УДК 159.923
Е.А. Белецкая, Л.В. Яковлева
ВОЗДЕЙСТВИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Народная художественная культура как связующее звено между образцами прошлого и современными проявлениями культуры пользуется неизменным доверием всего общества. Развивая личность, формируя самосознание у современных студентов, необходимо обратиться к народной художественной культуре. В статье рассматривается влияние на формирование самосознания таких факторов, как: природная среда, социум, знаковые образцы культуры, символы, обряды, действия, средства массовой информации.
Традиционная культура, самосознание, личность, природная среда, социум, традиция, воспитание.
Folk art culture as a link between the samples of the past and the contemporary displays of culture enjoys the confidence of the society. Developing a personality, forming self-consciousness of students it is necessary to appeal to the folk art culture. The article considers the influence of such factors as natural environment, society, significant samples of culture, symbols, rituals, actions and mass media on formation of self-consciousness a person.
Traditional culture, self-consciousness, personality, natural environment, society, tradition, education.
Народная художественная культура - это тот пласт культуры, который помогает нам воссоздать истинный, сущностный дух своего народа. Сегодня эта общепоставленная государственная задача является наиболее актуальной. Народная культура выступает как действующий источник мудрости и социального опыта поколений, как связующее звено между образцами прошлого и современными проявлениями культуры. Она пользуется неизменным доверием всего общества, поэтому приоритет социальной значимости по существу ассоциируется с понятием этнокультурной ценности, где особую популярность имеет познавательная функция традиционной культуры. В настоящее время на уровне государственных структур действуют целевые программы по образованию и семейной политике. Функциональная нагрузка народной традиционной культуры в этих целеполагающих документах значительная. Народная культура выступает перед нами не только как факт истории, но и как целое явление, характеризующее весь образ, национальное своеобразие народа.
Развивая личность, формируя самосознание у подрастающего поколения и молодежи, необходимо обращаться к народной художественной культуре, как духовной, так и материальной. Вопросы приобщения подрастающего поколения, молодежи к традиционному мировоззрению тесно связаны с понятием категории духовных традиций этнического воспитания. Духовно-практическая деятельность народа (народные игры, обрядовая система, обычаи и т.д.) оказывает существенное влияние на развитие и обогащение личности. Большую роль на развитие личности и формирование мировоззрения играет природная среда (климат, ландшафт, водоемы, животный и растительный мир; влияние человека на природный мир; отношение к природе, отражение природы в народном и индивидуальном сознании).
Неразрывную связь человека со средой его обитания отмечали многие ученые (В.О. Ключевский,
В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, В.С. Мухина, А.В. Мудрик и др.). Так В.О. Ключевский писал: «...внешняя природа нигде и никогда не действует на все человечество одинаково всей совокупностью своих средств и влияний. Ее действие подчинено многообразным географическим изменениям: разным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает не одинаковое количество света, тепла, воды, миазмов, болезней, - даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей» [5, с. 20].
В науке существует множество работ, посвященных анализу отражения природы в народном сознании и взаимосвязи жизни человека и этноса с природой в традиционной культуре. Л.Н. Гумилев строит свою концепцию этногенеза на основе тесной взаимосвязи истории этноса с биосферой Земли: «Этническая жизнь не безразлична к биоценозу, и не может отдельно изучаться от географии и истории биосферы» [4, с. 13].
К значительному фактору, влияющему на особенности социализации человека, А.В. Мудрик относит региональные условия, в ряде которых он понимает географическое расположение региона и его природно-климатические особенности. В концепции
В. С. Мухиной природа является одной из основополагающих реалий развития личности: «Природная реальность для человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности» [12, с. 28]. Глубинному отражению природы в семантическом пространстве воззрений, выраженных в языке через фольклор и мифологию, а также отображенных в обрядах и деятельности славян, посвящен фундаментальный трехтомный труд А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Символика живой и неживой природы в языке, мифологии и фольклоре подробно анализируется в работах А.А. Потебни. Концепция календарной обрядности В.Я. Проппа основана на идее о том, что праздники в традиционной культуре имеют под собой первоначаль-
ную основу не религиозного, а аграрного характера, то есть, связаны с особенностями деятельности человека в системе «человек - природа».
