Научная статья на тему 'Нравственные ценности как важнейшие духовные достижения личности (на примере творчества Мустая Карима)'

Нравственные ценности как важнейшие духовные достижения личности (на примере творчества Мустая Карима) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3098
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / МОРАЛЬ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / MORALITY / CULTURE / IMMATERIALITY / MORALS / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Лариса Радимовна

Рассматриваются нравственные устои подрастающего поколения и отношение Мустая Карима к проблемам нравственности и духовности. Особое внимание уделяется поиску наиболее оптимальных путей духовно-нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Values as the Most Important Spiritual Achievements of a Person (as Exemplified in Mustay Karim’s Work)

The article considers moral values of the younger generation and Mustay Karim’s attitude to the problems of morality and immateriality. The article reveals the searching for the most optimal ways of spiritual and moral education of a person.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности как важнейшие духовные достижения личности (на примере творчества Мустая Карима)»

педагогика и психология

ББК 88.37

Л. Р. Иванова

Нравственные ценности как важнейшие духовные достижения личности (на примере творчества Мустая Карима)

L. R. Ivanova

Moral Values as the Most Important Spiritual Achievements of a Person (as Exemplified in Mustay Karim’s Work)

Рассматриваются нравственные устои подрастающего поколения и отношение Мустая Карима к проблемам нравственности и духовности. Особое внимание уделяется поиску наиболее оптимальных путей духовно-нравственного воспитания личности.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, культура, духовность, мораль, педагогика.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-03

The article considers moral values of the younger generation and Mustay Karim’s attitude to the problems of morality and immateriality. The article reveals the searching for the most optimal ways of spiritual and moral education of a person.

Key words: education, morality, culture, immateriality, morals, pedagogy.

Нравственные ценности всегда входили в высший слой отечественной культуры. Среди них особо следует отметить ценность совести, порядочности, нравственной чистоплотности, чести, правды, жизни не по лжи. К этому нужно добавить повышенную чувствительность, сострадание к чужой беде, осознание своей вины, стыд, покаяние. Именно в этих духовных ценностях и чертах характера концентрировалась высокая нравственная и гражданская ответственность, сохранялось чувство сопереживания человеку. Нравственные устои в общественном развитии — это показатели массовых настроений и действий, включая духовные, душевные качества и правила поведения людей, которые выполняют важные функции в жизни общества. Именно неприязнь к безнравственности, присущая подавляющей части населения, лежит в основе общественного прогресса. Как свидетельствует история, стремление к лучшему и утверждение общепринятых нравственных устоев предопределяют крутые повороты в историческом развитии.

Указывая, что нравственные ценности являются категориями вечными, Мустай Карим раскрывает очень емко и лаконично содержание нравственности: «...это честь, совесть, верность. Не побоимся громких слов — привязанность и любовь к Родине, ощущение родной земли. Личность не полна, если отсутствует одно из этих качеств» [1, с. 582].

Нравственность, по убеждению М. Карима, ни в коем случае не должна быть размытым и неработоспособным понятием. Поэт в своих произведениях раскрывает ее конкретные составляющие, выявляет их системное взаимодействие, показывает,

что личность формируется не по частям и не в вакууме, а в жизненных ситуациях, в нравственной системе человеческих отношений.

Именно башкирскому поэту принадлежат прекрасные слова о том, что литература должна «активно участвовать в становлении характеров, в воспитании высокой нравственности и гуманизма. Она должна формировать наш духовный облик, воздействовать не только на умы, но и на наши души и сердца» [2, с. 54].

Вместе с тем М. Карим справедливо полагает, что человеческий характер нельзя свести к какому-то одному нравственному качеству, потому что «как бы ни был человек сложен, определенное нравственное начало в нем, по-моему, преобладает; один — носитель совестливости, другой — не знает сомнений, в третьем преобладает стремление к мечте и т. д.» [3, с. 211]. Данное положение Мустая Карима является в педагогике очень значимым: никто до и после него таких выводов не делал, хотя проблемы нравственности изучены учеными-педагогами очень подробно.

