Научная статья на тему 'Эволюция сословных прав и привилегий дворянского сословия в России в XVIII - XIX вв'

Эволюция сословных прав и привилегий дворянского сословия в России в XVIII - XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7786
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВИЛЕГИИ / ДВОРЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СЛУЖБА / ИМЕНИЕ / ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федосеев Роман Васильевич

В статье рассматриваются основные этапы эволюции сословных прав и привилегий дворянского сословия в России в XVIII-XIX вв. Отмечены те права, благодаря которым дворянство можно было назвать привилегированным сословием. Указано, что в эпоху освобождения крестьян дворянство стало шаг за шагом терять свои сословные привилегии, сближаясь с другими сословиями по своему правовому статусу. Рассмотрены особенности правового статуса дворянства в пореформенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федосеев Роман Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция сословных прав и привилегий дворянского сословия в России в XVIII - XIX вв»

УДК 323.31(470.40./43)

Федосеев Роман Васильевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права Мордовского гуманитарного института [email protected] Roman V. Fedoseev

candidate of historical sciences, associate Professor of the Department of theory and history of state and law of the Mordovian humanitarian Institute [email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ СОСЛОВНЫХ ПРАВ И ПРИВИЛЕГИЙ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ В XVIII - XIX ВВ.

EVOLUTION OF CLASS RIGHTS AND PRIVILEGES OF THE NOBILITY IN RUSSIA IN XVIII - XIX CENTURIES

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы эволюции сословных прав и привилегий дворянского сословия в России в XVIII - XIX вв. Отмечены те права, благодаря которым дворянство можно было назвать привилегированным сословием. Указано, что в эпоху освобождения крестьян дворянство стало шаг за шагом терять свои сословные привилегии, сближаясь с другими сословиями по своему правовому статусу. Рассмотрены особенности правового статуса дворянства в пореформенный период.

Ключевые слова: Привилегии, дворянское сословие, корпоративная организация, правовой статус, служба, имение, Жалованная грамота.

Annotation. The article considers the main stages of the evolution of class rights and privileges of the nobility in Russia in the XVIII - XIX centuries. Marked those rights, which the nobility could be called the privileged class. Provided that in the era of the liberation of the peasants the nobility was step by step losing their class privileges, bonding with other classes by its legal status. Peculiarities of legal status of the nobility in post-reform period.

Keywords: Privileges, the nobility, corporate organization, legal status, service, estate, Charter.

В исследуемый период дворянство являлось самым привилегированным сословием страны. Привилегии высшего сословия сформировались в течение довольно длительного периода и так же постепенно многие из них ими были утрачены. Не ставя перед собой цели подробным образом осветить все элементы правового статуса дворянства, тем более что это уже сделали многие известные исследователи [4; 5], мы лишь попробуем изложить основные узловые моменты правосубъектности господствующего сословия, а так же этапы его становления.

Являясь высшим сословием страны, дворянство долгое время не БЫЛО сословием привилегированным. Гражданские права у него были такие же, как и у других сословий: владение землей, крестьянами, недвижимыми имениями. Кроме того на дворянстве долгое время лежала обязанность нести обязательную службу, что уравновешивало все его привилегии. Как метко заметил М. Т. Яблочков: «только во имя службы дворянство и получало свои привилегии... на одной чашке государственных весов лежали его права, на другой - обязанности», при этом пока существовала обязанность служить, «весы находились в равновесии» [16, с. 502]. Начиная с середины XVIII в. чаша с правами дворян постепенно начала перевешивать. В 1746 г. при Императрице Елизавете Петровне дворянство получило исключительное право на владение крепостными. Указ Сената от 10 марта был обращен ко всем подданным «кои не из дворянства, и сами в подушном окладе состоят. им людей и крестьян с землями, и без земель, покупать во всем Государстве запретить» [11, с.523-528]. В 1762 г. последовал Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству», который снял с дворянства обязанность служить, закрепив право «службу продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им дозволит», а так же установив что «никто уже из Дворян Российских неволею службу продолжать не будет» [8, с.912-915]. Таким образом, у дворянства помимо привилегий в сфере собственности появилась еще и важная личная привилегия. При этом в ракурсе исследования дворянского хозяйства этот правовой акт имел достаточно большое значение, дело в том, что именно освобождение от обязанности служить явилось стимулом для массового переселения дворянства в свои родовые имения. Как отмечает В. П. Семенов: «с этого времени и начинается развитие и устройство дворянского сословия в его поместном значении» [14, с.6].

Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству Екатерины II принятая в 1785 г. [3] впервые в одном законодательном акте кодифицировала права, полученные высшим сословием ранее. Грамотой были подтверждены и введены новые личные права, впервые у дворянства появилась возможность формировать губернские дворянские общества и губернское дворянское собрание, в ней детально прописывались права вновь созданной корпоративной организации, там же излагались правила составления и ведения дворянских родословных книг, а так же перечислялись доказательства благородства. Как отметил А. П. Корелин: «из нее выходило все дальнейшее законодательство по данному вопросу, внося лишь отдельные поправки и дополнения, вызывавшиеся потребностями времени» [4, с.23]. В статье первой Грамоты содержалось определение дворянства: «дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличавших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное» [3, с. 347]. С этого момента дворянство окончательно становится привилегированным сословием, получив такой набор прав, который другим сословиям даже и не снился или как отметил М. Т. Яблочков: «права всех сословий были стеснены, чтобы расширить права дворянства» [16, с. 502]. При

этом основные положения Грамоты сохраняли свою силу и значимость вплоть до революции 1917 г.

Таким образом, к концу XVIII в. дворянство получает максимальный набор привилегий: исключительное право владеть крепостными и населенными имениями, служить или не служить по своему желанию, поступать на службу в иностранные государства. Они были освобождены от «личных податей», от телесных наказаний, не могли быть лишены дворянства, чести, жизни и имущества не иначе, как за преступления по суду «равных себе» и с «Высочайшего утверждения». Так же дворянство имело собственную корпоративную организацию, правда, подобные организации имели почти все сословия, но у дворянской корпорации имелся целый ряд преимуществ перед другими. Так, дворянское собрание собиралось в пределах всей губернии или уезда, тогда как городские общества ограничивались пределами соответствующего города, сельские - волости или села. Кроме того, дворянские корпорации обладали большим объемом прав, чем организации других сословий, например, представители высшего сословия избирали не только должностных лиц своей корпорации, но и формировали полицию и судебную систему, чем непосредственно влияли на земства. Дворянство имело влияние и на финансовые дела земств, занимаясь распределением земских повинностей для всех сословий, контролировали рекрутские наборы, надзирали за тюрьмами и т.д. [16, с.503-504].

Несмотря на то, что Жалованная грамота 1785 г. в общих ее чертах сохранила свое действие до 1917 г. в эпоху освобождения крестьян дворянство стало шаг за шагом терять свои сословные привилегии, сближаясь с другими сословиями по своему правовому статусу.

Первый и самый значимый шаг в этом направлении был сделан Манифестом 19 февраля 1861 г. [7], который уничтожил крепостное право и одновременно лишил дворянское сословие самой важной его привилегии -владения крепостными.

В результате реформы полиции 1862 г. [1] дворяне лишились права выбирать земских исправников, вместо которых стали назначаться начальники уездной полиции. Это привело к тому, что дворянство не могло оказывать прежнего влияния на полицию уезда посредством избиравшихся дворянством заседателей полицейских управлений [16, с.664].

По Указу 17 апреля 1863 г. [10] телесные наказания за преступления были отменены, что сделало свободу дворянства от телесных наказаний не привилегией, а общим правом.

