Научная статья на тему 'Нравственные ценности подрастающего поколения и Мустай Карим'

Нравственные ценности подрастающего поколения и Мустай Карим Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / МОРАЛЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / MORALITY / CULTURE / SPIRITUALITY / MORALS / YOUNG PEOPLE / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лариса Радимовна

В данной статье рассматриваются нравственные устои подрастающего поколения и отношение Мустая Карима к проблемам нравственности и духовности. Особое внимание уделяется влиянию на молодежь различных общественных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности подрастающего поколения и Мустай Карим»

нии сведений о внутреннем мире человека описывал С.Л. Рубинштейн: «Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение» [20, с. 46]. Основным преимуществом метода включенного наблюдения является возможность получения более-менее (с учетом «сценического эффекта») целостной картины жизни и деятельности людей в социокультурном контексте, в определенных условиях, дополняя субъективные сведения, получаемые в ходе разговора. В этом отношении С.Л. Рубинштейн писал, что «лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях» [20, с. 21].

Таким образом, примененный комплекс взаимодополняющих методов для сбора и фиксации информации, позволил получить широкий спектр разнохарактерного материала, анализ которого выявляет особенности личности в определенных условиях. Особое внимание мы уделяли вопросам в преемственности и в трансляции народной художественной культуре и уровням изменения личности и условиям формирования самосознания.

Литература

1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. - М., 1995.

2. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М., 1965.

3. Васильев, И.Г. Обрядовая культура как источник эт-нопедагогических знаний народа Саха / И.Г. Васильев. -Тускул-Якутск. - 2003.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М., 1993.

5. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. - М., 1956. - Ч. 1.

6. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. -М.; Воронеж, 1999.

7. Лихачев, Д.С. Смеховой мир Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л., 1984.

8. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избр. ст.: в 3 т. - М., год издания?

- Т. I.

9. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Ростов н/Д, 1998.

10. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. -М., 1997.

11. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.; Воронеж, 1996.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.

- М., 1998.

13. Мухина, В.С. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность / В.С. Мухина // Развитие личности. - 1998. -№ 2. - С. 17 - 19.

14. Мухина, В.С. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность / В.С. Мухина // Развитие личности. - 1998. -№ 1. - С. 45 - 47.

15. Мухина, В.С. Современное самосознание народностей Севера / В.С. Мухина // Психологический журнал. -1988. - Т. 9. - № 4. - С. 38 - 40.

16. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - СПб., 1999.

17. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - М., 1999.

18. Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре /

А. А. Потебня. - М., 2000.

19. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. - СПб., 1995.

20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1998.

21. Толстой, Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. - М., 1995.

22. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М., 1999.

23. Cassirer, E. Philosophic des symbolischen Forman / E. Cassirer. - Darmstadt, 1923.

УДК 37

Л.Р. Иванова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор И.И. Валеев

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И МУСТАЙ КАРИМ

В данной статье рассматриваются нравственные устои подрастающего поколения и отношение Мустая Карима к проблемам нравственности и духовности. Особое внимание уделяется влиянию на молодежь различных общественных факторов.

Воспитание, нравственность, культура, духовность, мораль, молодежь, педагогика.

The article considers moral values of younger generation and Mustay Karim’s attitude to the problems of morality and spirituality. The article reveals the influence of different social factors on the younger generation. Special attention is paid to the influence of various social factors on the young people.

Education, morality, culture, spirituality, morals, young people, pedagogy.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая и Россию, навязывается некий универсальный стандарт понимания государства и человека. Этот стандарт определяет сегодня политику России. Основы воспитания и обучения подменяются на более современные, западные: педагогика уважения старших и совместного труда - развитием эгоистической личности; целомудрие, самоограничение заменяются вседозволенностью, удовлетворением малейших прихотей; любовь и самопожертвование заменяются западной психологией самоутверждения. Очевидно то, что идеализация Запада не создает нравственное общество. Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное сознание общенародных задач - таковы черты русской культуры. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых идей своего времени, и пронес ее сквозь века.

По этому поводу М. Карим однажды заметил, что на Западе уверяли, что лишь у нас остался оазис высокой духовности: устав от прагматизма, они рады были учиться у нас духовности и нравственности. Понятие нравственных качеств не сводится лишь к прагматичной передаче информации от старших к младшим. В этом процессе передавались и передаются вольно или невольно личные качества старших. Такая трансляция нравственных качеств происходит от поколения к поколению. Методы и формы при этом самые разнообразные.

