Педагогические советы наряду с управляющим и наблюдательным советом способствуют развитию государственно-общественного управления в образовательных организациях.
Анализ практики внедрения инновационного проекта «Государственное управление в общей школе» показал следующее:
1. Руководители общеобразовательных организаций всё более активно используют в управлении школой различные институты государственно-общественного управления - управляющие, наблюдательные, педагогические советы. В статье авторы кратко дали описание этой работы на некоторых примерах.
2. Вместе с тем проводимый в ходе экспериментальной работы мониторинг проблем и трудностей её реализации показал следующее:
- большое количество руководителей имеют недостаточное знание как по теории вопроса, так и по использованию государственно-общественного управления в целях повышения качества функционирования образовательных организаций;
Библиографический список
- широкому распространению в общей школе государственно-общественного управления мешает использование руководителями в доминанте таких форм власти, как наказание, законная форма власти и др. В то же время экспертная форма власти и другие, способствующие включению в управление общественности, используются достаточно редко;
- отмечается приверженность руководителя к авторитарному стилю управления и отсутствие желания передать часть своих полномочий органам общественного самоуправления;
- наблюдается отстраненность органов управления образованием от процессов становления и развития государственно-общественного управления образовательными организациями; а также отсутствие в распоряжении руководителя современных научно обоснованных рекомендаций и материалов, необходимых для становления и развития государственно-общественного управления образовательным учреждением.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Государственная программа, утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc
3. Педагогический менеджмент s развитии образовательных комплексов. Методические разработки и материалы. Уфа, 2015; Выпуск 1.
4. Гуров В.Н., Исламов РР Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017: 62 - 66.
5. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: учебно-методическое пособие. Москва, 2018.
6. Гуров В.Н., Мазитов РГ, Гуров Д.В., Гурова Е.В., Исламов РР и др. Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: учебно-методическое пособие. Уфа, 2019.
7. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию. Мир науки, культуры, образования. 2019;№ 3 (76): 159 - 160.
8. Гуров В.Н., Исламов РР Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи. Инновации в образовании. 2019; № 2: 107 - 114.
9. Гуров В.Н., Исламов РР, Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности. Учитель Башкортостана. 2020; Т. 1008, № 2: 88 - 94.
10. Гуров В.Н., Исламов РР и др. Интерактивные технологии обучения руководителей образовательных организаций: опыт и перспективы. Учитель Башкортостана. 2020; Т. 1009, № 3: 89 - 93.
11. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В. Социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы в формировании современной личности (теоретико-методологический аспект). Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 124 - 125.
12. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 303 - 305.
13. Исламов Рр О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию. Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: Всероссийская молодежная научная школа-конференция. Уфа: 91 - 98.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma, utverzhdennaya Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc
3. Pedagogicheskij menedzhment v razvitii obrazovatel'nyh kompleksov. Metodicheskie razrabotki i materialy. Ufa, 2015; Vypusk 1.
4. Gurov V.N., Islamov R.R. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah (innovacionnyj proekt). Pedagogicheskaya nauka ipedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2017: 62 - 66.
5. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proekiirovanie irealizaciya modeli: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2018.
6. Gurov V.N., Mazitov R.G., Gurov D.V., Gurova E.V., Islamov R.R. i dr. Teoriya i praktika povysheniya kachestva deyatel'nosti obrazovatel'nyh kompleksov municipalitetov i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizacij: uchebno-metodicheskoe posobie. Ufa, 2019.
7. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Gurov D.V. Innovacionnaya setevaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya: opyt raboty s municipalitetami po patrioticheskomu vospitaniyu. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019;№ 3 (76): 159 - 160.
8. Gurov V.N., Islamov R.R. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya v kontekste patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschejsya molodezhi. Innovacii v obrazovanii. 2019; № 2: 107 - 114.
9. Gurov V.N., Islamov R.R., Minyazeva A.E. Patrioticheskoe vospitanie v shkole: opyt i poisk novyh putej povysheniya 'effektivnosti. Uchitel'Bashkortostana. 2020; T. 1008, № 2: 88 - 94.