С вступлением в силу Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г. [13] дворянство потеряло право на самостоятельное формирование земств. Полномочия земств были переданы в руки всего местного населения соответствующей губернии или уезда, без различия сословий, но удовлетворявших целому ряду имущественных цензов [13, ст.23]. До введения земств только дворянство имело свои сословные организации на уровне уезда и губернии - дворянские уездные и губернские

собрания. Положение 1864 г. дало право образовывать такие же организации всесословного характера - земские уездные и губернские собрания [16, с.671].

Согласно Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г. [15] упразднялись уездные суды и Палаты уголовного и гражданского судов, взамен учреждались окружные суды и Судебные Палаты, члены которых назначались правительством. В связи с этим дворянское сословие лишилось права избирать председателей и членов суда, все сословные суды были отменены, а сама судебная система сделалась всесословной [16, с.665].

Городовое Положение 1870 г. [2] допустило все сословия к участию в управлении городским хозяйством, как отмечает М. Т. Яблочков: «не оставив даже и последнего следа сословных различий» [16, с. 669], которые прослеживались в Положении о губернских и уездных земских учреждениях1864 г.

Манифестом о введении всеобщей воинской повинности от 1 января 1874 г. была ликвидирована еще одна важная дворянская привилегия. До этого воинскую повинность несли только мещане и крестьяне, что «не согласовывалось с современными условиями государственного быта и не удовлетворяло настоящим военным требованиям» [6, с. 1-2]. Все молодые люди, достигшие 21 летнего возраста, без различия сословий призывались на военную службу, а льготы, по образованию и семейному положению, предоставлявшиеся при этом так же были распространены на все сословия. Кроме того дворянские кадетские корпуса, предназначенные для обучения только дворян, были преобразованы в военные гимназии и стали доступны для лиц всех сословий [16, с.671].

В то же время, дворянство и после реформ Александра II продолжало обладать рядом привилегий. Правда, почти все они были связаны с деятельностью дворянской корпоративной организации. Например, должность уездного предводителя дворянства включала в себя так же обязанности по председательствованию во всех уездных сословных учреждениях: в избирательном съезде землевладельцев по выборам гласных, в уездном земском собрании, в тюремном комитете, в уездном присутствии по крестьянским делам, в уездном воинском присутствии, в уездном училищном совете, а так же в комиссии по оценке земли, подлежащей обязательному отчуждению. Губернский предводитель дворянства участвовал в деятельности тех же губернских учреждений, в некоторых из них в качестве председателя, а в других в качестве члена. Дворянство сохранило так же право участвовать в губернских и уездных дворянских собраниях. Однако деятельность собраний после судебной реформы и реформы полиции ограничивалась делами только своего сословия: выборы уездных и губернских предводителей дворянства, депутатов и секретарей собраний, заседателей дворянских опек и посредников «полюбовного размежевания» [16, с.674-675]. Кроме этого за дворянским сословием сохранились и некоторые личные права. Так, дворяне имели право, с разрешения правительства, поступать на службу в союзные европейские государства, а так же выезжать в «чужие края» по специальным паспортам [3, ст. 19]. Дворяне, не находящиеся на службе, имели право носить мундир той

губернии, где они имели поместье или где были записаны в родословную книгу [9]. Наконец, поместные дворяне могли придавать своим имениям временно-заповедный статус [12], чего так же не могли делать лица других сословий.

Таким образом, и во второй половине XIX века дворянство продолжало оставаться наиболее привилегированным сословием. В то же время, личные преимущества дворянства, а так же преференции в экономической и политической сфере, сформировавшиеся на протяжении XVIII - первой половины XIX вв., в пореформенный период стали постепенно упраздняться. Высшее сословие за шагом стало утрачивать свои привилегии, сближаясь в правовом положении с другими сословиями, что, впрочем, происходило в общем русле общественного развития России.

Литература:

1. Временные Правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых: Указ от 25.12.1862 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П). Т. XXXVII. № 39087.

2. Городовое Положение: Указ от 16.06.1870 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П). Т. XLV. № 48498.

3. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства от 21. 04. 1785 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (ПСЗН). Т. XXII. № 16187.

