Научная статья на тему 'Нравственные начала отечественной прессы в историческом аспекте'

Нравственные начала отечественной прессы в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА / НРАВСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / НРАВСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE PRESS / HISTORICAL ASPECT / MORAL BASICS / MORAL-POLITICAL AWARENESS OF THE SOCIETY / ENLIGHTENMENT / RUSSIAN JOURNALISM / MORAL ATTITUDES OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кутьёва Надежда Викторовна

В историческом аспекте, начиная с выхода в свет в 1703 г. газеты “Ведомости”, рассматривается становление отечественной прессы, характеризуется её влияние на нравственное состояние общества и просвещение. Обозначены истоки нравственных подходов к деятельности журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral basics of domestic press from historical perspective

Exposition of domestic press becoming from the first edition of 1703 “Vedomosti” (“Gazette”) edition. Characteristics of its impact on society morals and enlightenment. Roots of journalist moral attitudes.

Текст научной работы на тему «Нравственные начала отечественной прессы в историческом аспекте»

НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Кутьёва Н.В.

Второе января 1703 года - знаменательная дата в жизни отечественной прессы. Именно с этого дня начала регулярно выходить в свет первая российская типографская газета “Ведомости”, которая была организована на основании указов Петра I1.

Первые российские печатные издания, в отличие от заграничных, которые в большинстве своем являлись частными и коммерческими, носили официальный характер и создавались для решения конкретных политических задач. Основная цель выпуска “Ведомостей” патриотична и нравственна - пропаганда в России и при европейских дворах успехов петровских реформ и военных побед [1, с. 3].

Пролистаем номер петровских “Ведомостей” от 2 января 1703 года. Передовица на современном русском языке звучит так:

“На Москве вновь ныне пушек медных гаубиц и мортир вылито четыреста. Те пушки ядрами по 24, по 52 и по 12 фунтов, гаубицы бомбами пудовые и полупудовые, мортиры бомбами девяти-, трех- и двухпудовые, и меньше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек гаубиц и мортир, а меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более сорока тысяч пудов лежит”.

Следующие статьи - о науках (“Повелением его величества московские школы умножаются, и сорок пять человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше трехсот человек учатся и добре науку приемлют”), о приросте населения (“На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу

356 человек"), о международных связях (“Из Персиды пишут, индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен слон в Астрахань сухим путем"), об успехах в разведке полезных ископаемых (“Из Казани пишут, на реке Соку нашли много нефти, и медной руды, из той руды медь выплавили изрядно, от чего чают немалую быть прибыль московскому государству”) [2].

Таким образом, основная тематика газеты “Ведомости” - военное дело, развитие техники и промышленности, строительство флота, просвещение, международные связи. Большая доля публикаций посвящалась победам русской армии, особенно в крупных сражениях при Полтаве, Гангуте, в Прибалтике. Наряду с военной тематикой на страницах газеты нашли отражение проблемы гражданской жизни: основание новой столицы России Санкт-Петербурга, строительство других городов и крепостей, развитие торговли. Здесь же можно найти сообщения о научных достижениях и успехах культуры.

Источником оперативной информации служили официальные документы, донесения послов, ведомственные материалы. Также сведения черпались из иностранных газет, круг которых расширился, по сравнению с началом XVII века, так как их стали привозить еще и из Лейпцига, Парижа, Амстердама. Переводчиками служили сотрудники Посольского приказа, находившиеся под личным контролем директора Печатного двора Ф.П. Поликарпова в Москве и директора новоучрежденной типографии М.П. Аврамова в Санкт-Петербурге.

1 Пробные номера “Ведомостей” были выпущены 16 и 17 декабря 1702 г., но не сохранились в печатном виде. Газета издавалась в Москве и Петербурге одновременно. До 1710 г. она печаталась церковнославянским шрифтом, с 1710 г. - частично гражданским шрифтом, а с 1715 г. новый шрифт окончательно вытеснил церковнославянский.

© Кутьёва Н.В., 2011

Примечательно, что в подготовке “Ведомостей” к выпуску принимал участие сам царь Петр I: отбирал материал для публикации, проверял качество переводов, правил корректуру. Однако, несмотря на это, ошибок и курьезов избежать не удалось. Так, в одном из первых номеров из-за небрежного перевода был искажен смысл сообщения, в котором вместо того, чтобы написать о кораблях, отплывающих на Ямайку, было напечатано, что корабли отправились на ярмарку.

