Научная статья на тему 'Изучение нравственного сознания дошкольников'

Изучение нравственного сознания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1097
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СКАЗКИ / НРАВСТВЕННАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна

В статье представлена диагностическая методика «Сказка», разработанная автором и направленная на исследование одного из новообразований дошкольного возраста первых этических инстанций. Ребенку читают сказки, по которым с ним затем проводится беседа. На основании ответов оценивается сформированность представлений о добре, зле, справедливости, коварстве, благородстве и др. Описываются особенности выполнения задания методики нормально развивающимися дошкольниками и детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью и задержкой психического развития). Методика разработана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями» (проект № 10-06-84607а/У).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the moral consciousness of preschool children

The article presents a diagnostic technique "Fairy Tale", elaborated by the author and designed to study one of the key feature of preschool age the first ethical authorities. Children read fairy tales and then are asked several question that serve as a basis for discussion. Responses of children help to understand their notions of good, evil, justice, treachery, nobility, etc. The peculiarities of the assignment procedure for normally developing preschool children and for children with intellectual disabilities are presented.

Текст научной работы на тему «Изучение нравственного сознания дошкольников»

Л. Ф. Фатихова

Изучение нравственного сознания дошкольников

Фатихова Лидия Фаварисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

В статье представлена диагностическая методика «Сказка», разработанная автором и направленная на исследование одного из новообразований дошкольного возраста - первых этических инстанций. Ребенку читают сказки, по которым с ним затем проводится беседа. На основании ответов оценивается сформированность представлений о добре, зле, справедливости, коварстве, благородстве и др. Описываются особенности выполнения задания методики нормально развивающимися дошкольниками и детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью и задержкой психического развития). Методика разработана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями» (проект № 10-06-84607а/У).

Проблема нравственности и нравственного сознания разрабатывается в разных областях научного знания - философии (этике), психологии, педагогике и др. В философии нравственность рассматривается как синоним морали, а нравственное сознание как одна из форм общественного сознания, связанная с регуляцией поведения человека в обществе. В педагогике нравственность выступает объектом воспитания. В психологии, прежде всего зарубежной, нравственное сознание рассматривается как один из компонентов личности и как критерий взросления человека.

Лоренс Колберг выделил шесть эволюционных ступеней нравственного сознания, сгруппировав их в три моральных уровня:

1. Преконвенциональный уровень характеризуется эго-центричностью моральных Л. Колберг суждений. На данном уров-

не поступки оцениваются по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Преконвенциональная мораль включает две стадии: «Ориентация на наказание и покорность» и «Наивно-определяющий гедонизм», т. е. направленность на достижение наслаждения.

2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса и др. Отношение ребенка к нормам данной группы некритично, ребенок принимает их на основе своей идентификации с группой. Конвенциональная мораль характеризуется двумя стадиями: «Мораль сохранения добрых взаимоотношений» и «Мораль поддержания авторитета».

3. Постконвенциональный уровень нравственного развития - это мораль высоких нравственных принципов. Достижение данного уровня возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Это уровень развития личных нравственных принципов, универсальных по содержанию. Постконвенциональная мораль имеет две стадии развития: «Мораль ориентации на общественный договор» и «Мораль индивидуальных принципов совести».

Согласно Л. Колбергу, моральная зрелость полностью может быть достигнута не всеми людьми, имеет связь с уровнем развития интеллекта и возрастом, хотя не имеет жесткой привязки к ним.

М. Блэтт высказал идею о том, что если детей систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственных, они постепенно проникаются

привлекательностью этих суждений, что становится стимулом к развитию следующей ступени их морального сознания. Таким образом, возможно стимулирование уровня моральных суждений у детей.

Л. Колберг и его последователи сделали ряд выводов, касающихся нравственного развития детей:

1) развитие нравственных суждений детей поддается педагогическому воздействию и может быть ускорено;

2) моральная деградация при благоприятных условиях воспитания и социализации становится невозможной;

3) нравственный рост детей обеспечивается наличием ситуаций морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

Существуют и другие зарубежные теории нравственного развития. Так, в основу подхода К. Гиллигана положен принцип заботы о других людях, т. е. способность к эмпатии, а в основе теории морального развития Э. Хиггинса принцип ответственности.