10. Gurov V.N., Islamov R.R. i dr. Interaktivnye tehnologii obucheniya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij: opyt i perspektivy. Uchitel'Bashkortostana. 2020; T. 1009, № 3: 89 - 93.
11. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Social'no-pedagogicheskoe vzaimodejstvie sem'i i shkoly v formirovanii sovremennoj lichnosti (teoretiko-metodologicheskij aspekt). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 124 - 125.
12. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Gosudarstvenno-obschestvennoe upravlenie v obschej shkole kak faktor povysheniya kachestva patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 303 - 305.
13. Islamov R.R. O nekotoryh napravleniyah raboty obrazovatel'nyh organizacij po patrioticheskomu vospitaniyu. Sootnoshenie konfessional'noj, 'etnicheskoj, regional'noji grazhdanskoj obscherossijskoj identichnosti v obschestvennoj ipoliticheskoj srede Respubliki Bashkortostan: Vserossijskaya molodezhnaya nauchnaya shkola-konferenciya. Ufa: 91 - 98.
Статья поступила в редакцию 28.10.20
УДК 378.147
Grebennikova V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University
(Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Kazantseva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University
(Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE MORAL VALUES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AS THE MOST IMPORTANT FACTOR IN RESOLVING INTERPERSONAL CONFLICTS IN HETEROGENEOUS STUDENT GROUPS. The article presents an analysis of results of an empirical study of the relationship between the levels of moral values of primary school teachers and the management of the socio-psychological atmosphere in heterogeneous student groups. The concepts of "conflict" and "interpersonal conflict" are clarified. Research on this problem is presented. The relevance of this topic is due to the fact that in the current interpersonal conflicts, younger students are looking for support and help from the teacher. It can be a shock for a primary school student if his expectations are not met. If a teacher has a low level of moral values, this may contribute to a deterioration of the climate of interpersonal relations in heterogeneous student groups.
Only with the correct behavior of the teacher, showing goodwill to all participants in the interpersonal conflict can help prevent the development of conflict in heterogeneous student groups. In other words, only a teacher who has the maximum set of moral values is able to manage the socio-psychological atmosphere in the classroom. Analysis of psychological and pedagogical literature allows to structure the causes of conflict situations in younger students in heterogeneous student groups. The characteristic of a heterogeneous student group is given and the possibilities of a heterogeneous composition of the student group are described. The important role of primary school teachers in the process of resolving and preventing interpersonal conflicts among younger students in heterogeneous student groups is highlighted.
Key words: conflict, interpersonal conflict, morality, empathy, heterogeneous groups, primary school teacher, primary school student.
В.М. Гребенникова, д-р пед. наук, проф., декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский
государственный университет», г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
В.А. Казанцева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Е-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ГЕТЕРОГЕННЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи уровней нравственных ценностей учителя начальных классов и управления социально-психологической атмосферой в гетерогенных ученических группах. Уточняются понятия «конфликт», «межличностный конфликт». Приводятся исследования, посвященные данной проблеме. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в сложившихся межличностных конфликтах младшие школьники ищут поддержки и помощи от учителя. Но для учащегося начальных классов может быть потрясением, если его ожидания не оправдываются. Более того, если учитель имеет низкий уровень нравственных ценностей, то это может способствовать ухудшению климата межличностных отношений в гетерогенных ученических группах. Только правильное поведение учителя, проявление доброжелательности ко всем участникам межличностного конфликта может способствовать предотвращению развития конфликта в гетерогенных ученических группах. Анализ литературы позволил структурировать причины конфликтных ситуаций младших школьников в гетерогенных ученических группах. Дается характеристика гетерогенной ученической группы, и описываются возможности гетерогенного состава ученической группы. Выделена важная роль учителя начальных классов в процессе урегулирования и предотвращения межличностных конфликтов младших школьников в гетерогенных ученических группах.
Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, нравственность, эмпатия, гетерогенные группы, учитель начальных классов, младший школьник.
Вопросы возникновения и решения конфликтов бесконечно рассматриваются педагогами и психологами. Развитие взаимоотношения людей в той или иной степени приводят к конфликтам. Конфликты между учениками в пределах школы чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. При этом конфликт может обостряться, захватывая все больше людей. Как правило, конфликтные ситуации, с которыми сталкивается младший школьник, в целом отрицательно влияют на учебно-воспитательный процесс. Они оказывают неблагоприятное воздействие как на самих субъектов конфликта, так и на все школьное окружение. В связи с этим возникают вытекающие последствия, такие как плохое усвоение материала, проявление жестокости по отношении к другим и т.д. Именно в младшей школе закладывается основа поведения человека в будущем в различных конфликтных ситуациях. Поэтому на этом этапе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, которые обеспечат душевный комфорт ученику
В связи с этим своевременная диагностика и профилактика конфликтов в школьных коллективах крайне необходимы. Напряжение, которое создается в процессе инцидента, может являться источником как физических, так и психических заболеваний. Поэтому своевременное предупреждение и умение правильно выходить из конфликтов должно положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников младшего школьного возраста.
Российские конфликтологи Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк уточняют понятие «конфликт». По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия [1].
Для средней общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликтные ситуации. Педагогическая среда являет собой полный комплекс возможностей, направленного на становление личностных качеств школьника, а ее ядро - деятельность по транслированию и ассимилированию социального опыта. Поэтому для обеспечения духовного комфорта субъектам образования, таким как учитель, ученик и родитель, необходимо создать благоприятные социальные и психологические условия.
Внутренняя позиция ребёнка, которую он занимает в гетерогенной ученической группе, изменяется с началом учебного процесса. В мотивационной основе межличностных отношений постепенно выдвигаются моральные мотивы, принятие которых выступает в своеобразной форме партнерства и товарищества. Нравственно-психологические особенности личности являются важнейшим критерием оценки себя и своих сверстников, которые проявляются в отношениях с окружающим социумом.
В свою очередь, воспитательное воздействие учителя начальных классов во многом характеризуется сложившимися взаимоотношениями между педагогом и его учеником, например, при правильной позиции учителя, т.е. доверительных отношениях, учащиеся адекватно воспринимают замечания, готовы следовать установленным учителем правилам в классе, чаще консультируются с педагогом; а при противоположной ситуации, когда учитель критикует учащихся, высказывает претензии родителям относительно поведения детей, отмечаются неоднократные межличностные конфликты, критика со стороны педагога провоцирует протесты учеников и т.д. Такие учителя начальных классов руководствуются только понятием терпимости в процессе решения конфликтов в гетерогенных ученических группах. Трудности в организации отношений с младшими школьниками обусловлены несоответствием позиции ученика в классе общепринятой.
При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что для исследования проблемы формирования нравственных ценностей у младших школьников необходимо учитывать современные требования социума и создавать благоприятные условия для их формирования с учетом особенностей гетерогенных ученических коллективов.
Помимо обобщенных педагогических условий, которые определяют вышеуказанные ученые, направленных на нравственные ценности школьников, можно выделить «очеловечивание» взаимодействия педагога и учащихся, т.е. создание благоприятной эмоциональной атмосферы, которая ориентирована на культурное наследие, направлена на эмоциональную, когнитивную и деятельностную сферы личности учащегося начальных классов и т.д.
Если рассматривать процесс нравственного воспитания в условиях гетерогенности, то такие ученые, как Чоросова О.М, Ахлестина А.Ю., Т.Н. Кузнецова и т.д. считают главной целью формирование у младших школьников моральных качеств, нравственных норм, правил и поведения, которое проявляется по отношению как к своим одноклассникам, невзирая на их отличия и особенности, так и по отношению к себе.
Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое [3].
