Ш. Ф. Файзиев
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДОСУДЕБНОЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Рассмотрены нравственные аспекты производства уголовного дела на досудебной стадии уголовного процесса, проанализированы вопросы недопустимых и незаконных методов осуществления следственных и процессуальных действий.
К л ю ч е в ы е с л о в а: нравственные начала, уважение чести и достоинства, права и свободы человека, недопустимые методы следствия.
This article describes the moral aspects of the pretrial stage of the criminal procedure, analized illegal and unacceptable methods of investigate and process of activity.
K e y w o r d s: moral principles, respect for the dignity, human rights and freedoms, illegal methods of investigation.
Установленные Конституцией Республики Узбекистан принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой правового регулирования статуса человека и гражданина в других законодательных актах государства. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной чертой политики государства, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и его правовой защиты от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей - добра, справедливости, совести, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.
В словаре русского языка С. И. Ожегова даны следующие определения: «честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство - совокупность высоких моральных качеств в самом себе»1. Однако эти определения весьма условны. Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. Являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под этими определениями, в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.
Будучи включенными в сферу уголовного судопроизводства и приобретая, в силу этого юридическое содержание, указанные категории выступают в качестве
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1997.
© Файзиев Ш. Ф., 2015
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
141
Нравственные начала предварительного расследования
нравственных критериев допустимого и недопустимого при применении процессуального принуждения. В частности, это означает обязанность должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, в ходе общения с иными участниками уголовного процесса соблюдать принятые в обществе правовые нравственные и религиозные нормы.
В настоящее время тема нравственности очень актуальна, свидетельством тому являются многочисленные диссертационные исследования, 10 из которых посвящены проблемам нравственных начал уголовного судопроизводства2.
Изучение и анализ истоков нравственных основ уголовного процесса свидетельствует, что данный институт берет свое начало с Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Так, нравственные начала судебного преследования были заложены в первой статье общих положений Устава уголовного судопроизводства, в которой говорилось о том, что «никто не может подлежать судебному преследованию за преступление или проступок, не быв привлечен к ответственности в порядке, определенном правилами сего Устава» 3.
Необходимость соблюдения нравственности в уголовном процессе проходит красной нитью по всему УПК РФ и возведена до уровня принципа. Так, ст. 9 УПК РФ, именуемая «Уважение чести и достоинства личности», гарантирует, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Установлено также, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
По законодательству Республики Узбекистан центральной нравственной гарантией уголовного процесса является также принцип уважения чести и достоинства личности, закрепленный в ст. 17 УПК Республики Узбекистан, в основе которого лежат закрепленные нормами международного и национального права неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, порядок реализации которых конкретизирован применительно к уголовному судопроизводству нормами Уголовно-процессуального кодекса. В отличие от российского варианта узбекская модель принципа объединила в себе несколько основополагающих гарантий неприкосновенности личности. Первое положение отличается от российской нормы, возлагая адресную обязанность на судью, прокурора, следователя и дознавателя уважать честь и достоинство участвующих в деле лиц. Недопустимость пыток, насилия, другого жестокого или унижающего честь и достоинство человека обращения гарантирована в обоих законодательствах практически идентичным образом. Однако в ч. 3 рассматриваемой статьи УПК Республики Узбекистан дополнительно предусмотрен запрет действий и решений, которые приводят к распространению сведений об обстоятельствах личной жизни человека. Данная гарантия не напрямую предусмотрена в ст. 13 УПК РФ «Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», хотя в ней речь идет не о запрете распространения сведений об обстоятельствах личной жизни, а об ограничении права гражданина на тайну переписки т.д.
2 URL: http://www.rsl.ru
3 Шурухнов Н. Г. Нравственные и религиозные начала норм, регулировавших следствие по УУС 1864 года // Уголовное судопроизводство. 2014. № 3. С. 10-14.
142
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Ш. Ф. Файзиев
Однако представляется, что и российское, и узбекское законодательство устанавливают единый подход к нерушимости чести и достоинства личности в уголовном процессе.
В частности, согласно положениям принципа уважения чести и достоинства личности (в УПК РФ и УПК Республики Узбекистан) в ходе производства уголовного дела запрещается:
1. Осуществление действий и принятие решений, унижающих честь и достоинство участников уголовного процесса. Унижение человеческого достоинства - это обращение и наказание такого рода, которые направлены на то, чтобы вызвать у человека чувство страха, подавленности и неполноценности, обидеть, унизить или сломить волю человека, причиняя ему таким образом нравственные страдания.