В ценностно-знаковой среде происходит отражение восприятия природы в фольклоре, в системе запретов и разрешений во взаимоотношении человека с природой. Человек приписывает окружающей природе систему значений: в народном сознании одни природные места становятся особо значимыми, сакральными, а другие, наоборот, проклятыми. В традиционной культуре для человека характерно представление о природе как о целостной всеобъемлющей среде, от которой он очень сильно зависит, поскольку «природа представлена в сознании обыденного человека как нечто неизменно живое, воспроизводящее и дарующее - как источник жизни» [13, с. 17]. Природа таит в себе и дары, и опасности; и человек, погружаясь в мир народной художественной культуры, овладевает знаниями взаимодействия с ней, которые закреплены в системе традиций, транслируемые от поколения к поколению. Нарушение этих традиций зачастую несет урон природе, а вслед за ней и самому человеку, поскольку его жизнь находится в неразрывной связи с природой.
От своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодействия, а это опосредованное взаимодействия человека с окружающей действительностью через предметную среду. Вся жизнь человека неразрывно связана с миром вещей, который окружает его и в своей реальной предметности, и в знаковосимволическом, и образном выражении, и в социальном значении. Человек в своем развитии начинает «опредмечивать» самого себя в окружающем пространстве в разных видах деятельности. Многие предметы утвари и повседневного обихода помогают структурировать пространство, в котором живут и взаимодействуют члены семьи [15]. Практически все предметы быта, хозяйствования, одежда и т.д. в традиционной культуре несут как на себе (в виде рисунков, вышивок, символов, знаков и т. д.), так и собой (в системе деятельности) особое значение, играя свою роль в общей картине мира и естественным образом отражаясь на самосознании человека. Вещи становятся особо значимыми (оберег, ладанка, семейная реликвия и т.д.) в жизни человека, формируется система оберегов, имеющая символическое значение преграждения для проникновения «чужого и враждебного» в «свой» мир, значения охраны благополучия и целостности «своего» мира.
По выражению В. С. Мухиной, «Мир вещей - мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни. Человек, создавая вещный мир, психологически вошел в него со всеми вытекающими из этого последствиями: мир вещей - среда обитания человека - условие его бытия, средство удовлетворения его потребностей и условие его духовного развития» [13, с. 17]. При изменении функциональных предметов и появлении принципиально новых вещей, окружающих человека, естественно, меняется его жизнь, меняются его представления о себе, других, мире. Меняется
также система получения информации, способы коммуникации, ритм и образ жизни - меняются традиции. Все возрастающую роль в современной жизни играют СМИ, через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое.
Сегодня СМИ вышли за пределы своего изначального предназначения - распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из мощных факторов формирования самосознания. Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (интернетом). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 55 % респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 60 % регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить о том, что телевизор (интернет) используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что 35 % респондентов уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно, для них телевизор (интернет) - источник знаний, средство повысить собственную образованность. Засилье иностранной видеопродукции все чаще демонстрирует грубое насилие, эротику и наркотики. Этот процесс вносит свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей. Достаточно большое количество телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. «Мыльные оперы», которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий.
Но, несмотря на достаточно тревожную информацию, современная молодежь из всего объема информации извлекает ненужное и бесполезное, не принимает на веру все, что видит на экране или читает с газетного листа. 62 % респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ, то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть - около 20 % - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 10 % аудитории полностью не верят СМИ -очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис.
Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ, молодежь выработала оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть легко контролируема. Кроме факторов, направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри самой социальной группы. Социальная среда является носителем тех самых традиций, системы норм, представлений о мире, в которые входит человек и согласно которым выстраивается его жизнь в традиционной культуре. Традиционная культура характеризуется достаточно
четкой и стабильно существующей системой нормативов, прав и обязанностей, определяющих взаимодействие человека, как с другими людьми, так и с окружающей его природой, предметной средой, что тесно связано с формированием его самосознания. В исследованиях В.С. Мухиной показано, что «структура самосознания личности строится внутри порождающей ее системы - человеческой общности, к которой принадлежит личность» [14, с. 45].
Важной характеристикой социальной среды является моно- или полиэтничность. Всплывает интересный вопрос о характере представлений о других этносах. Категория «я» и «мы» становится ведущей для формирования в самосознании «мы» как социальной категории принадлежности к общности. Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. 63 % не испытывают коммуникативных затруднений, 18 % - только иногда, и лишь 8 % говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.
