Научная статья на тему 'Нравственные особенности современных младших школьников'

Нравственные особенности современных младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные особенности современных младших школьников»

«единственно правильную» систему взглядов на мораль, систему выставления нравственных оценок. Мировое развитие в ХХ и ХХ! веках уже показало, что попытки навязывания всему миру единых культурных стандартов (в том числе и в первую очередь моральнонравственных оценок) с позиций силы, идеи глобализации как всеобщего распространения единого типа культуры - не жизнеспособны. Самая большая опасность поликультурного мира - сползание от диалога к конфронтации и конфликту. А неколебимая уверенность одной из сторон в собственном знании нравственных истин и праве судить тех, кто эти истины не разделяет - ведет именно туда.

Г. А. Мишакова

Нравственные особенности современных младших школьников

Нравственное развитие - это процесс длиной в человеческую жизнь. Диалектика нравственности такова, что она одновременно является и результатом, и процессом. Тем не менее, многие психологи Л.С. Выготский, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и многие другие указывают на закономерности нравственного развития и выделяют важные возрастные периоды, в которых происходят значительные изменения в нравственной структуре личности. А.А. Анцыфирова, В.С. Мухина Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др. называют младший школьный возраст сен-зитивным периодом для становления нравственности и знаковым в последующем личностном развитии. Ж.Пиаже изучая суждения детей разного возраста о нормах морали, анализировал приоритеты их нравственно-оценочных высказываний. В процессе исследования он установил, что у детей от пяти до двенадцати лет представления о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Л. Колберг расширил, конкретизировал и углубил идеи Пиаже, выделив несколько уровней и стадий морального развития:

1. Доконвенциональная мораль: 1 стадия - ориентация на наказание; 2 стадия - ориентация на поощрение.

2. Конвенциональная мораль: 3 стадия - ориентация на образец «хорошего мальчика» или «хорошей девочки»; 4 стадия - ориентация на авторитет.

3. Постконвенциональная мораль: 5 стадия - ориентация на общественный договор, на добровольно принятые на себя перед обществом обязательства; 6 стадия - ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы.

122

Принимая данную классификацию, можно отметить, что, чем выше уровень понимания и присвоения общечеловеческих моральных норм ребенком, тем более нравственным субъектом он является. Для успешности понимания необходимо отсутствие противоречий (диссонанса) между конкретной ситуацией и предыдущим опытом ребенка, а также между отдельными «нравственными» знаниями. Анализируя целевое интеллектуальное и мнемическое условия понимания, мы получаем условия развития нравственности в целом: во-первых, нравственно ребенок будет развиваться при условии соответствия процесса, этапов нравственного развития его целям и потребностям, во-вторых, если не будет возникать ситуаций противопоставления опыта ребенка с условиями конкретной ситуации или диссонанс знаний.

Изучая особенности нравственности детей младшего школьного возраста, мы выделили следующие: уровень конвенционального развития и специфику нравственных суждений (субъективная нравственность). Для постижения поставленных целей были использованы методика Л. Колберга и разработанная нами анкета. Эмпирическим объектом исследования являются дети в возрасте 9-10 лет: 1) обучающиеся в 3-4 классах общеобразовальной школы №16 (40 человек); 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, детского дома г. Самары, обучающиеся по общеобразовательной программе (45 человек).

Исследование нравственности детей младшего школьного возраста выявило различия соответствующих показателей в четырех обследованных образовательных учреждениях.

1. Анализ нравственного развития учащихся МОУ № 16 показал у 35 % преконвенциональный уровень стадия ориентации на поощрение, стадия избегания наказания у 15 %, стадия гедонизма отсутствует; конвенциональный уровень стадия ориентации на образ «хорошего ребенка» у 35 % воспитанников, стадия ориентации на авторитет у 5 %, постконвенциональный уровень стадия ориентации на общечеловеческие ценности у 10 %. Суммарный анализ показывает у 50 % учащихся преконвенциональный уровень нравственного развития, дети ориентированы на избегания наказания или получения желаемого при помощи простейшего принципа обмена «ты -мне, я - тебе»; у 40 % конвенциональный уровень, в поведении опираются на желание соответствовать ожиданиям близких или ориентированы на авторитет, поддержание общественного порядка и установленных правил и у 10 % постконвенциональный, на котором происходит выработка собственных нравственных принципов, поиск всеобщих оснований нравственности.