Нравственное совершенствование героев Мустая Карима определяется любовью к людям, взаимностью с окружающим миром.

Чувство Родины Мустай Карим обозначил как первую заповедь человека [4]. Таким образом, среди всех нравственных качеств патриотизм он назвал главным качеством личности. Педагог уверен в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно осталась бы пустой, если нет в ней чувства Родины» [4].

По справедливому замечанию педагога, народ лишен идеи, вокруг которой можно было бы объединиться. И такой идеей может стать идея патриотизма и гражданственности. Эта его мысль очень близка с утверждением Н. М. Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Быть человеком, значит, быть патриотом — так ставили вопрос все лучшие люди России в прошлом и настоящем. Так ставит вопрос и М. Карим.

В понимании поэта патриотизм — одна из наиболее значимых непреходящих нравственных ценностей. Будучи важнейшим духовным достижением личности, он характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности, самореализации на благо Отечества. Патриотизм, по Мустаю Кариму, представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Мустай Карим не раз писал о том, как башкирский народ воспитывал патриота, защитника родной земли. «Не последнее место занимало в жизни народа воинское ремесло, — пишет он. — Оно было порождено необходимостью защиты своей земли, своей свободы, а также тем, что Башкирия долгое время была бастионом Российского государства на его восточных рубежах. Воинская сноровка, бесстрашие в бою стали теми качествами мужчины, что определяли его человеческое достоинство. Каждый юноша носил в своем сердце оседланного и взнузданного скакуна, и по первому зову он готов был встать в стремена. Воинская доблесть, гордость и непокорность — эти высокие черты характера, приобретенные и выстраданные в сражениях и походах, также завещаны нам предками» [3, с. 337].

В педагогике Мустая Карима достойное место занимает воспетое им такое нравственное понятие, как героизм, без которого не может быть патриотизма и патриотического поступка.

Как отмечает поэт, человек выполняет свой долг перед страной и народом — «будь это в труде, будь в бою — без расчета. Героизм проявляют там, где он нужен. Отвага нужна не только в героических поступках, в исключительных обстоятельствах, как, например, подвиг Александра Матросова или Зои Космодемьянской, а в любом, на первый взгляд самом обыкновенном деле. Я считаю, главное — иметь отважное сердце, с юных лет воспитывать в себе мужественный характер, проявляя честность и бесстрашие в повседневных делах и поступках» [5, с. 427].

Но педагог справедливо подчеркивает, что «.. .некоторые только на словах герои, а дойдет до настоящего дела, они отходят в сторону» [3, с. 216]. Прекрасно сказано, особенно в свете сегодняшних событий.

У М. Карима патриотизм освобожден от клеветы, в частности от тех, кто «патриотствует» [5, с. 179], и от тех, кто патриотизм называет свойством, присущим для «негодяев» (С. Черниченко). Патриотизм поэта представляет высшую правду — правду родной земли:

Здесь не окоп, а крепость,

Край мой родимый здесь,

Здесь — судьба моих братьев,

Их слава, свобода и честь! [6, с. 224].

М. Карим не скрывает, что родная земля для него — все:

Знай, для корней моих ты — влага,

Для листьев — свет, суть бытия.

Я без тебя убог. Ты — благо, Ты сила!

Без тебя — ни шага

Не сделать мне, земля моя! [7, с. 127].

В другом случае он свое понятие Родины связывает с людьми: «Родина моя — это люди, которые приходят на землю, чтобы своим трудом и мыслью украсить ее, уходят, чтобы после них другие сажали еще более красивые цветы, воздвигали еще более величественные сооружения» [5, с. 345].

В педагогическом аспекте очень важным является соотношение у М. Карима проблем большой родины и малой родины. «.В творениях подлинных художников — и самых больших, и более скромных по своему дарованию, — отмечал А. Твардовский, — мы безошибочно распознаем приметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их цветов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен» [8, с. 45].

Центральное место в творчестве Мустая Карима, несомненно, занимает Человек. Сам поэт об этом написал вполне определенно: «Из множества проблем современности, к которым обращается наше искусство, я хочу выделить три самые волнующие и животрепещущие: это Человек и Мир, Человек и Земля (Земля в данном случае в смысле кормилицы), Человек и его Среда или шире — Человек и Общество» [9, с. 324].

