Научная статья на тему 'Нравственные ориентиры журналистики в современном информационном пространстве'

Нравственные ориентиры журналистики в современном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
299
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / MASS MEDIA / CULTURAL ELITE / MORAL VALUES / AESTHETIC EDUCATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рассадина Александра Анатольевна

Статья посвящена проблеме влияния современных СМИ и Интернета на воспитание современной молодежи. Рассматривается взаимосвязь технологических и социальных процессов, происходящих в информационной сфере. Анализируются нравственные и этические стороны, предлагаемые сегодняшнему потребителю контента. Выявляются причины современных проблем в воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral identities for journalism in the information space

The article is devoted to the way modern youth is influenced and educated by media and the Internet nowadays. The article overviews interrelation of technological and social processes occurring in the information sphere. And analyzes moral and ethical aspects offered to today’s content consumer. The causes of contemporary problems in the education of youth are revealed within.

Текст научной работы на тему «Нравственные ориентиры журналистики в современном информационном пространстве»

А.А. Рассадина

Нравственные ориентиры журналистики в современном информационном пространстве

Статья посвящена проблеме влияния современных СМИ и Интернета на воспитание современной молодежи. Рассматривается взаимосвязь технологических и социальных процессов, происходящих в информационной сфере. Анализируются нравственные и этические стороны, предлагаемые сегодняшнему потребителю контента. Выявляются причины современных проблем в воспитании молодежи.

Ключевые слова: СМИ, культурная элита, нравственные ценности, эстетическое воспитание, информация.

В наше время для большинства людей СМИ являются «главенствующим источником информации и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением, способным оказывать влияние практически на все сферы жизни общества»1, в том числе и на повседневную культурную деятельность человека. В качестве такого посредника ранее выступала интеллектуальная элита общества, которая через систему общественного воспитания формировала утверждения высоконравственных образцов человеческого поведения. Сегодня культурная элита заметно утрачивает свое высокое предназначение в социальной иерархии. Отчасти это проявляется в снижении интереса широких кругов к литературе, классической музыке, театральным постановкам, выставкам, музейным экспозициям и, как следствие, потере влияния элиты на заинтересованную и подготовленную публику2.

Во многом поэтому в СМИ сейчас сложно обнаружить сформировавшуюся политику производства программ эстетической

© Рассадина А.А., 2017

направленности. Основная задача - заработать высокие рейтинги, уделяя больше внимания коммерчески выгодным, т. е. развлекательным контентам, где достаточно сложно создать окупаемый «продукт», который мог бы совмещать в себе коммерческую и эстетическую составляющие.

В числе основных социальных причин следует назвать несомненный кризис в самой интеллектуальной элите, проявляющийся в личностном усреднении общества, приводящий к засилью массовой культуры, образцы которой легки для восприятия, направлены, в основном, на эксплуатацию человеческих эмоций, отвлекают от истинных современных проблем. Напротив, «высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее создатели ориентировались на запросы интеллектуально развитой публики, которая соответствующе воспитывалась с детства»3. По мнению социологов и культурологов, компоненты высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с «усредненным» уровнем развития вкусов и образования4.

Поэтому наибольшим спросом в контенте пользуется развлекательная составляющая. Большинство социальных сетей и СМИ предлагают своим потребителям ненавязчивый, однобокий развлекательный контент, в котором проявляются следующие основные черты: «эклектичность (безвкусное сочетание разных стилей), претенциозность (стремление выдать дешевое за дорогое, чувственное за возвышенное, публичное за интимное), псевдодемократичность (показная простота, назойливость, эмоциональная перенасыщенность), эротичность (явная или скрытая), постоянный интерес к "запретным" темам»5. Именно это на сегодняшний день и представляет собой основу для формирования внутреннего мира современного человека, его эстетического развития, художественных предпочтений, стереотипов, ценностных ориентаций и культурных установок.

Не имея необходимых представлений о фундаментальных нравственных ценностях, будучи неподготовленными к нравственной и эстетической оценке событий, наши современники вынуждены «погружаться» в спорные информационные потоки, предпочитая из них наиболее легкие для восприятия (паблики с мемами, музыку, кино, спорт). Все это особенно опасно потому, что формирует в молодежной среде специфические эстетические вкусы, которые в процессе взросления несут угрозу закрепления их в структуре личности, соединяясь с ее ведущими мотивами6.

Что сейчас предлагают нам популярные источники информации? СМИ, в том числе Интернет, стали генератором пропаганды

90

А.А. Рассадина

насилия, навязывания образцов для деструктивного поведения, низкосортного юмора, глумления над религиозными ценностями и порицания патриотизма. Широкое потребление подобного контента во многом объясняется изменениями в социальном статусе молодежи. Речь идет о широкой вовлеченности в образовательный процесс, в который зачастую заложена нравственная оценка общественных процессов; стремление молодежи в качестве самоутверждения обозначить свое участие в общественной жизни без должного критического понимания современных событий; поверхностное стремление активно участвовать в массовых «неоднозначных» с точки зрения рассматриваемой темы выступлениях и фактическое отстранение от многообразных реальных видов социальной деятельности; потребность в изменении к лучшему окружающей действительности и очевидная пассивность в поиске и реализации прогрессивных идей.

Безусловно, что процесс утверждения нравственных ориентиров в обществе, особенно среди молодежи, явление комплексное. Оно должно быть управляемым, не впрямую, теми или иными формами диктата, а путем создания благоприятных условий для утверждения позитивных начал нравственного воспитания. Несомненно, значительная роль подобной деятельности должна принадлежать государству и авторитетным общественным институтам. Огромное значение имеет подготовка квалифицированного и духовно-нравственного журналистского корпуса, именно его деятельность способна переломить складывающуюся ситуацию. Последовательная и целенаправленная работа в этом направлении, в том числе привлечение к созданию контента в СМИ и в Интернете социально значимых известных личностей, своевременная экспертная оценка состояния общественной мысли в молодежной среде должны быть положены в основу такой работы.

Примечания

Левада Ю.А. Индикаторы и парадигмы культуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения. 1998. № 3. С. 7-12.

Дубин Б.В. Группы, институты и массы: Культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 4. С. 22-32. Рассадина А.А. Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. С. 155.

2

4 Вайль П.Л., Генис А.А. 60-е: Мир советского человека. М.: Corpus, 2013. С. 278.

5 Рассадина А.А. Акмеологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи // Акмеология. 2010. № 3. С. 27.

6 Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся: Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов // Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. И.Л. Баскакова. М.: МГПИ им. Ленина, 1981. С. 64-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.