Где и в чем живет возвышенный миф каждого общества, его идеализированное представление о самом себе, о своих ценностях, об обязательной верности им? Мустай Карим убежден, что ценности воспитания башкирского народа основываются на его представлении о человеке, общественно-одобряемых и передаваемых из поколения в поколение образцах национальной педагогической культуры, запечатленных в нравственно-культурных устоях [2, с. 56]. В слово «народ» мы вкладываем самое высокое, непорочное понятие. Он веками создавал и выработал свои нравственные идеалы, житейские законы, правила общественного поведения, нетерпимость к злу и пороку, наконец, принципы обыкновенной порядочности, душевную опрятность, которые призваны оберегать человека от дурных помыслов и недостойных действий. И они оберегали. Мечтой матери было, чтоб ее дитя выросло «счастливым и порядочным». Не просто счастливым, а непременно добропорядочным. А ведь все-таки что-то стряслось неладное. Не со всеми, но со многими [2, с. 483]. Абсолютной ценностью в процессе воспитания на традициях народа являлся ребенок. И ценность семьи определялась тем, какого сына и какую дочь она сумела воспитать. Будущее, несомненно, явится культом ребенка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякаемой надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого существования [3, с. 84].

Воспитание детей всегда являлось работой нелегкой. Но даже в самых сложных обстоятельствах усилиями наших предков вырастали хорошие дети, так как они умели видеть огромные резервы детского «Я».

Испокон веков общество требовало от родителей, чтобы они воспитывали ребенка без недостатков, опасных для общества. Но воспитывать, говорит М. Карим, не значит обуздывать, воспитывать - значит создавать. Не «кое-что обуздывать», а «кое-что поощрять». Каждым шагом и каждым словом создавать представление ребенка о себе самом.

Сила влияния родителей, способствующая саморазвитию ребенка, заключалась в том, чтобы подрастающее поколение с самого раннего детства осваивал морально-этические, житейские нормы старших незаметно и очень цепко [4, с. 365].

Проживание большими общинами, где людей было по нескольку неразделенных семей, чрезвычайно повышала роль старейшин. Они давали советы и рекомендации по ведению одного хозяйства, следили за соблюдением обычаев и руководили воспитательным процессом. Именно от бабушек и дедушек ребенок впервые узнавал правила и нормы «божеского» поведения, понятия-запреты «грех», «грешно», понятия-разрешения «не грех», «не грешно» и, соответственно, указания на примеры их соблюдения. «Грех, что сажа, пристанет - не отмоешь», «Грех в землю ножик втыкать, а то родить не будет», «Грех стол ломать» (раньше старших выходить из-за стола). И противоположное: «Не грех старшим помогать», «Не грех трудиться». Надо отметить, что эти понятия и традиции, характерные для народов России, не являются способом запугивания или наказания, как это порой представляется, а выступают в виде наставления на путь, ведущий к духовному самообладанию, самовоспитанию.

Особо важными эти наставления оказываются в период перехода к этапу «взрослые дети». Присущее этому возрасту стремление к самопознанию и самооценке не может быть реализовано без достаточно устойчивого, ориентированного на жизнь в общине самоопределения, которое формируется в семье, в кругу сверстников, во взаимодействии со взрослой частью общины. Проблема «отцов и детей», наиболее острая для этого возраста, решалась на основе представлений о значении и роли родительского благословения. Оно давалось перед свадьбой, отъездом в дальнюю дорогу, перед началом какого-либо другого ответственного дела. Жизненные ориентиры были традиционными: труд, семья, община, а родительские оценки и наказы - советы - реалистичными. Подкреплялись, таким образом, высокая требовательность к себе, нетерпимость к собственным слабостям, это становилось важнейшим условием дальнейшего роста и нравственного взросления личности.

Переступив порог совершеннолетия, «взрослые дети» получали право самостоятельно регулировать свое поведение, ориентируясь на те нравственные предписания, которые были заложены в детстве и приняты в их окружении. Древнерусская истина гласит: «Когда хорошо воспитываешь отрока, так и он своего сына, и тот вновь». В ней заложена идея целостности, непрерывности воспитательного процесса и одновременно - своеобразной его цикличности.

Воспитывались и росли, глядя на своих родите-

лей. Каждый в семье имел место, знал свое дело. К тому, что делали родители, приучали детей. Разумные требования становились жизненными принципами и руководством для воспитания. По словам Г. Н. Волкова, воспитательные идеи башкирского народа и практика воспитания подрастающего поколения передавались из поколения в поколение на протяжении длительного исторического времени [5, с. 3].