Как показывает практика, межличностный конфликт в гетерогенных ученических группах младших школьников может возникнуть даже из-за маленького недопонимания. Также очень часто причиной конфликта могут стать реакции субъектов конфликта на интонации, взгляд, социальную, национальную принадлежность и психоиндивидуальных особенностей.
В жизни каждого человека большое значение имеет проблема разрешения конфликтных ситуаций. На сегодняшний день она приобретает особую актуальность благодаря её проекции не только на межличностные отношения, но и на межнациональные.
Жизнь современного человека охвачена внутренними и внешними противоречиями, которые впоследствии образуют базис для разных инцидентов, приводящих к конфликтам. Концепция педагогического процесса в сфере образования всё больше провоцирует конфликты и конфликтные ситуации. Содержание и функции образования меняются с происходящими экономическими и социальны-
ми преобразованиями. Начальная школа как социальный институт переживает несомненное усиление противоречий, возникающих в социуме, которые оказывают влияние на школьную жизнь. В межличностные конфликты в образовательной среде вовлечены субъекты по различному признаку (статус, возраст), поскольку в них пересекаются различные виды деятельности людей, такие как учебная, трудовая и семейная. Не всегда являясь участниками конфликта, школьники могут принять на себя его отрицательный исход и освоить неблагоприятные факты поведения.
В современной школе перед учителем непосредственно возникает задача своевременной диагностики и профилактики по предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, которые могут представлять опасность для естественной организации школьного процесса обучения и воспитания младших школьников.
С позиции гуманистического подхода межличностный конфликт - нарушение равноправия в общении, особенно в ситуациях, где собеседники имеют определенные объективные признаки неравенства - в общении начальника и подчиненного, взрослого и ребенка, учителя и ученика и т.п.; отсутствие готовности «поделиться своей властью» с тем, чтобы перейти к невластным отношениям. А это и значит - перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту и признать его субъективность, отнестись к нему как к личности [4].
Одним из способа разрешения межличностных конфликтов является «правило совместного решения проблем». Суть его заключается в признании различий во мнениях и готовности ознакомиться с точкой зрения, позволяющей понять причину конфликта, а также найти круг необходимых действий. Тот, кто использует этот принцип, не стремится достичь своей цели за счёт других, но ищет наилучший вариант для разрешения конфликтной ситуации [5]. Наиболее распространённый и часто применяемый способ разрешения межличностных конфликтов - компромиссное решение. Компромиссное решение отличается принятием точки зрения оппонента. Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конфликтующими сторонами. В процессе конфликта необходимо уметь менять стратегию переговоров, а не тактику своего взаимодействия. Такие умения позволят выдвигать в процессе переговоров свои предложения в качестве вариантов решения проблемы, что может дать возможность более пластично прийти к взаимопониманию. Важным психологическим фактором, который может предотвратить конфликт в классном коллективе или перевести его в конструктивный канал, является совместимость и гармоничность этого коллек-
тива. Решающая роль в формировании управленческого влияния принадлежит учителю [6; 7]. Анализ психолого-педагогическую литературы дал возможность вывить причины конфликтных ситуаций в начальной школе, которые представлены на рис. 1.
Роль учителя в решении и купировании межличностных конфликтов младших школьников велика. Какие бы не применял он методы, способы и воспитательные программы в борьбе с конфликтным поведением своих учеников, все это не будет эффективным, если учитель начальных классов сам не является для младших школьников примером нравственного поведения [8].
Нравственность учителя начальных классов, этические и моральные нормы, которым он следует в организации и реализации своей профессии и личной жизни, его позиция к учащимся, коллегам, именно это все имеет первостепенное значение в воспитании обучающихся и решение межличностных конфликтов младших школьников обучающихся в гетерогенных ученических группах.
Часть образовательной среды, состоящая из разнородного окружения ученика, является гетерогенной ученической группой.
Гетерогенный состав ученической группы характеризуется своими потенциальными возможностями в связи с представленными в нем разнообразиями, базирующимися на отличительных особенностях людей по различным основаниям.
