Научная статья на тему 'Нравственные основы права'

Нравственные основы права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3745
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДДЕРЖАНИЯ ЗАМИРЕННОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стамболцян С.А.

В статье автор показывает неразрывную связь права и нравственности. Автор исходит из теории естественного права, обосновывая, что только право, основанное на справедливости, может обеспечить мирное сожительство людей. Чувство справедливости же находится в природе человека. Человек должен повиноваться правовым нормам не только за страх, но и за совесть (убеждение). Именно тогда гарантируется правомерное поведение человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные основы права»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

в-третьих, необходимо обеспечивать государственную, экономическую безопасности РФ, что в свою очередь должно способствовать развитию внутреннего рынка;

в-четвертых, данные ограничения способствуют реализации контроля за соблюдением основ конституционного строя.

Однако при реализации прав на земельный участок на территории РФ данная категория субъектов земельных правоотношений сталкиваются с множествами проблемами, которые требуют своего решения по следующим направлениям:

1. совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере;

2. уменьшение бюрократических «проволочек» в сфере реализации данных прав;

3. усиление надзора за компетентными органами, уполномоченных предоставлять данным категориям лиц земельные участки на территории РФ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации с изм. и доп. на 2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136 - ФЗ // СЗ РФ 2001. № 44. Ст. 4147.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301

4. О государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 // Российская газета. 1993. № 84.

5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

6. Дихтяр А.И., Селифанова С.Ю. Права иностранцев и организаций с иностранным участием на земельные участки // Юридический мир. 2010 № 4. С. 24-28.

7. Земельное право : учебник для СПО / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. — 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 239 с.

8. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику [Электронный ресурс] // Политический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2011. № 71 (07).

9. Мартынов А.С. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3(54). С. 101-108.

© Пономарева Е. В., Шилова А. Д., 2016

УДК 34.01

С.А. Стамболцян

Магистрант юридического факультета НГУ г. Новосибирск, Российская Федерация E-mail: sarkis.stamboltsyan@yandex.ru

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА Аннотация

В статье автор показывает неразрывную связь права и нравственности. Автор исходит из теории естественного права, обосновывая, что только право, основанное на справедливости, может обеспечить мирное сожительство людей. Чувство справедливости же находится в природе человека. Человек должен повиноваться правовым нормам не только за страх, но и за совесть (убеждение). Именно тогда гарантируется

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

правомерное поведение человека в обществе.

Ключевые слова

Право, нравственность, справедливость, общественная правосознания, правомерное поведение,

поддержания замиренной среды.

Слово «нрав» имеет славянское происхождение и в Святой Руси понималось как одна половина человеческого духа, наряду с умом. К нраву относятся такие понятия как любовь, воля, милосердие, страсти, жажда и пр. Нравственность же можно определить как систему ценностей и предписаний, возникающих в обществе, отражающих его интересы и регулирующих отношения как между отдельным человеком и обществом, так и между обществом и государством. Но, чтобы в полностью раскрыть понятия нравственности необходимо уточнить, какие признаки нравственности входят в систему ценностей и предписаний? Нравственность включает в себе систему сознания, чувств, убеждений, принципов, основанную на представлениях общества и индивидов о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном, о совести, о честности, плохом и хорошем.

Для того чтобы найти связь между правом и нравственностью, мы с начала рассмотрим происхождения слово «право». В древнем Риме право получило свое наименование от «справедливости», поэтому еще римский философ Цельс отметил: «право есть наука о добром и справедливом» [1, с. 82]. А выдающий римский юрист, философ Ульпиан излагал основные принципы права следующим образом: быть честным, не делать вред другому, каждому отдавать то, что ему принадлежит.

Представляется, что возникновения нравственных качеств в человеке имеет 2 начала: 1. Человек приобретает его от природы, с момента рождения. В таком контексте нравственность рассматривается как предписания здравого разума, чистое начало человека, стремящиеся к справедливости. Справедливость, по мнению автора, это голос совести, основанное на разуме. Но в течение времени посредством искушений происходит смещения между разумом и человеческой воли, поэтому большинство людей потеряют первоначальные нравственные качества. 2. Посредством общения и воспитаний у человека также образуются нравственные качества, которые дополняют, а иногда и заменяют естественными. При этом нравственные качества, приобретенные посредством общении, могут не совпадать с естественными качествами, но у большинства людей базовые нравственные предписании сохраняются. Они необходимы и человеку и обществу в целом, потому что, без них в обществе доминировало бы состояния войны всех против всех. Только законы, основанные на нравственности (естественному началу), могут предотвратить хаос в обществе, и обеспечить естественное развитие общества на началах равенства, свободы и справедливости.

