Научная статья на тему 'Нравственный интеллект как ценность современного образования'

Нравственный интеллект как ценность современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1638
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕСТЬ / MORAL INTELLIGENCE / SYMBOL SYSTEM / MORAL EDUCATION / CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пац М. В.

Статья содержит философско-педагогический анализ понятия нравственного интеллекта как единства мышления и чувственности, как самоуважения и признания ценности других, рассматривает возможности нравственного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the philosophical and pedagogical analysis of moral intelligence as respect for oneself and others as beings with inherent value. Educational implications are shown

Текст научной работы на тему «Нравственный интеллект как ценность современного образования»

- личностный критерий (профессионально важные качества: трудолюбие, инициативность, решительность, настойчивость, смелость, выдержка, самостоятельность и внутренняя свобода, чувство собственного достоинства, энергичность надежность, властность, гибкость и др.).

Вышеперечисленные критерии и показатели в своей совокупности позволили оценить уровень сформирован-ности у выпускников вуза готовности к предпринимательской деятельности.

Нами установлено, что в целях совершенствования деятельности вуза по формированию готовности выпускников к предпринимательской деятельности необходима научно обоснованная система, включающая в себя целый ряд взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, закономерности, принципы, формы, методы и средства. Как показало наше исследование, ее внедрение в образовательный процесс высшей школы позволяет улучшить качество подготовки студентов к предпринимательской деятельности.

На основе анализа научной литературы по теме исследования и опыта работы вузов нами была разработа-

на модель системы формирования у будущих экономистов готовности к предпринимательской деятельности, включающая в себя целый ряд взаимосвязанных элементов. На наш взгляд, ее внедрение в педагогический процесс высшей школы позволит педагогам улучшить качество профессиональной подготовки в целом, в том числе и подготовки будущих специалистов в сфере экономики и менеджмента к предпринимательской деятельности.

Литература:

1. Коджаспирова, Г. М., Коджаспи-ров, А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

2. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пан-тина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. -431 с.

3. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. -544 с.

4. Щербатых, Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

НРАВСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Пац

Статья содержит философско-педагогический анализ понятия нравственного интеллекта как единства мышления и чувственности, как самоуважения и признания ценности других, рассматривает возможности нравственного воспитания

Ключевые слова: нравственный интеллект, символическая система, нравственное воспитание, совесть

Moral intelligence as a value of modern education. The article presents the philosophical and pedagogical analysis of moral intelligence as respect for oneself and others as beings with inherent value. Educational implications are shown

Key words: moral intelligence, symbol system, moral education, conscience

Образование, являясь социально-духовным феноменом, обеспечивает воспроизводство человека в культуре. Сущностная характеристика образования - интеллект, стимулирующий разум и дух. Сегодняшнее образование, признавая важность практической ориентированности на подготовку специалистов, актуализирует подход к профессиональному обучению как к процессу формирования личности. Так, вопрос о духовно-нравственном развитии остается столь же насущным, как и вопрос о подготовке специалиста.

Социально-культурное и нравственно-экологическое пространство, в котором формируется личность, дает возможность коэволюции науки и нравственности. Наука обладает свободой в познании мира, пока не угрожает жизни человека. С другой стороны, такие нравственные составляющие, как способность к состраданию, сопереживанию и любви так же необходимы человеку, как и научное познание. Коэволюция науки и нравственности является основанием интеграции науки и образования

Исследователи сегодня рассматривают духовно-нравственное развитие и профессионализм в контексте целостного человека. «В настоящее время в методологии и практике образования наблюдается тенденция перехода от нормативной модели личности и деятельности специалиста, на основе которой формировались требования к содержанию его профессиональной подготовки, к рефлексивно -субъектной, рассматривающей профессиональное

становление специалиста как процесс проектирования личности», - отмечает Л.И.Иванкина [1, с.65-66 ]. При этом противоречие между требованиями социума и задачами индивида по реализации его природных склонностей может быт разрешено, если общество признает ценность человеческой личности.

Путь к признанию ценности личности лежит через формирование нравственного интеллекта.

Проблема разумно-нравственной сущности личности в специальной литературе обсуждалась неоднократно.

Еще Блез Паскаль обращался к мыслящему разумно сердцу («душе», «нравственному чувству») и сердечному разуму, который противопоставлял голому рассудку.

С.Кьеркегор говорил о разумно-нравственной сущности личности, когда писал работу «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этнических начал».

Вопросам единения ума, чувства и воли, создания целостной «ткани» человеческой души уделяли большое внимание деятели русского религиозного просвещения В.В.Зеньковский, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.

Обоснование логической формы находим у Л.Н.Роднова: «Чистой» нравственной чувственности не бывает, в нее «вплетена», как кровеносные сосуды в человеческую плоть, разумно-действующая мысль мыслящего и одновременно чувствующего человека... В логическую форму выливается

и через нее действует мысль, а вовсе не «чистое» чувство» [6, с.21].