Взаимосвязь гетерогенной группы с нравственными ценностями заключается в использовании потенциала многообразия гетерогенной группы для достижения синергетического эффекта.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что успешному процессу формирования у учащихся гетерогенной ученической группы моральных качеств, высоконравственных ценностей и чувств, этических норм поведения будет способствовать именно неоднородный состав гетерогенной группы [9].
Вопрос взаимодействия субъектов педагогического процесса на сегодняшний день стоит очень остро для современных школ в связи с культурой общения, миграционными процессами в России, индивидуальными особенностями младших школьников и спецификой организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому современному педагогу необходимо владеть полным комплексом умений и навыков по урегулированию остроконфликтных ситуаций среди учащихся начальных классов. Однако при выстраивании взаимодействия учитель начальных классов все равно воздействует на какие-либо свойства процесса взаимодействия младших школьников, что и отражает сущность предпринимаемых им действий.
Статья Челов капитал- Казанцева В.А., Гребенникова... Вставка | Дизайн | Макет | Ссылки | Рассылки | Рецензир|| Вид | О Помои Вход Общий доступ
Буфер обмена
Н
Times New Roman " 10.5 -
Ж К Ч • et» X, ха
& Ж - Л. * Аа А" А
Шрифт
~ X 1
* jiT
-
ш - S1
Абзац
тг
Стили Редактирование
Стили г!
Тот; кто используегг этот принцип, не стремится достичь своей цели за счёт других., но ищет наилучший вариант для: разрешения конфликтной ситуации [12].
Наиболее распространённый и часто применяемый способ разрешения межличностных конфликтов — стиль компромисса. Данный стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, до определенной степени. Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику^ а не стратегию своего взаимодействия. Это дает возможность внести в обсуждение свои предложения в качестве альтернативы, а не директивы, что позволит легче добиться взаимопонимания.
Важным психологическим фактором, который может предотвратить конфликт в классном коллективе или перевести его в конструктивный канал, является совместимость и гармоничность этого коллектива. Решающая роль в формировании управленческого влияния принадлежит учителю [10; 15].
Анализ психо лого -педагогическую литературы дал возможность вывить причины конфликтных ситуаций в начальной школе., которые представлены на рисунке 1.
Причины конфликтных ситуаций
учебная смена неразвитая непрояс ненность общая
загруженность., школьного социального н еол агоприятная
оощая (или несоответствие статуса личности п сихол о гич еская
утомляе мость классного) самооценки ученика в атмосфера в
младших коллектива и ученика с школьном классном
школьников в о зникающая оценкой социуме коллективе
трудность в
адаптации
Рисунок 1 — Причины конфликтных ситуаций в начальной школе
Роль учителя в решении и купировании межличностных конфликтов младших школьников велика. Какие бы не применял он методы, способы и воспитательные программы в борьбе с конфликтным поведением своих учеников, все это не будет эффективным, если учитель начальных классов не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [16].
Нравственность учителя начальных классов, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к учащимся, коллегам, именно это все имеет первостепенное значение в воспитании обучающихся и решение межличностных конфликтов г^ц^дщ^^щ^д^З^щ®^ обучающихся в гетерогенных ученических группах.
Страница 3 из. б Число слов: 2754 CjiS русский
Рис. 1. Причины конфликтных ситуаций в начальной школе
Работу учителя начальных классов по урегулированию межличностных конфликтов младших школьников в гетерогенных ученических группах можно представить как индивидуализированную, освоенную динамически и эффективную систему нравственных и профессиональных ценностей учителя, его визуализаций о методах педагогического воздействия, фактических умений и навыков, которые обеспечивают комфортное становление личности, а именно -развитие адекватной самооценки, нравственных переживаний, эмоций, качеств и корректное поведение школьников, проявляющееся в их взаимодействии друг с другом [1; 6].