Педагогика Мустая Карима, таким образом, глубоко гуманистична и общечеловечна. Каждому знаком расклад философских суждений: какое место в жизни общества занимает педагогика человеческих отношений, педагогика гуманизма? К ним добавилось: какой ей быть в настоящее время, когда происходят

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

известные изменения в экономике, политике, науке, образовании? В житейских делах и деловом общении? На эти и другие вопросы мы получаем ответы в трудах педагога.

Человеколюбие Мустая Карима прежде всего выражается в его неустанной борьбе посредством пера против зла, против бесчестия, в его стремлений возвеличивать человека труда, гражданина своего Отечества.

Мустай Карим педагогически выверенно излагает свое отношение к людям: — разным и хорошим. В отношении последних он уверен: «.хороших, — пишет поэт, — еще строже судить надо, они не только преступление совершили, они еще и надежду обманули...» [9, с. 125]. «Преступление же, совершенное хорошим, кроме самого закона задевает и честь общества, оскорбляет веру. Обманутое доверие вызывает у общества чувство обиды» [9, с. 125].

Как видим, М. Карим напоминает нам о том, что мир состоит из людей, связанных невидимыми нитями бытия; из людей, призванных понимать друг друга и помочь ближнему. Учащиеся черпают гуманизм Мустая Карима из разнообразных жизненных ситуаций и наблюдений, описанных им.

Огромный жизненный опыт позволил поэту тонко прочувствовать народную душу, его нравственные струны и передать все это нам через свое творчество.

«Я теперь имею, — пишет он, — некоторый житейский опыт и могу смотреть на жизнь, на страну, на дела людей и исторические свершения вблизи и издали без предвзятого восторга и наносного скептицизма. Издали вижу я величие моей социалистической страны, особенно тогда, когда бываю в разлуке с. ней. В какой бы стране я ни был, имя моей державы всегда шло впереди и вело меня. Когда смотрю вблизи, я вижу каждый новый узор на моей земле, драгоценные плоды вдохновения и труда моих соотечественников и, думая о них, радуюсь не шумной и мимолетной радостью, а испытываю чувство прочного, отстоявшегося счастья. А частые трудности и неполадки — детище нашей собственной расхлябанности и суета — или малейшее неуважение к нравственным и идейным принципам социалистического общежития со стороны иных людей причиняют мне беспокойство и боль» [10, с. 25].

«Прежде, чем писать, нужно жить», — говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Значит, прежде чем учить других жизни, необходимо самому пожить. Об этом же писал и Мустай Карим:

Высечь пламя смогу: еще искра живая осталась,

Еще искра жива — испытаниям всем вопреки [6, с. 182].

Именно поэтому в произведениях М. Карима нашли достойное отражение такие высоконравственные качества башкирского народа, как добро, взаимовыручка, взаимопонимание, совестливость.

Писатель владеет уникальной возможностью «достучаться» до сердца читателя, воздействовать на его личность через воображение, чувства, разум. Это и понятно: он видит личность в комплексе, в сложном взаимодействии человека с окружающей средой, в котором участвуют и общественные, и психологические, и генетические, и биологические его качества. Словом, в художественном мире писателя, в самой его глубине закономерно присутствует сложное, противоречивое общественное явление — воспитание [11, с. 58].

Поиск наиболее оптимальных путей духовно-нравственного воспитания привел Мустая Карима к единственно верному решению — изучению и отображению народной сути воспитания. Ибо, по В. Шукшину, «нравственность есть Правда». А носителем этой правды является народ со своими проблемами, бедами, победами, переживаниями, перипетиями жизни. Точное описание такой вот народной жизни дал Мустай Карим, рассказывая о своей книге «Долгое-долгое детство»: «Книга эта про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса. Они чудоковатые, странные, неугомонные, наивные. Жизнь их чуть-чуть выше нашей каждодневной жизни, чуть-чуть, может быть, смешней и чуть-чуть трагичней. Терпимее и милосерднее они друг к другу тоже немного больше нашего: обвинять, осуждать кого-то не спешат. И смерть, и счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не скачут, с горя не сгибаются.