Мустай Карим говорил, что российский народ прошел тысячелетний путь. «На этом пути было время взлетов народной души, и были века, когда самознание народов брело, спотыкаясь, без сил и цели. Много было того, чем наши люди гордятся и поныне, но еще больше такого, от чего сжимается их сердце. И одной из величайших бед народа было невежество, мгла которого застила и великие костры прошлого. И поэтому путь был разделен надвое: долгий путь из тьмы, из дебрей и круч до того дня, когда мир расступился и одна узкая тропа разбежалась тысячами троп и дорог по широкому тугаю» [7, с. 10 -11].

Устно передаваемые от поколения к поколению нравственные установки - традиции и обычаи - со временем подвергались некоторым изменениям. Это показывает, что время абсолютно копировать нельзя. Дети одних и тех же родителей, как индивиды, от рождения разные. Это означает, что нравственная культура в процессе формирования личности при одной и той же духовности родителей для всех детей данной семьи будет разной. Дети воспринимают от своих родителей их традиционную культуру через подражание, но преломляют ее через свои природные данные. Нравственность личности не может формироваться на пустом месте. Данный процесс происходит через преломление общественных отношений, через внутреннюю программу, называемую инстинктом. Разум и инстинкты, по мнению М. Карима, в личности сотрудничают друг с другом, а не взаимоисключают друг друга. В каждой личности, в каждом поколении будут изменения в традиционной культуре. Вот почему традиции на протяжении сотен лет претерпевают качественные изменения, однако некоторые моменты внутренней определенности данного этноса сохраняются как инварианты.

Постижение оставленных нам в наследство нравственных ценностей, приобщение к башкирской народной культуре требует особой атмосферы духовного возрождения, в которой творчество М. Карима, «его способность увлечь других и сформировать тем самым высокие нравственные качества и передать все это нам через свое творчество» [1, с. 53].

Сегодняшнее развитие российского общества крайне обострило проблему «отцов» и «детей». Современную ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая только рождается. Говоря словами Гершензона, настает время, когда юноше на пороге жизни уже не встретить готовый идеал, а каждому придется самому определять для себя смысл и направление своей жизни, когда каждый будет чувствовать себя ответ-

ственным за все, что он делает, и все, чего он не делает [6, с. 126]. Юность - период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выборов.

Личность формируется, сопротивляясь или подстраиваясь под обстоятельства, но у юных сила сопротивления очень слаба. Дети впитывают все, иногда без разбора и анализа. Ю. Власов, многократный чемпион олимпийских игр и мировых первенств, считает, что люди в стране в действительности клеймены предательством и отступничеством, поскольку предали отцов, дедов, отстоявших Родину в самых свирепых в истории человечества боях. Иными словами, Великая Отечественная война была выставлена на посмешище: в ней произошло не просто столкновение двух кровавых диктаторов - Сталина и Гитлера, в действительности, была осуществлена попытка уничтожить славянство или, по крайней мере, превратить нацию в рабов [2, с. 136].

Ему вторит неоднократно критиковавшийся и преследовавшийся за свои убеждения в советское время С. Семанов. Он говорил, что «о нынешней молодежи даже говорить не хочется. Элитная часть ее -глубоко прозападная и безнациональная. А дети современных мешочников сидят и скучают в «комках», обслуживая неведомые нам мафии. Не случайно нынешняя молодежь полностью деполитизирована... Она занята собой и только собой. Ждать от них чего-то благого для России, к сожалению, не приходится» [3, с. 146].

Молодое поколение загоняется вакуумом времени для того, чтобы легче было его оглушить прямой ложью, полуправдой, искажением исторических явлений. Оглушить для того, чтобы без сопротивления манипулировать сознанием и поведением молодежи.

У молодого поколения отбивают охоту думать, происходит его зомбирование. Идет целенаправленная работа по воспитанию у молодежи чувства неблагодарности к старшим. Сегодня наша молодежь усваивает другие уроки, уроки безнравственности. Это наносило огромную душевную боль писателю. Негативные образцы и предостерегающие примеры, как считает поэт, способны выполнить лишь оборонительную функцию. Они не созидают благодатного пространства души человека. Это пространство, этот храм можно сложить лишь из ясных светлых образов. Поэтому к сегодняшней педагогике можно применить еще один образ - она должна быть обоюдоострой. Поколение сегодняшнего дня - это не только ныне живущее человечество, но и все предшествующие поколения. Помимо генетического наследия человек формируется социальным наследованием. Мы не просто биологические наследники своих предков, носители их генетической программы. Мы наследуем их материальную и духовную культуру, социальное поле цивилизации (социум), которое расширяем в меру собственных возможностей и талантов и передаем эстафету поколениям следующим.