Для подтверждения теории о взаимосвязи между уровнем нравственных ценностей учителя начальных классов и управлением социально-психологической атмосферой в гетерогенных ученических группах, а также в целях своевременной блокировки межличностных конфликтов младших школьников было организовано исследование, в рамках которого были выбраны 6 гетерогенных ученических групп (учащиеся 3 и 4 классов). Для чистоты эксперимента 6 гетерогенных ученических гласов условно разделили на две группы.
В первую подгруппу вошли гетерогенные ученические группы с положительным климатом межличностных отношений в коллективе. Вторая подгруппа объединила в себя классы с неблагоприятными межличностными отношениями обучающихся.
Далее были сопоставлены данные среднегрупповых показателей. В процессе наблюдения были сделаны следующие выводы.
В трех гетерогенных ученических группах с благоприятными межличностными отношениями работают учителя, которые характеризуются здравомыслием, оперативностью и рефлективностью. Они быстро реагируют на возникшие между школьниками конфликтные ситуации и блокируют их дальнейшее развитие. Уроки таких учителей походят очень организованно, в соответствии с поставленной целью. Также на уроках применяются приемы вовлечения обучающихся в общение и совместную деятельность для организации коммуникативного сотрудничества.
В процессе урочной деятельности учителя гетерогенных ученических групп с благоприятными межличностными отношениями проявляют настойчивость и инициативность, на высоком уровне управляют социально-психологической атмосферой в классе. Независимо от способностей, возможностей и социального статуса младших школьников у учителей, работающих в гетерогенных ученических группах с благоприятными межличностными отношениями, наблюдается абсолютно ко всем ученикам позиция доброжелательности. Это проявляется в
тембре голоса, педагогической позиции, мимике, жестах, речи и ее интонации и т.д.
В процессе бесед с младшими школьниками гетерогенных ученических групп такие учителя проявляют следующие особенности: одобрение и критика отличаются своей убеждающей коммуникацией и естественностью, причем сам учитель благорасположен к установлению доброжелательности между всеми участниками взаимодействия, соответствующе воспринимает мотивы и поведение младшего школьника, невзирая на его религиозную и национальную принадлежности, творческие, физические, умственные способности и возможности, а также социальный статус.
Такие учителя обладают максимальным набором нравственных ценностей: высокий уровень педагогических и творческих способностей, тактичны, развитое чувство эмпатии, сдержанны и чувствительны к проблемам детей, проявляют гибкость, низкий уровень педагогической агрессивности. Вследствие этого учащиеся гетерогенных ученических групп с благоприятным межличностным климатом также имеют достаточно высокий уровень развития нравственности и дают положительный эмоциональный отклик на воздействия учителя.
У учителей, которые работают, напротив, в гетерогенных ученических группах с неблагоприятными межличностными взаимоотношениями, был установлен высокий уровень развития педагогической агрессии.
Отказ младших школьников подчиняться требованиям учителя воспринималось как отклонение от нормы и проявление невоспитанности. Такие педагоги испытывают затруднения в установлении контактов. В классах возникает множество межличностных конфликтов по разным причинам: обвинение в воровстве, борьба за лидерство, реплики, религиозные предпочтения, культурные традиции и т.д.
Результаты корреляционного анализа демонстрируют у учащихся гетерогенных ученических групп с неблагоприятным психологическим климатом низкий уровень нравственной воспитанности, а у их учителя - низкий уровень эмпатии, педагогической рефлексии и контактности
Подтверждением этому являются результаты корреляционного анализа показателей уровня нравственной воспитанности школьников и уровня развития у их учителя эмпатии, коммуникабельности, педагогической рефлексии и агрессии.
Результаты наблюдения за поведением учителей начальных классов во время урочно-внеурочной деятельности представлены в табл. 1.