2. Обращение с участниками уголовного судопроизводства, унижающее их человеческое достоинство, приводящее к распространению сведений об обстоятельствах их личной жизни либо создающее опасность для их жизни и здоровья. В целях предотвращения унижения чести и достоинства запрещается производство следственных действий в ночное время, кроме случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, действий, связанных с обнажением тела человека в присутствии лиц другого пола (за исключением медицинских работников), разглашение выявленных при расследовании и судебном рассмотрении уголовного дела обстоятельств частной жизни граждан, их личных и семейных тайн. При производстве следственных и судебных действий не допускаются действия, опасные для здоровья участвующих в них лиц, в частности при проведении следственного эксперимента. Данная норма предусматривает также недопустимость испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных и заключенных под стражу.
3. Применение к участникам процесса насилия, пыток, другого жестокого или унижающего достоинство обращения. Крайней формой умаления чести и достоинства является пытка. Под пыткой в уголовном процессе понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний. Так, ст. 235 УК Республики Узбекистан запрещает применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Совершение подобных действий дознавателем, следователем, прокурором или другим работником правоохранительного органа, учреждения по исполнению наказания влекут соответствующую уголовную ответственность.
Недопустимость применения пыток и других видов обращения, унижающих достоинство личности, закреплена также в Законе Республики Узбекистан «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу».
Принцип уважения чести и достоинства проявляется и конкретизируется в процессуальных нормах, регулирующих производство по делу на всех стадиях уголовного процесса. Так, в соответствии со ст. 88 УПК при доказывании запрещается:
1) совершать действия, опасные для жизни и здоровья лиц или унижающие их честь и достоинство;
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
143
Нравственные начала предварительного расследования
2) домогаться показаний, объяснений, заключений, выполнения экспериментальных действий, изготовления и выдачи документов или предметов путем насилия, угроз, обмана и иных незаконных мер;
3) производить следственные действия в ночное время, т.е. с 22-00 до 6-00 часов, за исключением случаев, когда это необходимо, чтобы пресечь готовящееся или совершаемое преступление, предупредить возможную утрату следов преступления или побег подозреваемого, воспроизвести обстановку исследуемого события при проведении эксперимента.
В целях обеспечения принципа уважения чести и достоинства личности дознавателю, следователю, прокурору, судье и иным лицам, кроме врачей, участвующих в деле в качестве специалистов или экспертов, запрещается присутствовать при обнажении лица другого пола в связи с выполнением следственного или судебного действия.
Дознаватель, следователь, прокурор, судья обязаны принять меры к неразглашению выявленных при расследовании и судебном разбирательстве сведений о личной жизни подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего и других лиц. Для этого круг лиц, присутствующих при производстве следственного или судебного действия, в ходе которого могут быть выявлены такие сведения, ограничивается, а присутствующие предупреждаются об ответственности за их разглашение.
Справедливо мнение И. Г. Субботиной о том, что нормы, необоснованно ущемляющие или ограничивающие права личности в уголовном судопроизводстве, рассматривались в общественном сознании противоречащими нравственным требованиям, а Конституционным Судом РФ признавались не соответствующими Конституции РФ, что исключало их дальнейшее применение4.
В свою очередь К. Б. Червонцева обращает внимание на нравственные основы судебно-экспертной деятельности и отмечает недопустимость ставить под угрозу здоровье лица, подвергаемого экспертному исследованию, необоснованно причиняют ему физические и нравственные страдания5.
Процессуальной гарантией указанного утверждения является ст. 181 УПК Республики Узбекистан, определяющая пределы принуждения при производстве экспертизы, в соответствии с которой принудительное использование сложных методов медицинского исследования, а также методов, связанных с сильными болевыми ощущениями, допускается только с согласия лица, подвергнутого экспертизе, а если оно не достигло 16-летнего возраста или страдает психической болезнью, то с согласия его законного представителя, опекуна или попечителя.
Таким образом, нравственные начала уголовного судопроизводства непосредственно направлены на обеспечение прав личности в досудебном производстве и требуют особого внимания, поскольку результаты расследования используются в судебном разбирательстве и способны оказать существенное влияние на принятие судом решения по делу и, соответственно, на важнейшие интересы
4 См.: Субботина И. Г. Нравственные начала предварительного расследования : на основе сравнительного анализа УПК РСФСР и УПК РФ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2002.
5 См.: Червонцева К. Б. Нравственные основы судебно-экспертной деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. См.: также: Ачилов С. М. Нравственные основы стадии предварительного следствия // Обзор законодательства Узбекистана. 2014. № 1/2. С. 45-48.
144
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Ш. Ф. Файзиев
участников процесса. На данном этапе уголовного судопроизводства отношения государства и личности (в лице обвиняемого и подозреваемого) сопровождаются интенсивным принудительным воздействием со стороны первого.
Именно ввиду этого особую значимость приобретают гарантии уважения чести и достоинства личности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, являющиеся правовыми средствами, обеспечивающими реализацию прав данных участников уголовного судопроизводства, их защиту и восстановление в случае нарушения.
Файзиев Шохруд Фармонович,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник, соискатель Ташкентского государственного юридического университета
E-mail: [email protected]
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
145