В законах, имеющих нравственное начало нуждаются и личность, и общество, и власть. Естественными потребностями человека являются: стремление к сохранению жизни, собственности, обеспечение безопасности, свободы и пр. То есть каждый человек в отдельности стремиться достичь такому порядку, таких законах, которые гарантируют обеспечение естественных потребностей человека. Общества нуждается миру, стабильности и благоприятными условиями, для удовлетворения различных потребностей. Но так как в обществе интересы людей не совпадают, и каждый стремиться достичь своей цели игнорирую интересы других, то существует необходимость внешнего регулятора, для обеспечения порядка и стабильности в обществе. Этот «регулятор» должно основаться на следующих принципах носящий нравственный характер:

1)Права и свободы одного человека, не должны нарушать прав и свобод других людей.

2)Проблемы, возникающие между людьми, между человеком и органами власти должны решаться, специально созданными государством органами, и исключительно на справедливых основаниях.

3) Каждый человек причиняющий вред другому человеку, обществу либо государству или иным образом способствовал причинению ущерба этим субъектом, должен претерпеть неблагоприятные последствия определяющий государством на основании разумности и справедливости.

4) Государства должна запрещать всякая пропаганда в обществе, которая противоречит нравственности, мира, социальными ценностями общества. Необходимо строго запрещать пропаганда сатанизма, шовинизма, расизма, оправдательные речи в пользу однополых браков и других видов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

извращений, а пропагандисты должны наказываться. Такие пропаганды не только способствуют разрушению целостности общества, но и оказывают крайне вредные воздействие на общественное сознание, меняя в сознании людей представления о добре и зле, о хорошем и плохом. Это в свое очередь может привести к извращению нравственности в общественном сознании.

Цель государственной власти - создать государство, имеющее сильную армию, стабильную и развитую экономику, такую систему органов власти, которые могут обеспечить общественный порядок, безопасность личности, общества и страны. Для достижения данной цели необходимы хорошие законы. Законы, противные нравственному могут оказаться вредными не только для личности и общества, но и для самого государя. Таким образом, хорошие законы укрепляют опору государя, повышают его авторитет в обществе. Одним из важных задач государства является обеспечение прогресса науки и повышения общественного правосознания. Именно прогресс в этих сферах способствует к улучшению качества законов, развития экономики, культуры, техники, технологии и пр. Но лишь люди, обладающими высокими нравственными качествами могут способствовать развитию государства.

Так как некоторые нравственные качества людей полезны обществу, государство должно их поддерживать. Такими качествами являются: честность, доброжелательность, искренность, трудолюбие, целенаправленность и др. Но аморальные качества человека может очень плохо влиять на общество и государство. Например, жадные правители вместо того, чтобы способствовать развитию страны, грабят ее ресурсы, и обогащают собственные карманы. Их жадность иногда доходит до такой степени, что вопреки требованиям законов и нравственности, они действуют преступно, создавая свои банды во всех областях промышленности. Также очень вредным качеством является корыстность. Особенно, если такие люди сидят в высоких государственных должностях, то государство в беде. Убежденности у таких людей извращены. Такие люди действуют не за идеи, преследующие благие цели для общества, а лишь в собственных интересах. В результате народ остается сиротой.

Из вышесказанного следует, что для государственной деятельности пригодны, только лица, обладающими высокими нравственными качествами.