Конфликт неизбежно сопровождает младшего школьника во всех сферах его жизнедеятельности. Он оказывает разрушающее влияние, как на самого ученика, так и на социум, в котором находится. При решении межличностных
Таблица 1
Результаты наблюдения за поведением учителей начальных классов в урочно-внеурочной деятельности
1Л- Казанцева В.А., Гребенникова... ЕЕ
| Рассылки | Рецензир|| Вид | ^ Помои Вход Общий доступ
Ж К Ч - «bs *
fh - Ч* - А. - Да -
Шрифт
Редактирование
I коммуникабельности, педагогической рефлексии и агрессии-
Результаты наблюдения за поведением учителей начальных классов во время ХВОЯШЬ"внеурочной деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Результаты наблюдения за поведением учителей начальных классов в ХВОЯЭДЬ-внеурочной деятельности
Характеристики коммуникативного поведения Проявления коммуникативного поведения Частота проявления, балл (средние оценки по группе)
Благоприятные отношения Неблагоприятные отношения
1 2 3
Точность понимания ребенка 4,5 2,5
Проявляет внимательность к ребенку и его проблемам 4,8 2,5
Проявляет любовь и уважение к детям 4,8 2,5
"Учитывает эмоциональное состояние ребенка 4,0 1,5
Проявляет внимание к эмоциональному состоянию ребенка 4,4 1,5
Прислушивается к мнению детей 4,8 1,5
Проявляет сдержанность 4,0 2,8
Может публично признать свои ошибки 4,5 2,5
Стимулирует обратную связь 5,0 2,8
Стремится установить доверительные отношения с детьми 4,5 2,0
Отсутствие стремления показать свое превосходство над детьми 4,8 1,0
Владеет разнообразными способами организации сотрудничества на уроке 4,0 1,5
Признает равенство позиций обучающихся и учителя 4,5 1,0
Стимулирует инициативу детей 5,0 2,8
"Умеет увидеть риск возникновения конфликтной ситуации и умело предупредить ее 5,0 1,0
Не допускает диктаторского тона 4,0 1,0
Может убеждать 4,5 4,0
Выводы и заключение.
Конфликт неизбежно сопровождает младшего школьника во всех сферах его жизнедеятельности. Он оказывает разрушающее влияние как на самого ученика, так и на социум, в котором он находится. При решении межличностных конфликтов, младший школьник опирается на свой жизненный опыт, на ближайшее его окружение. Поэтому учитель начальных классов должен демонстрировать навыки
ница 5 из 6 Число слов: 2893 О* русский 1|1 Щ Щ--1-994
конфликтов младший школьник опирается на свой жизненный опыт, ближайшее окружение. Поэтому учитель начальных классов должен демонстрировать навыки гибкости и доброжелательности поведения в конфликтных ситуациях и быть ярким примером для своих учеников.
Выявленные взаимосвязи в результате эмпирического исследования позволяют говорить о том, что одной из важнейших закономерностей успешности поведения младших школьников в межличностных конфликтах является
Библиографический список
доброжелательный, неагрессивный, толерантный, т.е. имеющий полный базис нравственных ценностей учитель начальных классов. В связи с разнородностью современных начальных классов очевидно, что нравственные ценности учителя и его позиция в профессиональной деятельности будут способствовать повышению процесса эффективно управлять гетерогенными ученическими группами и минимизировать в них межличностные конфликты младших школьников.
1. Бонкало Т.И., Горбушина О.П., Цыганкова М.Н. Профессиональная подготовка педагогов многонациональных школ как условие профилактики однонациональных конфликтов. Человеческий капитал. 2016; № 11 (95): 62 - 65.
2. Кондратьев К.В. Конфликты и пути их разрешения. Москва, 2007.
3. Агафонова М.С., Тарасенко О.А., Гончаров К.И. Нравственные последствия конфликтов. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; Т. 2: 455 - 458. Available at: http://e-koncept.ru/2017/570090.htm
4. Королева Т.В., Торпакова Е.А. Межличностный конфликт как нарушение принципа диалогичности: гуманистический подход. Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016; Т. 2, № 3.
5. Mikerovа G.G., Sergeeva B.V., Mardirosova G.B., Kazantseva V.A., Karpenko A.V. Learning environment affecting primary school Student's mental development. International Electronic Journal of Elementary Education: scientific journal. 2018; Vol. 10, № 4: 407 - 412.