В 1719 году по приказу царя ответственными за выпуск “Ведомостей” в Петербурге был назначен Борис Волков, а также один из лучших переводчиков того времени Яков Синявин. Они стали первыми русскими журналистами, систематически работавшими в периодическом органе печати. Усилиями этих людей газета постепенно превратилась в рупор правительственных идей. Будучи “газетой новостей”, “Ведомости” решали политические задачи не только благодаря тенденциозному отбору фактов, их комментированию, но и размещению на полосе. Так, о временных неудачах Петра I в ходе Северной войны “Ведомости” умалчивали, зато сообщения о победах подавались броско, на первых страницах, а иногда и в специальных выпусках. Форма подачи и комментарий такого значительного события, как восстание под руководством Кондратия Булавина, подтверждают политическую тенденциозность газеты: “Донской казак, вор и богоотступник Кондрашка Булавин умыслил ... учинить бунт. Собрал к себе несколько воров и единомышленников и посылал прелестные письма во многие города и села, призывая к своему воровскому единомыслию” (“Ведомости”, 20 июля 1703 г.).

Если сначала в газете преобладала хроника, событийные заметки, то постепенно их сменили политический фельетон (в то время он получил широкое распространение и в западной прессе), аналитические статьи, и в зачаточной форме - зарисовки, репортажи, корреспонденции. В некоторых материалах появились элементы публицистичности. Читателю адресова-

лись комментарии на важные события внутренней и внешней политики.

В “Ведомостях” стали печататься объявления о новых вышедших книгах. В 1710 году здесь обнародовали первый “Реестр книгам гражданским” - прообразом современной библиографической росписи. Важным новшеством, введенным Петром Первым, стало толкование непонятных русскому человеку иностранных слов. Именно из газеты читатель знакомился с такими понятиями, как “консилиум-совет”, “негоциация-договор”, “ювелы-драгоцен-ности”. Введение новой терминологии позволило оживить литературный язык и приблизить его к европейским лексическим нормам.

Можно утверждать, что “Ведомости” оказывали влияние на гражданско-нравст-венное воспитание россиян. Эта газета фактически декларировала нравственные ценности, утвержденные петровской эпохой, среди которых первостепенными были патриотизм и стремление к знаниям. По словам В.О.Кпючевского, “в деятельности Петра Великого впервые ярко проявились именно народно-воспитательные свойства власти, едва заметно мерцавшие и часто совсем погасавшие в его предшественниках”. Подобный взгляд на власть как на нравственный долг и служение Отечеству не был присущ прежнему “древнерусскому сознанию”. “Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага, -пишет историк, - такое сочетание понятий было не вполне ясно для обычного сознания древнерусского человека и мало привычно для его обиходной житейской практики” [3].

Создание первой русской газеты способствовало не только внедрению новых политических идей, но и трансформации нравственно-политического сознания общества. На это “работало” и оформление газеты, как теперь говорят, “визуальный ряд”2. Уже в первых номерах заглавную страницу украшала гравюра, изображающая парящего над Невой на фоне Петропавловской крепости Меркурия, покровителя торговли и известий. А в письме Пет-

2 Визуальный ряд - всё то, что мы видим (в рекламном ТВ-ролике, на полосе печатного издания, на городском билборде), то есть все виды изображений, которые воспринимаются нами в своей совокупности и создают “общее зрительное впечатление” (http://shpargalki.ru/news/3632.html).

ра I о победе над шведами под Полтавой первые абзацы напечатаны киноварью. Это вызывало у читателя ассоциацию с важностью публикуемого сообщения. Таким образом, петровские “Ведомости” дают образцы применения цветной печати с целью воздействия на восприятие и сознание читателя.

В 1728 году издание “Ведомостей” было передано Академии наук, они стали выходить под названием “Санкт-Петербургские ведомости”. Несомненно, это издание, некогда курируемое Петром Первым, оказало значительное влияние на дальнейшее успешное развитие русской журналистики, а официальная печать в дальнейшем развивалась и совершенствовалась под непосредственным наблюдением царей.

В 1728 г. появился журнал “Примечания”, в котором в 1741 г. работал как автор и переводчик М.В. Ломоносов. Здесь были опубликованы некоторые его оды и переводы научных статей. Ломоносов-журна-лист с 1748-го по 1751 г. также фактически являлся редактором газеты “Санкт-Петербургские ведомости”, сотрудничал и в журнале “Комментарий” (с 1750 г. - “Новый комментарий”), издававшемся на латинском языке Академией наук. В “Комментарии” опубликована статья М.В. Ломоносова “О должности журналистов”, в которой фактически впервые был сформулирован моральный кодекс журналиста, пишущего на научные темы, и вообще человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности.