4. Корелин А. П. Дворянство в пореформенной России. 1861 - 1904 гг. Состав, численность, корпоративные организации. - М., 1979.

5. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XXв.). Т.1. СПб., 2000.

6. О введении всеобщей воинской повинности: Манифест от 01. 01. 1874 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П). Т. ШХ. № 52982.

7. О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта: Манифест от 19.02. 1861 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П). Т. XXXVI. № 36650.

8. О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству: манифест от 18.02. 1762 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. (ПСЗП). Т. XV. № 11444.

9. О дворянских Губернских мундирах: Указ от 01.05. 1832 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П). Т. VII. № 5316.

10. О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных: Указ от 17.04. 1863 г. // Собрание второе. (ПСЗ-II). Т. XXXVIII. № 39504.

11. О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян: Указ Сената от 14.03. 1746 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. (ПСЗН). Т. XII. № 9267.

12. Положение о временно-заповедных имениях от 25.05.1899 г. // Собрание третье. (ПСЗ-Ш). Т. XIX. № 16949.

13. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Указ от 01.01. 1864 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П). Т. XXXIX. № 40457.

14. Семенов Н. П. Наше дворянство. СПб., 1898.

15. Учреждение судебных установлений: Указ от 20.11. 1864 г. // Собрание второе. (ПСЗ-П).Т. XXXIX. № 41475.

16. Яблочков М. Т. История дворянского сословия в России. - СПб., 1876.

Literature:

1. Temporary Rules about the structure of the police in the cities and counties of the provinces, as a General institution managed: the Decree of 25.12.1862 G. // Collection two. (CCL-II). T. XXXVII. No. 39087.

2. City regulations: the Decree of16.06.1870 G. // Collection two. (CCL-II). T. XLV. No. 48498.

3. The Charter on the rights, liberties and advantages of noble Russian Nobility 21. 04. 1785 // Complete collection of laws of the Russian Empire. The meeting first. (HPI-I). T. XXII. No. 16187.

4. Korelin A. P. Nobility in post-reform Russia. 1861 - 1904 Composition, size, organisation. - M., 1979.

5. Mironov B. N. Social history of the Russian Empire (XVIII - beginning of XX century). Vol. 1. - SPb, 2000.

6. The introduction of universal conscription: a Manifesto from 01. 01. 1874 // the second Meeting. (CCL-II). T. XLIX. No. 52982.

7. Oh most gracious talent to serfpeople of the rights offree rural inhabitants, and their way of life: a Manifesto from 19.02. 1861 // the second Meeting. (CCL-II). T. XXXVI. No. 36650.

8. Granting the freedoms and liberties to the Russian Nobility: a Manifesto from 18.02. 1762 // Complete collection of laws of the Russian Empire. The meeting first. (HPI-I). T. XV. No. 11444.

9. On the uniforms of Provincial noble: a Decree from 01.05. 1832 // the second Meeting. (CCL-II). T. VII. No. 5316.

10. About some changes in the current system of criminal and correctional punishments: the Decree of17.04. 1863 // the second Meeting. (CCL-II). T. XXXVIII. No. 39504.

11. About apocope merchants and other commoners, consisting poduska salaried people and peasants: the Decree of the Senate from 14.03. 1746 // Complete collection of laws of the Russian Empire. The meeting first. (HPI-I). T. XII. No. 9267.

12. The situation of temporarily protected the estates from 25.05.1899 G. // third Meeting. (EI-III). T. XIX. No. 16949.

13. The Statute on provincial and district Zemstvo institutions: the Decree of 01.01. 1864 //Meeting the second. (CCL-II). T. XXXIX. No. 40457.

14. Semenov N. P. Our nobility. SPb., 1898.

15. The establishment of judicial regulation: the Decree of 20.11. 1864 // Meeting the second. (CCL-II).T. XXXIX. No. 41475.

16. Yablochkov M. T. History of the nobility in Russia. - SPb., 1876.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.