6. Кириллова Т.В. Становление этнической социализации и толерантности учащихся в поликультурном образовательном пространстве. Перспективы науки. 2014; № 12 (62).
7. Forlin C., Chambers D., Forlin C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011; Vol. 39, № 1. Available at: http://www.academia.edu/1385196/20
8. Янова М.Г, Адольф М.Г. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве. Вестник КГПУ. 2012; № 2.
References
1. Bonkalo T.I., Gorbushina O.P., Cygankova M.N. Professional'naya podgotovka pedagogov mnogonacional'nyh shkol kak uslovie profilaktiki 'etnonacional'nyh konfliktov. Chelovecheskij kapital. 2016; № 11 (95): 62 - 65.
2. Kondrat'ev K.V. Konflikty i puti ih razresheniya. Moskva, 2007.
3. Agafonova M.S., Tarasenko O.A., Goncharov K.I. Nravstvennye posledstviya konfliktov. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; T. 2: 455 - 458. Available at: http://e-koncept.ru/2017/570090.htm
4. Koroleva T.V., Torpakova E.A. Mezhlichnostnyj konflikt kak narushenie principa dialogichnosti: gumanisticheskij podhod. Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2016; T. 2, № 3.
5. Mikerova G.G., Sergeeva B.V., Mardirosova G.B., Kazantseva V.A., Karpenko A.V. Learning environment affecting primary school Student's mental development. International Electronic Journal of Elementary Education: scientific journal. 2018; Vol. 10, № 4: 407 - 412.
6. Kirillova T.V. Stanovlenie etnicheskoj socializacii i tolerantnosti uchaschihsya v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Perspektivy nauki. 2014; № 12 (62).
7. Forlin C., Chambers D., Forlin C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011; Vol. 39, № 1. Available at: http://www.academia.edu/1385196/20
8. Yanova M.G., Adol'f M.G. Stanovlenie organizacionno-pedagogicheskoj kul'tury buduschego uchitelya v tranzitivnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik KGPU. 2012; № 2.
Статья поступила в редакцию 16.10.20
УДК 37.02
Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kurbanova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Alieva U.G., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail [email protected]
THE BASICS AND FEATURES OF DISTANCE LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article deals with topical issues of organization and use of distance learning in modern education, for the modern informatization processes are actively introduced into various spheres of human life. The authors reveal the visible positive and negative aspects of the application and use of distance learning forms. Distance learning creates additional circumstances for the organization of integration processes in education. In recent years, it has become necessary not just to analyze the problem of distance learning in the tradition of studying technical methods of its implementation to the detriment of the content component. At the same time, it is important to identify the conceptual foundations and appropriate limits of applicability for solving certain pedagogical tasks. Interest in distance learning is growing every year, as it is this form in conditions of modern social development that meets the realities of the time.
Key words: distance learning, information technologies, innovative technologies, scientific and technological progress, Internet resources, conference.
Э.М. Каримулаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
А.М. Курбаноеа, канд. пед. наук, crn. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
У.Г. Алиева, crn. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и использования дистанционных форм обучения в современном образовании, т.к. современные процессы информатизации активно внедряются в различные сферы деятельности жизни человека. Авторы раскрывают видимые положительные и отрицательные аспекты применения и использования дистанционных форм в обучении. Дистанционное обучение формирует дополнительные обстоятельства для организации интеграционных процессов в образовании. В последние годы появилась надобность не просто обособленно анализировать проблему организации дистанционного обучения в традициях исследования технических способов его осуществления в ущерб содержательной компоненте. Важно вместе с этим выявить концептуальные основы и целесообразные границы применимости для решения тех или иных педагогических задач. Интерес к дистанционному обучению с каждым годом растет, так как именно такая форма в условиях современного общественного развития отвечает реалиям времени.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, инновационные технологии, научно-технический прогресс, интернет-ресурсы, конференция.