М.В. Ломоносов призывал к правдивости, правильному пониманию противника, формулировал важнейшие профессиональные качества журналиста. Эти нравственные подходы к журналистской деятельности, несомненно, актуальны и сейчас. Процитируем некоторые положения ломоносовской статьи:

1. Кто берется сообщать публике содержание новых сочинений, должен наперед взвесить свои силы, ибо он предпринимает труд тяжелый и весьма сложный, которого цель не в том, чтобы передавать вещи известные и истины общие, но чтоб уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным. Говорить о них неверно и нерассудительно - значит под-

вергать себя презрению и осмеянию, значит уподобляться карлику, который хотел бы поднять на своих плечах горы.

2. Чтобы быть в состоянии произнести приговор истинный и справедливый, надобно освободить свой ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения и не требовать, чтобы авторы, которых мы беремся судить, рабски подчинялись идеям, господствующим над нами...

4. Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные. Это как бы порывы, доставляющие им возможность достигнуть знаний, до которых умы низкие и пресмыкающиеся в пыли никогда добраться не могут.

5. Особенно же пусть журналист запомнит, что всего бесчестнее для него красть у кого-либо из своих собратьев высказываемые ими мысли и суждения и присваивать их себе, как будто бы он сам придумал их, тогда как ему едва известны заглавия книг, которые он уничтожает...

6. Журналисту позволяется опровергать то, что, по его мнению, заслуживает того ... но кто уже раз берется за то, должен вполне ознакомиться с мыслями автора... Журналист не должен особенно воображать, что непонятное и необъяснимое для него таково же и для автора...

7. Наконец, он никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений. Выполняемое им дело само по себе уже неприятно для самолюбия тех, кого оно затрагивает; было бы с его стороны очень неблагоразумно оскорблять их намеренно и вынуждать к обнаружению его бессили [4].

По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета “Московские ведомости”, а еще ранее ученый убедил правительство издавать академический журнал “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие” (1755) [5].

Императрица Екатерина II также активно участвовала в развитии русской журналистики и была основным автором в журнале “Всякая всячина” (1769 - 1770). Императрица-журналист стремилась привить

отечественной журналистике и литературе охранительные тенденции, поддержку монархии и прославление государства. Ее сатира “в улыбательном духе” не затрагивала конкретных лиц, а указывала на общечеловеческие пороки и слабости. “Всякая всячина” послужила примером для организации других сатирических еженедельников. Кроме того, Екатерина II издала “Выборные российские пословицы”, построенные таким образом, что от имени народа декларировались такие нравственные ценности как самодержавие, смирение, покорность. Темы просвещения, борьбы с бескультурьем звучали на страницах журналов Н.И. Новикова (1744 - 1818) - еженедельников “Трутень” (1769 - 1770), “Живописец” (1772 -1773), “Кошелек” (1774).

Вот некоторые цитаты из сатирического журнала “Трутень”, где нравственный идеал эпохи просвещения - человек разумный, образованный, справедливый - противопоставляется облеченным в сатирах “трутням”:

“Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие смотреть могут его видеть безденежно по многим улицам сего города”.

“В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пуд; желающие в поставке оного подрядиться могут явиться в оном месте”. “Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить могут его сыскать в здешнем городе”.

“Змеян, человек неосновательный, ездя по городу, кричит и увещевает, чтоб всякий помещик, ежели хорошо услужен быть хочет, был тираном своим служителям; чтоб ни прощал им ни малейшей слабости, чтоб они и взора его боялись, чтоб они были голодны, наги и босы и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании. В самом деле Змеян поступает со своими рабами, как проповедует. О человечество! Колико ты страждешь от безумия Змеянова! И если б все дворяне пример брали с сего чудовища, то бы не было у нас, кроме мучителей и мучеников” [6].

Надо отметить, что между журналом “Всякая всячина” и журналами Новикова

развернулась полемика. Новиков отстаивал сатиру на лица, Екатерина II защищала сатиру на пороки, то есть сатиру абстрактную, морализующую.

Разумеется, внешнюю победу одержала Екатерина: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов, критиковавших крепостничество, взяточничество, галломанию дворянства и придворных, распущенность нравов и прочие социальные грехи их реальных носителей - дво-рян-помещиков, чиновников [5].

