.А.Абдульханова-Славская); жизненная позиция (В.Н.Сага-
товский); внутренняя позиция (Л.И.Божович); нравственная позиция (Л.Б.Волченко, В.В.По-ляхов); гуманистическая позиция (К.А.Абдуль-ханова-Славская, Г.В.Карягина); субъектная позиция (Г.Р.Халюшева).
Профессиональная позиция педагога характеризуется как система его ценностно-смысловых отношений к социально-культурному окружению, самому себе и своей деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания (А.Я.Найн, И.К.Шалаев).
Активизация субъектной позиции педагога в деятельности по развитию нравственного потенциала проявляется в процессе разносторонних воздействий на личность студента с целью воспитания у него ценностных ориентаций, системы жизненных установок и убеждений. Здесь имеет место проявление прямой зависимости субъектной позиции педагога и содержания воспитания19. Следовательно, в позиции педагога отражается и его профессиональная культура, стиль отношений, умение общаться, т.е. все, что способствует развитию субъектности самого воспитанника. Уровень профессиональной позиции педагога в образовательном процессе характеризуется особенностями взаимодействия субъекта-педагога с субъектом-учеником.
19 Щуркова Н.Е. Новые характеристики воспитательного процесса и профессиональная подготовка педагога // Технологическая психолого-педагогическая подготовка учителя к воспитательной деятельности. -Барнаул: 1996. - С. 10 - 11.
SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE MORAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN INSTITUTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
© 2013 O.A.Sakhno° Magnitogorsk Technical University named after G.I.Nosov
The article is discussing the problem of the development of students' moral potential, it analyzes such concepts as development, potential and moral potential. During the analysis the substantial characteristics of the moral potential were assigned and its structure was defined.
Key words: potential, moral potential, educational activities, structure, substantial characteristics of the moral potential.
° Sakhno Olga Aleksandrovna, head of the department. E-mail: sak6600@mail. ru