В отечественной психологии интерес к проблеме нравственного развития личности проявляли Л. С. Выготский, В. М. Мясищев, Л. И. Божович, Л. И. Анцыферова и др.

По мнению Л. С. Выготского, социальная среда, предлагая личности идеальные формы (нравственные нормы, принципы, идеалы, традиции, образцы поведения), выступает не только условием, но и источником нравственного развития. Нравственное развитие осуществля-усвоения этих форм.

Согласно Л. И. Божович, у ребенка в процессе усвоения социального опыта возникают личностные образования - сочетания нравственных знаний, чувств, привычек, которые являются основой для дальнейшего нравственного развития личности. Л. И. Божович дает периодизацию развития личности, в основе которой лежит нравственное развитие. В соответствии с этой периодизацией нравственное развитие в дошкольном возрасте характеризуется способностью ребенка следовать правилам, закреплением форм поведения, одобряемых взрослыми, и усвоением идущих от взрослых норм и оценок. У дошкольника также возникают нравственные идеалы,

которые воплощают в себе непосредственные нравственные потребности и стремления ребенка, тем самым придавая им как бы предметный, вещественный характер, что делает эти стремления более осознанными.

На сегодняшний день проблема нравственного развития личности недостаточно разработана - как в психологии развития, так и в специальной психологии, тогда как задача поиска путей формирования нравственности у детей ставится и перед дошкольной и перед коррекционной педагогикой. Постановка задач по формированию нравственного сознания личности требует знания возможностей такого формирования, т. е. исходного и потенциального уровней нравственного развития.

Методика «Сказка» направлена на изучение таких компонентов нравственного сознания дошкольников, как нравственная норма и оценка. Дадим описание методики «Сказка» и особенностей выполнения задания данной методики детьми разных групп: нормально развивающимися дошкольниками, дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) и дошкольниками с умственной отсталостью.

Цель: выявление способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими (животными), умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучение степени сформированности этических инстанций.

Стимульный материал:

1) текст сказки «Волк и заяц»;

2) серия сюжетных картинок к сказке;

3) комплект карточек с изображениями детских лиц с различными эмоциональными состояниями (радости, злости, грусти, сомнения, страха, безразличия).

Ход исследования

Ребенку предъявляется картинка с изображением сюжета сказки «Волк и заяц» и читается текст сказки.

Текст сказки «Волк и заяц»

Попал волк в глубокую яму и не может выбраться, совсем из сил выбился. Пробегал заяц, увидел в яме волка, вытянул его оттуда, а волк говорит:

- Ох и проголодался я, сидя в яме. Вот тебя, заяц, я и съем!

- Я же тебя спас, а ты хочешь меня съесть. Это несправедливо!

- Несправедливо, чтобы волки зайцев не ели.

ется в процессе

?

Л. И. Божович

А в ту пору проходила мимо лиса и говорит:

- А вы жребий бросьте, или вот что - кто первый перепрыгнет яму, тот и прав.

Заяц разбежался и перепрыгнул, а волк прыгнул и плюхнулся в яму.

Затем идет беседа по прослушанной сказке, при этом картинки находится в поле зрения ребенка.

Вопросы:

1. О чем эта сказка?

2. Кто самый главный герой в этой сказке?

3. Какие чувства испытывал заяц, когда совершал свой поступок? Какие чувства испытывал волк? А лиса?

4. Какой герой сказки тебе больше всего понравился? Почему? Кем бы ты хотел быть в этой сказке: волком, лисой или зайцем?

5. Какой герой тебе не понравился? Почему? Как бы ты поступил на его месте?

6. Как ты думаешь, к чему может привести такое поведение волка?

Виды помощи

1. Если ребенок не может ответить на вопросы методики, ему задаются наводящие вопросы.

2. Если ребенок затрудняется в вербализации своих представлений о поступках и чувствах героев, ему предъявляются карточки третьего набора с изображением лиц, выражающих те или иные эмоции, и предлагается указать на карточку с изображением той эмоции, которую, по его мнению, испытывает тот или иной герой сказки.