Может, кто и спросит: „Неужели в вашем ауле только такие люди жили?“ — так я отвечаю заранее:

- Я видел только таких. Других как-то не запомнил» [12, с. 7].

В произведениях писателя немало места занимает народное понимание счастья, благополучия, радости, хотя, если вспомнить Шамфора, счастье — вещь нелегкая. Его очень трудно найти внутри себя и невозможно где-нибудь в ином месте. И, быть может, именно поэтому у М. Карима мы читаем: «Счастье! Таким словом легко не бросаются. Оно большое по смыслу» [13, с. 129].

Актуальность проблемы человека с высокими нравственными качествами определяется задачами глобализующегося мира, развивающегося общества, которым нужны не только современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, но и обладающие:

• чувством ответственности за результаты своей деятельности, в том числе и образовательной, за судьбу страны, ее международный престиж;

• способностью противостоять насилию разного рода, в том числе и в детских, ученических коллективах (оно, к сожалению, присутствует), принимать активное участие в обеспечении национальной безопасности и благосостояния своей Родины;

• умением самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия;

• социальной активностью, творчеством;

• владением системой общечеловеческих и патриотических ценностей.

Вопросы, связанные с рассматриваемой проблемой, широко обсуждаются и на страницах периодической печати, что способствует развитию теории и практики воспитания человека нравственного.

Анализ сложившейся образовательной практики показывает, что накоплен определенный опыт в рассматриваемом ракурсе, но надо признать — он носит фрагментарный характер и поэтому не в полной мере оправдывает общественные и индивидуальные ожидания. Существует ряд проблем и противоречий, связанных с содержанием образования, препятствующих реализации вышеназванных задач. К ним относятся противоречия:

• между целостностью воспитания нравственной личности и фрагментарным характером этого процесса в реальной педагогической действительности. Результат данного противоречия — выпускники образовательных учреждений

в своем большинстве не являются активными самостоятельными носителями ценностей;

• демократизацией общественных отношений и подчинением человека служению научно-техническому и социальному прогрессу, денежному измерению. Для некоторых выпускников важной ценностью являются денежные средства;

• объемом нравственного наследия в содержании образования и процессами глобализации, миграции, становления информационного общества, которые оказывают на образование не только позитивное, но и разрушительное влияние.

Если раньше любые новые образования достаточно гармонично вписывались в систему образования, постепенно адаптировались к ней, то сегодня все как бы меняется местами: скорее, происходит адаптация всей системы образования, в том числе и ее нравственной составляющей, к становящемуся миграционному процессу, глобальному информационному пространству. Мир уже начинает говорить на языке тех стран, которые господствуют в нем. Резко возросла скорость разрушения нравственных ценностей. Новые же ценности настолько расходятся с традиционными, что их нравственный смысл остается не всегда ясным и понятным.

Библиографический список

1. Карим М. Сочинения : в 5 т. — Уфа, 1999. — Т. 5.

2. Минеев М. И. Исповедь Мустая Карима // Русский язык в башкирской школе. — 1989. — № 1.

3. Карим М. Притча о трех братьях. — М., 1988.

4. Советская Башкирия // Известия Башкортостана. — 1999. — 20 окт.

5. Карим М. Собрание сочинений : в 3 т. — М., 1983. — Т. 2.

6. Баишев Ф. Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. — Уфа, 1996.

7. Карим М. Возвращение. — Уфа, 1994.

8. Твардовский А. О литературе. — М., 1973.

9. Карим М. Узелки судьбы // Бельские просторы. — 2002. — № 3.

10. Благо, что есть свой характер. С народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом беседует Галина Ишму-хаметова // Уфа. — 2004. — № 6.

11. Селевко Г К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. — М., 1998.

12. Баймурзина В. И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 1992.

13. Баймурзин Х. Х. Тюркская народная педагогика физического воспитания : автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Казань, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.