На сегодняшний день большинство международных универсальных договоров имеют нравственную основу. Нравственную основу имеет также Конституция РФ. Этому посвящена целая глава - «Права и свободы человека и гражданина». Также большинство кодексов содержат в себе принципы, в которых также присутствует нравственное начало. По мнению известного российского философа Ивана Александровича Ильина, правильные отношение между правом и моралью существует тогда, когда право, не выходя из своих пределов, согласуется по существу с требованиями морали и является для нее подготовительной ступенью и поддержкою; а мораль, со своей стороны, служа для права высшим мерилом и руководителем, придает правовым велениям то глубокое значение и ту обязательную силу, которая присуща нормам морали [2, с. 76]. Несмотря на это, нельзя отождествлять право и нравственность. Целю право это укрепление стабильности и правопорядка в обществе. А цель морали - воспитание доброго и справедливого человека, относящимся к другим людям как самому себя. Но в праве и морали присутствуют общей цель - основания и поддержания «замиренной среды».

Если делать сравнения между правом, нравственностью и золотым законом, то принципами нравственности соответствует положительная форма золотого закона, направляющий человеку на действия (любить ближнему, помогать бедным), а правовым принципам присуще отрицательная форма золотого закона (не делай другим того, чего не хочешь чтобы тебе делали), устанавливающий запрет. Но присутствуют некоторые правовые нормы, вообще не имеющиеся отношения к нравственности. Например, законы устанавливающие процессы выполнения тех или иных действий, или определяющие процедура выборов и т.д. Но в целом можно сказать, что нравственность при образовании и развитии права играет огромную роль. Элементы нравственности присутствуют в современном праве, и именно она наряду с правом обеспечивает правомерное поведение человека в обществе.

Список использованной литературы: 1. Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т. I. - 2-е изд., испр. - М.: Статут, 2008. - 584 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

2. Ильин И.А. Собрание сочинений. Конец 1930 г. -КНИГА. 1994 г.

начало 1951 г. Цюрих. Том 4. Москва. РУССКАЯ

© Стамболцян С.А., 2016

УДК 323.31 (470.40)

Федосеев Роман Васильевич

канд. ист. наук, доцент СВИ (г. Саранск) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Саранск, РФ Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск, РФ

e-mail: fedoseevrv@gmail.com

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ДВОРЯНСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ

РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье прослеживаются основные изменения, произошедшие в правовом статусе высшего сословия во второй половине XIX века. Отмечены права и привилегии, которые дворянством были утрачены. Рассмотрены особенности правового статуса дворянства в пореформенный период.

Ключевые слова

Дворянство, привилегии, правовой статус, сословие, уезд, имение, земства.

Несмотря на то, что Жалованная грамота 1785 г. в общих ее чертах сохранила свое действие до 1917 г. в эпоху освобождения крестьян дворянство стало шаг за шагом терять свои сословные привилегии, сближаясь с другими сословиями по своему правовому статусу.

Первый и самый значимый шаг в этом направлении был сделан Манифестом 19 февраля 1861 г. [6], который уничтожил крепостное право и одновременно лишил дворянское сословие самой важной его привилегии - владения крепостными.

В результате реформы полиции 1862 г. [2] дворяне лишились права выбирать земских исправников, вместо которых стали назначаться начальники уездной полиции. Это привело к тому, что дворянство не могло оказывать прежнего влияния на полицию уезда посредством избиравшихся дворянством заседателей полицейских управлений [13, с. 664].

По указу 17 апреля 1863 г. [8] телесные наказания за преступления были отменены, что сделало свободу дворянства от телесных наказаний не привилегией, а общим правом.

С вступлением в силу Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г. [10] дворянство потеряло право на самостоятельное формирование земств. Полномочия земств были переданы в руки всего местного населения соответствующей губернии или уезда, без различия сословий, но удовлетворявших целому ряду имущественных цензов [10, Ст. 23, с. 4]. До введения земств только дворянство имело свои сословные организации на уровне уезда и губернии - дворянские уездные и губернские собрания. Положение 1864 г. дало право образовывать такие же организации, но всесословного характера - земские уездные и губернские собрания [13, с. 671].

Согласно Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г. [11] упразднялись уездные суды и Палаты уголовного и гражданского судов, взамен учреждались окружные суды и Судебные Палаты, члены которых назначались правительством. В связи с этим дворянское сословие лишилось права избирать председателей и членов суда, все сословные суды были отменены, а сама судебная система сделалась всесословной [13, с. 665].

Городовое Положение 1870 г. [3] допустило все сословия к участию в управлении городским

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.