3. Если ребенок затрудняется в воспроизведении сюжета сказки, экспериментатор напоминает сюжет, указывает на соответствующие сюжетные картинки, после чего снова задает вопросы по содержанию сказки.

Оценка результатов

4 балла (высокий уровень) - ребенок отвечает на вопрос, улавливает скрытый смысл сказки и правильно интерпретирует поступки героев, адекватно определяет чувства, переживаемые ими, способен к адекватной оценке поступков героев.

3 балла (средний уровень) - в ответах ребенка есть неточности, чаще всего ребенок интерпретирует поступки и чувства героев исходя из конкретных ситуаций, пережитых им самим, рассуждениям ребенка присущ инфантилизм.

2 балла (уровень ниже среднего) - ребенок может уловить смысл сказки и назвать некоторые эмоциональные состояния героев сказки при наводящих вопросах и подсказах экспериментатора.

1 балл (низкий уровень) - ребенок не может объяснить поступки героев, правильно подставляет карточки с изображением соответствующих эмоциональных состояний, но не всегда может назвать их.

0 баллов (очень низкий уровень) - ребенок не может выполнить задание, даже если ему помогают, не идентифицирует изображения эмоциональных состояний на картинках с эмоциями героев сказки.

Протокол фиксации результатов исследования по методике «Сказка»

ФИО ребенка:_Возраст: _

Группа:_Дата исследования:_

Вопросы Ответы ребенка Виды и количество помощи

1. О чем эта сказка?

2. Кто самый главный герой в этой сказке?

3. Какие чувства испытывал заяц, когда спас волка? Какие чувства испытывал волк, когда заяц помог ему?

4. Какой характер у волка? зайца? лисы?

5. Какой герой сказки тебе больше всего понравился? Почему? Кем бы ты хотел быть в этой сказке, на чье место встал бы?

6. Какой герой тебе не понравился? Почему? Как бы ты поступил на его месте?

7. Как ты думаешь, захотят ли с волком дружить другие звери? Почему?

Баллы

Нормально развивающиеся дети понимают смысл сказки, могут ее пересказать. В качестве главного героя они выбирают волка, реже - зайца. Дети определяют эмоциональные состояния героев сказки самостоятельно или с помощью карточек, правильно оценивают поступки героев, их роль в событиях; способны к идентификации с героями сказки.

При этом склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки (лисой и зайцем). В рассуждениях дошкольников может присутствовать инфантилизм, склонность интерпретировать поведение героев исходя из собственного опыта.

Дети с ЗПР в целом понимают смысл сказки, называют главным героем зайца или волка, иногда затрудняются в определении главного героя, называя всех трех персонажей. Дети испытывают трудности в определении эмоциональных состояний персонажей сказки, чаще определяя черты характера или поведения, при этом оценка эта достаточно примитивная («хороший», «плохой»). Они могут определять переживания героев при наводящих вопросах (первый вид помощи) и предъявлении портретных картинок (второй вид помощи), но оценка является не очень точной (волк «злой», заяц «добрый», «веселый»). Дети адекватно оценивают героев сказки, порицая поведение волка и одобряя поступок зайца. Большинство дошкольников при идентификации себя с волком отвечают, что они бы не стали есть зайца на месте волка. Они способны спрогнозировать отрицательное отношение к герою в связи с его поведением. Так дети говорят, что с волком дружить не будут, «потому что он злой (сердитый, нехороший)».

Дети с умственной отсталостью не понимают смысл сказки, на вопрос «О чем эта сказка?» называют отдельных героев или действия типа: «спрыгнул в яму», «съел», «прыг», «заяц плачет». Они не способны определить эмоциональные состояния героев сказки даже в условиях предъявления помощи. В оценке поступков и поведения героев дети пользуются понятиями «хороший» и «плохой», не способны к прогнозированию отношения к героям сказки. Дошкольники данной группы не склонны выражать отношение к героям и идентифицировать себя с ними, часто не понимают вопросов: «Какой герой сказки тебе понравился (не понравился)? Почему?», «Кем бы ты хотел быть?», «Как бы ты поступил на его месте?»

Представленная методика может быть использована психологами массовых и специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для выявления уровня развития нравственного сознания, что позволит сформулировать при необходимости задачи психолого-педагогической коррекции и социализации ребенка.■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.