Прошлое не исчезает бесследно. Современная социальная действительность, общество на определенной ступени своего развития есть звено в цепи сменяющих друг друга форм общественной жизни -общественно-экономических формаций. Современ-

ное общество создано на их основе и включает в себя в «снятом» виде всю предшествующую историю -прошлое существует в настоящем.

Мир ребенка иерархичен, огромное значение имеют для него авторитет и вера в него. Ведь и человеческое общество стало отвергать всякие авторитеты и возвеличивать демократические права совсем недавно. И личность приходит к этому в определенном возрасте - юности. Для детства эти идеи разрушительны, и насильственно навязывать их ребенку просто недопустимо.

Литература

1. Ахияров, К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / К.Ш. Ахияров. -Уфа, 1996.

2. Валеев, И.И. Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим / И.И. Валеев. - Уфа, 2002.

3. Валеев, И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима / И.И. Валеев. -Уфа, 2005.

4. Валеев, И.И. Педагогика Мустая Карима / И.И. Валеев. - Уфа, 2002.

5. Волков, Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек» / Г.Н. Волков // Народное образование. - 1997. - № 5.

- С. 68 - 71.

6. Гершензон, М.О. Творческое самосознание / М.О. Гершензон. - М.,1990.

7. Карим, М.С. Сочинения: в 5 т. / М.С. Карим. - Уфа, 1999. - Т. 5.

8. Карим, М.С. О национальном благородстве / М.С. Карим // Советская Россия. - 1989. - 29 января.

9. Минеев, М.И. Исповедь Мустая Карима / М.И. Мине-ев // Русский язык в башкирской школе. - 1986. - № 6. -С. 38 - 44.

10. Харисов, Ф.Ф. Национальная культура и образование / Ф. Ф. Харисов. - М., 2000.

УДК 37

В.А. Касторнова

Е ДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Статья посвящена рассмотрению современного состояния научных исследований в области возникновения, становления и развития понятия образовательного пространства. Пространство рассматривается в различных его научных аспектах, подчеркивается взаимосвязь понятий образовательного пространства и образовательной среды. Формулируется понятие «единое информационное образовательного пространство», дается его содержательная, организационная и технологическая составляющие.

Образовательное пространство, единое информационное образовательное пространство (ЕИОП), компоненты единого информационного образовательного пространства, философская категория «пространство», социальное пространство, образовательное пространство, образовательная среда, информационная технология, информационное пространство, система образования.

The article considers the current state of scientific researches in the process of formation and development of the concept of the educational space. The concept space is examined in different scientific aspects. The correlation between the concepts educational space and educational environment is emphasized. The concept common educational i-space is defined and its substantial, organizational and technological components are presented in the paper.

Educational space, common educational i-space (informational space), constituent parts of common educational i-space, philosophical category "space", social space, educational space, educational environment, i-technology (informational technology), i-space (informational space), educational system.

В последнее время в педагогической литературе, в статьях по социологии, политологии, культурологии все чаще встречается выражение «образовательное пространство», которое стало популярным наряду с такими понятиями, как: «экономическое пространство», «информационное пространство», «культурное пространство» и др. Указанное словосочетание иногда употребляется как простой оборот речи, как художественный прием, как интуитивно понятная фраза, помогающая автору точнее передать смысл сказанного. Это словосочетание несет и большую смысловую нагрузку, о чем, в частности, говорит использование его в государственных документах, правительственных соглашениях, постановлениях департаментов образования, комитетов по образованию, в документах школ

и высших учебных заведений. Отсюда следует, что возникает необходимость уточнения этого понятия и соотнесения его с философской категорией «пространство».

С философской точки зрения при анализе понятия «пространство» возможна реализация различных подходов, которые условно можно разделить на объектные, субъектные и деятельностные. При объектной установке пространство представляется как определенная картина мира, понимаемая в качестве совокупности внешних объектов. Субъектная установка предполагает представление пространства как отражение наших чувств и мыслей. И, наконец, деятельностный подход позволяет рассматривать пространство в качестве единства внешних по отношению к субъекту ве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.