Разделяя мышление как способность и мышление как процесс, можно поставить в соответствие первому понятию «интеллект», второму - «интеллектуальная деятельность».

Современные исследователи определяют интеллект как «способность ориентироваться в нестандартной ситуации - функциональное определение, а в логике - способность к умозаключениям, решению задач, способность создавать научные теории и др.» [2, с.48].

«Интеллект лежит в основе других способностей и определяет успешность любой деятельности. На практике эта способность определяет меру профессионализма и характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений» [3, с.115].

Интеллект, который психологи считают «относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида», является сущностью образовательной системы. Современная наука заявляет о необходимости развития интеллекта. Соответственно, перед исследователями стоит задача осмысления того многообразия знаний, которое получено в области изучения интеллекта. В настоящее время существуют следующие основные подходы, для каждого из которых характерна своя трактовка природы интеллекта: социокультурный (Дж.Брунер, М.Коул); генетический (Ж.Пиаже, У.РЧарлсворз); процессуально-деятельностный (А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн,); образовательный (А.Стаатс, К.Фишер) и другие [4, с.201].

Понятие «нравственный интеллект» было введено в научный оборот

в 1994 году американским философом Д.Босс, опиравшимся на исследования педагога и психолога Г.Гарднера. Для введения понятия были выбраны следующие основания: множественная природа интеллекта и собственная символическая система каждого из видов интеллектов [9, с.183- 189].

Американский педагог и психолог Г.Гарднер выделяет семь видов интеллекта: 1) лингвистический, 2) логико-математический, 3) музыкальный, 4) пространственный (подразумевающий способность к абстрактному мышлению), 5) кинестетический, 6) самоосознающий, 7) социальный (межличностный).

В своем исследовании Г.Гарднер приходит к следующему выводу: «То, что характеризует людей с точки зрения интеллекта, - это не есть пространно объясненный ментальный процесс, но возможность быть вовлеченным в различного рода символическую активность» [10,с. 296].

Исследователь доказывает, что интеллект не есть единый процесс и может быть выражен множеством способов. Навык создания различных символических систем - будь то слова, цифры, телодвижения, музыкальные интонации, иностранные языки (как разновидность, единица информации) - меняется не только от человека к человеку, но и у одного человека. Человек может быть компетентным в одной символической системе и не компетентным в другой, хотя большинство культурных ролей требуют совместной работы интеллектов. Сам Г.Гарднер отмечал: «Обычно интеллекты работают в гармонии, поэтому их автономия может быть невидимой» [10,с. 9].

Помощь обучающимся в овладении различными символическими сис-

темами, развитие творческого мышления - актуальные задачи современного образования. Поскольку каждый из интеллектов имеет свою биологическую основу и символическую систему, существует возможность расширения списка интеллектов и включения в него нравственного интеллекта.

Американский философ Д.Босс трактует интеллект широко, рассматривая как когнитивный, так и бихеви-ориальный компоненты [8]. Нравственный интеллект Д.Босс определяет как единство мышления и чувственности, уважение к себе и другим, признание ценности других, наличие развитых эмпатических способностей. При этом понятие «уважение» подразумевает не только суждение, но и такие качества как забота, эмпатия, вынесение нравственных решений.

Выделяются четыре компонента нравственного интеллекта:

1) вынесение нравственных суждений; 2) осуществление нравственных решений; 3) понимание возможных последствий предпринятых действий, предпринятых вами; 4) осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.) [9, с.183- 189].

По мнению теоретиков множества интеллектов, каждый автономный интеллект обладает своей собственной символической системой. Причем, интуиция, особенно нравственная интуиция, совесть, смогла бы дополнить символическую систему нравственного интеллекта.

Д. Босс определяет систему нравственных концептов как правила и императивы, которые указывают, что мы должны делать, какими мы должны быть. Фактически, спектр долженствования соответствует нравственному

интеллекту. Эти символы или императивы обнаруживаются в «символических продуктах» (по определению Г.Гарднера).

Нравственная интуиция обнаруживается через совесть, качество у которого есть как когнитивная, так и аффективная составляющие. Когнитивный фактор дает информацию о том, что правильно, а что ошибочно в универсальных моральных принципах. Аффективный же компонент может подвигнуть нас к чувствам морального одобрения и неодобрения, симпатии, антипатии, вины.

Начальная мотивация нравственности происходит из внутреннего источника - совести, интуиции, эмпатии, критической рефлексии.

Различные культуры формируют разнообразные подходы к пониманию морали. Пример такого символического продукта - Библейские десять заповедей.