В целом, нравственная направленность российской прессы XVIII века состояла в пропаганде и поддержке державных интересов и общепринятого порядка, а журналистика с самого начала была “делом государственным и серьезным” [1, с. 5 ].

В XIX веке, особенно после буржуазных реформ 60-х гг., Россия вступила на путь капитализма. Зародились и стали активно издаваться частные газеты, характер журналистики несколько изменился: с ростом городов появился массовый читатель, сняли ограничения на публикации частных объявлений и рекламы, что способствовало коммерциализации прессы. Несмотря на бурное развитие журналистики, власть продолжала ее держать под своим контролем [1, с. 4]. Временные правила печати 1865 г. подвергали предварительной цензуре иллюстрированную, сатирическую и провинциальную печать, сохраняли наблюдательную цензуру по отношению к столичным журналам, ежедневным газетам и книгам объемом более 10 печатных листов. Временные правила печати 1882 г. давали право совещанию четырех министров прекращать издание любой газеты или журнала, а издателей и редакторов лишать права продолжить деятельность, если она признавалась вредной. По этим правилам в 1884 г. были закрыты за критику существующего строя, то есть по политической причине демократические журналы “Отечественные записки” (1868 - 1884) и “Дело” (1866 - 1884).

Появление в XIX в. так называемой бульварной прессы, объектом изображения которой перестали быть явления и события нравственные, духовные и значимые для общества, связано с экономическими реформами: развитием капитализ-

ма, появлением частных изданий, коммер-циализациией прессы. Однако и в этих условиях государство стремилось держать прессу под своим контролем с помощью цензуры.

К началу XX века наряду с качественной печатью (большими общеполитическими газетами) стала стремительно развиваться “малая” бульварная пресса. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев в своей статье “Печать” отозвался о росте отрицательных буржуазных явлений в печати следующим образом: “Газета, несомненно, служит для человечества важнейшим орудием культуры. Но, признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и обмена мыслями и мнениями путем газеты, нельзя не видеть и того вреда, который происходит для общества от безграничного распространения газеты, нельзя не признать с чувством некоего страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила, нависшая над человечеством. Каждый день, поутру, газета приносит нам кучу разнообразных новостей. В этом множестве многое ли пригодно для жизни нашей и для нашего образовательного развития? Многое ли способно поддержать в душе нашей священный огонь одушевления на добро? И напротив -сколько здесь такого, что льстит нашим самым низменным склонностям и побуждениям! Могут сказать, что нам дают то, что требуется вкусом читателей, что отвечает на спрос. Но это возражение можно обернуть: спрос был бы не такой, если б не так ретиво было предложение” [7].

Итак, в петровскую эпоху сформировались нравственные начала отечественной журналистики. Нравственная направленность российской прессы состояла в пропаганде и поддержке интересов страны и общепринятого порядка, в просвещении. Но слова К.П. Победоносцева, к сожалению, стали пророческими по отношению к современной прессе: и “роковая, таинственная, разлагающая сила, нависшая над человечеством”, и “угасание в душе священного огня воодушевления на добро” - эти болезни человечества, именуемые безнравственностью и бездуховностью, сегодня заразили многие СМИ.

Литературе

1. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография. М., 2001.

2. http://vorcuta.ru/articles-massmedia_ newspaper1.htm

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вст. ст. и прим. В.А. Александрова. М., 1990. С. 197.

4. http://vivovoco.rsl.rU/VV/MISC/4/LOM ONOSOV.HTM

5. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 - 1917): Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие. Хрестоматия. Темы курсовых работ). М., 2000.

6. Трутень. Лист VI. Июня 2 дня // Русская литература XI - XVIII вв. М., 1988. С. 320 -322.

7. Победоносцев К.П. Печать // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М.,1996. С. 33 - 46.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭТИКИ ЗАГОВОРОВ В ЦИКЛЕ А.М. РЕМИЗОВА «ЛИМОНАРЬ, СИРЕЧЬ: ЛУГ ДУХОВНЫЙ»

Привалов И.В.

Творчество А.М. Ремизова всегда не- его и перерабатывать для своих произведе-разрывно связано с фольклорным на- ний. Писатель-мистик, Ремизов с его любо-следием. Уже с детства он знаком с вью к фольклору не мог обойти вниманием народным творчеством, а в зрелые годы один из наиболее “мистических” жанров продолжает изучать фольклор, собирать народного творчества - заговор.

© Привалов И.В., 2011

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.