Анализ анкетных данных учеников общеобразовательной школы № 16 показывает следующие закономерности: 75 % детей нра-

123

вятся в людях качества, относящиеся к общечеловеческим ценностям (ОЧЦ), такие как доброта, душевность, ум и др.; 67,5 % соотносят «добро» и общечеловеческие ценности; 40 % учащихся раздражает в людях агрессия, по 25 % раздражают люди и неживые предметы; для 75 % «зло» - это девиантные формы поведения; для

72.5 % лучший подарок - материальный; 72,5 % детей считают, что самое важное в жизни ОЧЦ; 80 % желают друзьям ОЧЦ, врагу же 55 % желают плохого, в том числе смерти; для 50 % детей идеалом являются родители; для 42,5 % любимый герой - герой-друг, для

27.5 % - герой-силач; 50 % детей отказались отвечать на вопрос, что такое счастье, для 35 % счастье характеризуется ОЧЦ; 65 % учеников считают себя счастливыми. Анализ жизненных ценностей указывает на значимость как материальных, так и общечеловеческих ценностей и неготовность детей конструктивно изменять собственную жизнь даже в лучшую сторону. Анализ нравственных ценностей говорит о доминировании общечеловеческой морали, где зло соотносится с девиантным поведением и преодолевается силой.

2. Анализ нравственного развития воспитанников Детского дома № 1 показал у 6,7 % преконвенциональный уровень стадия ориентации на поощрение, стадия избегания наказания отсутствует у, стадия гедонизма у 26,7 %; конвенциональный уровень стадия ориентации на образ «хорошего ребенка» у 13,3 % воспитанников, стадия ориентации на авторитет у 33,3 %; постконвенциональный уровень стадия ориентации на общечеловеческие ценности у 20 %. Суммарный анализ показывает у 33,3 % учащихся преконвенциональный уровень нравственного развития, дети ориентированы на избегания наказания или получения желаемого при помощи простейшего принципа обмена «ты - мне, я - тебе»; у 46,7 % конвенциональный уровень, в поведении опираются на желание соответствовать ожиданиям близких или ориентированы на авторитет, поддержание общественного порядка и установленных правил; постконвенциональный уровень у 20 %, на котором происходит выработка собственных нравственных принципов, поиск всеобщих оснований нравственности.

Анализ анкетных данных воспитанников детского дома № 1 показывает следующие предпочтения: 93 % воспитанников нравятся в людях качества, относящиеся к общечеловеческим ценностям (ОЧЦ), к которым для 73 % относится «добро»; 73 % детей раздражает агрессия; 82 % соотносит «зло» с девиантными формами поведения; для 53 % лучший подарок - материальный; 73 % детей считают, что самое важное в жизни ОЧЦ; 35,5 % воспитанников хотели бы изменить себя; 93 % желают друзьям ОЧЦ, 40 % врагу желают плохого, в том числе смерти; 40 % детей отказались отвечать на вопрос, кто для них идеал; для 46,7 % любимый герой - герой-

124

силач; для 66,7 % счастье характеризуется ОЧЦ; 53,3 % учеников считают себя несчастливыми. Анализ жизненных ценностей указывает на доминирование общечеловеческих ценностей и готовность детей конструктивно изменять себя для улучшения собственной жизни. Удивляет отсутствие идеала у большинства детей как ориентира для собственного самосовершенствования. Анализ нравственных ценностей говорит о доминировании общечеловеческой морали, где зло соотносится с девиантным поведением и преодолевается силой.

Анализ нравственного развития показывает незначительные колебания показателей уровня и стадии, которые в свою очередь отстают от возрастных параметров, указывая на инфантилизм у детей при разнообразном сочетании социально-педагогических условий. Нравственные представления носят поверхностный характер и, зачастую, не осознается их глубинный смысл. Нравственные суждения размыты и подвержены внешнему влиянию, дети не могут обосновать своих позиций и готовы изменить свое мнению в угоду взрослым и сверстникам, что указывает на их формальность. Нравственность поступков носит ситуативный характер, потребность в нравственном поведении не достаточно интериоризирована, ответственность за результат не всегда принимается на себя. Также отмечается зависимость степени семейной депривированности и соотнесение добра с общечеловеческими ценностями, а зла с девиантным поведением. Совокупность полученных нами данных позволяет выдвинуть предположение о направляющем и определяющем характере условий педагогической и социальной среды, в которой развивается ребенок, на уровень и специфику нравственности детей. Создание оптимальных условий позволит детям продуктивнее личностно и нравственно развиваться.

Ю. А. Му лик, А. Б. Мулик, М. В. Постнова

Технология прогнозирования социально-психологического климата компактно проживающих групп населения Южного федерального округа*

Проблема прогнозирования социально-психологического климата населения, проживающего на отдельных территориях Южного

* Представленная работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (проект Нк - 30П/29).

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.