Многие проблемы возникают внутри социальной группы. На первом месте стоит лицемерие (25 %). Действия других людей рождают новую причину недовольства в кругу общения - высокомерие (7 %). Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников. 48 % относится негативно к подобным привычкам сверстников и проявляют недовольство этим в общении с ними. В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения жизни, и все чаще проявляет интерес к традиционной культуре.
Благодаря развитию сети интернет, средств массовой коммуникации, многочисленным этноконтак-там, социальная среда претерпевает сильное воздействие через усвоение иных способов передачи знаний, в которых транслируются иные ценности, не свойственные региональной традиции, а новые установки расшатывают традиционные. Это оказывает не всегда положительное (зачастую отрицательное) воздействие на систему воспитания и ценностносимволическую систему. Ценностно-символическая среда в традиционной культуре является отражением всех реалий бытия в народном сознании через символы, образы и знаки, включенные в сложное семантическое пространство культуры. В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Приобщение к обрядам, обычаям имеет очень важное значение для развития духовного мира человека и получения необходимых практических знаний и умений. В настоящее время ознакомление с народной художественной культурой и приобщение к традиционному мировоззрению являются основой мировосприятия и развития человека, в особенности, если речь идет о подрастающем
поколении. Народная художественная культура отражает мышление, нравственный принцип и показывает отношение человека к природе и обществу, является фактором воспитания и воздействия на мораль, быт, право и семейные отношения.
В народной культуре принцип передачи информации (знаний) происходит через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция, в первую очередь, общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений формируется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры, что позволяет культуре быть более устойчивой. Осознание и выражение себя в контексте традиционно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты слабо выражены, так как они регламентируются рамками отношений между старшим, средним и младшим поколениями, которые задаются традицией. Сохранение традиций является ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение. Существенным нормативом, регулирующим взаимодействие человека с другими людьми, миром и самим собой остаются религиозные представления и так называемая «народная вера», существующая в социальной общности и привязанная к конкретным региональным особенностям.
И.Г. Васильев пишет, что народная культура народа не только закрепляет реликтовые формы социального опыта, но и сохраняет и развивает общечеловеческие ценности [3]. В старину вся жизнь людей строилась на основе традиций, а сама культура - неписаный свод законов его создателей и носителей. Это образ их жизни, мировоззрения, мышления и нравственности.
Возросший интерес к проблемам народной культуры побуждает систему образования обращаться к положительным примерам, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие преподаватели считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего человеку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешней молодежи свойственны: прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это требует применения новых подходов и методов во взаимодействии со студентами. Современное образование в ВУЗах проходит процесс гуманизации отношений преподавателей и студентов в демократизации их жизнедеятельности.
К основным понятиям личностно-ориентированного подхода мы относим следующие:
- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее
их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность - человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение - процесс и результат развития, проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выражается в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которой складывается неповторимая специфика личности.
Главным результирующим свойством личности является самосознание. Человек спрашивает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность самоопределяется в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра -«Я». Это «Я» определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ «Я», который служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Формирование человека как личности есть процесс, требующий неустанной душевной работы и работы над собой.
По данным нашего опроса, большинство (80 %) респондентов называют себя верующими людьми. Лишь 12 % в Бога не верят. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить некоторую поверхностность этой веры. Большинство верующих не исполняет обрядов христианской религии (не ходит в храмы, не исповедуется, не соблюдает религиозных праздников). В защиту этой точки зрения могут служить данные о причине веры в Бога. На первом месте среди причин собственной веры -
необходимость в ней, желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе.