Французский психолог Ж.Пиаже придерживался теории единого интеллекта. Ученый рассматривал интеллект «как определенную форму равновесия, к которой тяготеют все структуры»[5, с. 49]. Определение нравственного интеллекта напоминает определение «практической нравственности» Пиаже как «зрелого уважения к другим. единства запрета, нравственного суждения и устремленности к достижению поставленных целей» [11, с. 171]. Пиаже считал, что «практическая мораль» лежит глубже, чем просто убеждение и понимание, и что «зрелое уважение» в большей степени базируется на интуиции, чем на аналитических способностях.

В этой связи актуальным становится вопрос об изменении диапазона и улучшении качества отношений в об-

разовательной среде, движение к уровню «человек - человек». «В отличие от традиционно понимаемой парадигмы отношений субъект-субъектного уровня, предполагается вовлечение в спектр взаимодействия индивидуальных, субъектных и личностных качеств в совокупности и в том их проявлении, которые востребованы не только педагогическим процессом, но и конкретной жизненной ситуацией» [7, с. 172].

В современной педагогической науке идет осмысление способов формирования духовно-нравственной сферы, как и развития творческого мышления в контексте целостности личности. При этом основными задачами современного образования остаются следующие: сохранение и развитие интеллектуальной традиции, наполнение образовательной среды гуманной энергией наряду с информацией. В этой связи можно выделить основные интеллектуально-нравственные ценности современного образования, в том числе и гуманитарного цикла: интеллектуальные возможности обучающихся; методы и приемы обучения, базирующиеся на интеллектуальных традициях; воспитание способности вынесения нравственных суждений; воспитание принятия нравственных решений; воспитание способности осознания последствий собственных поступков; воспитание способности осознания нравственных ценностей; воспитание способности к нравственной мотивации принимаемых решений; экзистенциальная рефлексия в контексте формирования рефлексивно-субъектной модели специалиста; изучение творческих процессов мышления.

Таким образом, нравственный интеллект можно рассматривать как

автономный интеллект, как разумно-нравственную способность, проявление уважения к себе и другим, восприятие ценности других людей. Символическая система нравственного интеллекта включает систему нравственных концептов, правил и императивов, определяющих поведение человека. По-настоящему нравственный человек обладает способностью успешно интегрировать все аспекты нравственного интеллекта.

Следовательно, в ходе процесса нравственного воспитания корректным будет употребление гуманитарных методов: методов диалога и понимания, самовоспитания и самореализации, погружения человека в поле духовности, мир культуры.

Литература:

1. Иванкина Л.И. Образование в современном мире. Томск: Изд-во ТПУ, 2004. -С.65-66.

2. Кузнецовa А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - С. 48.

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. Казань: Идел-Пресс, 2008. -С.115.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С.Рапацевич. Минск. «Современное слово». 2005. -С.201.

5. Пиаже Ж. Природа интеллекта: Хрестоматия по общей психологии. М. 1981. с. 49.

6. Родное Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания. Вестн. Моск. Ун-та. Сер 7. Философия. 1996. № 4. - С.21.

7. Талалоеа Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. М.: Изд-во РУДН, 2003. - С. 172.

8. Boss J. The Autonomy of Moral Intelligence: Advances in Research and Theory. New York: Praeger. 1994. P. 399 - 416.

9. Boss J. The Effect of Community Service Work on the Moral Development of

College Ethics Students, Journal of Moral Education 23. - Illinois,1994. - P 183- 189.

10. Gardner H. Frames of Mind. N.Y., 1983. - 300 ^

11. Piaget J. The Moral Judgment of the Child. London, 1932. - P 171.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (из опыта реализации ПНП «Образование»)

Н. В. Судденкова

В статье автор описывает опыт реализации инновационной образовательной программы ПНП «Образование» по формированию профессиональных компетенций специалиста технического профиля для высокотехнологичного производства кластеров машиностроения и химической промышленности в Смоленской области. Автор рассматривает создание единого пространства образовательного учреждения и социальных партнеров для подготовки специалистов соответствующего уровня качества.

Ключевые слова: инновационная образовательная программа, социальные партнеры, учебно-научно-производственный комплекс.

Formation professional competences of the expert of a technical structure for high technological manufacture of clusters of mechanical engineering and chemical industry in Smolensk area. In the article the author describes experience of realization innovational educational program PNP «Education» on formation professional competences of the expert of a technical structure for high technological manufacture of clusters of mechanical engineering and chemical industry in Smolensk area. The author examines creation of uniform space of educational institution and social partners for preparation of the experts of the appropriate degree of quality.

Key words: Innovational educational program, social partners, study — research and production complex.

В современных социально - экономических условиях, когда рыночной экономике требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, подготовка кадров в системе среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно

эта система потенциально способна готовить специалистов разного уровня квалификации - начального и среднего уровней. Современный этап развития общества особенно обострил проблему профессиональной подготовки специалистов для высокотехнологичного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.