Немецкий философ Э. Кассирер [22] считал, что для человеческого духа свойственны символические формы, которые проявляются в знаках, в языке, в отвлеченных понятиях. Человек тем и отличается от животного, что способен мыслить и организовывать свое поведение в пределах «символических форм», а не только в пределах наглядного опыта. Основной символической формой для воплощения смыслов и значений является слово, включенное в единое семантическое пространство языка. А.Р. Лурия в своей работе «Язык и сознание» пишет: «Слово обозначает вещи, слово выделяет признаки, действия, отношения. Слово объединяет объекты в известные системы, иначе говоря, кодирует наш опыт» [9, с. 32]. По словам А. А. Потебни, «слово есть средство объединения образа, обобщения, анализа образа» [16, с. 224]. Язык, закрепленный в определенные текстуальные формы (фольклорные тексты), является средством познания народного сознания, в рамках которого происходит формирование личности. В целом все народное творчество является отражением ценностно-символической жизненной среды личности в контексте традиционной культуры. Н.И. Толстой, выявил, что: «Народный язык, говоры, народные обряды, представления и вся народная культура вкупе с элементами включенной в нее материальной культуры представляет собой единое целое и с научной точки зрения, и в представлении носителей этой культуры.» [20, с. 21]. Фольклор в действительности не существует в отрыве естественного уклада жизни традиционной культуры, он включен во все сферы человеческой жизни в контексте традиции на протяжении всей жизни человека и выражает в сложившихся жанровых формах систему мировоззрения и отношения к миру, другим, самому себе. Жизнь человека в контексте традиционной культуры неразрывно связана с различными обрядами и ритуалами, которые как в своей целостности, так и своими отдельными элементами, действиями несут в себе огромное и сложное ценностно-символическое пространство. Велика роль знаков в системе календарных примет и гаданий, в оберегах, одежде и утвари, в игрушках, копирующих предметный мир взрослых и природу. Огромную роль в жизни традиционной культуры имеют знаки в смеховом (карнавальном) мире, смысл которых зачастую иной или перевернутый, нежели в обычном ходе жизни [2]. Народная культура вся пронизана символическими значениями, как в текстуальных формах, так и в предметной, природной и социальной средах. Ю.М. Лотман писал: «Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой» [8, с. 192].
Развитие личности и формирование самосознания определяется так же культурой самой личности и уровнем ее традиционности. Благодаря культурной традиции происходит трансляция культурных ценностей, форм и условий, в которых проистекает разви-
тие личности. И.С. Кон, изучая межпоколенную культурную трансмиссию как сложный социальный процесс, выделил ряд относительно самостоятельных аспектов [6]:
1) субъективный - от кого и кому передается культура (какие поколения и как участвуют в трансляции культуры);
2) объективный - что именно, какие знания, навыки, ценности, социальные установки передаются, какие свойства социальная общность старается привить детям и т.п.;
3) процессуальный - какими путями и способами осуществляется трансмиссия;
4) институциональный - посредством каких специализированных социальных институтов она осуществляется.
Руководствуясь собственными моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами, человек формирует собственные идеалы и жизненные ценности - позиции, которыми он руководствуется в своей деятельности. Их можно разделить на несколько важных групп: отношение к труду, отношение к благам, отношение к Родине (патриотизм), отношение к семье.
Одним из основных критериев оценки сформиро-ванности личности является способность к созидательному труду и отношение к нему. Именно способность к целесообразному созидательному труду отличает общественно-полезную личность. По результатам анкетирования постоянную потребность в труде испытывают 35 % молодежи, 40 % - не испытывают, периодически - 25 %. Это свидетельствует о том, что около 1/2 респондентов понимают всю необходимость и важность для себя и общества трудовой и умственной деятельности.
Сейчас в условиях современной экономической ситуации, большую роль в жизни любого человека стали играть деньги. Большинство респондентов (64 %) четко осознают, что для них деньги - средство для удовлетворения своих материальных потребностей и не более того. То есть они относятся к деньгам спокойно, не делая из них фетиша, но в то же время верно оценивая их. 5 % респондентов относится к функции денег резко скептически, считая, что это - бесполезные бумажки, приносящие зло. Вероятно, эти люди либо безденежные идеалисты, либо из очень состоятельных семей. Так или иначе, мы видим, что денежный аспект в мировоззрении нового поколения прошел быстрый путь трансформации.
Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей современной молодежи. На первый взгляд, данные нашего исследования в этой области неутешительны
- на вопрос «Хотите ли Вы жить в другом государстве?» 70 % ответило «да», и 30 % - «нет». Однако дальнейшие ответы на вопросы проясняют картину. В частности, защищать свою Родину готовы 75 % молодых людей, а целых 80 % респондентов испытывают чувство гордости за свою Родину (причем, не только в историческом плане, но и в настоящем времени). Значит, вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма. Космополитизм, поклонение Западу - лишь внешние явления, которые поя-
вились в годы идеализации американского образа жизни обществом.
Важнейшей ячейкой современного общества, как и прежде, остается семья. Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей молодежи сохраняет свои высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает в человека с самого рождения моральные, этические, нравственные ценности, которыми человек руководствуется во всей своей дальнейшей жизни.
Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья - это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 12 % отрицают роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. 85 % респондентов планируют создать семью в будущем. Таким образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к традиционным ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами являются - Отечество, семья, дети.
Задача нашего исследования - проследить, как представления человека, погруженного в мир народной художественной культуры, повлияют на формирование самосознания. В процессе работы использовался комплекс взаимодополняющих методов, хорошо известных в науках, изучающих человека и его жизненную среду. Особенность исследования не в специфике используемых методов, а в целенаправленности. В своих этнопсихологических исследованиях В.С. Лурье отмечает позицию, что «методика исследования сознания должна отталкиваться от конкретных, поставленных самой жизнью вопросов и исходить из структуры самой жизненной ситуации» [10, с. 439].
Исследуя особенности личности как целостной структуры в контексте культурной традиции, нами были использованы: тематическая беседа и включенное наблюдение. Основным методом для сбора и фиксации материала в нашем исследовании стала тематическая беседа. Сразу отметим, что данный метод неразрывно связан с включенным наблюдением. Пользуясь определением В.А. Ядова, отметим, что «Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях» [22, с. 228]. Беседа всегда отражает именно субъективное видение происходящих явлений и процессов в окружающем человека мире, а также себя в этом мире. Как отмечает В.С. Мерлин: «Специфическая роль беседы, как метод исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них, и т.п.» [11, с. 263].
Последовательность тем в построении беседы определялась нами не методологической схемой разделения направлений исследования, а естественным ходом общения. Особую роль наблюдения в получе-
нии сведений о внутреннем мире человека описывал
С.Л. Рубинштейн: «Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение» [20, с. 46]. Основным преимуществом метода включенного наблюдения является возможность получения более-менее (с учетом «сценического эффекта») целостной картины жизни и деятельности людей в социокультурном контексте, в определенных условиях, дополняя субъективные сведения, получаемые в ходе разговора. В этом отношении С.Л. Рубинштейн писал, что «лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях» [20, с. 21].
Таким образом, примененный комплекс взаимодополняющих методов для сбора и фиксации информации, позволил получить широкий спектр разнохарактерного материала, анализ которого выявляет особенности личности в определенных условиях. Особое внимание мы уделяли вопросам в преемственности и в трансляции народной художественной культуре и уровням изменения личности и условиям формирования самосознания.
Литература
1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. - М., 1995.
2. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М., 1965.
3. Васильев, И.Г. Обрядовая культура как источник эт-нопедагогических знаний народа Саха / И.Г. Васильев. -Тускул-Якутск. - 2003.
4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М., 1993.
5. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. - М., 1956. - Ч. 1.
6. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. -М.; Воронеж, 1999.
7. Лихачев, Д.С. Смеховой мир Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л., 1984.
8. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избр. ст.: в 3 т. - М., год издания?
- Т. I.
9. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Ростов н/Д, 1998.
10. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. -М., 1997.
11. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.; Воронеж, 1996.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.
- М., 1998.
13. Мухина, В.С. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность / В.С. Мухина // Развитие личности. - 1998. -№ 2. - С. 17 - 19.
14. Мухина, В.С. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность / В.С. Мухина // Развитие личности. - 1998. -№ 1. - С. 45 - 47.
15. Мухина, В.С. Современное самосознание народностей Севера / В.С. Мухина // Психологический журнал. -1988. - Т. 9. - № 4. - С. 38 - 40.
16. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - СПб., 1999.
17. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - М., 1999.
18. Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре / А. А. Потебня. - М., 2000.
19. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. - СПб., 1995.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1998.
21. Толстой, Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. - М., 1995.
22. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М., 1999.
23. Cassirer, E. Philosophic des symbolischen Forman / E. Cassirer. - Darmstadt, 1923.
УДК 37
Л.Р. Иванова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор И.И. Валеев
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И МУСТАЙ КАРИМ
В данной статье рассматриваются нравственные устои подрастающего поколения и отношение Мустая Карима к проблемам нравственности и духовности. Особое внимание уделяется влиянию на молодежь различных общественных факторов.
Воспитание, нравственность, культура, духовность, мораль, молодежь, педагогика.
The article considers moral values of younger generation and Mustay Karim’s attitude to the problems of morality and spirituality. The article reveals the influence of different social factors on the younger generation. Special attention is paid to the influence of various social factors on the young people.
Education, morality, culture, spirituality, morals, young people, pedagogy.